Как я увлек детей учебой, чтобы они не отвлекали от работы на дому

У меня два сына-близнеца Витя и Максим. Пока мы находились в вынужденной изоляции дома, дети сами захотели учиться и полюбили математику, русский язык и программирование. А главное, стали меньше отвлекать от работы. Как это было…

Статью я писал еще до всеобщей самоизоляции. Но в связи с массовыми домашними посиделками сейчас она будет особо актуальна.

В статье личный опыт:

  • как проходила адаптация детей к школе;
  • почему я не заставлял делать уроки;
  • как в игра и соперничество вовлекли в школьные предметы;
  • почему дети хотят стать программистами;

Почему дети не хотели учиться

Братья-близнецы — это два гиперактивных ребенка, которые постоянно стараются друг друга обогнать в чем угодно и доказать свое превосходство. Поэтому они дерутся, доказывают свою правоту, перебивают друг друга и все время требуют какой-либо активности.

Не получая от взрослых задач или занятий, они придумывают их сами (согласно своему возрасту, конечно). Они не ищут поддержки своим действиям со стороны, так как поддержка всегда рядом в лице брата. При этом отсутствует распределение ролей, как у братьев разного возраста.

В детском саду такая самостоятельность в занятиях импонировала воспитателям. Братья всегда сами находили, чем им заниматься на прогулке, в какие игры и какими игрушками играть. И вовлекали в игры остальных. Могли бегать, как метеоры, а могли часами собирать конструктор, лепить или рисовать.

Учительницу же первого класса напрягает чрезмерная активность детей: на уроках не слушают, постоянно вертятся, отвлекаются, не хотят учиться, на переменах бегают по школе. Обратитесь к психологу!

Школьный психолог сказала, что все в порядке. Это адаптация, и все наладится. Дети еще не наигрались. И переход из детского сада за парту для них огромный стресс. Для поддержания детей дала такие рекомендации:

  1. Занять ребенка кружками, где он может проявить свои творческие способности. Необязательно спортивные секции с жесткой дисциплиной.

  2. Чаще играть с детьми и дурачиться.

  3. Чаще организовывать семейные выезды по городу или за город.

  4. Организовать распорядок дня, где уроки будут занимать определенную небольшую часть времени.

Слова «надо» или «ты должен» уже вызывают у каждого ребенка апатию и потерю интереса к чему-либо. Так уж устроена человеческая психология, не только детская. Если сильно давить, то можно у ребенка выработать стойкое отвращение к учебе.

Поэтому дома за уроки детей было не усадить. Объяснения, что каждый ребенок ходит в школу и делает домашние задания, повисали в воздухе. За стол они садились в двух случаях. Если самим было что-то интересно или хотели провести время с родителем.

Делать домашки с детьми я в принципе не собираюсь. Могу только помочь, подсказать. Наседать, заставлять, пихать — тоже не мое.

На одном из родительских собраний учительница рассказывает про какие-то обучающие платформы «Заврики» и «Лисенок», на которых стоит зарегистрироваться и решать задачи, чтобы прибавить в знаниях.

Я проигнорировал. Дети и школьную программу не шибко-то хотят решать, а тут еще дополнительные занятия… Но все изменила одна случайность.

Почему мы оказались дома

Однажды Витя упал с ватрушки и сломал ключицу. В травмпункте сказали, что несколько недель придется провести дома. Витя был рад такой перспективе: можно целыми днями смотреть телевизор и ролики на YouTube, играть в компьютерные игры, пока его одноклассники зубрят математику и учат правила русского языка.

Я понимал, что с таким досугом на больничном сын сильно отстанет от школьной программы. Мне не хотелось изображать надзирателя и заставлять Витю делать уроки. Это испортило бы отношения, да и мне пришлось бы отвлекаться от работы. Нужно было что-то придумать.

Тут-то я и вспомнил про «Завриков» и другие советы классного руководителя. Нашел в поиске образовательный портал «Учи.ру», создал аккаунт для сына и показал ему, как играть. Именно играть, а не «заниматься» или «учиться».

Учеба, игра или состязание

Витя за десять минут с интересом прошел пять карточек и исчерпал лимит бесплатной версии. Понимаю, что если сейчас не продолжить, интерес у ребенка пропадет и завтра уже сложнее будет втянуть его в эту игру. Поэтому я оплатил подписку.

Тягу к игре (обучению) подстегнул формат марафона и турнирная таблица. А когда сын увидел, что его одноклассники тоже играют, у него появилась цель: выйти в лидеры по классу и школе. Витя стал решать задачки по математике и делать упражнения по русскому языку.

Практически сразу к онлайн-соревнованию подключился и Максим: «О, новая игра? Я тоже хочу!» После этого процесс обучения пошел как по маслу.

Близнецы любят соревноваться друг с другом, часто ругаются и даже дерутся, но друг без друга скучают. Самое страшное наказание — когда их разводят по разным комнатам. Поэтому дети быстро делают вывод: нужно находить компромисс и жить дружно.

Конечно, долго сидеть за компьютером вредно, но этот вред компенсируется пользой, которую ребенок получает в процессе обучения, — приобретением новых знаний, развитием логического мышления.

Задания выстроены по принципу «осваиваешь материал, а потом проверяешь знания».

И так по каждой теме. То есть присутствие взрослого вообще не требуется.

Примеры на логику.

Есть и творческие задания: например собрать узоры из камней, раскрасить шары.

Я не идеальный папаша, у которого все четко по расписанию: обед, прогулка, садимся за уроки и отбой. Для меня важнее найти то, ради чего захочется вставать утром, идти в школу или на работу, садиться за рабочий стол или за компьютер. Только в состоянии полета и вдохновения мы развиваемся, учимся, создаем новое.


