Как с помощью CustDev'а нашел идею для коттеджного поселка и сделал первые продажи без домов

В статье рассказываю про создание коттеджного поселка: как придумали проект, какие ошибки совершили и сколько удалось продать.

Заглушка на главной странице сайта ООО "Дом-67"

Я работаю маркетологом в строительной компании и моя главная задача увеличивать прибыль компании.

Стадия 0. Как увеличить выручку строительной компании.

Когда я только устроился на работу, у компании все было стандартно: обычный сайт, какое-то seo и контекст на поиске. Я провел анализ трафика и продаж, сделал декомпозицию. Решил, что если удвоить конверсию сайта и трафик, то продажи вырастут в 2 раза (как же я ошибался 😂 )

Ходят слухи, что маркетологи не только могут делать трафик и оптимизировать конверсию, но так же создавать продукты, управлять ценообразованием и рентабельностью. Но, в тот момент, я мало об этом задумывался.

Со мной случилась, как я сейчас понимаю, стандартная история и ловушка всех ребят из БМ — удвоение трафика не удваивает продажи. Конверсия в лида может падать, менеджеры могут уставать. В общем, волшебной таблетки нет. Но есть HADI.

Я придумывал и внедрял гипотезы: делал лендинг на фундаменты, подбор участка, разработку проекта, мероприятие "Как построить дом", которое в ковидные времена превратилось в вебинар.

И что? И ничего не получилось, когда случился ковид.

Разбор полетов: как спасти успешную компанию?

Оказывается, маркетологи умеют анализировать рынок и находить ниши с высоким спросом. Я подумал, как еще можно увеличить выручку, когда все вокруг замерло? Я так же запускал и тестировал гипотезы. В этот раз полетели заборы, отопление в домах, внутрення и внешняя отделка. И как думаете, какой результат? Правильно, никакой.

Я чувствовал, что мне нужна помощь и я обратился к самому заинтересованному лицу в компании, к собственнику. Ничего толкового мы не придумали, но здорово разболтались и она рассказала мне про коттеджный поселок.

Когда-то давно, еще до моего прихода в компанию, к ним обратился застройщик многоквартирных домов. Хотел построить коттеджный поселок, но из-за отсутствия необходимых компетенций внутри своей компании, искал экспертизу на стороне.

Компания проделала огромную работу: разработала и согласовала генплан, создала проекты красивых и удобных домов, придумала, как протянуть все коммуникации. Чтобы вы понимали, насколько серьезная работа проделана, нужно понимать, в каком городе мы работаем. 300к населения, активного населения М/Ж 25-45 60к, в городе нет коттеджных поселков, а застройщики ИЖС появляются только по весне, к осени остаемся только мы. Офис у строительной компании? Пффф, да не, не надо. Поедем на объект.

Так вот, в этом разговоре я увидел уникальную возможность для своей компании. А что, если мы сами запустим коттеджный поселок? А что, если мы все сделаем по канонам MVP?

Моя идея заключалась в том, что мы с собственником вдвоем, не тратя ресурсы компании, запустим MVP: сделаем сайт и проверим спрос, покосим какое-нибудь поле и проведем пару экскурсий. Если найдутся клиенты, то начнем строить дома точечного под каждого и таким образом, ре-инвестируя прибыль, построим весь поселок.

Важное уточнение. Когда мы искали какое-то поле мы звонили разным владельцам земли, уточняли у знакомых и таким образом опять вышли на застройщика многоквартирных домов.

Стадия 1. CustDev, MVP

MVP

Я выбрал простые индикаторы MVP — лендинг и все виды трафика, чтобы прощупать конкуренцию в каналах. В качестве продуктового MVP — решил скосить траву кое-какой части участка и разметить с помощью колышек границы будущих участков.

Процесс продажи следующий: клиент ищет стандартным сценарием дом — через авито через точку входа поисковик. Это основной сценарий взаимодействия. Тут должна работать контекстная реклама и seo на главный ключ. В качестве главного ключа выбрал "коттеджный поселок" потому что "купить дом" имеет большую конкуренцию

Дополнительный сценарий — человек дал понять соц сетям и поисковикам, что ему интересна тема жизни в собственном доме. Тут работает РСЯ и таргет.

Я ставил перед собой простые цели: получить конверсию в 1% для поиска, и 0,5% для РСЯ. Если в этих показателях юнит-экономика сойдется, то все ок. Чуть позже расскажу, как я отказался от юнит-экономики и сконцентрировался на CPL и CPQL.

Custdev

Представим, что сценарий "Купить дом" реализуется платформой. Например, что делает Авито? Она соединяет продавца и покупателя. Кого мы ненавидим, когда пытаемся найти хорошую квартиру на авито? Риэлтора и агенства недвижимости — нам конкретно не нравятся, что они используют фейковые объявления.

Так же в этом сценарии, если он прошел успешно должно получиться два пользователя:

  • который смог купить дом
  • который не смог купить дом

Так у меня получилось 3 сегмента для интервью: риелторы рассказывали, с какими проблемами они сталкиваются, при продаже домов: жаловались на клиентов мечтателей, неудачные панировочные решения домов, ужасную инфраструктуру или плохих соседей. Отдельная история про участки, в объявлениях которых "коммуникации рядом" превращались в дополнительную пару сотен.

Люди, которые уже живут в своем доме рассказывали очень похожие вещи: разбитая дорога, мужикам надоело чистить снег, женщинам бывает страшно, если рядом нет соседей или дом находится в поле. У женщин похожий страх и касательно детей — зачем отпускать ребенка гулять в поле, где трава выше его роста? Почему на улицах темно, а сосед отказывается скидываться на свет?

Люди, которые только планируют купить — самый сложный сегмент. Перед ними стоит больше всего проблем: покупать дом или строить, какой должна быть площадь, будет ли дом заменой квартиры, есть ли инфраструктура города, а что с детьми, а дадут ли ипотеку, из каких материалов построен дом, а какие будут планировки, а где парковка, а магазин, когда приедет управляющая компания, а кто застройщик, а надежный ли, а сельскую ипотеку дадут?

В общем, все эти инсайты я решил реализовать на лендинге.

Стадия 2. Посадочная страница

Я делаю прототипы на конструкторах сайтов, единственный минус такого подхода — низкая скорость загрузки. На первых порах, я жертвую этим важным фактором для того, чтобы понять насколько актуально мое предложение.

Скриншот первого экрана ООО "Дом-67"

На первом экране я постарался показать, что такое коттеджный поселок. Если нужно было бы объяснить ребенку — я бы показал две картинки: дом в поле, и много домов рядом. На картинке я показал много домов и красивые белые заборы. Уже сейчас немного забегу вперед и расскажу, что маленькие красивые белые заборы никому не нужны.

В заголовке я написал "120 комфортных домов для счастливой жизни в Смоленске", пытаясь показать, что домов будет много. А в подзаголовке достал инсайт из CustDev'а — дом это мечта.

В заголовке я написал "120 комфортных домов для счастливой жизни в Смоленске", пытаясь показать, что домов будет много. А в подзаголовке достал инсайт из CustDev'а — дом это мечта.

Скриншот второго экрана ООО "Дом-67", Илья Панков

Я выбрал в роли главного конкурента обычную квартиру. Из интервью я знаю, что в квартире бесит больше всего: невозможно найти парковку, бесят соседи, не хватает места. Преимущества типа экологии, низких коммунальных платежей и своего участка, скорее, второстепенные. Экология вообще спорная тема, если про участок все понятно, то тут посложнее. А низкие коммунальные платежи это факт, но ЦА об этом никогда не задумывалась.

Скриншот третьего экрана ООО "Дом-67", Илья Панков

Здесь я постарался показать чем дом в коттеджном поселке отличается от дома в поле. Я показал, что у дома будут все коммуникации, сам дом будет построен под ключ, а поселок сделан в едином стиле. Указал, что дом будет стоить, как квартира, чтобы у потребителя не сложилось впечатление, что это все очень дорого. Так же указал, что застройщик проверенный. Почему это важно? Потому что в нашем регионе нельзя купить от юридического лица, только от физического. Эту проблему вскрыл, когда общался с риэлторами.

Скриншот четвертого экрана ООО "Дом-67"

Я показал все дома, которые мы разработали совместно с архитекторами. Часть домов — аналоги квартир, у людей реально есть потребность жить на своей земле, это небольшой сегмент ЦА, но достаточный для того, чтобы привлечь нужных жителей в поселок.

Часть домов — аналоги больших домов, которые люди строили для себя, но в ходе эксплуатации оказалось, что площадь используется нерационально: где-то не продумана планировка, где-то пустует место. Получается, что этом не для жизни, а просто большая площадь.

Часть домов — большие дома с площадью до 150 кв.м. Этот сегмент домов нацелен на аудиторию, которая считает себя, как бы ВИП. Обычно такие дома покупают люди с большой семьей: от 6 человек. То есть, в семье должно быть от 4 детей. Я понимаю, что кто-то использует помещения под кабинет или комнату для гостей. В таком случае, человек платит на за полезную площадь, а за возможность иметь такую площадь.

