{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Выживут только верблюды

Правила игры в венчурном бизнесе радикально изменились. То, что раньше обеспечивало хорошие шансы на успех, теперь гарантирует стартапу быструю смерть

​Рыбаков Медиа

В течение десятилетий модель роста в Силиконовой долине оставалась неизбежной. Для стартапа важно лишь два фактора – завоевание рынка и отсутствие нехватки денег. Это похоже на скоростной бег на продолжительную дистанцию на энергетиках.

Теперь, в эпоху после СOVID-19, это не работает. Да, многие компании преуспели в этой схеме – такие единороги, как Uber и Airbnb. Эти компании предлагали огромные субсидии и скидки для привлечения клиентов и стремительного роста.

Однако теперь судьба классического стартапа – это умереть.

В обычной модели предприниматель сжигает все ресурсы в борьбе за расширением рынка и инновациями. И, скорее всего, в новой среде ресурсы у него закончатся до того, как он достигнет поставленных целей. Бегун бежит очень быстро и умирает. У него нет ни капли подкожного жира. В мире, где потребительские расходы замедляются, а «великий дурак» исчезает, стартап-бизнес оказался в пустыне.

А в пустыни побеждают не бегуны, а верблюды.

Что отличает эти компании? Расскажу на примере своей технологической корпорации Prytek, в которой мы масштабируем успешные локальные компании в многонациональные корпорации. В ней я с моими партнерами Андреем Яшунским, Арноном Шиболетом и Яиром Серусси реализуем именно эту модель – выращивание компаний-верблюдов.

Итак, первое. Верблюды с самого начала сосредоточены на создании продукта или услуги, которая удовлетворяет критически важную потребность клиента. И они сразу берут адекватную плату за создаваемую ими стоимость.

Например, компания HackerU создает услугу для удовлетворения критически важной потребности следующим образом. «Наша компания строит программу обучения используя опыт аудита информационной безопасности со всего мира, собирая актуальный материал и применяя его в виде практических задач – в созданных HU тренажерах для студентов, в виде лабораторных работ», – рассказывает управляющий партнер HackerU Александр Авакянц.

Компании-верблюды не субсидируют продажи в интересах роста – классическая фишка стартапа, ставшая в новых условиях критической уязвимостью. Модель верблюдов имеет устойчивую экономику с самого начала.

Второе. Верблюды гибко управляют расходами. В хорошие времена они растут, однако в любой момент, как только необходимо, они готовы вернуться к устойчивому состоянию. Яркий пример Delta Capita. В рейтинге 2020 года быстро растущих компаний Financial Times назвала Delta Capita наиболее быстро растущей финансовой консалтинговой компанией в Европе. А в марте PRYTEK инвестировал в Delta Capita 50 млн долларов. Так что теперь эта компания часть PRYTEK – в самый разгар глобальной финансовой турбулентности тот верен своей стратегии покупки и выращивания компаний-верблюдов.

Наконец, третье. Верблюды играют в долгую. Они смотрят за горизонт. Хороший пример известная компания Zoom, которая выстрелила в эпоху резкого роста дистанционного общения из-за коронавируса. Это не значит, что Zoom ставила на появление подобного феномена. Но у них было долгосрочное видение и оно принесло им фантастический успех.

Верблюды живут в одной из самых сложных экосистем в мире. Их конек – устойчивость. Так они превращают проблемы среды в собственные преимущества и процветают в долгосрочной перспективе. Добро пожаловать в пустыню!

0
80 комментариев
Написать комментарий...
Aleksandr Oleynikov

Рыбаков после выхода из своего "рубероидного" бизнеса полез в "смузи-инновации". Компания PRYTEK это нечто типа закоса под Seqoiya, но очень тупое.
Тупое - потому что занимается "карго-культом", т.е. копирует "смузи"-форму не понимая, и не в состоянии осознать содержание. (при том , что "содержание" вообще НЕ достижимо в их действующей системе координат).

 Вот он в статье пишет что ранее побеждали стартапы-спринтеры (UBER Airbnb) которые очень быстро бежали , жгли деньги инвесторов, чтобы быстрее расширятся.

А теперь ,мудро предполагаемая им - "новая реальность" ! Оказывается , что теперь есть риск, что такому бегущему вперед "стратапу-спринтеру" не хватит этого жирка и он не добежит и погибнет в пустыне.

Поэтому надо стать "верблюдом" и с горбами полными нала, медленно и типа "безрисково" куда-то шествовать.

 Ну понятно, что чушь собачья. Сам факт попытки выявить нечто в этом "противопоставлении" бессмысленен. 
Ни к одному признаку касающемуся что параметров рынка, что бизнес-модели и прочих реально влияющих факторов это не имеет никакого отношения.

 Грубо говоря вы не увеличите выручку , если будете раздавать томатный суп сотрудникам ровно в 12:53 в то время, как раньше, предположим в каком-нибудь Фейсбук, его раздавали в 14:14.
А что в этом случае произойдет? А ничего. Это просто пустой не влияющий фактор.
Все проекты PRYTEK "имитационные" бессмысленные. Страшно даже представить какие там потери. 
Интересно Рыбаков там свои бабки утилизирует или чужие, всяких жирных гусачков со строны? Он же "миллиардер"!
Если чужие - то все понятно. Он принимает нал , сразу берет свою дольку, а дальше, извините - Его Величество Рынок! Но моя долька будет со мной!

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

ТС выступает, судя по живым манерам и психологическому облику, на равных в Стартап шоу (это там, где Алехин, Мартыненко, и др.).
Это может означать как реально равновеликие вклады в новые Проекты, так и привлечение других инвесторов, отталкиваясь от имиджа успешного человека.
При этом использование уничижительного оттенка в термине "рубероидный" бизнес", не помогает понять суть происходящего и проверить предположения.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Oleynikov

Ключевой момент это то есть ли там его деньги или нет. Если это "инкубатор" на котором он зарабатывает "без боли" (как скорее всего дело и обстоит) то он уже на скользкой дорожке. 
И вдвойне скользкой, глядя на "список проектов". 
А суть происходящего, более всего,  поможет понять самый "звездный" проект PRYTEK . Вы можете его указать? Вот отталкиваясь от него и будем плясать дальше.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Да я вообще - зритель в зале на Покровке, 47, и здесь на VC.
Просто пытаюсь анализировать в условиях неполной информации.
И не подсказываю "хореографических" решений)))

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Oleynikov

Так посмотрите сайт PRYTEK\Delta - там же все проекты имеются. Я высказал мнение что они все имитационные и "карго-культ". Все эти "иконки".
Но все равно... эти  статьи пишет на само туловище и оно даже и прочитать их осмысленно не смогёт. 

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

"Чукча - не читатель..."(с)
Мне интересно пользоваться английской народной мудростью: чтобы узнать вкус пирога, не обязательно его съесть целиком".

Ответить
Развернуть ветку
77 комментариев
Раскрывать всегда