Пока Витя был на больничном, дети подтянули оценки по школьным программам, а потом открыли для себя курс программирования.

Курс программирования

Курс напоминает аркадные компьютерные игры. Он разбит на уровни, а на каждом уровне — задачи с возрастающей степенью сложности. Дети решают логические задачи и видят, как меняется код в правой части интерфейса.

Мне понравился курс программирования формой подачей материала: дети решают довольно простые задачи, учатся понимать код и пробуют его писать. Получают новые знания и добиваются успеха в игровой форме.

— А чем занимаются программисты? — спросил Витя.

— Они пишут игры и полезные программы, а за это получают деньги. Даже школьники могут зарабатывать.

— Я хочу стать программистом и зарабатывать много денег. Себе куплю сенсорный телефон, а потом мы вместе поедем в горы! — ответил сын.

Мне как сумасшедшему папаше хотелось, чтобы Витя с Максимом стали лучшими в турнире. Еле сдерживал себя, чтобы не решить быстренько все задачки за детей. Такие действия только навредили бы, кому нужна нечестная победа. Поэтому вся помощь сводилась к объяснениям сложных моментов в материале курса.

Результаты ребенка показываются постоянно в таблице и мотивируют к дальнейшим свершениям.

По классу
По школе

Марафон для нас оказался спринтом, так как мы зарегистрировались лишь за шесть дней до окончания. Дети бежали домой со школы, чтобы снова сесть за компьютер и набрать заветные баллы. В турнире дети заняли второе-третье места.

На этом Витя с Максимом не остановились. Они продолжают изучать курс, чтобы стать лучшими в этой области.

Пока ребенок учится, можно заняться рабочими проектами, не отвлекаясь на «пап, поиграй со мной». Таким образом я сэкономил кучу времени и нервов — на объяснения ребенку новой темы, решение задач и упражнений, исправление ошибок.

О мотивации

Начальная школа дает базовые знания и мотивацию к дальнейшему обучению. Беда в том, что не у всех детей в таком возрасте развита самодисциплина. Как можно спокойно сидеть за партой, когда на улице хорошая погода, кто-то из друзей сидит дома и смотрит новую серию мультфильма, а учительница скучно объясняет какие-то правила и заставляет решать задачи?

Внимание рассеивается, оценки снижаются, а ребенок начинает тратить кучу времени на то, как объяснить плохую успеваемость маме с папой. Так и родители добивают фразами: «У меня в твои годы были одни пятерки» или «Не будешь играть, пока не исправишь свои оценки».

Ребенок испытывает чувство вины, становится неуверенным, теряет интерес к обучению, впадает в стресс. А длительный стресс уже может привести к серьезным проблемам со здоровьем.

Увлекательная игра, дух соперничества и помощь родителей вдохновляют. Поэтому я считаю, что лучше вовлекать детей в обучение через игру.

Фото с сайта «Учи.ру». Видимо, какая-то элитная школа с ноутбуками

Если бы процесс обучения выглядел так, как на картинке, дети с радостью бежали бы в школу за новыми знаниями.

О подходе к обучению

Я против того, чтобы дети учились только за ноутбуками. Все же важно развивать навык письма, моторику рук и память — «лучше запомнишь, если запишешь и несколько раз повторишь». Но это уже другая история.

Дам несколько простых советов родителям, которые не знают, как мотивировать детей на дистанционное обучение во время карантина. При этом не важно, какую платформу вы выберите.

Как делать не стоит:

  • Так, марш за уроки. Твоя классная прислала задания, их нужно сделать сегодня.
  • Ты математику сделал? Почему? Кто на прошлой неделе тройку принес?

Такими фразами вы давите на ребенка. Он будет сопротивляться и делать все наперекор. Результат — наказание за непослушание и испорченные отношения. Оно вам надо?

Как лучше:

  • Я тут интересную игру нашел, называется «Заврики». Хочешь попробовать?

Увлекаем, а не навязываем учебу.

  • О, да в нее все твои одноклассники играют!

Запускаем социальное доказательство. Обязательно обращаем внимание на то, что в списке игроков есть друзья ребенка.

  • Какие карточки хочешь разгадать? Русский или математику?

Показываем, что у ребенка есть свобода выбора. Например, мои дети разобрались с математикой, русским языком и окружающим миром, а потом самостоятельно сели изучать английский, хотя в школьной программе этого предмета пока нет.

  • Ого, ты справился с математикой на 45%? Здорово! А до 100% дойти слабо?

Ребенок не только быстрее справится с таким предметом, но и захочет подтянуть знания в других областях. Желания быть лучшим во всем никто не отменял.

  • Можешь играть, но только до… (указать время)

Ребенок сделает вывод, что если его ограничивают, значит он играет, а не делает скучные уроки. Такая фраза не только сохранит интерес, но и минимизирует вред здоровью от долгого сидения за компьютером.

Как видите, вполне реально одним махом мотивировать ребенка на самостоятельное обучение, избавить себя от роли надзирателя и сэкономить время на проверке уроков. Все в плюсе.

P. S. Репостните эту статью тем, у кого есть дети. Надеюсь, она поможет с пользой провести вынужденные каникулы дома.

А чем будут заниматься ваши дети на каникулах?

0
98 комментариев
Написать комментарий...
Дарья Сазанова

Как будто на "Страна мам" зашла...

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shibaev

не, ну статья конечно плосковата, но в целом не ужасная нативочка. Гайз, ну пиишите вы что ль статьи, соответствующие ресурсу. Ну можно же написать сильно интереснее и объёмнее.

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

по моему, нативочка просто отличная. как минимум лучшая за месяц

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shibaev

ну она может и лучшая за месяц, но это скорее о качестве других говорит(

Ответить
Развернуть ветку
95 комментариев
Раскрывать всегда