30 дней доступа к подписке бесплатно по промокоду
LETO
Активировать
18+

Антон Окрема, основатель BlackVR и HoloAVA, об инсайтах VR/AR, осознанном лидерстве и будущем человеческого общения

Антон Окрема
В закладки

Антон Окрема - сооснователь девяти компаний (BlackVR, HoloAVA, Kupon.ru, etc.), адепт и популяризатор осознанного лидерства и инноватор AR, VR индустрии

Об осознанном лидерстве

Люди - это не ресурсы. Чтобы хорошо управлять командой, человек в первую очередь работает над собой. Если ты сможешь сам собой эффективно управлять, это будет отражаться на решениях, которые ты принимаешь, и на людях, которые тебя окружают.

Надо начинать с самого себя, делать себя хорошим человеком, учиться доверять людям, хотя это не просто.

Об идеальной корпоративной культуре (спойлер: её не существует)

Я однажды увидел корпоративную культуру Netflix и решил у себя сделать аналогичную систему. Но она не сработала, потому что это не про бумажку, на которой кто-то что-то написал. Корпоративная культура идет от лидера. Надо самому быть таким, какими ты хочешь видеть своих сотрудников.

А если все пойдут делать ICO, ты тоже пойдешь?

В бум ICO мы запустили ICO агрегатор. Это было в мае 2017, и я всё думал, как же в эту тему влезть? А потом приходят мои потенциальные партнеры и говорят: давай делать! А я такой: ну.. не знаю. Давайте попробуем!

Но мы запустились достаточно поздно, почти в самый спад. Мы хотели сагрегировать всю информацию по рейтингам, которые выходят на других ICO агрегаторах. Но у нас не получилось набрать трафика достаточно для монетизации.

В какой-то момент еще начали поступать угрозы. Например, люди просили убрать какую-то их личную информацию, хотя эта информация изначально была в открытом доступе на других агрегаторах

Крипта – новое золото? Старое золото? Или вообще не золото?

Просто если ты поднимаешь инвестиции на ICO проектах, ты должен как-то окупить их и вернуть инвесторам. Но даже в Telegram TON Павел Дуров в итоге планирует возвращать деньги инвесторам, потому что для него репутация важнее.

Но это Дуров может себе такой жест позволить, а другие позволить себе не могли. И, собирая деньги под ICO, они шли на необоснованный риск, подставляя других людей.

О главном VR проекте - BlackVR

Самый успешный проект на данный момент – BlackVR. Там работает команда из 25 сотрудников, поток клиентов, и сейчас вроде бы у всех кризис, а у нас заявок только пребывает, как будто нет никакого кризиса.

Сложно было начинать. Потому что это больно стартовать в очередной новой для себя индустрии, заниматься GameDev, который мне лично понятен был не до конца, но в итоге это одно из моих самых успешных предприятий, и точно не последнее ☺

О создании собственной VR студии

Я был партнером в другой VR студии, но в какой-то момент понял, что учредители компании мне не очень подходят, чисто в человеческом плане, и это опять про осознанное лидерство. И создал свой круг учредителей, в которых я верю и доверяю, собрал людей, которым мне хочется отдавать, получилась компания BlackVR.

Сейчас мы работаем по трем направлениям: разработка, ивент студия и аренда VR оборудования, 360 видео производство. Делаем 3D аватары, VR-комнаты, AR-подарки. Суммарно сделали более 100 проектов для таких компаний, как Сбербанк, Leroy Merlin и Natura Siberica, и у нас есть огромное желание создавать лучшие во всем мире VR, AR истории.

О самом важном опыте

Один из самых важных опытов пришел, наверное, из сотрудничества с Павлом Хегай.

Я на него начал работать в 2013 году, и мы до сих пор вместе проекты делаем, друг другу помогаем.

Я помогал Паше создавать Первую Купонную Компанию: 10 купонных сервисов с агрегатором, ERP-систему, рассыльщик на 6 млн писем в день, аналитический сервис. Я был CTO и CPO в отделе на 50 человек, и это был важный опыт.

В Первой Купонной Компании я открыл себя как кризис-менеджера: оказалось, я хорошо работаю в моменты, когда вот-вот наступит конец всему (в тот момент, купонные бизнесы закрывались один за одним). В итоге компания была продана Купикупону, и я помог внедрить продукты, которые мы создавали для автоматизации и сокращения расходов.

О том, почему реклама очень важна

В какой-то момент в купонном бизнес мы начали автоматизировать рекламные кампании.

Люди часто полагаются на сарафанное радио, но реклама – это точка роста, а рост – самое важное для стартапа.

Это как деньги: если ты умеешь пользоваться деньгами (кредитными рычагами, etc.), твоя компания будет быстрее расти.

Про любимую часть бизнеса

Я начинаю кайфовать в момент упаковки и просто люблю это делать. В такие моменты через лэндинг или другой медиум я говорю моему будущему клиенту «посмотри, как я классно придумал!». И ему нравится. Он заходит и покупает, потому что продукт правда классный. А я радуюсь, что хорошо придумал: каждый раз, когда на сайт захожу, каждый раз радуюсь.

О том, какие компании создавать в ближайшие 5 лет

  • Доставка и всё, что связано с доставкой. Те компании, которые жили скорее в оффлайне – та же HoReCa, они уйдут сейчас больше в доставку, потому что мы научились это делать быстро и удобно. Доставка будет расти и очень меняться: доставка через такси, доставка дронами и что-то еще, что сейчас мы даже представить не можем.
  • Sharing Economy: от покупки люди скорее будут переходить к совместной аренде, также, возможно, и с людьми произойдет. Если мы придумаем, как процесс сделать комфортным для всех сторон, возможно, люди станут объектом sharing economy в ближайшее время, там будет хорошая экономика бизнеса.
  • Всё что связано с искусственным интеллектом. Во всех индустриях, но я особенно выделяю роботов, которые будут помогать людям. К примеру, робот-пылесос, это домашнее чудо света. И моя жена тоже так думает. Когда я буду старым, скорее всего за мной тоже будет ухаживать робот.
  • И я верю конечно в виртуальную и дополненную реальность, поэтому я этими технологиями и занимаюсь: это будут обычные очки с функцией затемнения, которая за мгновение переносит человека в виртуальную реальность или дополняет реальность графикой. Мы сильно приблизимся к этой технологии с выходом очков Apple в 2023 году (дата возможного выхода). И наше потребление информации очень сильно начнет меняться.
  • Управление силой мысли: мы будем писать сообщения, не используя руки или голос. И этот процесс очень сильно ускорит обмен информацией, и, как следствие, прогресс технологий и развитие человечества. Чтобы обмениваться мыслями, надо научиться настраиваться на определенную волну. Возможно, нашему поколению этот навык будет уже недоступен, а наши дети легко разберутся.

О том, произойдет ли сингулярность

Появятся люди, которые будут умнее нас за счет технологий. Они будут полубоги. А еще будут простые люди, которым технологии недоступны. А возможно мы будем экспонатами в зоопарке роботов. Но я всё же верю, что будут просто супер-люди за счет интеграции с компьютером, с технологиями.

О самом большом фейле

В целом… любой мой бизнес – это в каком-то смысле один большой фейл. Там постоянно происходят какие-то проблемы, и в какой-то момент перестаешь замечать фейлы.

Если бы я мог какие-то решения принимать заново, я бы всё сделал точно также. Разве что Bitcoin и криптовалюту покупать бы не стал. Хотя я не знаю до конца, это фейл или нет.

А чего-то, что разрушило бы мое желание работать и делать бизнес – такого не было.

Бизнес - это возможность стать тем, кем ты на самом деле являешься, если ты занимаешься тем, что тебе действительно нравится.

О том, кто чувствует себя классно во время кризиса

Желание постоянно придумывать что-то новое, оно даёт крутые возможности, когда вокруг всё меняется с огромной скоростью, как сейчас. Предприниматели себя чувствуют классно: они создают новое. Но у желания создавать новое есть и побочный эффект: ты начинаешь создавать инновационность там, где нужно просто остановиться и делать как принято.

О жизни AR аватаров

Мы делаем VR-комнаты, куда твой аватар может прийти и пообщаться там еще с чьим-то аватаром.

Мы уже умеем делать аватаров по одной фотографии за 30 секунд.

Это очень страшно с одной стороны, но очень прикольно с другой. Я однажды на YouTube просто увидел, что аватара можно сделать за 30 секунд. Это дало толчок для создания собственного приложения с 3D аватарами

О переходе социальных сетей в дополненную реальность

Сейчас я работаю над созданием стартапа, который в будущем возможно будет представлять из себя социальную сеть с 3D аватарами. Сейчас мы можем отправлять голосовые или видео сообщения. А с помощью приложения HoloAVA человек сможет за 30 секунд сделать своего AR аватара и отправить другу со своим голосовым. А друг этого AR аватара у себя на столе, на полу, да хоть в холодильнике распаковывает, и вы с ним в дополненной реальности общаетесь.

Через какое-то время мы не сможем жить без AR и VR также, как сегодня без Фейсбука. Это новый медиум социализации, потому что твой аватар может быть не твоей точной копией, а тем, кем ты бы хотел быть.

3D аватары это способ персонализации, которая, в свою очередь, тоже набирает обороты, потому что массивы данных, которые собираются о пользователях, их преференциях и паттернах поведения, растут ежедневно

О том, когда VR войдет в нашу Daily Routine

Через 3-5 лет, когда VR оборудование станет настолько крутым, что ты захочешь держать у себя дома шлем виртуальной реальности, обратного пути не будет.

Пока что около 2-3 млн людей пользуются VR девайсами (маловато). Но AR сегодня поддерживает почти любой смартфон, это больше половины земного шара.

Также как наши бабушки и дедушки учились пользоваться интернетом, который для нашего поколения был почти самым естественным атрибутом жизни, также мы сами будет тяжело и болезненно осваивать переход мира в VR, который будет абсолютно естественным для наших детей.

О том, кто вдохновляет

Банально конечно, но это Илон Маск. Он придумывает масштабную цель и просто её быстро реализует. Или не быстро – но всё равно реализует. Или очень больно и сложно, но всегда идет до конца.

О том, что будет с Антоном через 10-15 лет

Дети, 4 ребенка, и я буду предпринимателем, буду искать и создавать. Или не буду предпринимателем, всё таки 10-15 лет для прогнозирования слишком долгий период. Но я точно буду счастливым.

Антон в Фейсбуке, ему всегда можно писать с любыми идеями и предложениями (примечание редактора: я пробовала, он отвечает:)

Contributor - Елизавета Минаева - co-founder U&U Mobile App - простая и понятная медитация для улучшения качества жизни

{ "author_name": "Elizaveta Minaeva", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 14, "likes": 7, "favorites": 18, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 129211, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 23 May 2020 16:09:08 +0300", "is_special": false }
18+
Отпуск начинается с кино
30 дней подписки бесплатно по промокоду
LETO
Активировать
30 дней подписки КиноПоиск HD бесплатно для новых пользователей, которые ранее не оформляли подписки сервиса КиноПоиск HD, при условии привязки банковской карты. Подписка КиноПоиск HD 99 ₽/месяц. до 31.08.2020 г., далее — автопродление 269 ₽/месяц. Условия: ya.cc/4y4UX
Insense
Российская платформа Insense стала первым в России креативным партнером Facebook
Российская платформа для создания и оптимизации мобильного контента в Instagram и Facebook получила статус партнера…
Объявление на vc.ru
0
14 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

Ставлю класс👍🏼 Поддерживаю концепцию осознанного лидерства.
И надеюсь доживу до управления силой мысли)

Ответить
1

Точно доживем, подобные технологии уже существуют)

Ответить
2

С выходом Oculus Quest и обновлениями ARKit, ARCore иммерсивные технологии становятся все ближе)

Ответить
1

У меня проф деформация уже, но одна из самых консервативных отраслей - образование. Там огромный шанс произвести инновацию.

Ответить
1

"Там огромный шанс произвести инновацию." - Пока не передохнут текущие инфлюенсеры. То есть, леть через 20-30.

Ответить
0

Вы имеете ввиду инфлюэнсеры текущего образования? 

Ответить
0

Да. Министры-шминистры и прочие доктора наук.

Ответить
1

С осознанностью сейчас точно проблемы, очень актуально. Парень в тренде и по бизнесу, и по мыслям. Хорошая статья 👍

Ответить
0

Согласен, особенно в управлении людьми) Спасибо

Ответить
1

VR/AR точно наше будущее. Скорее бы они стали доступным настоящим))
Классная статья, интересные мысли. 

Ответить
1

В horeca на доставке зарабатывает только те, кто этим занимался до covid, т.к. у них уже были оптимизированы процессы, и наработана база клиентов.
Остальные, кто делает доставку сейчас лишь сокращают свои издержки, и это прям очень слабый процент. 

То, что все резко ринулись развивать это направление, скорее вынужденная мера, следствие понятной причины. Т.е. рынок разных разработок в этой сфере, не показывает, что сам рынок доставки вырос. 

И рынок логистики очень насыщен, имеет смысл не транспортные компании открывать, а работать над решениями для них. В целом, там ценообразование уже на дне, их задушили налогами, системами контроля (Платон и т.д.) , дорожающим бензином и демпингом внутри рынка.

Ответить
0

Согласен за решениями в сфере логистики будущее.

Ответить
0

"Т.е. рынок разных разработок в этой сфере, не показывает, что сам рынок доставки вырос."  - чуть чуть не так написал. Имел введу, что рост рынка решений для доставки, не отображается роста рынка самой доставки. 

Ответить

Комментарии