Как проверять управляющую компанию при покупке франшизы, или можно ли получить от франшизы больше, чем договорились? 8 пунктов проверки из личного опыта

Купить франшизу, а в итоге сделать всё самому. Потом тратить деньги и силы на суды с управляющей компанией - пожалуй, самая сильная боль у франчайзи (того, кто приобретает франшизу).

Сегодня буду делиться своим опытом, как проверять управляющую компанию до подписания договора. В формате чек-листа.

Как проверять управляющую компанию при покупке франшизы, или можно ли получить от франшизы больше, чем договорились? 8 пунктов проверки из личного опыта

Меня зовут Полина Фролова, я совладелец сети салонов по уходу за лицом FaceRoom.

Как франшизы захватили рынок консалтинга в России

Франшизы не появляются из ниоткуда — это результат работы франчайзинговых компаний. На профессиональном жаргоне франчайзинговые компании называют “упаковщиками”. Компании "упаковщики" активно предлагают каждому бизнесу переходить на франчайзинговую модель. Бывает и так, что некоторые бизнесы сами по себе не приносят прибыли, но всё равно упаковываются в франшизу. В результате рынок франшиз стал быстро заполняться огромным количеством разного качества предложений.

Как выбрать "ту самую франшизу"

Когда рынок насыщен, выбрать подходящую франшизу становится сложной задачей. Чтобы помочь вам на этапе поиска и отбора, я подготовила этот чек-лист. Начиная с 2019 года мы с командой FaceRoom открыли 21 салон, один из которых находится в Дубае. За время работы по открытию салонов по франшизе у меня сформировался свой список для проверки управляющей компании и их предлагаемой франшизы.

Хочу поделиться своим опытом, как можно и нужно проверять управляющую компанию, у которой хотим купить франшизу, до подписания договора.

Пункт №1. Проверить сколько по факту существует франчизи, действующих более года после открытия.

Достаточно простой пункт. Откройте 2ГИС или Яндекс Карты. Найдите адреса всех работающих точек. Дополните ваш список данными из сайта франшизы. Найдите номера владельцев - это не сложно сделать позвонив по номеру в 2ГИС. Пообщайтесь с владельцами компаний. Как правило, предприниматели открыты к диалогу. Можно усложнить проверку поиском информации о том, когда было открыто юридическое лицо каждого франчайзи. Проверить можно здесь

Пункт №2. Если франшиза молодая, но сам бизнес сильный.

Большим риском будет ситуация, когда вы один из первых покупателей франшизы. Подготовьтесь морально, что на вас будут обкатывать бизнес процессы. Вероятно, часть обязательств будет и вовсе не выполнена. В случае с добросовестной управляющей компанией - будет выполняться с серьезным опозданием. Преимущества данного случая - вы можете попросить максимально выгодные условия, которые не входили в стартовый пакет. Рекомендую тщательно проверять основной бизнес франшизы: как давно на рынке, показатели продаж и прибыльности (только не в виде эксель таблицы, а бухгалтерские отчеты и отчисления в налоговую)

Пункт 3. Изучить франчайзера: есть ли суды, долги и настоящие ли данные.

Обязательно проверьте франчайзера на наличие судебных процессов и долгов у судебных приставов. Смотреть нужно в базах решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Проверьте наличие товарного знака. Без товарного знака нет франшизы. Товарный знак регистрируется в Роспатенте (https://rospatent.gov.ru/ru). Для поиска зарегистрированных товарных знаков используйте этот сайт https://new.fips.ru.

Пункт 4. Проверка рекламных офферов франшизы и договора.

Соберите рекламные офферы на сайте, в Яндекс и ВК франшизы, которую планируете приобретать. Запросите договор и сравните, внесены ли все обещания рекламных офферах в договор. Инструменты для поиска рекламы: https://popsters.ru - сервис аналитики постов и страниц конкурентов в социальных сетях

https://www.keys.so - сервис анализа конкурентов в SEO и Яндекс рекламы

Пункт 5. Дружеские отношения между партнерами и управляющей компанией.

Пожалуй, самый сложный в проверке пункт. Да и в целом дружеские отношения между партнерами, особенно между управляющей компанией и франчайзи спорная тема. Существует мнение, что дружеские отношения вредят бизнесу. В нашем же бизнесе дружеские отношения имеют место быть. Это та часть бизнеса, которую невозможно описать в договоре. И ее наличие проверяется только по факту. Я бы проверяла этот пункт во время разговора с франчайзи, спрашивая есть ли у вас дружеские отношения с управляющей компанией. Для меня дружеские отношения это показатель команды, которая способна преодолевать трудности вместе, особенно в тех областях, где завершаются границы действия договора.

Пункт 6. Проверить формат договора

На сегодняшний день чаще всего встречаются четыре варианта договора при продаже франшизы. Вам могут предложить договор на оказание консультационных услуг, агентский договор, договор на ноу-хау и договор коммерческой концессии.

Первые три варианта мало связаны с франшизой, так как не дают франчайзи необходимый объем данных. Если управляющая компания предлагают договор на консультацию, повод задуматься. Иными словами, вам продают рассказ о том, как делать бизнес. Ответственность управляющей компании в этом случае “рядом не лежала”, у вас на руках будет только информация.

В случае с агентским договором - тоже мало общего с франшизой. Вы станете региональным представителем компании, то есть, вас возьмут на работу.

Лицензия на ноу-хау - уже что-то ближе к франшизе, но всё равно не стоит обманываться. Что именно хотят вам продать, заранее не известно. Может оказаться, что вы приобрели красиво упакованный комплект гугл таблиц.

Договор коммерческой концессии - да, вам продают франшизу. Во всей своей всеобъемлющей красоте. Консультации, разрешение использовать фирменный стиль, название - то есть, полноценно вести бизнес. Вы получаете ответственность управляющей компании, закрепленную договором.

Пункт 7 Факап тест

Обязательно пообщайтесь с владельцем бизнеса, а не только с представителями управляющей компанией. И, тем более, не ограничивайтесь общением с менеджерами из отдела продаж.

Факап тест - это тест на умение преодолевать неприятные ситуации в бизнесе. Спросите у владельца бизнеса, как он будет преодолевать сложные периоды в бизнесе. Как решаются стандартные проблемные ситуации, с которыми сталкиваются при открытии франшизы:

  • Выбрали неудачное место для открытия, не достаточно пешеходного трафика и бизнес не получает запланированную прибыль.
  • Не удается найти требуемого управляющего, в целом проблемы с наймом и обучением персонала.
  • Бизнес не выполняет плановые показатели по выручке и прибыли

Один из частых вопросов, который приходит в нашу управляющую компанию:

”Я не понимаю как увеличить чистый дохой не увеличивая расходы”. Такой запрос пришел в январе 2024 от одного из наших партнеров.

Казалось бы, стандартный вопрос. Но решение для каждого партнера будет с учетом ситуации “на месте”. Команда из управляющей компании выполнила анализ расходов. Проанализировали какие могут быть показатели выручки при сохранении текущего количества клиентов. Нашли точку роста - необходимо улучшить работу с мастерами и командой. Сфокусироваться на улучшении навыков общения с клиентами и на профессиональных скиллах мастеров. Это увеличит средний чек и LTV.

Сам по себе вопрос и решение - не уникальные. В то же время, каждый франчайзи проходит свой путь роста и развития - поэтому, от управляющей компании требуется подключаться к каждому вопросу индивидуально.

Пункт 8. Работа с командой и персоналом.

Бизнес - это люди. Люди, которые выполняют бизнес процессы. Общаются с клиентами, следят за выполнением регламентов, оказывают услуги.

Займитесь анализом франшизы на предмет работы с сотрудниками. Проводятся ли регулярные обучения, развлекательные мероприятия для сотрудников. Это легко проверить - достаточно открыть социальные сети компании и владельцев бизнеса. Новогодние корпоративы, внутренние отчетные мероприятия и обучения персонала - это всё показатели компании, в которой заботятся о сотрудниках.

А там, где нет заботы, всегда возникает текучка кадров.

Расскажите в комментариях о своём опыте покупки франшиз? Есть ли у вас рекомендации по отбору подходящей франшизы?

4
1
Начать дискуссию