Стресс-тест стартапа за семь дней: как похоронить плохую идею, не начав тратить на нее деньги

Лонгрид о том, как в первую неделю работы над проектом понять, стоит ли игра свеч.

Привет, я Влад. Уже несколько лет помогаю компаниям и частным предпринимателям запускать новые проекты на самых разных рынках — от геймдева до онлайн-образования. За время своей практики успел заметить, что у многих фаундеров есть желание как можно раньше начать тратить деньги на проверку своей гипотезы, создавая продукт, вкладывая деньги в рекламу или заказывая брендинг у Лебедева (за 100 тысяч, само собой).

Однако убежден, что базовая проверка жизнеспособности гипотезы может быть произведена всего за неделю руками одного только фаундера, при этом абсолютно бесплатно. Для этого я предлагаю заполнить файл, который назвал «Стресс-тест-документ».

Документ делится на четыре раздела, каждый из которых предлагает провести мини-исследование самого себя, рынка или продукта. Когда все разделы успешно пройдены, фаундеру будет предложено девять вопросов. При положительном ответе на каждый из них можно запускать проект.

Приступим! Раздел первый — миссия

Как бы смешно это ни звучало, но я достаточно часто сталкиваюсь с тем, что фаундер не может ответить на банальный вопрос: «А нафига тебе вообще этот проект? Ради чего ты хочешь им заниматься?» На меня смотрят как на идиота, пучат глаза и потирают лоб, потому что зачем я это спрашиваю — проект делается для денег. Вот тут выгода, тут клиент, тут бабки на карман, тут новый «Кадиллак».

Если вы сейчас планируете проект ради денег — лучше просто найти хорошо оплачиваемую работу, серьезно, сэкономите массу сил.

Стартап — это боль, слезы и пот. Пока вы пройдете путь от проверки первой гипотезы до журнала Forbes (если вообще пройдете), вы узнаете, что такое семь кругов ада. Что вас будет мотивировать все это время? «Кадиллак» в топовой комплектации? Если так, то вы ахренеть как любите «Кадиллак», но вероятнее всего настоящей мотивацией станет ваша вера в то, что вы создаете что-то действительно меняющее мир и жизни людей.

Сядьте и подумайте — что заставит вас не спать ночами, обивать пороги инвесторов и работать до седьмого пота? Во что вы сами верите? Что будет вашим ориентиром, независимо от роста оборотов и размера компании?

И получив ответ на этот вопрос — запишите его в первый раздел. Это и есть та самая миссия, та самая вера, которая должна быть главным критерием в принятии любых решений.

Помните WeWork и его падение? Что, если не вера и горящие глаза Ньюмана заставили вкладываться в этот проект? Уверен, что без умения разжигать огонь и продавать свою идею WeWork никогда бы не забрался так высоко, как был на пике.

У проекта не было рабочей бизнес модели — да. У проекта не было понимания, как строить внутреннее управление — да. У проекта был фаундер-самодур — да. Тогда что же их подняло так высоко? Именно вера в свое величие и величие собственной миссии.

Подумайте о своей. По этому поводу есть великолепная книга Джима Коллинза — «От хорошего к великому».

Раздел второй — обзор рынка

Второй раздел моего документа — это сводные данные о том, какая глобальная картина рынка, на который выходит ваш стартап.

Я выделяю на задачу около 10 часов, и они состоят из поиска в Google всего самого важного о рынке, на котором мы делаем проект. Игроки, потребительская корзина, тренды, траты, конкуренты, провалы и удачи, самые громкие публикации СМИ. Постарайтесь собрать в одном месте все самое важное — это поможет получить bird-view всего того цирка, в котором вы собираетесь выступать (если вы не волк).

Как правило, Google выдает много информации по самому простому запросу «Market (name) research». А вот здесь есть крутая статья про подобные ресерчи:

На что стоит обратить внимание в этом разделе:

  • Ложная экспертность — часто получается так, что стартап делает человек или компания, которая уже существует на своем целевом рынке. Банкиры идут в финтех, а продавцы еды в доставку. Именно такие люди часто пропускают второй этап, ссылаясь на то, что «ну мы уже все знаем, мы на этом рынке не первый год». Подумали, что знаете все о своем рынке? Передумайте. Даннинг и Крюгер уже давно сказали самое важное о таких экспертах. Не пропускаете этап сбора информации, наоборот, если вы давно на рынке, то вы соберете больше полезной инфы, лучше ее отфильтруете, разбавите своими инсайтами.

Обязательно потратьте эти 10 часов ресерча — на моей практике 50% всех первых озарений и крутых идей приходит оттуда

  • Занимайтесь поиском информации по вашему рынку и специфике. Если вы продаете услуги в России, вам не помогут данные о Европе. Скорее всего, разные чеки и менталитет просто убьют вашу идею в другой стране. Если вы продаете товары молодым людям, нет смысла смотреть «среднюю по больнице» статистику, показывающую всех от 6 до 60.

    Для сбора данных по этому пункту вам нужно досконально изучить свою ЦА. Кто они, что любят, что покупают, привычки, гео… Не знаете аудиторию — стреляете продуктом наугад. Не надо так.

  • Смотрите на динамику. Часто вижу документы, где графики и много предсказаний, но совсем нет данных о том, как было. История циклична, рынок тоже. Смотрите на динамику изменений, смотрите на то, что менялось на рынке за последнее время. Так вы сможете составить значительно более полезные графики.
  • Последнее — структурируйте статистику. Не превращайте раздел со статистикой в кладбище ссылок. Это не будет работать и просто потратит ваше время. Не поленитесь вытащить самое важное (картинки и цитаты), расположить в хронологическом порядке, написать в комментариях свои мысли по этому поводу.

Если после ресерча вы можете поддержать любой срач в комментах на тему вашей индустрии как минимум 3 ссылками и 4 умными цитатами — поздравляю, работа проведена не зря!

Раздел третий — продуктовая гипотеза

Этап сбора аналитики и статистики пройден, теперь можно заняться осмыслением, рефлексией и осознанием. В третьем этапе вы должны описать следующие важные пункты:

  • Стартап — это агрегация рыночных изменений, это заработок на новых веяниях, трендах, поведенческих паттернах и возможностях. Задайте себе вопрос — что нового произошло за последнее время? Как изменился спрос? Какие тренды есть? Как вообще движется рынок и что на нем происходит? Только ответив на эти вопросы, вы реально сможете понять, а не создаете ли вы очередной Facebook, когда он уже создан. Опишите очень четко, что произошло на вашем рынке, и почему именно сейчас время работать над вашим проектом.

Суперпост про этот раздел в блоге Аркадия Морейниса:

Стартап – это попытка капитализации изменений

1. Когда-то было модно начинать презентацию стартапа со слайда: "Вот на таком-то рынке есть такая-то проблема". А дальше – рассказ о том, как стартап эту проблему решает. Возможно, что в определенных кругах по-прежнему учат делать и...
Стартап – это попытка капитализации изменений

1. Когда-то было модно начинать презентацию стартапа со слайда: "Вот на таком-то рынке есть такая-то проблема". А дальше – рассказ о том, как стартап эту проблему решает. Возможно, что в определенных кругах по-прежнему учат делать именно так. Но лично мне такой подход не нравится.

2. Если это старый рынок со сложившимися бизнес-моделями и процессами – то все проблемы там старые и хорошо известные. Эти проблемы уже пытались решать до нас, перебирая все возможные варианты. Если чего-то нет – значит это не летает. Невыгодно участникам, не проходит по деньгам.

3. Если только не произошло каких-то изменений! В экономике, в регулировании, в поведении людей, в технологиях. Эти изменения позволяют сделать возможным или выгодным то, что было невозможно или невыгодно сделать раньше.

4. Поэтому самый лучший первый слайд для презентации – "Произошли вот такие-то изменения. Поэтому мы решили использовать это вот здесь."

5. Такой подход полезен не только для презентаций. Это хороший фильтр для самостоятельного отсечения заведомо нелетающих идей. Если вам пришла в голову идея, которая кажется вам гениальной – прежде всего попробуйте понять: а какие изменения сделали возможной реализацию этой идеи именно сейчас? Если вы не можете назвать таких изменений – огромная вероятность того, что это уже пробовали сделать, но оно не взлетело.

6. Стартап капитализирует изменения. Увидеть, что изменилось – понять, где это можно применить. Нет изменений – нет капитализации. В том числе, и в финансовом смысле этого слова.
  • Кто ваши конкуренты, кто уже делает то же самое, что вы? При этом важно! Делает то же самое, что и вы = удовлетворяет ту же потребность, что и вы, а не только продукты-аналоги. Например, если я делаю бренд косметики, то «бодипозитив» — это тоже мой конкурент, потому что чем больше девушек убедят себя в том, что они и без косметики красивые, тем меньше я заработаю. Вот об этом думайте. Если в этом разделе у вас написано «нет конкурентов» — не стоит вам пока делать стартап.

    Если их реально нет, поздравляю, время писать в SoftBank (они такое любят… очень).

  • В чем ваша лучшесть по отношению к конкурентам? Что вы делаете быстрее, дешевле, больше для потребителя, что он пойдет тратить деньги именно на вас? Лучшесть субъективна и не всегда измерима в конкретных цифрах — это факт. Но точно ли у вас это измерить нельзя или вам просто лень? Если вашей лучшести нет, задумайтесь, пойдут ли люди тратить на вас деньги или забьют и продолжат пользоваться чем-то привычным.

Очень крутое видео про «лучшесть» от команды «Антистартап».

  • Последнее — сформулируйте гипотезу для первого продукта, ваш MVP. Что вы хотите получить и что хотите проверить? Какая минимальная функциональность вам нужна, чтобы это сделать? Если на этом этапе продукт получается громоздким и его нельзя сделать максимум за пару месяцев с нуля (хотя есть люди, которые считают, что максимум две недели, и отчасти я с ними согласен), то вы просто не знаете, чего хотите и какой запрос удовлетворяете. Если у людей болит, они купят даже незаконченное и без дизайна. Если не болит — не купят даже дизайн с яблоком на логотипе.

Мне очень нравится эта статья о философии минимального продукта:

Раздел 4 — SWOT, экономика одной продажи, компетенции

Финальный раздел. Необходим, чтобы глубже оценить сам продукт и его потенциал. Раздел состоит из 3 частей:

  • SWOT — популярная аббревиатура, которая многим знакома. Уделите время, чтобы подготовить эту диаграмму, потому что она правда полезная.

Постарайтесь не делать ее вот так:

  • Unit-экономика. Если очень коротко, то зарабатывать мы должны больше, чем тратить в пересчете на одну продажу. Важно углубиться в похожие продукты и понять, откуда идет клиент, сколько он вам стоит, как быстро он начнет платить, сколько раз он заплатит, как много клиентов отваливаются, что их удерживает. Это достаточно сложная работа, которая требует базовых знаний продуктовой аналитики.

Мой совет — начните погружать в данный раздел вот с этой статьи и кликайте по ссылкам в ней. Это правда критически важные знания для бизнеса!

А вот по этой ссылке есть очень крутая карта Unit-экономики, тоже рекомендую к ознакомлению.

  • Последнее — компетенции. Опишите, какие компетенции и ресурсы вам нужны на старте. Разработка, управление, финансирование, знание вашей сферы, продажи, создание сайтов, навыки кулинарии (если вы cloud-kitchen) и подобное. Постарайтесь описать максимально детально. Теперь вычеркните те компетенции, которые можете взять на себя. Если не можете никакие — зачем вы там нужны вообще?

Финал

Бам! Поздравляю! Вот и готов ваш стресс-тест.

По итогу дайте день себе отдохнуть от этого документа и мыслей о проекте, затем вернитесь и ответьте себе на следующие вопросы:

  • Я правда верю, что это та идея, которой я буду заниматься, даже когда меня зовут тусить друзья или начальник сулит деньги за сверхурочную работу?
  • Я правда верю, что эта идея достаточно масштабна, чтобы решать проблемы многих людей, а не просто моя фантазия?
  • Я точно знаю все об аудитории, для которой я делаю продукт?
  • Я уверен, что мой рынок растет и на нем есть деньги?
  • Я действительно вижу изменения на рынке, которые говорят, что сейчас самое время для такого продукта?
  • Мой продукт действительно обладает лучшестью по критическому для пользователя параметру, в сравнении с конкурентами?
  • Я точно сформулировал минимальный жизнеспособный продукт и больше из него ничего нельзя выкинуть?
  • Я уверен, что провел достаточный анализ экономической модели и смогу заработать?
  • Уверен ли я, что мои компетенции смогут помочь проекту и я правда нужен?

Что ж, если ответ на каждый вопрос «да», то поздравляю. Вы прошли первичный тест на жизнеспособность вашей идеи и готовы к тому, чтобы запустить проект. Однако помните, даже уверенное «да» на каждом из этапов — это не гарантия, что вы делаете «единорога», это лишь метод отсечь то, что с огромной вероятностью работать просто не будет. Помните о том, что стартап — это постоянное тестирование, изменение и гибкость.

Надеюсь, этот гайд поможет вам узнать новое о своем рынке, продукте, мышлении и заставит рассмотреть стартап со всех сторон прежде, чем вы потратите на него деньги.

Буду рад пообщаться подробнее в комментариях или у себя в личке Telegram.

Удачи всем фаундерам в такое нелегкое время!

0
84 комментария
Написать комментарий...
Vlad Vlad

Статью можно сократить до 1 пункта - сделайте качественную презентацию своей идеи, как будто для инвестора, в ней как раз должны отразиться все пункты автора, и если она получится достаточно интересной и правдоподобной для кого-то еще, кроме мамы, то вуаля, можете запускаться.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shirnen

Я бы еще попросил с этих стартаперов экзелевский файл с различными вариантами фин.модели - даже не вдаваясь в циферки по одному виду оформления выкладок можно оценить серьезность и глубину проработки прожекта

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Влад Дащинский
Автор

Да, это хороший тезис. Но все же статья скорее именно о том, что должно быть в подобной презентации, а не глобально о том, кому это показывать.
Но спасибо за отзыв - это ценное замечание.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Valera Rybakoff

Всё наоборот. Мама или жена - самый мощный критерий. 😁

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Pixel Lens
интересной и правдоподобной для кого-то еще, кроме мамы

ох уж эти мамкины стартаперы!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Kirill Zakharov

а вдруг мама проинвестирует?

Ответить
Развернуть ветку
Тарас Погребняк

Полностью согласен с первым пунктом. Ребята из YC даже провели расчет, согласно которому математическое ожидание "успеха" выше в наемной работе, даже если речь идет не о деньгах, а об social impact. 

В связи с этим вспомнил отличную цитату из "Hard thing about hard things":

Борьба — это когда вы задаете себе вопрос, зачем вам понадобилось создавать компанию.
Борьба — это когда люди спрашивают вас, почему бы не отказаться
от этой затеи, а вы не знаете, что им ответить.
Борьба — это когда ваши сотрудники считают, что вы им врете, а вы
думаете, что, возможно, они правы.
Борьба — это когда еда теряет вкус.
Борьба — это когда вы думаете, что не стоило занимать должность СЕО
в собственной компании.
Борьба — это когда вы знаете, что сделали все, что могли, но заменить
вас никто не может.
Борьба — это когда окружающие считают вас идиотом, но уволить вас
некому.
Борьба — это когда неуверенность в себе превращается в ненависть.
Борьба — это когда вы беседуете с друзьями и не слышите ни слова
из того, что они говорят, поскольку и сейчас вы в гуще борьбы.
Борьба — это когда вам хочется, чтобы эта боль исчезла.
Борьба — это несчастье.
Борьба — это когда вы берете отпуск, надеясь почувствовать себя лучше, а чувствуете, что становится хуже.
Борьба — это когда в гуще людей вы чувствуете себя одиноким.
Борьба никого не щадит.
Борьба — это страна невыполненных обещаний и разрушенных иллюзий.
Борьба — это холодный пот.
Борьба — это ваш желудок, сжимающийся так сильно, что вы, кажется,
вот-вот начнете харкать кровью.
Борьба — это еще не поражение, но она может им завершиться.
Особенно если вы слабы. Всегда, когда вы проявляете слабость.
Большинство людей не настолько сильны, чтобы все это выдержать.

Любой великий предприниматель, от Стива Джобса до Марка Цукерберга, прошел через борьбу и выдержал это — так что вы не одиноки. Но это не значит, что и вы выдержите. Возможно, вас ждет провал. Потому
это и называется борьбой.
Именно в борьбе рождается величие. 

Ответить
Развернуть ветку
Вова Северов
Именно в борьбе рождается величие.

Простой народ тоже борется - за выживание, за работу, за бутылку. Бедняки, бомжи всякие. И пахнут они далеко не величием... хотя борются всю жизнь. 

Иногда борьба - это просто борьба.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Mikhail Bobko

Хорошо выступили, товарищ. 

Рекомендуем Вас в партию. На агитационную работу 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Сергей Некрасов

Статья конечно же полезна и наверно применима, но всё же я думаю что все эти списки, стресс-тесты, исследования рынков и юнит-экономики убивают в человеке на старте интерес к созданию продукта. Посмотрим к примеру на Джобса или Цукерберга, никто из них не писал никаких списков, как будет выглядеть их продукт и кому он будет нужен, парни просто пилили продукт, а затем показывали его миру. Так вот по своему опыту скажу, что уже 2 или 3 проекта, которые расписывал по пунктиками ни один не дошел до реализации, потому что либо рынок уже занят, либо проблема, которую решает продукт уже кем-то решена. В итоге теперь я больше склоняюсь к тому, что продукты нужно делать по фану, а не для того, чтобы закрыть пункт из стресс-теста или показать метрики инвесторам.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Артамонов

Тут два разных подхода о, которых ещё говорил Пол Грэм.
1.Либо ты в первую очередь решаешь свою проблему, которая в последствии может оказаться общей(а может и не оказаться) - Джобс с макинтошем.
2.Либо ты изначально нацелен на поиск проблемы, а потом на её решении.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Дащинский
Автор

Нужно отметить, и это важно, что и Джобс и Цукерберг, почти в юношества занимались технологиями. Они, если и не расписывали, то отлично понимали какой продукт и для кого делают.
То, о чем пишу я - это возможность лишний раз убедиться в своей правоте.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Перепись завистливых бюджетников в комментах. "Пацаны", вам даже не надо такие статьи читать, чтобы ничего не создавать, найдите причину попроще.

Вон один гений в брюках и кроссовках уже нашел оригинальную - посмотреть на проработанность вкладок в презентации. Очень логично. Напоминает карантинные меры, тоже очень логичны и грамотны. Прям гении среди гениев.
А еще что-то потом обижаются на Собянина и его друзей, судя по логике части комментаторов, удивляться нечему, из одного теста созданы, только разными вещами занимаются. Дай им завод - они будут выпускать квадратные колеса, потому что уголки у презентации инженера, который предложил квадратные, были лучше проработаны.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил _

Прям как в институте «приебаться к оформлению дипломной работы, а на суть ее поебать, все равно никто читать не собирался».

