Как малый бизнес выживал в карантин: история владельца ремонтного сервиса, работавшего за закрытыми дверями

Мы попросили клиентов «Чёрной бухгалтерии» рассказать о том, как они справлялись с кризисом. Владелец сервисного центра "Мастер-Пермь" не получил помощи от государства и почти всё время работал за закрытыми дверями для постоянных клиентов.

Александр дарит электронике и оборудованию вторую жизнь. Он открыл бизнес в октябре прошлого года как самозанятый, а к январю зарегистрировал компанию и нанял сотрудников — 2 мастера и 1 менеджер по приёму товара. Дело шло в гору, появились первые постоянные клиенты и юридические лица.

Беда пришла, когда не ждали

С наступлением марта почувствовал первые изменения: позвонили знакомые, с предложением привозить маски и перчатки из Китая, предугадывали будущий дефицит. Отказался, потому что работы и без этого хватало, намеревался все силы вкладывать в развитие.

28 марта объявили о введении ограничительных мер и закрытии всех предприятий на карантин. Сразу закрываться не стали, потому что чётких требований ещё не было, да и было для кого работать: клиенты приходили — мы обслуживали. Вместе с клиентами пришли сотрудники Роспотребнадзора:

Всё, ребята, избушку на клюшку, и либо удалённо работайте, либо никак. Постановление правительства вышло.

Мы попробовали: консультировали клиентов по телефону, организовывали курьерскую доставку, но это всё оказалось неэффективным. В общем, приостановили работу на пару дней, чтобы понять как работать дальше.

Из-за самоизоляции, основной поток клиентов прекратился. Отправили менеджера по приёмке домой. Не с полным сохранением зарплаты, конечно, но какую-то часть всё равно выплачивали. Оставили одного дежурного мастера и с ним приезжали по очереди в офис, чтобы какую-то небольшую работу вести для постоянных клиентов.Такие подпольные вылазки продолжались две недели, пока с началом дачного сезона не появилось много заказов на ремонт садовой техники — газонокосилок, культиваторов, и прочего.

Стажёр "Мастер-Пермь" за работой

12 мая начались послабления: людям разрешили гулять, а торговые точки до 50м2 смогли открыться при соблюдении технических требований по обработке и дезинфекции. Наше помещение было в два раза больше, да и соблюдать эти требования — непосильный по деньгам труд.

Денег просто нет

Предоплаты от клиентов, которые были приняты еще до начала эпидемии ушли на покрытие коммуналки и зарплаты сотрудникам «за свой счёт». Жилищный кооператив, который сдаёт нам помещение, разрешил не оплачивать аренду в апреле и только 50% в мае. Работаем пока в глубокий минус — инструменты и запчасти покупаем за свои деньги. Юридические лица оплатить ремонт пока не могут, из-за сдвинутых сроков сдачи объектов.

На данный момент мы не получили никаких субсидий, и на государственные меры поддержки мы рассчитывать не можем, хотя ремонт и бытовые услуги считаются пострадавшей отраслью. В глазах налоговой, мы всё равно IT-компания, потому что наш основной ОКВЭД «Ремонт компьютеров».

Сотрудники в компании устроены по договорам подряда и работают сдельно, без окладной части, поэтому ни о каких льготных кредитах речи не идёт.

Люди делают друг для друга больше, чем государство.

Расширять границы партнёрства

В период кризиса, наибольшую помощь Александр получил от друзей и знакомых предпринимателей из соседних регионов: одни заняли денег под символический процент, а другие предложили партнёрство в выдаче таких займов для других юридических лиц. Коллективная сплочённость перед лицом общей трудности — вдохновляла.

По итогам работы он сделал вывод о том, что помощи от государства ждать нет смысла. Общие меры поддержки — это даже не помощь, а отсрочка до неизбежного конца многих предприятий. Хоть его деятельность сервисного центра и попала в список пострадавших отраслей, но из-за отличий основного ОКВЭД ему в ней отказали.

Сейчас Александр твёрдо намерен расширять границы партнерства и перестраивать модель бизнеса под онлайн, вдохновляется опытом столичных ремонтных сервисов. Он считает, что взаимопомощь и поддержка со стороны других фирм и предпринимателей даёт куда больше государства и только так можно будет выжить в ближайшее время.

А как ваш бизнес (вашего работодателя) переживал карантин? Приглашаю всех поделиться опытом в комментариях 😉

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Олег Ивахнов

Александр пожалуйста купите себе паяльную станцию нормальную.
Что за варварство платы паять таким агрегатом. Все к хренам сжечь можно же

Ответить
Развернуть ветку
Артем Алексеев

У нас имеется и паяльная станция) не самая офигенная но есть. Практикант тренируется на кошках ))) плата мертвая

Ответить
Развернуть ветку
Валерия Левкович

По-моему, самозанятым в этот кризис приходится лучше остальных: 
— Налог за 2019 год вернут
— Субсидию сверху накинут

Таких меньшинство, конечно, но их хотя бы не ранжируют по степени их страданий :)))

А статья классная, спасибо ☺️

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Полосин

Хорошая статья. Надеюсь, такие предприниматели как Александр смогут выдержать трудности и продолжат развивать своё дело! 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Артем Алексеев

Вот на самом деле не страшно совсем! Мы не можем оставить людей один на один с нерабочей микроволновой, стиралкой, пылесосом, да с чем угодно! Пусть приходят.... 

Ответить
Развернуть ветку
Никита Назаров
Автор

А вы можете спрята*ь всё за зв*здочками, если вам есть чего бо*ться ;)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Никита Назаров
Автор

Нас стригут, а мы крепчаем 😁

Хочется больше историй того, как выкручивались небольшие предприятия в эти два месяца. Это как мотивирующие цитаты на максималках!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Никита Назаров
Автор

Хороший линкбилд, даже удалять жалко)

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда