Во что превратить сайт торгового центра во время пандемии

Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, о том, как развиваются торговые центры в пандемию.

Хочу поговорить о проблеме, которая уже успела стать массовой, — о выживании торгового центра в период пандемии.

За предыдущий месяц по этому поводу ко мне обратилось уже четыре представителя ТЦ. Мы поговорили о том, как в такое тяжёлое время суметь остаться на плаву, и расскажу про идеи, связанные с работой и развитием торгового центра, которыми поделились владельцы.

Сейчас кроме продуктовых магазинов, да аптек почти все закрыты — поэтому арендаторы точек вынуждены либо платить за с каких-то накоплений себе в убыток, либо съезжать, чтобы не терять деньги зря. И арендаторам, и торговым центрам сейчас живётся очень несладко: у одних нет денег на аренду, у других постоянные расходы не снизились, а доходов почти нет.

Для примера ситуации в этой статье я рассмотрю сайт нашего местного торгового центра «Капитал», который мы делали года четыре назад. Тогда я занимался веб-разработкой и делал стандартные сайты: лендинги, корпоративные, интернет-магазины, а уже сильно потом перешёл в разработку для стартапов.

Какой сайт ТЦ имеет на старте

Для начала посмотрим, из чего, вообще, обычно состоит сайт торгового центра.

Понятно, что сайт сайту рознь, и у каждого ТЦ они могут быть совершенно разными, да и сами ТЦ отличаются ценовым диапазоном и уровнем премиальности. Сайты торговых центров выполняют имиджевую функцию и направлены на то, чтобы привлечь столичные бренды на свои точки.

Обычно акцент на список тех магазинов, которые уже есть в ТЦ — можно посмотреть, есть ли там конкуренты или наоборот, коллеги, которые часто «кучкуются» (например, если в центре есть «Мир Золота», там наверняка есть и «Sunlight», а при наличии одной аптеки вторая, наоборот, вряд ли появится). Список магазинов позволяет понять, стоит ли в этот торговом центре открывать свою точку или нет.

Ещё есть страничка с информацией для арендаторов — куда обращаться, чтобы узнать о наличии свободных помещений, более детальная информация про сам ТЦ и фотографии.

Иногда на сайте делают карту, на которой можно посмотреть, где что находится.

Во что превращается корпоративный сайт

Ко мне обращались владельцы торговых центров, которые хотели запустить свой маркетплейс, то есть сделать так, чтобы хотя бы большая часть их арендаторов загружала свои товары на сайт. Конечно, речь шла не о том, чтобы сделать клон Озона: задача стояла сделать по-минимуму.

Поэтому в такой реализации не предусмотрена, например, единая логистика — о доставке товара каждая компания заботится самостоятельно. Оплату так же принимает конечный продавец, а площадка ТЦ только сводит их друг с другом. Задача сайта ТЦ, как и прежде — дать магазинам площадку, где они могут продавать товары.

Итак, я составил новую структуру сайта ТЦ и структуру для приложения (в одном случае запрос был именно на приложение):

Сайт (часть для клиентов):

  1. Главная. Понятно, что она уже есть, но её нужно будет полностью перестроить. Например, при нажатии на ссылку магазина должна открываться его карточка со списком товаров.
  2. О сервисе. Кнопку «О торговом центре» можно переименовать в «О сервисе» — вместо описания сдачи в аренду торговых площадей будет описание того, что даёт именно сайт торгового центра.
  3. Пользовательское соглашение. Как правило, на сайтах уже есть подобная страница — её нужно будет просто откорректировать.
  4. Авторизация по СМС. Рекомендую делать именно такую, а не по логину и паролю — рассылки всё равно сейчас мало кто читает, а так вы получите телефон реального пользователя, который будет должен подтвердить свой аккаунт.
  5. Создание профиля покупателя. Чтобы заказать товар, нужен свой профиль с данными
  6. Просмотр профиля продавца. Это карточка виртуального арендатора со списком его товаров
  7. Категории товаров. Отчасти они у нас уже есть, но лучше всего их расширить для более удобного ориентирования по магазинам.
  8. Лента товаров в категории и фильтр. Следующий шажок для удобных покупок, представляющий собой стандартный принцип показа товаров в интернет-магазинах.
  9. Карточка товара. Соответственно, потребуются карточки товаров, где будет хотя бы одна фотография и краткое описание, цена и, возможность заказать.
  10. Список заказов покупателя. Список заказов пользователя, в котором он сможет просматривать историю уже приобретённых товаров, узнавать статус и сроки его исполнения.
  11. Просмотр своего заказа. Чтобы посмотреть детальную информацию по заказу.
  12. Корзина. Куда будем складывать товары

Приложение (для клиентов). В принципе, в нём будет реализовано всё то же самое, что и на сайте — единственное различие в большем количестве экранов. Связано это с его функционалом: так, если на сайте ленту товаров с фильтром объединить можно, то в приложении, на маленьком экране, такое решение просто не поместится. Соответственно, в данном случае одна страница сайта разделяется на два экрана приложения. Так же добавляются уведомления и меню, но пропадает главная страница. Итого — 14 экранов.

  1. Авторизация по СМС
  2. Создание профиля покупателя
  3. Просмотр профиля магазина покупателем
  4. Категории товаров
  5. Лента товаров в категории
  6. Фильтр товаров
  7. Карточка товара
  8. Список товаров продавца
  9. Список заказов покупателя
  10. Просмотр своего заказа
  11. Корзина
  12. Уведомления
  13. Меню
  14. Пользовательское соглашение

Панель администратора ТЦ (для MVP закладываю по минимуму):

  1. Авторизация по логину и паролю
  2. Список арендаторов
  3. Просмотр / редактирование профиля арендатора
  4. Создание профиля арендатора
  5. Список покупателей
  6. Просмотр / редактирование покупателя

Сайт (часть для арендаторов):

  1. Авторизация по логину и паролю. Аналогично покупателю, но уже по логину и паролю, который выдаст администратор ТЦ.
  2. Создание / редактирование профиля. Администратор магазина может менять информацию о своём магазине.
  3. Мои заказы. Обратная сторона того, что видит покупатель: здесь продавец видит сделанные клиентами заказы, выставляет их статусы, редактирует, смотрит контакты покупателей и пр. В будущем это можно будет интегрировать в их 1С для автоматизации процесса.
  4. Просмотр / редактирование заказа
  5. Мои товары. Создание, просмотр, редактирование и список всех товаров. У кого есть 1С или хотя бы ведут в excel, дадим возможность загрузить данные в CSV.
  6. Создание товара
  7. Просмотр / редактирование товара

Доп. функции / интеграции:

  1. Импорт из csv
  2. Различные поля в карточках товара и фильтрах в зависимости от категорий

Очевидно, что приложение нужно далеко не всем ТЦ, поэтому этот блок можно смело отрезать, если он не актуален для вас.

В качестве дополнительной функции будет добавление различных полей в карточках товара и фильтрах в зависимости от категории. То есть при автоматической загрузке позиций администратор сможет выбирать категории сможет управлять полями. Программисту потребуется дополнительное время на реализацию этой доработки.

Загрузка из файла будет разбиваться по этим категориям: сначала вы, как арендатор, скачиваете шаблон, отдаёте его своему 1С-нику, он по этому шаблону делает выгрузку, и вы загружаете в админку свой CSV. Удобно, т.к. не придётся вручную набивать тысячи товаров.

В принципе, это всё, что нужно на старте для превращения стандартного корпоративного сайта ТЦ в «полу-маркетплейс», позволяющий хоть как-то продавать вашим арендаторам.

Само собой, такой структуры недостаточно, чтобы рассчитать точную смету, и, если планируете такую разработку, то нужно начинать с ТЗ. Но чтобы примерно прикинуть объём вложений вашему программисту этого будет достаточно.

Несколько человек скептически отнеслись к идее переделки сайта ТЦ в настоящее время:

  • На работу потребуется пара месяцев, к этому времени ограничения скорее всего уже начнут снимать
  • У ТЦ так и останется проблема пустующих площадей и отрицательной экономики офлайна.

Доводы верны. Задал эти вопросы владельцам ТЦ, которые ко мне обращалсь. Основные доводы у них такие:

  • Из этого кризиса все ТЦ выйдут в минусе. Но кто-то просто в минусе, а кто-то с товарным маркетплейсом.
  • Сайт ТЦ уже относительно раскручен, поэтому проблем с трафиком намного меньше, чем при разработке и раскрутке с нуля.
  • Пока действуют ограничения бизнесу всё-равно не помочь — либо очень дёшево продавать, либо выждать убыток. Но вместе с этим появилось свободное время, которого не было при обычной операционной деятельности

Не поверив второму пункту про трафик решил перепроверить на примере Капитала. Действительно, 6 000 брендоввых запросов в месяц для старта — очень не плохо. Вместе с прочими тысяч 10 должно набраться.

Больше полезных материалов на моём YouTube-канале.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Вы как-то уж слишком писсимистичны. Говорят, самоизоляция всё

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Олег Нечаев

А зачем выгружать все на сайт ТЦ? Не удобнее ли и проще открывать отдельный магазин, например, во фрейме? Разработчики знают свой сайт и уже оптимизировали конверсию, а покупатели привыкли к данной структуре. И, как я понял, нет бесшовной связки, все через файл - обновил у себя - залей измененный файл на сайт ТЦ. А для этого уже клиенту нужно автоматизацию у себя настраивать. В том же буквоеде, где не одна касса по 3 продажи в минуту бывает.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Бесшовную связку сделать можно, реализовав api для приёма данных о товарах, по аналогии с Яндекс.Маркет. Но это будет сильно дороже и вряд ли ТЦ вытянет в кризис такой бюджет. 

Отдельный магазин открыть проще технически, но:
1. Далеко не у каждого отдела есть свой сайт
2. SEO не обрадуется

Ответить
Развернуть ветку
Никита Подгорный

И каков примерный бюджет такого решения для ТЦ?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Я бы на месте владельца ТЦ оценивал у тех ребят кто делал текущий сайт или у кого он на поддержке. Как обычно всё сильно зависит от трёх составляющих:
 - Текущее состояние сайта
 - Требования к дизайну / скорости работы сайта / срокам разработки
 - Нужно ли мобильное приложение.

Если совсем пальцем в небо, то от 150 тыс у фрилансеров до 1,5 млн в студиях Топ100 теглайна

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Vitkovski

Идея заманчивая, но. Как мотивировать малый бизнес, у которого нет электронного учета, заняться каталогизацией своих товаров? Ну чтобы загрузить условный CSV на сайт ТЦ.

Представьте, надо же для вменяемых карточек товаров на сайте иметь фото, описание и т.п.

Сомневаюсь, что люди, у которых небольшие торговые точки и весь бизнес в тетрадке, захотят взыметь лишнюю головную боль.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Когда жрать нечего, мотивация обычно поднимается. Тут обычно три группы поставщиков:
 - крупные сетевики, у них всё хорошо с учётом и программист 1С выгрузит любые данные
 - местные продавцы, тут 50/50. Если уж совсем никак, то можно дать возможность загружать товары руками в админку ЛК поставщика. Делать это муторно, добавят первые 30-40 самых ходовых товаров, а там будет видно как пойдут дела
 - совсем мелочь типа сувениров. За этими товарами специально в ТЦ никто не идёт, они продают на проходящем потоке и у них шансов нет при любом раскладе.

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Vitkovski

Для сетевиков это вряд ли будет актуально. У них в большинстве случаев и свои сайты есть. И зачастую с куда большим трафиком, чем у самого ТЦ.

Остается вариант, как вы говорите, с 50/50. Так стоит ли игра свеч? Вот в чем вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Alexei Babkin

Игра однозначно стоит свеч для тематических ТЦ, я тут следил за одним тц по туризму, так они все сделали что смогли для организации доставки для своих арендаторов, правда ничего не получилось, но явно запрос есть. Например для строительных ТЦ или рынков, аутдоровских, мебельных и т.д 

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Vitkovski

Вот насчет тематических ТЦ согласен. В этом направлении стоит подумать.

Ответить
Развернуть ветку
Alexei Babkin

Самая большая проблема - это проблема контента. Его должен взять на себя ТЦ, но у него нет компетенций, или оператор этой истории. Ведь каталог на сайте ТЦ размещается как полноценный интернет-магазин, а не как список товаров, который можно там купить (это нафиг не нужно никому). А если как полноценный ИМ, то и фильтры и Сео и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Dmitruk

А я придумал на нашем маркетплейсе создавать индивидуальные подборки под конкретные ТЦ - типа такого davayzakazhem.ru/tc/kapital - как пример. И там отражались бы карточки компаний. А ТЦ предложить просто партнерское вознаграждение за подключение данных партнеров. Т.е. ТЦ просто на своем текущем сайте делают кнопку "Заказать онлайн" и ставят нашу ссылку.
Еще не тестил эту идею - если есть реальные ТЦ с запросом подобным, давай попробуем им предложить такую штуку ;)

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда