{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

История из адвокатской практики: незаконный отказ в возврате денег за турпутевку обернулся тройными потерями

Кадр из к/ф "В пролете"​

Потребительские споры - явление частое, и иногда лучше пойти на встречу клиенту даже в убыток себе, ведь штрафы и неустойки согласно Закону о защите прав потребителей "космические".

Описываемая ситуация произошла задолго до событий, связанных с пандемией, но о том, что можно делать в аналогичной ситуации и сейчас - в конце этой реальной (и, надеюсь, занимательной) истории.

В одном деле права потребителя были грубо нарушены, за что поплатились все участники цепочки сделки (Турагентство и Туроператор).

Фабула дела.

Между Туристом и Турагентством был заключен договор о реализации туристского продукта (путевка в жаркие страны).

Непосредственным исполнителем услуг согласно условиям договора являлся Туроператор (обычная практика и это - ключевой момент).

Оплата за приобретенный тур была произведена при подписании договора в полном объеме на расчетный счет Турагентства.

Накануне поездки Туристу в больнице было показано срочное оперативное лечение с госпитализацией на дни, как раз приходящиеся на отпуск.

Ввиду невозможности совершения поездки по состоянию здоровья, потребителем был обозначен Турагентству вначале устный, а затем и письменный отказ от приобретенного продукта в связи с существенным изменением обстоятельств - болезнью.

Турагентство уведомило Доверителя о том, что аннулирование тура произошло со штрафом в размере 100% (пиковые даты), но в результате переговоров с поставщиком услуг, сумма расходов с учетом минимизации снижена на несущественную сумму, а общая сумма возвратного платежа в рублях по курсу на день оплаты составляет менее 10 процентов от стоимости туристского продукта.

Также было порекомендовано обратиться в страховую компанию, так как при покупке тура была оформлена страховка от невыезда (страховая премия составила бы также незначительную сумму по сравнению со стоимостью путевки).

Источник: Яндекс.Картинки​

Подобное положение дел не устроило Туриста и он решил отстаивать свои права в суде, именно на этом этапе подключился к решению вопроса я.

Досудебное разбирательство.

Позиция потребителя была основана на том, что Турист заранее уведомил исполнителя услуг, а основанием к отказу от услуги явилось предусмотренное законом обстоятельство - болезнь.

Важно: в первую очередь необходимо собрать все имеющиеся документы и установить цепочку взаимоотношений туристического агенства с посредниками и исполнителями услуг, для определения ответственного лица (ответчика).

Закон позволяет взыскивать денежные средства с непосредственного исполнителя услуг, то есть с туроператора.

Первым шагом стали подготовка и направление в адрес туроператора и турагентства письменной претензии с требованием возвратить оплаченную по договору сумму в полном размере и объяснить сложившуюся ситуацию с предоставлением документов, подтверждающие расходы исполнителя услуг.

Лучше направить претензию всем участникам цепочки и привлечь их в качестве соответчиков - суд самостоятельно определит надлежащего и взыщет денежные средства с него.

В ответ на претензию Туроператор указал, что Доверителя не смогли идентифицировать как приобретателя туристского продукта компании.

Источник: Яндекс.Картинки​

В воздухе повис вопрос: а дошли ли вообще деньги до Туроператора или затерялись в цепочке посредников? Потенциально здесь мог быть состав уголовного преступления.

Судебное разбирательство.

К участию в дело были привлечены все участники действа: Турагентство, Туроператор, Посредник между ними и Страховая компания.

В суде ответчик-Туроператор пояснил, что заявка была аннулирована, тур реализован не был. Однако возврат денежных средств не производится ввиду того, что им был удержан штраф в размере 100 % от стоимости туристского продукта.

Кроме того он утверждал, что тур стоил намного дешевле, а все суммы свыше - это комиссии посредников.

Никакого обоснования понесенных расходов из-за отказа туриста от совершения поездки ответчиком представлено не было.

Позиции других ответчиков (Туристического агентства, Посредника и Страховой компании) сводились к тому, что Доверитель должен был воспользоваться страховкой от невыезда, которая составляла лишь 10 процентов от стоимости туристского продукта, в удовлетворении требований они просили отказать.

На основании представленных доказательств суд установил, что указанные действия Туроператора противоречат условиям договора, а так же Закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Закону «О защите прав потребителей» и нарушают права и законные интересы Доверителя и постановил удовлетворить его требования, взыскав более, чем тройную стоимость туристского продукта (неустойку, компенсацию морального вреда и штраф).

к​адр из к/ф "Великий Гэтсби"

Подведем итоги.

В данном деле суд не усмотрел оснований для снижения ответственности Туроператора, однако последние тенденции судебной практики свидетельствуют о существенном снижении размера неустойки и штрафа по соответствующему заявлению ответчика.

Если бы ответчиком было привлечено только Турагентство, то денежных средств можно было и не получить вовсе, так как сумма присужденного составила более 2-х миллионов рублей.

Взыскание же по исполнительному листу с крупного Туроператора не вызвало никаких проблем и денежные средства были получены через три дня после его предъявления в банк.

Никто не застрахован от подобных случаев и ухищрений со стороны, оказывающей услуги, вместе с тем, обстоятельства должны носить действительно исключительный характер, чтобы не допускать злоупотреблений со стороны потребителей.

Теперь о путевках и коронавирусе.

В ст. 10 Закона о туристской деятельности указан перечень обстоятельств, позволяющих каждой из сторон требовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств: ухудшение условий путешествия, указанных в договоре; изменение сроков совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; невозможность совершения туристом поездки по не зависящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

По моему мнению (и я в нем не одинок), "старый" вариант подходит и под ситуацию с пандемией и введенными из-за нее запретами со стороны государств.

Поэтому этот путь, когда турист направлял уведомление об отказе от исполнения договора с требованием вернуть денежные средства никуда не делся.

Однако появилось подспорье от государства в виде фондов «Турпомощи» - Госудмой были приняты поправки в закон о туристской деятельности, позволяющие использовать фонд персональной ответственности туроператоров для выплат туристам при аннуляции туров «в случае ограничения въезда зарубежными странами».

Согласно данным поправкам, правительство России в некоторых случаях – а именно по причине закрытых из-за ЧП границ, сможет принимать решение по поводу возврата денег туристам из фонда персональной ответственности туроператоров.

«В случаях принятия иностранным государством решения об ограничении въезда туристов в страну (место) временного пребывания или возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, правительством Российской Федерации может быть принято решение о возврате туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из средств фонда персональной ответственности туроператора», - утверждает закон.

При этом данная «новинка» уточняет, что в случае, если договор о реализации турпродукта был расторгнут до начала путешествия, то турист получит полный возврат средств, а после начала путешествия – часть денег в размере, пропорциональном стоимости не оказанных услуг. Причем если правительство примет решение о возврате денег туристам, то «сроки перечисления ежегодного взноса туроператора в фонд персональной ответственности могут быть изменены».

При этом 100% возврата туристы могут не ожидать – из фондов планируется «почерпнуть» не более 30% средств фонда. Все остальное будет храниться на целевой случай – а именно, на возвраты в случае банкротства туроператора.

Порядок и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора установлены постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. № 461 “Об утверждении Правил возврата туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора”.

Правила содержат требование к уведомлению, которое турист должен направить туроператору.

Турист и (или) иной заказчик либо их представители в течение срока, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, предъявляют туроператору требование о возврате, к которому прилагаются документы, предусмотренные подпунктами "в" - "д" пункта 6 настоящих Правил.Форма требования о возврате утверждается объединением и подлежит размещению на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - гласит пункт 4 Правил.

Как будут обстоять дела на практике - пока не известно, в каком объеме будет осуществлен возврат, также не понятно.

Поэтому лично моя рекомендация туристам - использование комбинированного метода: направление уведомления об отказе от договора со ссылками на уже проверенные в судебных "боях" нормы, но содержащее также все необходимые элементы требования согласно новым Правилам.

Уведомление направляйте в адрес каждого звена цепочки по предоставлению туристского продукта: тугагенту, посреднику (при наличии), туроператору (он - непосредственный исполнитель и является надлежащим ответчиком в суде).

Если туроператор предлагает перенести даты или заменить тур, то это хорошее предложение, если Вы еще настроены на отдых, так как споры, в том числе, судебные таят в себе много подводных камней, а наша судебная система не дает уверенности в исходе дела даже при наличии всех аргументов "за" истца.

Однако когда откроются границы и возобновятся перелеты - не известно...

0
2 комментария
Lada Shaka

 "...сумма присужденного составила более 2-х миллионов рублей" - хренасе, что ж там за путёвка была...

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Басов
Автор

Хорошая)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда