Как продать бизнес, который надоел?

Мой опыт продажи бизнеса и почему круто продать свой бизнес.

Привет, друзья!

Сразу скажу - я не копирайтер, пишу, как могу! Так что sorry) Самое главное для меня - написать так, чтобы для вас было максимум пользы.

У меня был бизнес - продажа экзотических фруктов из Таиланда. Продавали через сайт и соц сети.

Но так как занималась я этим бизнесом с 2014 года - энтузиазм начал иссякать в начале 2018 года. На лицо было полное выгорание, отдых не помогал.

И тут возникает вопрос - почему не нанять директора, который будет управлять моим бизнесом?

На самом деле это просто сказать, чем сделать. С февраля 2017 по май 2018 я наняла и уволила 4х директоров. От проблем это совершенно не избавляет, но и добавляет новых.

Во-первых, у меня малый бизнес и тут надо понимать, что супер менеджер ко мне не пойдет.

Во-вторых, в любом случае основным двигателем развития остаетесь вы. Ни один бизнес не может быть в статичном положении - перестаешь генерировать новые идеи - скатываешься. А я выгорела и у меня не было сил что-либо придумывать.

Идея продать бизнес возникла только к концу 2018 года, причем я в нее особо не верила - я не знала механизма продажи и думала, что мой бизнес никто не купит.

Помню, я сказала тогда своему хорошему другу, у которого был похожий бизнес: "А может продадим свои бизнесы?". И он занялся продажей и продал, а я нет. И уже в мае 2019 года вдохновившись его успехами, я сама решилась на продажу.

И сейчас поделюсь с вами этапами, через которые я прошла.

1. Осознать, что ваш бизнес МОЖНО продать.

Я разговаривала с несколькими предпринимателями, у которых отличные бизнесы и все (как и я раньше) думают, что продать их бизнес невозможно. Кто-то говорит, что очень много проблем в бизнесе, кто-то - прибыль слишком маленькая, кто-то просто не верит, что такого типа бизнес вообще продается.

На любой бизнес можно найти покупателя и в конце будет объяснение, почему люди продают и покупают бизнесы.

2. Выбрать - продавать самостоятельно или через бизнес-брокеров

Я изначально попробовала самостоятельно. Но ввиду отсутствия времени и опыта процесс может затянуться.

Как продать самостоятельно?

  • Прежде всего бизнес может быть интересен вашим контрагентам (например, поставщикам). Также может заинтересовать конкурентов или владельцев смежных бизнесов, ваших косвенных конкурентов. Если у вас хорошие отношения - можете позвонить им напрямую и предложить купить. Либо сделать рассылку с презентацией по базе.
  • Разместить объявление на авито. Авито - это одна из основных площадок для продаж бизнеса. Есть и другие площадки, но от них как правило эффект меньше. Если интересно - можете погуглить.

Я обратилась к бизнес-брокерам.

Бизнес-брокер - это человек или компания, которые помогают в продаже бизнеса и берут за это процент.

Процент может варьироваться, договор с брокером может быть эксклюзивный (то есть только этот брокер может продавать ваш бизнес) и неэксклюзивный (с таким договором вы можете работать с несколькими бизнес брокерами - кто быстрее продаст).

У меня было 2 бизнес-брокера с неэксклюзивными договорами - частное лицо и компания.

3. Упаковка бизнеса

У меня получилось так, что изначально была одна "подача бизнеса" (презентация) для клиента. Но после нескольких встреч с потенциальными клиентами и телефонных переговоров, мы поняли нашу целевую аудиторию и решили подкорректировать предложение, изменив и некоторые процессы в бизнесе.

Я знаю, что часть брокеров продают ваш бизнес "как есть", а часть могут углубиться в ваши процессы и дать советы по изменениям внутри для более выгодной продажи.

Наша целевая аудитория была - люди 35-40 лет, которые не разбираются в маркетинге. Их смущало, что маркетингом управляю я. У меня были контекстологи, таргетологи, дизайнеры и др, но стратегию продвижения и контроль осуществляла я. Наверное так и должно быть в небольшом бизнесе. Но нам пришлось переделать презентацию и нанять дополнительного сотрудника на маркетинговую часть (то есть "переупаковать предложение").

4. Процесс продажи

Брокер берет на себя все функции по общению с клиентом.

Заявок поступало много, по телефону с клиентами общались брокеры, я ходила только на встречи "с горячими". На встречах присутствовали я, клиент и брокер.

Брокер-компания конечно использовала интересный подход. Они говорили потенциальному клиенту сферу деятельности до встречи, но не говорили название компании (видимо, чтобы клиент не связался со мной напрямую). Я понимаю их подход, но 1 раз это создало небольшой казус).

С клиентом, который заинтересован в покупке проводится 3 встречи.

  • Первая встреча ознакомительная, после которой клиент думает и если нужно - запрашивает какую-либо информацию. На данном этапе вы можете не говорить информацию, которую считаете коммерческой тайной.
  • Вторая (если клиент готов купить ваш бизнес) подписание предварительного договора на продажу. Клиент вносит залог (его определяет брокер). После этого вы должны предоставить уже всю информацию, которую клиент захочет получить. На этом этапе клиент принимает окончательное решение по поводу покупки бизнеса.
  • Третья - передача всей суммы денег и подписание основного договора. В договоре прописывается, что конкретно вы передаете (клиентская база, сайт и тд и сроки передачи бизнеса). Что-то сразу переходит покупателю (например, оборудование), а на что-то требуется время (перезаключение договоров, например). Также в договоре могут быть описаны консультационные услуги - период, в течении которого покупатель может связаться с вами и задать вопросы.

Есть также вариант пробного периода для покупателя. В течении пробного периода вы впускаете клиента в свой бизнес и он смотрит изнутри, как он работает. Но на мой взгляд это для крупных бизнесов.

После 3-4 встреч я поняла, как нужно презентовать бизнес, какие вопросы чаще всего задают на встрече и как на них отвечать. Итог - 3 последних клиента уверенно хотели купить мой бизнес.

Помните, что не все так однозначно и недостатки вашего бизнеса могут быть не столь важными для потенциального клиента, а иногда недостатки для вас являются преимуществом для другого человека.

5. Какую информацию нужно предоставить клиенту?

Это информация по доходам и расходам, прибыли за определенный период (оговариваете с брокером).

В презентации о бизнесе вы пишете список своего имущества (материального и нематериального) и то, что считаете нужным освятить, не забывая про сильные стороны и перспективы бизнеса.

Материальное имущество - мебель, оборудование, сайт, страницы в соц сетях. Нематериальное - переуступка права аренды, товарный знак и тд.

Покупатель может запросить дополнительную информацию. Вы имеете право не говорить что-либо до подписания предварительного договора. Потому что иногда на встречи ходят конкуренты.

6. Сроки продажи

Брокеры называют разные сроки и это зависит от бизнеса и удачи.

Но в среднем 3-6 мес. Я продавала около 5 мес. За эти месяцы было 10 встреч.

7. Почему люди продают и покупают бизнес?

Свою причину продажи я написала в самом начале.

Часто люди продают, потому что бизнес не идет. И такой бизнес тоже продается! У вас не идет - пойдет у другого. Это не значит, что вы обманываете клиента и говорите, как у вас все хорошо.

Как такой бизнес можно продать? Как совокупность активов - ведь они каждый что-то стоит. Владелец сети ресторанов "Чайхона" Тимур Ланский как-то сказал: "Иногда мы покупаем убыточный ресторан только потому, что нам нравится помещение, в котором он расположен. В стоимость включены обрудование и другие активы, которые мы часто выкидываем. Но нам нравится место - и поэтому мы покупаем". Также такой бизнес может купить успешный конкурент, под брендом которого этот бизнес пойдет в гору, просто потому что он умеет управлять подобного рода бизнесами.

Иногда бизнесы продают, потому что срочно нужны деньги на разные цели, потому что переезжают, потому что появился новый проект и не хочется распыляться. Причин может быть масса.

Кроме конкурентов часто бизнес покупают наемные сотрудники, которые накопили деньги и хотят вложиться. Есть богатые мужчины, которые покупают своим женщинам. Тут тоже может быть масса причин.

Ребята, напишите мне обратную связь в комментариях - понравилась вам статья? Какие еще есть вопросы по продаже бизнеса?

Кстати, ТОЛЬКО ЕСЛИ ВАМ ИНТЕРЕСНО, ниже мои социальные сети:

Ютьюб https://www.youtube.com/channel/UCJX409-dP6xOjBgGtdNh84A/ (тут я публикую видео о бзнесе)

Инстаграм @mw_russia

0
28 комментариев
Написать комментарий...
Mikhail Stroev

Девушка хочет конструктивной критики – девушка ее получит.
Подзаголовок обещает нам осветить "личный опыт продажи" и объяснить "почему круто продать свой бизнес". Личный опыт представлен, а вот со вторым пунктом обманули – тема не раскрыта совсем.
"На любой бизнес можно найти покупателя". Можно найти, а можно и не найти. Это ничем не подтвержденная безмозглая мотивашка из серии "верь в себя и у тебя все получится". Получится, но не у всех.  
В целом скучно пишете базовые вещи из серии "как открыть ИП", такого добра в интернете навалом. Такие истории любой копирайтер вам придумает и напечатает за полчаса. Впрочем у вас цели написать что-то интересное и не стояло. Задача была ссылочку разместить. Разместили? – ну теперь огребайте дизлайки

P.S. "Ребята, напишите мне обратную связь в комментариях - понравилась вам статья?" – статья не понравилась, но, вы тетя Таня, пишите еще, желательно побольше фотографий с личного архива. Одной оказалось мало. 

P.P.S "Кстати, ТОЛЬКО ЕСЛИ ВАМ ИНТЕРЕСНО, ниже мои социальные сети" – да-да, уже бежим подписываться, чтобы получать ЦЕННУЮ информацию про бизнес

Ответить
Развернуть ветку
Мария Васильева
Автор

Спасибо за комментарий. Конструктивное есть, но в целом у вас негатив по отношению к автору статьи (то есть ко мне).

1. Я изначально написала, что я НЕ КОПИРАЙТЕР и не умею правильно раскрывать темы. 
2. Для вас возможно базовые, тогда ОБЪЯСНИТЕ, ЧТО БУДЕТ НЕ БАЗОВЫМ? 
3. Я вас прошу не оскорблять. То, что вы называете "безмозглой мотивашкой" - это боли реальных предпринимателей (кстати, а вы им являетесь? Уверена, что нет). Боли, которые мне рассказывали мои друзья и знакомые. 
4. Здесь все размещают свои ссылки. Чем это вас так напрягает? Первая моя задача - поделиться опытом. Вторая - оставить свои контакты. 
5. Опять же негатив от вас - "да-да, уже бежим подписываться". Так не бегите)). что это фразой вы мне пытаетесь показать? 

P.S. Больше здравого смысла. И советую всем, кто пишет негатив - написать свою статью и раскрыть тему.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

Для начала бесплатный совет. Не пишите капсом. ЭТО ВАМ НЕ ИНСТАГРАМЧИК ИЛИ ОДНОКЛАССНИКИ!

1. Ну вы же в школе учились. Сочинение выпускное как-то там на пять написали? На самом деле текст выглядит так, что его написал как раз копирайтер. Плохонький, но копирайтер. Скорей всего местному заплатили. У вас в тексте указано, что маркетингом вы занимались лично, а в штате трудились копирайтеры. Как вы занимались маркетингом если не разибрайтесь в копирайтинге? Как вы контролировали качество текстов? Что-то не сходится
2. Не базовой будет информация, которая глубже чем написано везде. Либо с технической стороны, либо с эмоциональной. Поскольку вы не являетесь специалистом в области продажи бизнеса, вероятно стоило написать/придумать увлекательную историю про то как вы ночей не спали и преодолевали себя и обстоятельства. 
3. Безмоглая мотивашка – это не про вас, а про утверждение "На любой бизнес можно найти покупателя".
4. Восприятие ссылок в тексте как раз зависит от ценности материала. В тексте, который круто написал профессионал своего дела ссылки вообще не напрягают, даже если они ведут на порно-сайты.
5. Это ирония над качеством копирайта. "ТОЛЬКО ЕСЛИ ВАМ ИНТЕРЕСНО". Рукалицо.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Васильева
Автор

1. Статью я писала сама. Разбираться в копирайтинге - это не значит уметь писать, как копирайтер (вот здесь я добавлю "рукалицо"). 

По поводу истории - спасибо, возможно для других статей возьму это на заметку. 

2. Вот именно, что я не являюсь специалистом в области продаж бизнеса и описала свой опыт, так прежде всего захотела этим поделиться. 

3. Меня ссылки нигде не напрягают, может вам стоит задуматься над вопросом, почему вас напрягают какие-то ссылки. 

4. Давайте вы напишите свою статью на любую тему, а далее уже оценим интересность и полезность вашего контента. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Головченко

Если бы Вы написали хотя бы несколько юридических тонкостей, как не попасть в ловушку - это интересно.
И ещё момент - подход «я написала как могла, а вы ничего не написали, поэтому не критикуйте» в корне неверный.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Головченко

Ну и для примера. Представьте, что вам нужно условно переустановить ОС на ноутбуке, вы нашли инструкцию в интернете, сделали все так, написали свою статью. И ваша статья на 100% повторяет инструкцию изначальную. Какой смысл в вашей статье? Вас тут просто пытаются сказать, что в вашей статье нет ничего уникального, все описанное уже 300 раз было сказано. И одно дело если бы вы собрали информацию из кучи источников разрозненных, но нет. Нет ничего такого, чего бы не было в других местах.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Васильева
Автор

Приняла во внимание ваш комментарий. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Владимирович

"Для начала бесплатный совет. Не пишите капсом. ЭТО ВАМ НЕ ИНСТАГРАМЧИК ИЛИ ОДНОКЛАССНИКИ!" - А вот кто-то подумает, что в инстаграме и одноклассниках КАПС - ЭТО НОРМА, КАК И МНОГО МНОГО !!!!!!!!!!!!! ЗНАКОВ
А потом такие посты пойдут:

Ответить
Развернуть ветку
A V

И не надо мне ставить минусы за размещение ссылок).

Я даю ценную инфо бесплатно и поэтому имею полное право на немного пиара.
____________________________

А где ценная информация?

Ответить
Развернуть ветку
Мария Васильева
Автор

тогда расскажите нам ценную информацию по продаже бизнеса, я думаю у вас отлично получится. А мы оценим, насколько она ценная.

Ответить
Развернуть ветку
A V

Я не нуждаюсь в размещении рекламных ссылок и мне не нужны виртуальные печеньки.
Поэтому ничего я Вам рассказывать не буду.
А вот из Вашей заметки никакой актуальной (я уж не говорю про ценную) информации, я не почерпнул.
Извините.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Васильева
Автор

Эта статья для тех, кто хочет продать бизнес. А не для тех, кому нечего делать и он бесцельно слоняется по интернету, хейтя чужие статьи, ни написав при этом ни одной своей. Не нравится - не читайте и проходите мимо 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Головченко

А вы ждали, что сейчас все будут вас хвалить и обожать? Вы не 100$, поэтому так не бывает. Не совсем понятна в принципе Ваша реакция, как и фото в конце статьи, к чему оно?

Ответить
Развернуть ветку
Мария Васильева
Автор

Я за конструктивную критику. Я описала свой опыт продажи бизнеса "от и до" и он может быть полезен тем, кто хочет продать бизнес. Что именно в статье вы хотели увидеть, чтобы считать ее полезной? Вот если вы на этот вопрос ответите, тогда это конструктивный диалог. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Головченко

Ну автор же не указала место, где конкретно она даёт полезную информацию, может где-то она и есть.

P.s. Что за прикол == вместо «»?

Ответить
Развернуть ветку
A V

P.s. Что за прикол == вместо «»?

- Это Вы про что?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Головченко

Про кучу знаков = в тексте, как мне кажется это вместо кавычек

Ответить
Развернуть ветку
Мария Васильева
Автор

вам я тоже предлагаю написать ценную информацию по продаже бизнеса. Мы с радостью все послушаем и оценим ее ценность

Ответить
Развернуть ветку
Мария Васильева
Автор

наверное вы эксперт в продаже бизнеса, если для вас нет ценной информации. 

Ответить
Развернуть ветку
george kemerchev

"Процент может варьироваться" — Мария, по вашему опыту, в каких пределах?

Ответить
Развернуть ветку
Мария Васильева
Автор

От 5 до 15 процентов. Но все индивидуально и зависит от вида бизнеса и его стоимости. 

Ответить
Развернуть ветку
Егор Антонов

мда, хейтеров в комментариях везде как говна... 
люди в России обиженные 

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

Егор, вы зарегались здесь вчера специально чтобы этот комментарий оставить? Зачем? Чем вы обижены?

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Konoplitski

Как здоровье У Екатерины Черновой?

Ответить
Развернуть ветку
Мария Васильева
Автор

))))

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Drobushevsky

А где Екатерина Чернова?

Ответить
Развернуть ветку
Мария Васильева
Автор

:-))))

Ответить
Развернуть ветку
Mykhailo Sorochuk

Как же вы конечно напали на автора статьи...

Мне кажется что статья полезна в первую очередь тем, что это личный опыт (если конечно это true story). Да написано достаточно поверхностно без деталировки, но я так понимаю это не статья - гайд для продажи бизнеса, а просто личная история, которая должна мотивировать людей в подобной ситуации.

По этому и нужно было изначально старгетировать ее немного в другое русло, и делать акцент на мотивации, а не позиционировать как мануал для продажи бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Раскрывать всегда