Выживут только верблюды

Правила игры в венчурном бизнесе радикально изменились. То, что раньше обеспечивало хорошие шансы на успех, теперь гарантирует стартапу быструю смерть

​Рыбаков Медиа

В течение десятилетий модель роста в Силиконовой долине оставалась неизбежной. Для стартапа важно лишь два фактора – завоевание рынка и отсутствие нехватки денег. Это похоже на скоростной бег на продолжительную дистанцию на энергетиках.

Теперь, в эпоху после СOVID-19, это не работает. Да, многие компании преуспели в этой схеме – такие единороги, как Uber и Airbnb. Эти компании предлагали огромные субсидии и скидки для привлечения клиентов и стремительного роста.

Однако теперь судьба классического стартапа – это умереть.

В обычной модели предприниматель сжигает все ресурсы в борьбе за расширением рынка и инновациями. И, скорее всего, в новой среде ресурсы у него закончатся до того, как он достигнет поставленных целей. Бегун бежит очень быстро и умирает. У него нет ни капли подкожного жира. В мире, где потребительские расходы замедляются, а «великий дурак» исчезает, стартап-бизнес оказался в пустыне.

А в пустыни побеждают не бегуны, а верблюды.

Что отличает эти компании? Расскажу на примере своей технологической корпорации Prytek, в которой мы масштабируем успешные локальные компании в многонациональные корпорации. В ней я с моими партнерами Андреем Яшунским, Арноном Шиболетом и Яиром Серусси реализуем именно эту модель – выращивание компаний-верблюдов.

Итак, первое. Верблюды с самого начала сосредоточены на создании продукта или услуги, которая удовлетворяет критически важную потребность клиента. И они сразу берут адекватную плату за создаваемую ими стоимость.

Например, компания HackerU создает услугу для удовлетворения критически важной потребности следующим образом. «Наша компания строит программу обучения используя опыт аудита информационной безопасности со всего мира, собирая актуальный материал и применяя его в виде практических задач – в созданных HU тренажерах для студентов, в виде лабораторных работ», – рассказывает управляющий партнер HackerU Александр Авакянц.

Компании-верблюды не субсидируют продажи в интересах роста – классическая фишка стартапа, ставшая в новых условиях критической уязвимостью. Модель верблюдов имеет устойчивую экономику с самого начала.

Второе. Верблюды гибко управляют расходами. В хорошие времена они растут, однако в любой момент, как только необходимо, они готовы вернуться к устойчивому состоянию. Яркий пример Delta Capita. В рейтинге 2020 года быстро растущих компаний Financial Times назвала Delta Capita наиболее быстро растущей финансовой консалтинговой компанией в Европе. А в марте PRYTEK инвестировал в Delta Capita 50 млн долларов. Так что теперь эта компания часть PRYTEK – в самый разгар глобальной финансовой турбулентности тот верен своей стратегии покупки и выращивания компаний-верблюдов.

Наконец, третье. Верблюды играют в долгую. Они смотрят за горизонт. Хороший пример известная компания Zoom, которая выстрелила в эпоху резкого роста дистанционного общения из-за коронавируса. Это не значит, что Zoom ставила на появление подобного феномена. Но у них было долгосрочное видение и оно принесло им фантастический успех.

Верблюды живут в одной из самых сложных экосистем в мире. Их конек – устойчивость. Так они превращают проблемы среды в собственные преимущества и процветают в долгосрочной перспективе. Добро пожаловать в пустыню!

0
80 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Солозобов

Игорь, на VC  аудитория отличается от инстаграмм. Здесь люди хотят читать про конкретный опыт.
Уверен, многим будет интересно, как работает рынок кровельных материалов и изоляции, как работаете с гос заказами, с дилерами, с крупными, с мелкими заказчиками. Как строится менеджмент в вашей компании, как запускаете или покупаете новый завод, как измеряете долю рынка и так далее.
Даже про выпуск полимерных мембран будет читать интереснее, чем вот это все. 
Посмотрите или дайте вашим контентщикам на изучение https://vc.ru/about/audience

Ответить
Развернуть ветку
Николай Малков

Такой большой , а пишете письма дел морозу. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Солозобов

Не оставляет надежда, что хотя бы раз в месяц Рыбаков просматривает, что от его имени пишут и какая реакция на его продвижение.
А может контент-менеджер пройдет по Технониколю, пособирает полезный материал и сделает добротный контент.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Oleynikov

Он значительно тупее. Такую статю ЭТО не смогло бы осилить никогда.

Ответить
Развернуть ветку
Scott Freak

Слушал его выступление с Новоселовым на Остров 1021 - https://www.youtube.com/watch?v=QZD1pEGbjtQ с тех пор с интересом смотрю за его работами. Как понял его цель - чтобы в России через 10 лет было 50 миллиардных бизнесов. Неплохой задел по масштабу, поддерживаю :)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Малков

Лучше бы Вы верили в то, что зарплату на заводах сделали человеческую, а не 30 тысяч рублей.

Ответить
Развернуть ветку
Scott Freak

в моих краях средняя з/п 25 тысяч рублей в месяц. 30 - ты уже красавчик.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Малков

Ничего! Скоро станете миллиардером! Поддерживайте дальше!

Ответить
Развернуть ветку
Scott Freak

Не могу понять вашу логику, мне кажется что-то не сходится, но тем не менее - вам тоже удачи :)

Ответить
Развернуть ветку
77 комментариев
Раскрывать всегда