От $100 до $7000 за одну и ту же работу: как я пытался найти разработчика для приложения, помогающего бросить курить
Миссия найти разработчика для своего приложения и не остаться без штанов. Или рассказ о некоторых странностях ценообразования на рынке мобильных разработок.
Немного предыстории
Много лет назад я профессионально играл в турнирный онлайн-покер. Сложность такого формата для курильщика это перерывы один раз в час на 5 минут. Сначала было сложно соблюдать такой режим, но со временем я привык и даже перешел на самые легкие сигареты, какие смог найти.
Обычно считается, что легкие сигареты приносят выгоду только табачным компаниям, потому что ты просто начинаешь курить чаще, но в условиях когда ты не можешь покурить по своему желанию оказалось, что они отлично работают.
Через некоторое время с удивлением обнаружил, что не могу курить крепкие сигареты, они стали вызывать у меня тошноту как будто я вообще некурящий.
Исследование
Гениальная идея уже начала формироваться и я решил узнать о действии никотина на организм. Если не углубляться в тему, никотин заменяет собой нейромедиатор ацетилхолин, увеличивает количество чувствительных рецепторов, одновременно делает их слабовосприимчивыми к ацетилхолину и тормозит производство естественного ацетилхолина.
Когда курильщик резко бросает, то получается, что ацетилхолина организм почти не производит, рецепторы к нему нечувствительны, никотина тоже больше нет, организм не понимает почему нет сигналов от рецепторов, думает что что-то не так, а значит нужно начинать страдать.
Проявляется это в раздражительности, депрессии, проблемах с пищеварением и так далее. Длится от трех недель до двух месяцев, пока не отрастут новые рецепторы и не запустится производство ацетилхолина.
Как правило, такое мало кто выдерживает, и большинство рано или поздно срывается. Тем более психологическая зависимость никуда не девается.
Так что делать?
Делать приложение, конечно. Приложение-таймер, которое будет увеличивать временные промежутки между перекурами каждый день. Каждый день на несколько незаметных секунд, но через несколько месяцев приложение превратит 20 ежедневных сигарет в одну.
Через некоторое время у пользователя будет появляться никотиновый голод, но взглянув на таймер приложения он увидит, что до перекура осталось 5-10 минут и в такой ситуации не нужна стальная сила воли, что бы дотерпеть. А организм, благодаря дефициту никотина, будет отлаживать ацетилхолиновые процессы. Но это в теории.
Исследование рынка и конкуренты
Проблема с курением существует, это очевидно, но насколько она большая и насколько людям нужно решение это был вопрос.
Беглое гугление показало, что в мире около 25% людей в мире курят. А это рынок 1,5-2 миллиарда человек. На 2010 год в России это 44 миллиона человек, 15 миллионов из которых пытались бросить. (взял цифры из лекции Аси Казанцевой от 2017 года, она более поздних данных не нашла.)
В мае 2020 в яндексе было около 800 тысяч запросов «бросить курить» и смежных. В гугл трендах индекс по запросу стабильно держится в районе 40-60 единиц и приближается к 100 в новогодние праздники (кто не начинал новую жизнь в понедельник).
В Google Play оказалось большое количество приложений помогающих бросить курить, я скачал несколько наугад из топа и оказалось, что все они представляют собой сборники мотивирующей чепухи, информации по теме и клуб взаимоподдержки для тех, кто уже бросил и пытается не сорваться. Хотя по отзывам, оценкам и скачиванием все это помогает, но для меня алгоритмизированные методы выглядят надежнее.
Так я понял, что я гений, который придумал нечто новое (ну и по классике, конечно, выяснилось, что аналоги существуют, а я наконец-то стал изобретателем велосипеда. Что меня сначала расстроило, а потом обрадовало, потому что это значит, что способ работает).
Создание MVP
Итак, идея есть, ТЗ на три страницы с картинками готово. Не зная о существовании аналогов, я собирался тестировать идею, поэтому упростил приложение до максимума.
И теперь, не имея никакого представления о мобильной разработке, мне нужно было идею реализовать. Я видел два пути: либо обратится к студии, либо набрать команду и стать стартапом.
Стартап это как минимум 3 человека. Разработчик, дизайнер и маркетолог. Поскольку где-то в шкафу у меня пылится диплом в котором написано, что я маркетолог (и опыта немного), оставалось найти двоих.
Но по этому пути я не пошел, во-первых, среди близких друзей не оказалось людей с нужными скилами, во-вторых, если искать незнакомых, то это много юридической возни и потенциальных конфликтов, в-третьих, и главных — я жадный (я так-то золотую жилу же нашел), в-четвертых, люди не любят работать над чужими идеями за туманную перспективу, у разработчиков обычно и своих идей полно, и я их отлично понимаю.
К тому же задача выглядела достаточно простой и не оправдывала сложностей сопутствующих созданию стартапа.
Студии мобильной разработки. Несколько студий, которые я нашел через поиск или в статьях, предъявили по моему ТЗ оценку от 700 тысяч до 1,5 миллиона за две платформы — iOS и Android.(это ТЗ было полной версией приложения, каким я его тогда себе представлял, после я упростил его до MVP).
Итак, студии отпадали. Тогда ко мне пришла мысль дать поработать над проектом студентам за небольшие деньги (задача реально настолько простая). Студентам практика — мне MVP. Я написал в несколько онлайн школ, Нетология, Geek Brains и другие.
Некоторые ответили, что передали мое предложение по цепочке, но в итоге успехом эта попытка не увенчалась. Возможно, студентам больше нравится писать игры или создавать убийц инстаграма. И тогда я направился туда, куда надо бы идти с самого начала. За фрилансерами.
Фриланс.
Зарегистрировался на одной из бирж из первой страницы поиска, кинул ТЗ и стал ждать. За двое суток мое объявление получило 1500+ просмотров и 6 предложений.
Первое предложение от фрилансера, который зарегистрировался на бирже 2 дня назад и был больше похож на трудовика на финальной стадии алкоголизма, чем на программиста (простите за предубеждение). Он хотел за работу 6500 рублей. Я был удивлен такой ценой, потому что рассчитывал на 20-30 тысяч, но доверия его профиль не вызывал.
Следующее предложение было от небольшой студии. Ставка $20 в час. В то время я еще не знал об этой особенности ценообразования и подумал «Что?». То есть чем дольше разработчик делает приложение, чем хуже его скилы, тем больше он получает денег? С таким вопросом написал им в телеграм, но ответа так и не получил. Думаю, он даже не открывал мое ТЗ.
Я и сейчас считаю этот способ формирования цены неудачным для клиента. Потому что никакой практической пользы от него нет. Одна студия может оценить работу в 200 часов, другая — в 600, а нам важна только конечная стоимость. Расписывать проект по часам это сугубо внутренняя кухня.
Это имеет смысл, когда клиент разбирается и создает приложение не имеющее аналогов, когда готовых решений и опыта разработки такого чуда ни у кого нет. У сложных приложений есть даже проблема предварительной оценки количества часов.
Но когда вы делаете приложение на 2 экрана и 3 поля для исходных данных, с ТЗ на 2 страницы, то будьте любезны посчитать окончательную стоимость.
Далее в порядке возрастания.
Студия — $1600.
Студия — $2500 и 14 дней.
Студия — $7000 и 55 дней.
Все студии просили им написать, указывали контакты. Но скорее большинство не читали даже ТЗ. Как я узнал? Очень просто, в нем был мой телеграм. Только в одной студии нашли его и написали сами.
Итак, разброс цен впечатляющий. От $100 до $7000. За одну и ту же работу. Не хотел бы я, например, вызвать такси и получить цену от 100 до 7000 рублей за поездку.
Понятно, что это происходит из-за невозможности стандартизировать «товар», и потому что студиям надо кормить кучу обслуживающего персонала и еще маржа. Неспециалисту сложно оценить реальную стоимость, но в процессе я поставил AndroidStudio, потому что нельзя делать мобильное приложение и совсем ничего не понимать в теме.
Возьмем для примера рекламу от гугл, Admob. В конструкторе одной из студий прикрутить в приложение рекламу стоило 30 тысяч рублей. Другая прислала расчет стоимости, в котором эта работа занимает 16 часов. (при стоимости около $30 час.)
Я разобрался за несколько часов, как это сделать, ничего не зная о разработке мобильных приложений, по гайдам гугла и видео на ютубе. У джуна это займет полчаса, возможно, 2 часа, если делать запуск по триггерам. Но поскольку это студия, я плачу и за работу уборщицы и директора и кальянщика, видимо (а иначе откуда эти цифры).
Так что получилось?
Шестое предложение было от фрилансера, который 2 года как зарегистрирован на площадке, имел выполненные заказы, показал приложение, которое он делал и предложил цену в $250.
Приложение он сделал за 3 дня. В процессе я понял, что есть аналоги и необходимость в тестировании метода отпала, а значит нужно прикрутить как минимум статистику. Плюс после первой версии стало очевидно, что именно нужно еще доработать, и ценник вырос. На доработки, тестирование и исправление багов ушло еще около 7 дней. Итого 10 дней и $375. Спасибо Дмитрию, отличная работа.
Выводы
Если вы хотите сделать приложение, которое изменит мир, то собирайте команду и делайте стартап.
Если вы интернет-магазин или малый бизнес, используйте готовые решения.
Если вы делаете несложное приложение или MVP для тестирования своих идей, то обратитесь к фрилансеру.
Если у вас куча ненужных денег, то вас ждут студии, возможно, они сделают чтобы было «красиво»(не проверял).
Но, конечно, есть случаи, когда обращение к студии целесообразно, например, когда у вас уже есть доходный бизнес слишком сложный для конструкторов или… нет, не могу больше придумать.
P.S. Что с приложением, работает?
Да, приложение в Google Play называется SWay: Бросить|меньше курить.
Месяц назад я курил 19–20 сигарет в день, сейчас 13–14, так что полет нормальный. Пока не знаю, как насчет полностью бросить, но контролировать, сколько ты куришь, и уменьшить это количество оно может. Есть ребята, которые курят по 2–3 пачки день и им это точно надо.
P.P.S. Что дальше?
Буду обновлять приложение внедряя новые фичи. По плану первое обновление будет в ближайший месяц-два. Появится вменяемый дизайн, поле для цены пачки сигарет, расчет потенциальной экономии и фактической экономии, что-то для виральности, реклама и кое-что еще.
Эта версия уже годится для оценки экономической перспективности. Если цифры сойдутся, продвижение и планирование доработок.
Если не сойдутся, пусть растет на органике в той версии, какая есть и помогает тем, кто ищет.
И да, если это читают UI/UX-дизайнеры на фрилансе, которым интересно воплотить свои идеи и сделать минималистично, эстетично, привлекательно, современно, прикольно, Material Design и так далее за вменяемые деньги, то кидайте портфолио в личные сообщения, обсудим.
Вот она, та самая проблема, когда далекие от разработки люди относятся к разработке как к колбаске или такси, купил колбаску порезал съел довольный, 5 минут и готово.
Разработка это ни колбаска и не такси, приложение это сложная техническая разработка под заказ, феррари, макларен 300р не стоит и не делается за 5 минут, как колбаса, у каждого разраба свой опыт, скорость, знания, умения, навыки, ум в конце концов + здоровье + окружающая обстановка, условия, личная жизнь и т.д.
Отсюда и цены у всех разные, кто-то сделает вашу задачу за 20ч, кто-то за 60ч, кто-то за 200ч, а кто-то вообще ее делать не будет отдаст на аутсорс, отсюда и цена у всех разная.
Тут рассуждать вообще не о чем, хочешь бизнес, ищи исполнителя и плати, бесплатно никто делать ничего не будет, главное в итоге "результат", а результата добиваются любой ценой.
все так, только и стоимость часа должна быть соответствующая, почему тот кто сделает работу за 60 часов должен получать в 3 раза больше, чем тот кто сделает ту же работу за 20 часов?
статья именно об этом
Комментарий недоступен
Все верно (почти), если вы читали выводы, то там я как раз разъясняю, что обращаться за разработкой в студию нужно при следующих факторах: у вас есть специфическая задача, у вас много денег и нужно что бы все было "красиво"
писать о том, что к выбору студии надо относиться очень тщательно не стал, это очевидно
формирование цен настолько расплывчато, что при сравнимом качестве и сроках можно получить колоссальной разницы цены
а для 80-90% запросов на разработку приложений студии/агенства вообще не нужны
"вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как всё поделить…"
вам не приходит в голову, что вы просто не разбираетесь, в каких случаях надо выбирать студии, а в каких - фрилансеров? вот например - какой процент приложений требует интеграции с бекндом? ;)
еще два варианта забыли - делать стартап и использовать готовые решения
хотите меня подловить на том, что я беру цифры с потолка? а я и не скрываю, я полный нуб в разработке и на эту тему исследований не проводил, но тема интересная, есть у вас ответ на этот вопрос?
Представил себе, как ваш "работник" пытается одновременно закрыть роли бизнес-аналитика, FE, BE, DevOps, QA и техписа. Посмеялся.
специально для тех, кто любит посмеяться, но не очень внимателен для работы в диджитал скриншот. Если найдете где я пишу, что для всего этого хватит одного фрилансера, то пирожок ваш
У нас очень разные представления об MVP. То, что сделали Вам, я называю "лабораторная работа".
истинное удовольствие читать ваши троллизмы, вот прям пишу и улыбаюсь
для сравнения - моё задание на MVP выглядит так "разработать алгоритм сжатия с такими-то характеристиками"
ваше MVP - как раз на уровне студенческих работ. что заставляет вас лезть в бутылку, когда мы говорим что ваша задача гораздо проще того, что обычно заказывают студиям?
а я и не просил сложнее, я сделал заказ и получил именно то, что заказал. Задача была простая? да, конечно. Но вы тут заявляете это не MVP, это лабораторка, MVP вообще не такое
вы знаете как расшифровывается эта аббревиатура? Я получил минимально жизнеспособный продукт? он работает?
еше вопросы? давайте, только не такие глупые, этот разговор становится утомительно отупляющим
ты неизличим
потому что результат различен. вы уже с этим столкнулись - сделав начальную версию всего за 250, вы потратили на доработку ещё половину этой суммы. думаю, студии просто не заточены на столь мелкие проекты, но не послыать же им вас к фрилансерам. поэтому они выкатывают ценник за работу сделанную на совсем другом уровне качества
и второе - вы когда оценивали трудозатраты на разработку чего-то там в несколько часов - учли время на оценку ТЗ, переговоры с вами, маркетинг наконец? чем мельче заказ, тем меньше в нём собственно работы программиста
ну да, в выводах я и написал, что обращаться к студиям в большинстве случаев не имеет смысла
... для программы которую можно написать за пару дней
забавно делать глубокомысленные выводы о рынке заказной разработки софта, имея опыта на 375 баксов
Это кстати очень дешевый прием вместо оперирования фактами нападать на компетенцию оппонента. Но публика обычно ведется.
Факт - вы заказали поделие уровня студенческой лабораторной работы за $375 и пытаетесь учить людей, у которых дневные обороты в разы больше.
Я? пытаюсь учить? где? кто вам такое соврал? где этот негодяй? это просто кейс, как было у меня и какие выводы я сделал, хотите - принимайте во внимание, не хотите как хотите, у нас свободная страна
вывод который можно сделать из вашего единственного опыта с микроMVP - что для разработки приложения с несколькими экранами выгодней нанять фрилансера. и заметьте - НИКТО этого вывода не оспаривает. когда же вы из своего опыта начинаете делать вывод что 90% задач студий могут закрыть вдесятеро дешевле фрилансеры - вы тычете пальцем в небо
а если кто-то напишет, что Луна сделана из сыра, вы тоже не позволите себе нападать на его компетенцию? LOL
из самого факта многолетнего существования студий и факта вашего микроскопического опыта можно сделать вывод, что это вы в чём-то не разобрались. это даже если ничего не знать о разработке, бизнесе и т.д.
если кто-то напишет, что Луна сделана из сыра я попрошу предъявить доказательства, потому как это бремя лежит на утверждающем
Из самого факта существования церкви в течении 2 тысяч лет вы делаете вывод о существовании бога?
Я нигде не утверждал, что студии не нужны, не нужно мне приписывать свои выдумки. Они нужны, но для узких задач, а отнюдь не покрывать весь рынок мобильных разработок.
ну так доказательство - он поглядел на Луну и увидел это. так же как вы сделали одну микрозадачу и сделали выводы о всём рынке заказной разработки LOL
узкие задачи - это любые стоимостью больше $375?
как из вашего опыта можно сделать вывод не "задачу за $375 может сделать фрилансер" (с чем никто не спорит), а "80-90% заказной разработки могут сделать фрилансеры"?
вы искренне верите, что 80% заказов студий - проекты на двадцать часов и меньше? или что ваш опыт позволяет судить о проектах размером хотя бы в двести часов?
Глубокая мысль. Не задумывались, что в одно лицо сделать проект на 200 человеко-месяцев за два года несколько проблематично?
если вам нужен проект на 200 человеко месяцев, то разумнее набрать людей в штат
Не факт. Предположим, команда будет 10 человек: менеджер проекта, бизнес-аналитик, дизайнер, тимлид-архитектор, разработчики бэка, фронта и мобилки, тестировщики. Тогда разработка займёт у них 2 года. Вам потребуется собрать эту команду (хороших специалистов даже серьёзные фирмы ищут месяцами), для чего ещё и понадобятся услуги рекрутёров, а тимлида придётся первым найти, где-то поселить эту команду, закупить всем технику (компьютеры и мобилки), приобрести лицензии (на средства разработки и совместной работы), настроить сеть и позаботиться о безопасности (сисадмин). Ещё нужно будет суметь правильно руководить всей этой командой, то есть выделять на это своё время. Кроме того, за 2 года разработки из команды могут уйти люди и придётся искать новых. В конце концов, потребуется и бухгалтерия, которая ежемесячно будет платить работникам зарплату, отпускные и больничные, вести кадровый учёт и расчёты с контрагентами.
И скорее всего все это будет дешевле чем у студии. Настолько большой проект это как минимум новый тикток или типа того. И отдать этот проект сторонней студии, который будет у них лишь один из многих других? Думаете проект будет получать достаточно внимания, разработка его будет достаточно гибкой? Студия, которая занята другими проектами сможет оперативно отреагировать на изменения рынка и быстро выпустить нужное обновление?
Не думаю. Поэтому под большие проекты создаются отдельные компании.
И таких больших проектов на самом деле не много, сторы заполнены и переполнены всякой мелочью сделанной на коленке, интернет-магазинами, примитивными играми и простыми инструментами. Поэтому 80-90% проектов в услугах студий не нуждаются.
Почему же, по вашему, разработка в студии не будет получать достаточно внимания? Думаете, что студия будет получать деньги за десятерых, а работать будет один человек? Опять же, гибкость никак не зависит от того, работают ли разработчики в студии-подрядчике или в вашей собственной компании. К тому же приложения не обязательно бывают исключительно развлекательными. Это может быть какая-нибудь специфическая CRM.
да я и не против, студии как раз подойдут для разработки специфических проектов, например приложение к работающему доходному бизнесу, та же CRM, просто доля таких разработок на всем рынке приложений не очень велика.
Но когда все приложение это и есть бизнес, я не думаю что отдавать полностью разработку сторонней студии это хорошее решение. Может кто-то так и делает, просто я бы не стал.
Возможны наверное комбинированные решения, допустим дизайн разрабатывает сотрудник, сопровождение и мелкие правки делают несколько программистов в штате, а какие-то сложные блоки отдаются студии.
Правда опыта у меня такого нет, не знаю насколько сильна проблема, когда одному программисту проще написать заново чем разобраться в чужом коде.
Объясню иначе, каждый разраб хочет заработать побольше, ровно также, как клиент хочет потратить поменьше, смысл один, оба хотят быть в плюсе.
Но почему-то клиент решил, что разраб должен делать быстрее и получать за это меньше, это ведь личная хотелка клинта, я бы сказал больше "дискриминация" разработчика.
Вы только разрабам это не говорите, иначе сразу в черный список, у каждого своя цена, чаще всего от балды, там помимо высокой цены никакой скорости, эффективности, развития, контроля за часами нет, месяц поработал, в конце месяца от балды сказал цену, сколько нужно за еду, жену, кредиты :)
я не кидал камень в сторону разрабов, это сложная работа для которой нужно много учиться и к их труду я отношусь с уважением
вся статья о студиях, которые на труд разработчика накидывают цену х5-10
ну так откройте свою студию и гребите деньги лопатой )))
неужели взрослому человеку надо объяснять, что если ситуация для него так выглядит - значит это он в чём-то не разобрался, а не все вокруг такие дураки, не замечающие золотую жилу
Это все из раздела: "все должны жить мирно, богато, счастливо и на равных".
Но этого никогда не будет, каждый разраб оценивает себя в ту или иную сторону, сейчас цена даже не зависит от региона, все ориентируются на Москву, и нет никакого единого соответствующего уровню ценника, они между собой в часах не соревнуются, все работают в разных условиях, если разраб слаб, рынок сделает свое дело, пара клиентов лохов и он снизит ценник, он не обязан подстраиваться под чье-то мнение, тут вопрос в клиенте, которому предстоит учиться разбираться в людях и разрабах, а если не знать про "готовый, бесплатный сыр только в мышеловке.", то рынок сделает свое дело, оставит клиента без рубля и без приложения, это очевидная вещь, смысл ее в 2020 году мусолить миллионный раз.