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Andrey Zaynulin

Тонко

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Marchuk
Как похоронить плохую идею, не начав тратить на нее деньги

Посмотреть сериал "Кремниевая долина".

Ответить
Развернуть ветку
Влад Дащинский
Автор

Кстати, хорошая идея!

Ответить
Развернуть ветку
Ka Vi

И очень важно, смотреть либо в оригинале, либо в переводе Кубик в Кубе.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Osadchuk

Миссия, рынок - все это бесполезная херня. Самое главное что у вас может быть - аудитория. Если у вас есть аудитория, вы можете узнать ее проблему, решить ее и запустить что-то работающие. В некоторых случаях аудиторией может быть ты сам и этот парень, когда вы решаете свою проблему. В некоторых случаях аудиторией являются список клиентов студии - и т.п.

Если у вас нет аудитории, можете купить исследование за 300к, собрать MVP за 500к а потом присодниться к тысячам кричащих на разных форумах "где мне взять первых клиентов". нигде, бро

Поэтому для интернет предпринимателя собирать и работать с аудиторией пожалуй один из самых важных навыков

Ответить
Развернуть ветку
Олег Кобызев

А аудитория с проблемой + миссия решить эту проблему - это разве не рынок? 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
John Doe

Фуру с лайками автору, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Демешко

По-моему, для того, чтобы проверить работоспособность идеи, за ту же неделю можно запустить MVP. Во многих сферах это можно сделать либо при минимальных затратах, либо вообще относительно бесплатно.

Ответить
Развернуть ветку
Anuar Balgabayev

А лучше пройтись по этапам как и предлагает автор. Анализ рынка очень важен, как и остальные элементы

Ответить
Развернуть ветку
Richard Daniel

Это ерунда. Хотя бы потому, что даже собственная работа и ресурсы можно и нужно оценивать в эквиваленте. А значит уже не бесплатно. 

Знаете, есть такая ошибка "ип вася", когда он работает 1 и говорит, что у него бизнес прибыльный тк вася зарабатывает положим 100к со всего действия.
Так вот бизнес у васи не прибыльный, это вася себя нанял и платит себе зп 100к, а бизнес работает в 0.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alexey Grishaev

Спасибо за множество негативаторов в статье. Охлаждает. Особенно в режиме, когда возможности развития немного ограничены. Остаюсь уверен, что основная масса стартаперов руководствуется принципом "Because we can". Этакие инноваторы с горящими глазами. Основной аппетит и понимание нужности стартапа приходит после 3-5 реинкарнации идеи, когда, спустя 2-3 года хождения по "кругам бескрайней пустыни" ты находишь и аудиторию и сотоварищей и финансирование. Не хочу никого убеждать - не для этого пишу, но большинство начинающих изменять мир находят в себе силы именно за счет идеи. Именно за счет того, что "ночами не спят" как правильно заметил Автор статьи. Идея и вера в неё - самый сильный стимулятор. Пусть она даже очень дорогая и никому не нужная. Вкручиваясь в мир инноваций и инвестиций очень быстро приходит понимание (если конечно ты не КТН или ДТН поколения 60-х), что твоя идея имеет все шансы реализоваться и стать востребованной. И тогда и на джип хватит. И на трехэтажный цифровой офис для молодых сотрудников, которые нашли в себе силы разделить твою веру в идею.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bobko

Автору - не надо путать стартап (бизнес) 
 с религией.

У стартапа только одна цель - заработать денег, неважно как - стать прибыльным, продаться "Гуглу" или получить финансирование от "Софтбанка". А спасение мира и жизнь людей - это в церковь, в ашрамы.

Поэтому на вопрос "Что вас будет мотивировать все это время? Кадиллак в топовой комплектации?" Ответ - "Да, условный Кадиллак"

Кстати выбор "Кадиллака" как символа богатства - ну просто верх пошлости. Надеюсь это просто гипербола (крайне неудачная).

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
Кстати выбор "Кадиллака" как символа богатства - ну просто верх пошлости

Можно ссылку на источник?)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Дмитрий Башкиров

Добавил бы, что нужно просто делать продукт, в расчете на личные возможности и уже существующий рынок, тогда отпадает необходимости бегать по инвесторам и бизнес развивается со стороны функциональности, продаж, взаимоотношений с клиентами, а не в формате «у нас есть демо и презентация, надо денег». 

Цукерберг не всемирную социальную сеть делал, а средство взаимодействия для заработка на аудитории. YouTube - был сайтом видео-знакомств.

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Васильев

Мне кажется, одна из самых сложных вещей в стартапе - это найти идею за которую готов бороться до конца. То есть такая идея, которая будет тебя вдохновлять, а не просто, чтобы заработать денег.

Уже столько лет нахожусь в поиске какой-нибудь идеи или проблемы.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Kosharovsky

Это идея должна вас найти ))
А тогда уже - она вас не отпустит! 

Ответить
Развернуть ветку
Влад Дащинский
Автор

Идею не получится найти, как мне кажется. Это даже не иголка в стоге сена. Можно услышать проблему, проверить несколько гипотез и по итогу найти ее решение в рамках новой технологии, например. Но прям сходу найти идею - это почти нереально.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Артамонов

Можно же просто и честно заполнить leancanvas?

Ответить
Развернуть ветку
Влад Дащинский
Автор

Lean про бизнес модель, то, о чем пишу я немного шире. Но да, lean canvas очень хорошее упражнение для старта.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Бондаренко

На вопросы: «А нафига тебе вообще этот проект? Ради чего ты хочешь им заниматься?»
Мой ответ: Эта идея просто зараза/проклятье, жить спокойно не дает. Я бы рад переключиться на другие задачи, но физически не могу. Ну и бабки конечно.
P.S. Gypard.com Ищу единомышленников в команду

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Зубарев

Автор, спасибо большое, читать было интересно, что-то выписал себе в блокнот.
Хотел бы поделиться своими наработками подхода к стартапу как  "для инвестора":
1) Размер рынка
2) Размер рынка, который мы планируем занять
3) Маркетинг-как  планируем продвигать наш продукт, основной канал сбыта
4) Качество конкуренции-кто, какие цены, какие плюсы, минусы, сервис и т.д.
5) Стоимость расходов: на старте разовые, постоянные.
6) Время развития порядка
7) Процедура работы бизнеса-наше УТП снаружи и бизнес процессы изнутри, которые это УТП поддерживают. В чем наша особенность и за счет чего достигается.
8)Ожидаемая прибыль
9) Мой прошлый опыт в этой сфере и моя экспертиза в нише
10) Вариант выхода если все рухнет или прогнозы не сойдутся
11) Ограничивающие факторы-время, ресурсы, препятствия
12) Сколько точно и на что потребуется денег.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Borodinov

П. 10: если не взетит почку отдашь? Так?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Ruslan Galiev

Хорошая статья

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Krestovnikov

У ада 9 кругов, остальное норм для новичков)
Только я вот что заметил - новички не воспринимают эти знания. Похоже они сами должны наступить на все свои грабли. 

Ответить
Развернуть ветку
Влад Дащинский
Автор

Кстати да, их же реально 9... май бэд :(

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Соколов

Лучше всего НИЧЕГО ДЛЯ СЕБЯ не писать, а создать ПРОБЛЕМУ, и как можно для бОльшего количества людей! А через некоторое время, когда она начнёт разрастаться, приступить к СОВЕТАМ по производству деталей, обеспечивающих как бы решение возникших ветвей ПРОБЛЕМЫ. Конечно, это далеко не всем ДАНО, а только ИЗБРАННЫМ. Например, на планете ЗЕМЛЯ вдруг проблема COVID-19. В РФ - продажа только"МАСОК" с прибылью 400-800%! А сколько ещё проблем, не пересчитать. Вот так то, АВТОР.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Дащинский
Автор

ХОРОШО, я понял, СПАСИБО за отзыв!

Ответить
Развернуть ветку
Artem Borodinov

Я как погляжу последнее время чем занимаются программисты, решившие делать стартап: мне больно: 30% занимаются созданием новой CRM, для нокоточков и ресничек и прочей деятельности оборачивая в разные обертки, ещё 30% строят маркетплейсы, ещё 20% занимаются оптимизацией оптимизации. 20 % оставшихся можно поделить на 50/50 одни игрушки делают, и вот вторые делают хоть какой то продукт полезный. То есть 10% всех занятых в стартапах программистов занимаются правильным делом, все остальные....

Ответить
Развернуть ветку
Artemiy Shlesberg

...зарабатывают

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Murat Oshroev

Увидел первый пункт - миссия и зевнул. Столько букв - жесть просто. 

Ответить
Развернуть ветку
Влад Дащинский
Автор

Пока учусь писать проще

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Evgeny Kosharovsky

Норм, рабочая статья!
В качестве проверки, можно (нужно!) покурить тематические форумы и запустить там тему, не в лоб, конечно, но за пару недель можно понять что как

Ответить
Развернуть ветку
Beryl Hardness
Что вас будет мотивировать все
это время? Кадиллак в топовой
комплектации? Если так, то вы
ахренеть как любите Кадиллак

Прямо в точку. 😂
Толковая статья. Добавлю в закладки даже.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Pirogov

Статья хорошая. Не без идеологического флера, но в нашем деле без этого никуда. Стартап романтика!

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Панченко
 мы должны больше, чем тратить в пересчете на одну продажу

Uber и ещё пара десятков крупных компаний с вами не согласны.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Дащинский
Автор

Тренды говорят о том, что все меньше компаний с постоянным отрицательным burn рейтом смогут надеяться на инвестиции в будущем.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кравцов

Прочитал и понял, что мой стартап имеет шансы на успех :))

Ответить
Развернуть ветку
Николай

"а не создаете ли вы очередной фейсбук, когда он уже создан" - не соглашусь. Гугл и Яндекс тоже выходили, когда поисковики уже были созданы. 

Ответить
Развернуть ветку
Влад Дащинский
Автор

Да, но они понимали в чем их лучшесть. В статье указываю "фейсбук", как некий пример того, что нельзя копирать продукты 1в1 без понятных преимуществ.

Ответить
Развернуть ветку
Расул Юсупов

Спасибо за статью!

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

Извините, а сама  фраза - А нафига все это нужно? - разумеется не селфится? 

Ответить
Развернуть ветку
Anuar Balgabayev

Отличная статья, спасибо большое! 

Ответить
Развернуть ветку
Олег Кобызев

Хорошая статья и выводы интересные. :)

Вот этот особенно зашёл:
"Если после ресерча вы можете поддержать любой срач в комментах на тему вашей индустрии как минимум 3 ссылками и 4 умными цитатами — поздравляю, работа проведена не зря!"

Ответить
Развернуть ветку
Денис Мамаев

Отличный гайд как НЕ сделать Инстаграм, Айфон и Теслу

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Dusaev

Что делать дальше если я уже в стадии MVP? Валить из России в кремнёвую долину? 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nurlan Tlegenov

В целом полезные стартапу, но Миссия? Стартапу?! Когда ещё сто раз все пивотнется?
Примеры фаундеров и проектов перед глазами, которые ни о какой миссии не заикаются, а зарвбатывают

Ответить
Развернуть ветку
Влад Дащинский
Автор

Пивот - это об операционке. Миссия - о том, почему мы занимаемся своим проектом. Мне кажется, это совсем разные уровни.

Ответить
Развернуть ветку
81 комментарий
Раскрывать всегда