{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Карантин + Google trends = поиск возможностей заработка (успешный)

Привет читателям vc.ru!

Сегодня хочу поделиться кейсом по беглому анализу ниши, беглому созданию ИМ и беглому получению прибыли :) Спойлер: на хлеб хватило, на масло — нет.

Сразу к выводам: тык. Пропустить пространные размышления и перейти к реализации: тык.

Начало

Все началось с вопроса, которым, вероятно, задавался каждый: "И чем же заняться?". На самом деле с работой проблем не было, на удаленке я давно и прочно, но домашних хлопот поубавилось. Поэтому было принято волевое решение расчехлить XBOX ONE и наконец-то закончить прохождение Kingdom come: Deliverance и Assassin's Creed (какой-то из старых).

Поскольку пиратить это сомнительное удовольствие (и все еще невозможное на текущем поколении консолей), я немного углубился в Google и после недолгих поисков нашел способ приобрести лицензионные копии значительно дешевле. Экономия составила порядка 40$, что не могло не навести на мысли о том, что так хочу не только я и чье-то желание сэкономить можно монетизировать. Тем более карантин и согласно ряду отчетов, уже вышедших на тот момент, спрос на консоли и игры к ним вырос в разы. Сильно облегчало ситуацию то, что я живу в Украине, где не действует ряд ограничений XBOX store, поскольку официально он у нас не работает :trollface:

Для проверки гипотезы был проведен беглый анализ гуглотрендов:

Кому лень читать подписи — посмотрел тенденции по миру, по РФ и присмотрелся есть ли запросы, связанные с конкретными играми.

Все звезды сошлись и было принято решение пощупать гипотезу предметнее. К этому моменту от желания спасти Богемию до решения сделать интернет-магазин прошло минут 15.

Развитие

Дальше какое-то время ушло на то, чтобы примерно оценить потенциальную выгоду. Сначала с помощью wordstat, serpstat и пары чашек чая был выделен ТОП самых гуглимых и яндексируемых (как это правильно называется, кстати?) игр в РФ, Украине и США. Из них в итоговый список попали те, у которых разница в стоимости в XBOX store разных стран составляла не менее 20$.

Бизнес-план состоял из трех столбцов на листочке:

  • Цена игры в США (самый официальный из всех сторов);
  • Цена игры в самой дешевой стране (бывают варианты, но чаще всего это Аргентина, Турция и Бразилия);
  • Суммарный охват запросов по странам (гео: СНГ + США).

Далее между первыми двумя столбцами был поставлен знак минус, а разница умножалась на 1% от соответствующего охвата. Получалось примерно по 6 покупок на каждый из отобранных тайтлов, что давало по 60$ чистой прибыли (10$/копия).

На этом этапе стало понятно, что для случайной мысли это достаточно неплохо (учитывая , что отобрано было 15 тайтлов и на горизонте маячил выход новой части DOOM, который припадал на распродажу).

Что же делать дальше? Дальше нужно делать :)

Еще один ресерч и вот я уже определился с дальнейшими шагами.

  1. Сделать интернет-магазин. Из требований — минимальная функциональность, дешево, минимум усилий на загрузку товаров.
  2. Потестировать популярный нынче крауд-маркетинг как способ бесплатного привлечения покупателей.
  3. Потестировать таргетированную и контекстную рекламу (с основным упором на последнюю)
  4. Посчитать CR, ROI, REV и другие популярные аббревиатуры.

Вроде бы все, поехали дальше.

Дальнейшее развитие

Далее очень приятным бонусом оказалось то, что один наш банк сделал неплохую акцию всем, кто прилежно карантинит, в виде 20% кэшбека на магазины цифровых товаров (среди которых XBOX | Microsoft Store) и PornHub. Он и сейчас хорошо подходит к новым фишкам, между прочим. Пока инстаграм пополнялся скриншотами оплаченных премиумов на порнхабе, я мысленно добавлял 20% к собственной прибыли (правда там был потолок кэшбека в 500грн/20$, о котором я узнал позже).

вот такие нехитрые были условия

Нашелся все-таки подходящий конструктор сайтов и к утру я уже был гордым владельцем интернет-магазина:

В процессе его создания руководствовался совершенно простым принципом:

Магазин не должен мешать покупателю покупать

Поэтому вместо лендинга с обещаниями золотых гор люди попадали сразу в общий каталог, для апсейлов я выбрал не консоли, а мелкие ништяки вроде внутриигровой валюты. Отдельно хочу сказать о кнопках. Вначале они назывались просто "Купить", потом "Купить сейчас", а потом уже так, как на скрине. На удивление, самый большой CR был именно у такого откровенно отвратного текста (на самом деле не было удивления — средний возраст посетителей по данным Google Analytics составлял 14-21 лет).

Правда цены на скриншоте указаны в гривнах, это первая итерация. Потом все было приведено к долларам для упрощения расчетов.

С первым пунктом вопрос решен, время идти дальше.

К этому моменту от принятия решения прошло около 18 часов, Kingdom Come пройден на 2%, на сон ушло 6 часов.

Как завоевать серце ЦА?

Для крауд-маркетинга были выбраны 2 площадки: pepper (где люди обычно делятся купонами на бесплатную компьютерную мышь в Эльдорадо) и тематический форум.

Сразу уточню по второй площадке: коммерческое предложение не зашло. Там есть целая ветка, в которой люди предлагают за достаточно адекватные комиссии (10-15%) помочь с покупкой. Собственно, я там тоже теперь есть, обращайтесь при необходимости :)

Наценка в моем магазине также не была бесчеловечной: фиксированные 10$, которые позволяли сэкономить минимум 10$ от цены в американском магазине.

С пеппером получилось гораздо интереснее. Забегая наперед скажу, что это было попадание в десятку. В комментариях к записи о распродаже в Xbox Store я оставил свое предложение со ссылкой на магазин и стал ждать. В течение первых 15 минут ничего не произошло, что оказалось для меня неожиданным. И даже через час. И ближе к ночи тоже. Но уже следующим утром я обнаружил, что в обработке висит пяток заказов и один запрос через специальную форму относительно игры, которая не была представлена в каталоге.

нехитрая форма сбора заявок

Затем в течение дня было еще достаточно много заявок. Ближе к вечеру мне стало интересно как так вышло. Думаю, что основная масса пришла как раз из поиска через ветку комментариев на pepper (Analytics говорит о делении трафика Referral/Direct 65/35%, а сама ветка комментов хорошо гуглилась по целевым запросам "купить игры xbox one со скидкой", "xbox one распродажа аргентина" и т.п.)

Также классным было то, что мне напрямую писали люди (на сайте висели самые настоящие мои контакты) и говорили, что пришли по рекомендации от друга. Был даже один турок и еще один, если не ошибаюсь, араб, из соседствующей с Турцией страны.

Отзывы я собирал по максимально простой и в то же время сложной схеме: просто просил покупателей написать отзыв прямо в мессенджере или на почте, где мы общались.

Пункт 3 я сознательно убрал из своего плана по нескольким причинам:

  1. Я прекрасно понимал, что не пройду модерацию в Adwords и рекламном кабинете Facebook из-за сомнительной лицензионности моих товаров (это все еще не пиратские версии, но и договора с Microsoft у меня на руках не было).
  2. Обработка заказов занимала очень много времени. В среднем на одного покупателя уходило больше 20 минут. Это было просто нецелесообразно с экономической стороны — тратить дополнительно 1-1.5$ на привлечение каждого покупателя (в лучшем случае) и получать в итоге 7-9$ с каждой проданной копии игры.
  3. Я просто зажмотил времени и денег на составление креативов и объявлений, поиск подходящей ЦА, анализ и уточнение и прочие любимые таргетологами и контекстологами вещи.
  4. Вместо этого я разместил аналогичный комментарий в аналогичном треде на реддите. Эффект был таким же — отложенным и похожим на бомбу. Но по этому источнику получилось меньше закрытых сделок. Почему — см. врезку ниже.

Возможно, если бы у меня не было работы, то это имело бы смысл. А так я разгребал заказы еще дня 3, потом волна схлынула и я даже немного обрадовался. Еще и на третьем заказе узнал, что кешбек от банка ограничен, соответственно дополнительные 20% прибыли перестали быть реальностью :(

Самое интересное — бизнес-модель. Заказы обрабатывались по мудреной схеме: после оформления, человек переходил на страницу "Как оплатить", где на разных языках были описаны разные способы оплаты. Прямую платежку я не подключал, поскольку на модерацию ушло бы больше времени, чем существовал магазин.

Для РФ и США был выбран paysend, поскольку комиссия минимальна и курс обмена относительно адекватный.

После оплаты я пинговал покупателей в мессенджерах, чтобы убедиться что ничего не перепутал, и отправлял на почту гифт-код, который нужно было активировать на сайте microsoft с включенным VPN страны, в которой произошла покупка. Это основная причина отвала американских пользователей. Им такие схемы не очень привычны :)

И с русскоязычными это тоже удлиняло закрытие сделки, хотя все было описано в тех же инструкциях, что и оплата. Все время сыпались вопросы "Как включить VPN?", "А где взять VPN?", "А как выглядит флаг Аргентины" и т.п.

Завершение истории

От прихода идеи в голову до окончания активного спроса прошло около 120 часов. Kingdom Come был пройден на те же 2% (на момент написания статьи — на 67%). В сухом остатке я продал 97 копий разных игр. Самыми популярными были Red Dead Redemption 2 (базовая версия) и DOOM Eternal Deluxe Edition (хотя изначально ставил на фифу). Средняя прибыль с одной копии составила ожидаемых 10$. Очень жаль, что не дошло до 100 копий (как у Рокфеллера, if you know what I mean), но с другой стороны я правда рад тому, что все закончилось и я смог увидеть мир без плиточного интерфейса.

Главное, что стало понятно:

  • Инструменты во многом решают. Выбор платформы, на которой я создал сайт, целевых площадок для посева комментариев и отказ от заранее проблемных монстров рекламного бизнеса — все это сыграло свою важную роль.
  • Если в голову пришла идея и на реализацию MVP предполагается несколько часов — нужно брать и делать. Некоторое время назад была популярна методология программирования "Ху#к-ху#к-и в продакшн", не знаю пользуется ли ею кто-то сейчас, но мне заходит :)
  • Нужно адекватно оценивать свои силы. Если вы не знаете как будет устроен тот или иной процесс (в моем случае — обработка одного заказа, учился на первых 5 сделках, из-за чего пришлось скинуть еще по 5$ за проволочки в надежде на возврат в будущем), то лучше сначала узнать. И если нет готовности тратить столько сил — лучше их направить в другое русло (например, в моем опять же случае — нанять менеджера, который этим занимался бы; отказаться от идеи; заранее узнать сколько времени это займет и выделить соответствующее количество оного).
  • Менять цены (которые могли изменяться несколько раз в течение дня) вручную очень муторно, а набросать автообновлялку по API означало бы отложить обработку висящих в очереди заказов, что привело бы к уменьшению продаж. Поэтому весь магазин в принципе пришлось свернуть — из-за мелких неучтенных моментов.

Учитывая специфику проекта, в завершение хочется написать о том, что все события выдуманы, любые совпадения с реальностью случайны, а у меня нет даже аккаунта Microsoft.

Спасибо всем за внимание! Хорошего вам настроения!

Буду благодарен за фидбек :)

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Nicklas Cazares

Непонятно, но интересно. Люблю, когда из воздуха делают деньги. 

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Нестеренко
Автор

та вроде ж все просто. покупаем дешевле - продаем дороже. даже ничего придумывать не пришлось :)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Склянов

Ни#уя не понятно, но очень интересно!))) 

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Бугай

Должно было и на масло хватить 😅

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Нестеренко
Автор

цены растут семимильными шагами :)

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dubovitskiy

Круто! 

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Нестеренко
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Мамаев

Язык хороший

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Нестеренко
Автор

Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Edward

Инструменты во многом решают)
Реклама webx

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Нестеренко
Автор

Скорее крауд-маркетинга. Я его редко использую на работе, но теперь поизучаю предметнее. Тем более опыт появился :)

Ответить
Развернуть ветку
Артём Палённый

Получается ты поднял почти 1000$ за несколько дней? Неплохо.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Нестеренко
Автор

Смотря с какой стороны посмотреть (:

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Нестеренко
Автор

да, именно так. только челнокам приходилось закупать товар за свои и надеяться, что выстрелит.
в данном же случае - закупка за деньги покупателя проводилась. современные технологии-с :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда