У меня было 1.5 стартапа. Первый (Software) полностью не считаю, потому что проблема была надуманной и я не представлял полностью проблематику клиентов, это просто были мои фантазии. Завершил его за 4 месяца. Второй (Hardware) растянулся на 2 года и даже успел выдать 30 прототипов устройств клиентам. Пока делали мотивации было вагон, потому что я чувствовал большой интерес клиентов к тому, что мы делали. И закрылись когда поняли, что время работает против нас, ресурсов просто не хватает и конкуренция с большими зарубежными игроками рынка не оставляет нам шанса. Главный вывод - это как можно раняя проверка своих гипотез. Для этого нужно общение с клиентами и сбор денег. Да! Именно когда человек готов купить у вас заранее со скидкой, возможно еще не реализованный проект говорит о том, что он ему очень нужен и может решить четко обозначенную проблему. Но нужно чётко понимать почему у вас это получится лучше, чем у других чтобы не оказаться заложником своих фантазий и надежд. А вот если вы будете вынашивать в себе идею "Вот сделаю всё хорошо и тогда начну пробовать продавать" - именно тогда проблемы с мотивацией неизбежно начнутся. Потому что нет постоянного подтверждения спроса, сигнала что это действительно нужно или будет оплачено. Как можно раньше начинайте тестировать свою гипотезу, пусть даже это будет из "говна и палок". И меняйтесь если понимаете, что это не работает. Важно - это жизнеспособная бизнес модель или интерес клиентов, инвесторов. Самый лучший мотив делать дальше в большинстве случаев.
У меня было 1.5 стартапа. Первый (Software) полностью не считаю, потому что проблема была надуманной и я не представлял полностью проблематику клиентов, это просто были мои фантазии. Завершил его за 4 месяца. Второй (Hardware) растянулся на 2 года и даже успел выдать 30 прототипов устройств клиентам. Пока делали мотивации было вагон, потому что я чувствовал большой интерес клиентов к тому, что мы делали. И закрылись когда поняли, что время работает против нас, ресурсов просто не хватает и конкуренция с большими зарубежными игроками рынка не оставляет нам шанса.
Главный вывод - это как можно раняя проверка своих гипотез. Для этого нужно общение с клиентами и сбор денег. Да! Именно когда человек готов купить у вас заранее со скидкой, возможно еще не реализованный проект говорит о том, что он ему очень нужен и может решить четко обозначенную проблему. Но нужно чётко понимать почему у вас это получится лучше, чем у других чтобы не оказаться заложником своих фантазий и надежд. А вот если вы будете вынашивать в себе идею "Вот сделаю всё хорошо и тогда начну пробовать продавать" - именно тогда проблемы с мотивацией неизбежно начнутся. Потому что нет постоянного подтверждения спроса, сигнала что это действительно нужно или будет оплачено.
Как можно раньше начинайте тестировать свою гипотезу, пусть даже это будет из "говна и палок". И меняйтесь если понимаете, что это не работает. Важно - это жизнеспособная бизнес модель или интерес клиентов, инвесторов. Самый лучший мотив делать дальше в большинстве случаев.