Антон Окрема, основатель BlackVR и HoloAVA, об инсайтах VR/AR, осознанном лидерстве и будущем человеческого общения

Антон Окрема

Антон Окрема - сооснователь девяти компаний (BlackVR, HoloAVA, Kupon.ru, etc.), адепт и популяризатор осознанного лидерства и инноватор AR, VR индустрии

Об осознанном лидерстве

Люди - это не ресурсы. Чтобы хорошо управлять командой, человек в первую очередь работает над собой. Если ты сможешь сам собой эффективно управлять, это будет отражаться на решениях, которые ты принимаешь, и на людях, которые тебя окружают.

Надо начинать с самого себя, делать себя хорошим человеком, учиться доверять людям, хотя это не просто.

Об идеальной корпоративной культуре (спойлер: её не существует)

Я однажды увидел корпоративную культуру Netflix и решил у себя сделать аналогичную систему. Но она не сработала, потому что это не про бумажку, на которой кто-то что-то написал. Корпоративная культура идет от лидера. Надо самому быть таким, какими ты хочешь видеть своих сотрудников.

А если все пойдут делать ICO, ты тоже пойдешь?

В бум ICO мы запустили ICO агрегатор. Это было в мае 2017, и я всё думал, как же в эту тему влезть? А потом приходят мои потенциальные партнеры и говорят: давай делать! А я такой: ну.. не знаю. Давайте попробуем!

Но мы запустились достаточно поздно, почти в самый спад. Мы хотели сагрегировать всю информацию по рейтингам, которые выходят на других ICO агрегаторах. Но у нас не получилось набрать трафика достаточно для монетизации.

В какой-то момент еще начали поступать угрозы. Например, люди просили убрать какую-то их личную информацию, хотя эта информация изначально была в открытом доступе на других агрегаторах

Крипта – новое золото? Старое золото? Или вообще не золото?

Просто если ты поднимаешь инвестиции на ICO проектах, ты должен как-то окупить их и вернуть инвесторам. Но даже в Telegram TON Павел Дуров в итоге планирует возвращать деньги инвесторам, потому что для него репутация важнее.

Но это Дуров может себе такой жест позволить, а другие позволить себе не могли. И, собирая деньги под ICO, они шли на необоснованный риск, подставляя других людей.

О главном VR проекте - BlackVR

Самый успешный проект на данный момент – BlackVR. Там работает команда из 25 сотрудников, поток клиентов, и сейчас вроде бы у всех кризис, а у нас заявок только пребывает, как будто нет никакого кризиса.

Сложно было начинать. Потому что это больно стартовать в очередной новой для себя индустрии, заниматься GameDev, который мне лично понятен был не до конца, но в итоге это одно из моих самых успешных предприятий, и точно не последнее ☺

О создании собственной VR студии

Я был партнером в другой VR студии, но в какой-то момент понял, что учредители компании мне не очень подходят, чисто в человеческом плане, и это опять про осознанное лидерство. И создал свой круг учредителей, в которых я верю и доверяю, собрал людей, которым мне хочется отдавать, получилась компания BlackVR.

Сейчас мы работаем по трем направлениям: разработка, ивент студия и аренда VR оборудования, 360 видео производство. Делаем 3D аватары, VR-комнаты, AR-подарки. Суммарно сделали более 100 проектов для таких компаний, как Сбербанк, Leroy Merlin и Natura Siberica, и у нас есть огромное желание создавать лучшие во всем мире VR, AR истории.

О самом важном опыте

Один из самых важных опытов пришел, наверное, из сотрудничества с Павлом Хегай.

Я на него начал работать в 2013 году, и мы до сих пор вместе проекты делаем, друг другу помогаем.

Я помогал Паше создавать Первую Купонную Компанию: 10 купонных сервисов с агрегатором, ERP-систему, рассыльщик на 6 млн писем в день, аналитический сервис. Я был CTO и CPO в отделе на 50 человек, и это был важный опыт.

В Первой Купонной Компании я открыл себя как кризис-менеджера: оказалось, я хорошо работаю в моменты, когда вот-вот наступит конец всему (в тот момент, купонные бизнесы закрывались один за одним). В итоге компания была продана Купикупону, и я помог внедрить продукты, которые мы создавали для автоматизации и сокращения расходов.

О том, почему реклама очень важна

В какой-то момент в купонном бизнес мы начали автоматизировать рекламные кампании.

Люди часто полагаются на сарафанное радио, но реклама – это точка роста, а рост – самое важное для стартапа.

Это как деньги: если ты умеешь пользоваться деньгами (кредитными рычагами, etc.), твоя компания будет быстрее расти.

Про любимую часть бизнеса

Я начинаю кайфовать в момент упаковки и просто люблю это делать. В такие моменты через лэндинг или другой медиум я говорю моему будущему клиенту «посмотри, как я классно придумал!». И ему нравится. Он заходит и покупает, потому что продукт правда классный. А я радуюсь, что хорошо придумал: каждый раз, когда на сайт захожу, каждый раз радуюсь.

О том, какие компании создавать в ближайшие 5 лет

  • Доставка и всё, что связано с доставкой. Те компании, которые жили скорее в оффлайне – та же HoReCa, они уйдут сейчас больше в доставку, потому что мы научились это делать быстро и удобно. Доставка будет расти и очень меняться: доставка через такси, доставка дронами и что-то еще, что сейчас мы даже представить не можем.
  • Sharing Economy: от покупки люди скорее будут переходить к совместной аренде, также, возможно, и с людьми произойдет. Если мы придумаем, как процесс сделать комфортным для всех сторон, возможно, люди станут объектом sharing economy в ближайшее время, там будет хорошая экономика бизнеса.
  • Всё что связано с искусственным интеллектом. Во всех индустриях, но я особенно выделяю роботов, которые будут помогать людям. К примеру, робот-пылесос, это домашнее чудо света. И моя жена тоже так думает. Когда я буду старым, скорее всего за мной тоже будет ухаживать робот.
  • И я верю конечно в виртуальную и дополненную реальность, поэтому я этими технологиями и занимаюсь: это будут обычные очки с функцией затемнения, которая за мгновение переносит человека в виртуальную реальность или дополняет реальность графикой. Мы сильно приблизимся к этой технологии с выходом очков Apple в 2023 году (дата возможного выхода). И наше потребление информации очень сильно начнет меняться.
  • Управление силой мысли: мы будем писать сообщения, не используя руки или голос. И этот процесс очень сильно ускорит обмен информацией, и, как следствие, прогресс технологий и развитие человечества. Чтобы обмениваться мыслями, надо научиться настраиваться на определенную волну. Возможно, нашему поколению этот навык будет уже недоступен, а наши дети легко разберутся.

О том, произойдет ли сингулярность

Появятся люди, которые будут умнее нас за счет технологий. Они будут полубоги. А еще будут простые люди, которым технологии недоступны. А возможно мы будем экспонатами в зоопарке роботов. Но я всё же верю, что будут просто супер-люди за счет интеграции с компьютером, с технологиями.

О самом большом фейле

В целом… любой мой бизнес – это в каком-то смысле один большой фейл. Там постоянно происходят какие-то проблемы, и в какой-то момент перестаешь замечать фейлы.

Если бы я мог какие-то решения принимать заново, я бы всё сделал точно также. Разве что Bitcoin и криптовалюту покупать бы не стал. Хотя я не знаю до конца, это фейл или нет.

А чего-то, что разрушило бы мое желание работать и делать бизнес – такого не было.

Бизнес - это возможность стать тем, кем ты на самом деле являешься, если ты занимаешься тем, что тебе действительно нравится.

О том, кто чувствует себя классно во время кризиса

Желание постоянно придумывать что-то новое, оно даёт крутые возможности, когда вокруг всё меняется с огромной скоростью, как сейчас. Предприниматели себя чувствуют классно: они создают новое. Но у желания создавать новое есть и побочный эффект: ты начинаешь создавать инновационность там, где нужно просто остановиться и делать как принято.

О жизни AR аватаров

Мы делаем VR-комнаты, куда твой аватар может прийти и пообщаться там еще с чьим-то аватаром.

Мы уже умеем делать аватаров по одной фотографии за 30 секунд.

Это очень страшно с одной стороны, но очень прикольно с другой. Я однажды на YouTube просто увидел, что аватара можно сделать за 30 секунд. Это дало толчок для создания собственного приложения с 3D аватарами

О переходе социальных сетей в дополненную реальность

Сейчас я работаю над созданием стартапа, который в будущем возможно будет представлять из себя социальную сеть с 3D аватарами. Сейчас мы можем отправлять голосовые или видео сообщения. А с помощью приложения HoloAVA человек сможет за 30 секунд сделать своего AR аватара и отправить другу со своим голосовым. А друг этого AR аватара у себя на столе, на полу, да хоть в холодильнике распаковывает, и вы с ним в дополненной реальности общаетесь.

Через какое-то время мы не сможем жить без AR и VR также, как сегодня без Фейсбука. Это новый медиум социализации, потому что твой аватар может быть не твоей точной копией, а тем, кем ты бы хотел быть.

3D аватары это способ персонализации, которая, в свою очередь, тоже набирает обороты, потому что массивы данных, которые собираются о пользователях, их преференциях и паттернах поведения, растут ежедневно

О том, когда VR войдет в нашу Daily Routine

Через 3-5 лет, когда VR оборудование станет настолько крутым, что ты захочешь держать у себя дома шлем виртуальной реальности, обратного пути не будет.

Пока что около 2-3 млн людей пользуются VR девайсами (маловато). Но AR сегодня поддерживает почти любой смартфон, это больше половины земного шара.

Также как наши бабушки и дедушки учились пользоваться интернетом, который для нашего поколения был почти самым естественным атрибутом жизни, также мы сами будет тяжело и болезненно осваивать переход мира в VR, который будет абсолютно естественным для наших детей.

О том, кто вдохновляет

Банально конечно, но это Илон Маск. Он придумывает масштабную цель и просто её быстро реализует. Или не быстро – но всё равно реализует. Или очень больно и сложно, но всегда идет до конца.

О том, что будет с Антоном через 10-15 лет

Дети, 4 ребенка, и я буду предпринимателем, буду искать и создавать. Или не буду предпринимателем, всё таки 10-15 лет для прогнозирования слишком долгий период. Но я точно буду счастливым.

Антон в Фейсбуке, ему всегда можно писать с любыми идеями и предложениями (примечание редактора: я пробовала, он отвечает:)

Contributor - Елизавета Минаева - co-founder U&U Mobile App - простая и понятная медитация для улучшения качества жизни

0
14 комментариев
Написать комментарий...
nurzzz .

Ставлю класс👍🏼 Поддерживаю концепцию осознанного лидерства.
И надеюсь доживу до управления силой мысли)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Окрема

Точно доживем, подобные технологии уже существуют)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Окрема

С выходом Oculus Quest и обновлениями ARKit, ARCore иммерсивные технологии становятся все ближе)

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Mishuk

У меня проф деформация уже, но одна из самых консервативных отраслей - образование. Там огромный шанс произвести инновацию.

Ответить
Развернуть ветку
Elizaveta Minaeva
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

"Там огромный шанс произвести инновацию." - Пока не передохнут текущие инфлюенсеры. То есть, леть через 20-30.

Ответить
Развернуть ветку
Elizaveta Minaeva
Автор

Вы имеете ввиду инфлюэнсеры текущего образования? 

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

Да. Министры-шминистры и прочие доктора наук.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Terekhov

С осознанностью сейчас точно проблемы, очень актуально. Парень в тренде и по бизнесу, и по мыслям. Хорошая статья 👍

Ответить
Развернуть ветку
Антон Окрема

Согласен, особенно в управлении людьми) Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Иван Матухнов

VR/AR точно наше будущее. Скорее бы они стали доступным настоящим))
Классная статья, интересные мысли. 

Ответить
Развернуть ветку
Роман Абдурахимов

В horeca на доставке зарабатывает только те, кто этим занимался до covid, т.к. у них уже были оптимизированы процессы, и наработана база клиентов.
Остальные, кто делает доставку сейчас лишь сокращают свои издержки, и это прям очень слабый процент. 

То, что все резко ринулись развивать это направление, скорее вынужденная мера, следствие понятной причины. Т.е. рынок разных разработок в этой сфере, не показывает, что сам рынок доставки вырос. 

И рынок логистики очень насыщен, имеет смысл не транспортные компании открывать, а работать над решениями для них. В целом, там ценообразование уже на дне, их задушили налогами, системами контроля (Платон и т.д.) , дорожающим бензином и демпингом внутри рынка.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Окрема

Согласен за решениями в сфере логистики будущее.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Абдурахимов

"Т.е. рынок разных разработок в этой сфере, не показывает, что сам рынок доставки вырос."  - чуть чуть не так написал. Имел введу, что рост рынка решений для доставки, не отображается роста рынка самой доставки. 

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда