Твой промокод на КиноПоиск
TOLDYOU
18+

Jobni.ru — 1.5 года неудач или как мы делали сайт по работе. Часть 2 — 1 версия сайта. МНОГО ошибок на большие деньги!

Всем привет! Меня зовут Вячеслав. Это вторая статья из серии статей о том, как мы делали / делаем сайт по работе Jobni.ru. Надеюсь, эта статья будет Вам более полезной. По поводу предыдущей статьи — спасибо за комментарии и сообщения в личку, пожелания учел / учту. Поехали!

В закладки

Стечение обстоятельств или как я понял, что нужно делать сайт по работе

На тот момент «Зарплата» купила проект «Работа 66». «Работа 66» для Екатеринбурга и Свердловской области был последним оплотом «человечности» в сфере подбора персонала. У этого проекта были несколько отличительных черт, которые нравились многим:

  • На сайте «за недорого» можно было найти сотрудника практически любой специализации, будь то грузчик, программист или бухгалтер, т.е. не было сегментации по профессиям, как у других сайтов. Например, на Авито — много рабочих специальностей, на hh.ru — топ менеджмент, руководители среднего звена и немного IT специалистов, а Зарплата — это середнячок с офисными сотрудниками. По крайней мере так было тогда у нас в Свердловской области.
  • Представители сайта очень плотно общались с HR аудиторией в виде тортов на день рождения компании и самое главное — периодических совместных мероприятиях (читай тусовках).
  • Сервис до покупки собирал обратную связь благодаря пункту 2 и адаптировался, становился лучше.

После покупки мы (работодатели) порядка полугода испытывали проблемы синхронизации, точнее поглощения «Зарплатой» проекта «Работа 66». Постоянно что-то отвалилось, цены взлетели за 1 день на 40% и т.д.

Мы с моим другом, а ныне вторым человеком в проекте (Гудовым Александром) и моей супругой (Колесниковой Еленой) решили посетить несколько мероприятий по работе, таких как День карьеры и т.д. На общавшись вдоволь с HR’ами, переваривая главную цитату вечера Дня карьеры: «Зарплата» убила все хорошее и принесла много «плохого» в проект «Работа66» мы приняли решение делать проект.

Ошибка № 1 — мы НЕ тестировали гипотезы

Тестирование гипотез - основа успеха.

Пока помню — спасибо Александру Фудину за периодические разговоры. Это бывший сотрудник нашей компании, ныне он живет в МСК и занимается IT проектами. Наши телефонные разговоры бесценны. Именно он ввел в мой лексикон термин «тестирование гипотез» в IT проектах и пояснил как это делать правильно.

И так — об ошибках буду писать от своего имени. В итоге их делал / делаю я и отвечал / отвечаю за них своими деньгами …

Я делал проект таким, как меня учил опыт работы с проектами по автоматизации, когда нужно учесть все. Загнать пользователя в рамки как «барашка» с целью выполнить действия, нужные его руководителю.

Я понимал «примерно» что нужно Работодателям и что нужно Соискателям исходя из общения с ними. Кстати, мы тогда додумались создать фокус группу и опросить ее на тему, что им нужно.

Что хотят работодатели (как мы думали):

  • Найти лучшего сотрудника. Лучший сотрудник тот, у кого отличное резюме (читай большое, детальное), нужный и положительный опыт работы, рекомендации (отзывы) и т.д. На базе этого мы сделали детальное создание резюме и вакансий. Мы учли практически все, что только можно заполнить: возраст, пол, количество детей, марки автомобилей и т.д. Смеетесь и думаете кто их предоставит? Любой «газелист» или владелец фуры — в этой сфере это главные критерии оценки кандидатов, а по поводу детей — оказывается у работодателей одним из фактором принятия решения по кандидату в случае, если это прекрасный пол (женщины) является вероятность декрета, а женщины с детьми по статистике меньше уходят в декрет повторно. Для отбора таких кандидатов мы сделали функциональные фильтры. На деле они оказалось сложными, ОЧЕНЬ сложными и громоздкими, причем находились они «далеко» от того места, где их нужно было использовать. Тогда мы еще не знали о том, что вести пользователя по сайту без возможности общаться с ним напрямую — сложно, а каждый «шаг» пользователя – это изменения интерфейса, АБ тесты и как следствие много денег на разработку и трафик для тестирования.

  • HR’ы не хотят, чтобы соискатели «откликались» на список из 200 вакансий «на отвали», а делали это осознанно, предварительно изучив вакансию. Мы исключили из плана проекта «отклики» и «приглашения» и сделали очень сложную в реализации и простую в использовании (нам тогда так казалось) систему чатов. На нее с учетом отладки ушло 2 — 3 месяца работы 2 программистов. Фактически это whatsapp только в разрезе вакансий или компаний.
  • Пригласить соискателя на собеседование прямо на сайте, а соискатель это подтвердит. Если не придет — написать отзыв. Работодателей реально БЕСИТ то, что соискателей записывается на 8-часовой рабочий день 16 штук, а большинство НЕ приходит. Приходит дай бог 5 — 6, а остальные без пояснения причин и уведомления не приходят и чаще всего потом еще не берут трубку, т.е. возможности узнать почему нет. Цель собеседований версии 1.0 была возможность поставить метку на соискателей, которые так делают, чтобы один работодатель «помог» другому и может быть это как-то изменит «мир» к лучшему. Не сработало, мы даже работодателям не пояснили как этим пользоваться, хотя источником описания проблемы и варианта решения были они же.

Что хотят соискатели (как мы думали):

  • Прочитать отзыв о работодателе перед тем, как вступить в контакт. Чтобы избежать «помойки», мы решили брать символические 10 р за отзыв — вроде как кому сильно «накипело» потратит 10 р, да и вроде это не особо большие деньги. А если работодатель просит сотрудника написать положительный отзыв — мы реализовали функционал компенсации стоимости отзыва. НО мы тогда еще не знали, что чтобы довести пользователя до отзыва (до любого действия) — нужна куча усилий в проектировании интерфейса. Это как корпоративные продажи, только твой клиент немой, очень избалованный и в случае чего — он «сворачивает удочки» и уходит с сайта. В общем до отзывов мы еще пока не дошли (на данный момент они разработаны в старой версии, скрыты и еще не переработаны).
  • Просмотреть детальную информацию о ЗП в вакансии. Важно ведь сразу понимать на какие условия можно рассчитывать. Как оказалось потом большинство работодателей не хочет вообще ничего писать, особенно детально и тем более о ЗП. Некоторые вообще выставили ультиматум о том, что поля ЗП не должны быть обязательными, потому что если у них стоит ЗП 22 000 рублей для кассира, а у соседа 22 500 — они в проигрыше и поэтому никто из продуктового ритейла старается не писать о уровне ЗП …

  • Задать первичные вопросы работодателю дистанционно, т.е. меньше ездить. Те же чаты, только как оказалось соискатели в большинстве своем интроверты и не инициируют общение. Они хотят нажать кнопку, и чтобы им потом позвонили. Им нужны отклики, от которых мы осознанно отказались в самом начале.

Были и есть еще пункты, но это основные.

Мы на слово поверили фокус группам и сделали кучу всего на очень большую сумму денег. Это ошибки на миллионы рублей.

Мне казалось, что мы делаем то, что нужно, то, что сделает мир лучше… НЕТ, так не работает.

Разочарование

После запуска, спустя неделю работу сервиса пришло понимание того, что мы сделали машину монстра — огромную связку сервисов — которая оказалась:

  • Не нужна.
  • Была сложной.
  • Имела много багов (этот пункт на самом деле нормальный. Есть поговорка — если ты выпустил продукт без багов — считай, что ты опоздал).

Первое время мы (читай я) пытались НЕ принимать действительность. Отделом продаж мы «компенсировали» трудности интерфейса и сложность продукта в целом. Мы вначале объясняли продажникам, как работает наш франкенштейн, а потом они по 40 минут поясняли, как он работает уже работодателям.

Так же мы закапывали тонну денег в рекламу. Только за рекламу на наземном общественном транспорте мы отдали 1.5 млн рублей (опять же не проверив гипотезу на 1 трамвае, например). Благо еще то, что мы все по привычке (правило компании НЕ покупать ничего по «стандартным» ценам, а везде получать скидки) получали все по хорошей цене. В случае с транспортом получили 20% скидку.

Помимо этого, у нас была реклама на 3 радиостанциях, метро и т.д. и т.д.

Яндекс директ и Гугл реклама — это отдельная история. Это целый мир закапывания денег в больших количествах как потом выяснилось без каких-либо следов. Закончил рекламу — а тебя, как и не было нигде.

Про рекламу будет отдельная статья, т.к. это думаю беспокоит многих. Когда я ценой больших денег разобрался с тем, что делать — куча знакомых предпринимателей выстроилось в очередь за советом.

Принятие

Так мы жили месяц — два до момента пока не познакомились с Яндекс Визором. Суть всей этой штуки от Яндекса в том, что ты видишь, что делает пользователь у тебя на сайте. Вначале мы еще ругались на пользователей «как можно быть таким глупым». Потом, когда мы изо дня в день смотрели на это «печальное кино», начало приходить понимание о том, что не мир (читай пользователи) плохой, а мы (я) дураки.

Иногда просмотр Визора напоминает просмотр мужиками футбола с пивом или рыбалку — когда пользователь «соскакивает» не достигнув цели — такое эмоциональное разочарование с фразой аналогичной — «да куда ты бьешь».

Клиент "соскочил".

Еще недели 2 — 3 я сопротивлялся внутри, бесился, не находил себе места. Стоимость разработки уже равнялась почти 2 загородным домам и 1 году жизни меня, всей команды разработчиков, семьи и Александра Гудова и похоже все нужно начинать сначала

Очередное спасибо моей жене — Колесниковой Елене. Я бы себя убил на твоем месте, выгнал из дома, развелся за такое дорогое «обучение» и «отсутствие мозгов». Я считаю, что это часть проекта была самой большой и дорогостоящей ошибкой в моей карьере за все 15 лет.

В комментариях прошу задавать вопросы, постараюсь отвечать

План публикации статей:

  • Часть 1 — приквел
  • Часть 2 — 1 версия сайта. МНОГО ошибок на большие деньги!
  • Часть 3 — 2 версия сайта. Первые успехи
  • Дополнительные статьи. Тестирование гипотез или как делать проект, который нужен
  • Дополнительные статьи. MVP (минимально жизнеспособный продукт)
  • Дополнительные статьи. Комплектующие большого проекта
  • Дополнительные статьи. Правильно выбрал стек — сэкономил половину бюджета
  • Дополнительные статьи. Где искать специалистов? (new)
  • Дополнительные статьи. Тестирование (человек + автотесты)
  • Дополнительные статьи. Переделки неизбежны. Изменения бизнес-процессов + рефакторинг
  • Дополнительные статьи. Реклама. Оффлайн
  • Дополнительные статьи. Реклама. Онлайн
  • Дополнительные статьи. SEO
  • Дополнительные статьи. Мобильное приложение. WebView vs Native. Разориться не заработав?
  • Дополнительные статьи. Как найти инвестора?
  • Дополнительные статьи. Удаленка — это НЕ плохо. К этому нужно привыкнуть и понять, как это контролировать
{ "author_name": "Вячеслав Колесников", "author_type": "self", "tags": ["\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430","\u043e\u043f\u044b\u0442","\u0432\u0430\u043a\u0430\u043d\u0441\u0438\u0438","jobni"], "comments": 7, "likes": 1, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 128094, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 21 May 2020 16:25:03 +0300", "is_special": false }
18+
Ходите в кино дома
Проведите 45 дней с КиноПоиск
по промокоду TOLDYOU
Промокод будет скопирован
Промокод действует до 10.07.20 для новых подписчиков онлайн-кинотеатра КиноПоиск HD на 45 дней бесплатной подписки. Условия просмотра: ya.cc/4y4UX
Объявление на vc.ru
0
7 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
4

Не могу развидеть

Ответить
0

На это была сделана ставка при выборе из списка названий. На русский юмор так сказать :). Спасибо за комментарий

Ответить
2

О да свершилось ! Мечты сбываются и можно напрямую задать вопросы:

1. Очень прошу покажите дизайнера, крейтера, маркетолога и др. кто вас уверил что на скорости 15-25 км/ч через ряд машин , слой снега и пыли вы успеете хоть что-то понять вот из этого (прикреплен снимок)
2. Покажите человека кто предложил выкупить базу/заказать парсинг HH.ru и звонить специалистам предлагая услуги по переносу их резюме с HH.ru на никому неведомый ресурс.

Ответить
0

Добрый вечер, отвечаю на вопросы по очереди.
1. Берем в переработку презентацию в Android маркете. Полностью согласен с Вами, что выглядит она не презентабельно и на данный момент не отображает текущую версию приложения. Мой недосмотр - будем исправлять. Спасибо
2. Если Вам звонили — значит телемаркетинг работает и скорее всего вы из Екатеринбурга. А вообще мы используем большое количество каналов для привлечения соискателей и скорее всего Вы их видели / слышали / читали + они частично описаны в этой главе набора статей. Это:
- оффлайн (наземный транспорт, метро, радиостанции)
- онлайн (соц сети, директ, статьи, ютуб, радио)

Касаемо парсинга - насколько мне известно все базы резюме наших партнеров по цеху (конкурентов) серьезно защищены и предоставляются только на платной основе. Мы изучали этот вопрос перед тем, как использовать инструмент телемаркетинга на примере робота Веры.

Касаемо "переноса" резюме - этот функционал предоставляется уже много лет абсолютно всеми сервисами по поиску работы и сделан для облегчения жизни соискателя, для того, чтобы он легко мог в большем числе мест разместить резюме, чтобы быстрее найти работу.

Касаемо никому не ведомого ресурса - любой стартап изначально никому не ведом, но это не значит, что нужно умирать не родившись. Я лично против мертворождения. Чем больше я и моя команда погружаемся в этот рынок - тем больше узнаем наборов сервисов. Я в первой статье писал, что знаком с кучей классов систем. Дак вот если копать в глубь каждой из них - их можно достаточно сильно диверсифицировать. Например, мы сейчас запустили отличный сервис для HR'ов по напоминанию о предстоящем собеседовании, которого нет у конкурентов. Что он делает? HR с соискателем договорились о собеседовании. HR имеет удобный календарь с собеседованиями (руководитель видит календари своих сотрудников) + функцию отправки SMS соискателю. Соискатель по ссылке из SMS может просмотреть время собеседования, контакты HR'а и карту, куда нужно идти - это все набор микросервисов, которые позволяют бороться с тем, что соискатели теряются по пути на собеседование. Помимо этого, SMS могут отправляться за день до собеседования и в день собеседования, а также в случае его отмены. О чем я? Когда мы делали этот микросервис - мы не знали, о том, что крупные предприятия используют ПО (не буду рекламировать конкурента) для ведения учета подбора персонала. До изучения этого ПО - мы планировали сделать "обвязку" календаря системой оценки кандидатов и видео интервью (причем еще задолго до COVID-19), а сейчас у нас немного изменилось ТЗ и мы активно разрабатываем чуть больший функционал. Как итого - мы родились, хотим жить и расти и будем стараться это делать.

Я очень благодарен за Ваш комментарий. Если у Вас еще есть дельные предложения по работе нашего проекта, и Вы готовы их озвучить - пишите в личку. Если Вы из Екатеринбурга - я не против знакомства

Ответить
0

Но ведь подобные звонки с предложениями переноса резюме - это ебаное пидорство (а судя по вашему ответу - такое действительно практикуете). Натуральный черный пиар или как там оно называется в модных книжках. Я бы например после такого звонка принципиально бы игнорил ваш сайт.

Ответить
1

"Как вы яхту назовете, так она и поплывет"

Ответить
0

Пока только отплываем от пристани, но плаванье уже сейчас обещает быть интересным и захватывающим. Спасибо за комментарий

Ответить

Прямой эфир