На сайте нет цен. Цену можно узнать только, оставив заявку. После этого менеджер квалифицирует лида и отправляет каталог с ценами. Такой способ я использовал только лишь для того, чтобы собрать, как можно больше лидов и понять, насколько актуально предложение.

Скриншот пятого экрана ООО "Дом-67",

Здесь я показал какие виды отделки можно заказать. На сайте не указано, что отделка не входит в стоимость. Почему я так сделал? Мне было важно понять, что конкретно имеют в виду люди, которые решили купить дом в поселке. Как они себе представляют готовый дом. Немного забегу вперед и раскрою один крутой инсайт. Чем меньше бюджет покупателя на дом, тем больший вариант отделки он хочет, желательно, чтобы входил ремонт. Потребитель с ограниченным бюджетом хочет пройти следующий путь: выбрать дом с ремонтом от застройщика, подать заявку на ипотеку, начать платить за ипотеку, перевезти мебель в дом, начать жить. В данном случае реализовать этот сценарий сложно (читай невозможно) потому что у таких потребителей самая низка конверсия в продажу.

Так же этот блок хорошо показал другой сегмент ЦА. Эти люди выбирают средние дома и понимают, что отделка не входит в цену. Они не спешат, но стараются купить дом по выгодной цене. Можно сказать, что это самый большой сегмент ЦА. Тут небольшой и легкий цикл сделки.

Скриншот шестого и седьмого экрана ООО "Дом-67"

Здесь стандартные механики: квиз для того, чтобы собрать много лидов и пообщаться с потенциальными покупателями и генплан для того чтобы показать объем застройки. На генплане должны считываться незаметные ништяки: спортплощадки, детские площадки и ограждённая территория.

Важный блок, который я обнаружил в ходе интервью это доверие. Здесь я пытался сравниваться с Авито, чем конкретно я могу быть лучше них в этом вопросе. Что мы обычно видим на Авито? Какой-то пользователь, чаще всего, без фотографии и с номером телефона, который не поднимут с первого раза. А если поднимут быстро, то значит агенство недвижимости.

Поэтому здесь мы показываем счастливых владельцев и рассказываем о компаниях застройщиках. Может быть (я не проверял), что все я сделал выше не работает, а работает только бренд застройщиков.

Мы рассказываем, что дом можно получить любыми способами: застройщики аккредитованы в банках, им доступна ипотека по партнерским программам, материнский капитал и военный сертификат. Не знаю, насколько целевых лидов и успешных клиентов эти блоки генерят, но кто-то точно построился по таким условиям.

Еще раз. Кто-то реально вошел в проект без денег и с помощью договоренностей смог приобрести себе дом.

Стадия 3. Трафик

Изначально я планировал протестировать свою идею максимально быстро и за маленький бюджет. Для этого я выбрал те каналы, которые настраиваются максимально просто и должны быть самым горячими.

Итак, вот мой выбор:

  • Яндекс.Директ — поиск и РСЯ Поиск только по целевым запросам типо "Купить Дом", "Дом под ключ"РСЯ горячим, как выше, по теплым, типо купить квартиру купить участок построить дом + настроил по описанию ЦА
  • Гугл — запустил только поиск, потому что его легко телепортировать из директа.
  • Поставил ссылку на сайт с компании, которая строит дома
  • Оптимизировался на поиске яндекса под слово "коттеджный поселок".
Конкурируем с Яндекс.Маркет за внимание покупателей домов ООО "Дом-67", Илья Панков, Яндекс

Аналитика

Я настроил цели на каждую форму для каждой платформы и установил коллтрекинг. Я не проводил никаких оптимизаций или тестов. Я просто ждал конверсий и, видимо, был прав, что начал с CustDev'а. Результаты не заставили себя ждать

Стадия 4. Работа с отделом продаж

Очень важно во время теста гипотезы самому продавать, принимать звонки, делать выезды на участок и понимать клиента. Это дает реальный фидбек и понимание, попал ты в ЦА или нет, закрываешь ли какую-то проблему или ты все выдумал, а твоя идея просто враки.

Сначала мы с собственником поставили KPI в 100 звонков и решили, что этой информации будет более чем, так мы увидим какая конверсия в выезд на участок и в продажу. Нам оказалось достаточно провести 20 разговоров, чтобы сделать 7 выездов, индивидуальных и групповых. На выездах стало понятно, что мы попали в боль.

Воронка в отделе продаж ООО "Дом-67", Илья Панков

Людям нравились участки по 10 соток, они идеально попадали в представления ЦА об участках. Маленькие проекты закрывали боль, связанную с квартирой. Такие дома выбирали люди, которые планируют жить вдвоем. Самыми популярными оказались средние проекты — среднее между своей квартирой и своим домом. А большие проекты выбирали люди, которые не занимаются бизнесом и не занимают руководящие должности в организациях, но связанные с управлением 😂

Первая продажа

Разместив ссылку на сайте строительной компании, получили заявку. Клиент — типичный представитель ЦА, которого мы интервьюировали. Денег нет совсем, только военная ипотека. Цикл сделки 10 дней.

Получилась следующая воронка в CRM:

  • CR1 - конверсия в заявку 3,67%
  • CR2 - конверсия в выезд на участок 5% (тут же считаю основную метрику для перфоманса CPQL, цена квалифицированного лида)
  • CR3 - конверсия в продажу 3%

Деньги в кассе! Гипотеза оправдалась

Декомпозиция и переход от MVP к бизнесу

Я знаю (из лекций product-менеджеров), что декомпозиция не работает. Трафик и конверсия не растут линейно, а растут каким-то неизвестным образом. То есть, нельзя увеличить трафик в 2 раза и гарантированно сказать, что продажи вырастут в два раза и конверсия между этапами не упадет. Но какой-то план иметь надо.

Я построил гипотетическую воронку и предположил, что ситуация особо не изменится: может быть где-то конверсия не упадет и тогда мы точно хакнули рынок.

Стадия 5. Маштабируем MVP.

Так, у меня на руках есть одна продажа, с метрикой CPS ≤20 т.р. Экономика проекта как-то сходится. Что будем делать? Правильно масштабировать MVP. Узнаем, в каких каналах продажи сходятся, а в каких нет. Это позволит выстроить грамотную коммуникацию.

Теперь запущены все каналы, кроме FB, insta, mytarget. В принципе CPS не сильно выросла, но конверсия по каналам выросла. Вот такая получилась статистика по каналам:

В итоге получилось 10 продаж с CPS 20 т.р.

В принципе, все партнеры довольны результатом. Решили превращать MVP в полноценный бизнес и усовершенствовать продукт, общаясь уже с теми, кто купил дом. Так, например, в поселке дополнительные спортивные площадки, интернет и магазин. Все покупатели подтвердили необходимость иметь управляющую компанию.

Стадия 6. Маркетинг в бизнесе

Обычно, когда приходишь на проект начинаешь с самой базы — выстраиваешь аналитику, запускаешь контекст и потом от этого строишь гипотезы. Единственный раз, когда я отошел от плана был выход на работу в строительную компанию. Тогда я начал со стратегии, реализация части которой помогла сделать план продаж и даже вырасти, даже в ковид, ну то есть после него, август-сентябрь.

Здорово, что крутые чуваки делятся контентом и инсайтами, это помогает академически запускать такие проекты, как коттеджный поселок в регионе, где вообще нет цивилизации. Но есть одна трудность. Нормальные чуваки и продакты рассказывают, что людей можно поделить на два типа, по моему по Питеру Тилю:

  • На людей от 0 до 1;
  • На людей от 1 до бесконечности

И мне кажется, что по этой классификации я больше отношусь к людям первого типа поэтому я не понимаю, какие шаги должны быть сделаны дальше. Надо ли запускать телек? а радио? а СМИ?

Предварительно я решил сделать так — разбить этапы покупки на 3 составные части:

  • Этап Рассмотрение: любое широкоохватное взаимодействие ТВ-реклама, радио, билбордыРолики в Ютубе, медийная реклама, охватные РК в соц сетях
  • Этап Оценка: любое долгое вдумчивое взаимодействие: Почитать СМИ, городские форумыПолазить в соц сетях
  • Этап Покупка Проработать сайт и ретаргетинг

Сейчас у меня много сомнений, я не знаю, как все это сработает. Решили также пообщаться с теми, кто купил, узнать почему они купили и на основе этих инсайтов сделать сообщение для этих каналов коммуникации.

Когда отработаю эти каналы коммуникации и получу результаты снова напишу сюда и поделюсь результатами.

0
166 комментариев
Написать комментарий...
Борис Васильев

Мало, или нет внимания к единой политике УК (Совета собственников) к порядкам управления в КП:
- качество и безопасность дорог;
- требования к заборам - общим и участковым;
- освещение, покос травы, канализация, требования и условия (штрафов) к тем, кто не соблюдает;
- соблюдение тишины, в частности, распорядок шумных работ во время строительства;
- СКУД, и прочее.

Правильное построение этих и подобных Правил проживания, позволит привлечь адекватных покупателей.
Да, возможно, любители:
- громко-пьяных шашлыков круглосуточно;
- собачьих/гусиных/голубиных питомников
- музыкальных "фестивалей" с гостями
    - отсеются, но для оставшихся можно будет поднять цены и увеличить рентабельность.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Панков
Автор

То что вы написали — очень круто. Мы даже об этом не думали. УК делают только собственники или застройщик тоже там должен быть? 

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Я поделился фактическим порядком в нашем КП.
Организаторы - бывшие генералы.
Создали грамотную юридическую структуру: как бы СНТ, но "не забалуешь")))
Штрафы за любой неправильный чих!

И все довольны, поскольку тот, кто предупреждён (как в Сингапуре), тот ничего не платит, живя "без насморка")))

Отвечаю конкретно: знаю много примеров, когда застройщик инициирует создание УК, насыщает её своими мощностями (с выгодой для себя), а по  социальным решениям советуется с собственниками.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Панков
Автор

Спасибо. Мы берём эту идею в работу, так держать!

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kuvaldin

https://www.youtube.com/watch?v=jVvXoeMqy5w

Вот это ещё посмотрите, вдруг что интересное будет?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Панков
Автор

Да, спасибо большое

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

позвольте узнать, вы хотя бы азы управления СНТ или частным сектором пытались изучить, или всё закончилось на фазе "вау тут поле некошенное, настроим домов"..."присоединения, зоны застройки, септики? да вжопу, у нас быстро развивающаяся компания"

Ответить
Развернуть ветку
Илья Панков
Автор

Это не моя зона ответсвенности, в компании есть специалисты, которые соединили экспертизу в ИЖС и управлении многоквартирными домами.

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

да, мы видим каковА эта "экспертиза"...Покажете хотя бы эскиз инженерных сетей для проданных домов? Расчет подстанций, ГРС, полей ирригации?

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Калашников

А всё потому что девелопер != застройщик.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Панков
Автор

Конечно. Звоните или приезжайте 

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Таких идей, которые сделают ваш будущий поселок уникальным, с высокой добавленной стоимостью, у меня много.
1.Распишите подробно состав спортивных площадок. Кстати, в Москве мы получили на неё субсидию из городского бюджета, с учетом того, что в КП живут всё же жители Москвы.
2.Дополнительно к п.1: составьте список других возможных инфраструктурных элементов:
- магазин
- мини школа (пара кабинетов для приходящих преподавателей языков, танцев, йоги, и т.п.); преподаватели могут быть и из собственников;
- гостевая парковка
- площадка для тенниса
- площадки для волейбола/минифутбола (могут быть по расписанию совмещены с теннисом)
- пультовая охрана, с вызовом полиции или своего "шерифа"
3.Функции застройщика/УК:
- сантехник, электрик, мусорщик, садовник, гувернантки (все приходят по вызову/по графику).

4.Особо может стоять несколько функций, полезных для КП, но окупаемых только с клиентами извне:
- миниотель
- ресторан
- бассейн (идеально - с морской водой, что может быть "якорем" для посетителей и ресторана и тенниса взрослыми; по этому пункту см. мою статью в моем профиле).

Ответить
Развернуть ветку
Илья Панков
Автор

Благодарю вас за подробный ответ. Мы находимся в маленьком Смоленске. Мало населения и доходы ниже. Мы обязательно валидируем часть гипотез. 

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

1.Малые доходы - дешевле обходятся затраты.
2."По одёжке протянете и ножки".
3.На нашей спортплощадке - ОЧЕНЬ дорогие тренажеры (за счёт субсидий Москвы). Но качалки из подвала стоят копейки, а функции почти те же.
4.Пример: ресторан. Найдите партнера, который изучет рынок и всё построит сам (для начала - протокол о намерениях + указание на ресторан в презентации).
5.Возьмем пример, который ближе мне.
У нас заказчики - на концентрат морской воды для бассейнов.
Есть бассейны детские, надувные, 400-1000 литров, сам бассейн стоит грубо, 1,5 руб. за литр объема; заказ для нас - 3000-7000 руб.
Есть бассейны стационарные, бетонные, в отдельной пристройке к коттеджу, объемом 20,000-50,000 литров, с ценой бассейна 100-200 руб. за литр объема.
Наш заказ - 30,000 - 150,000 руб.
И эта опция может быть реализована поэтапно, на партнерских началах.
А итоговые клиенты - все ваши + отчисления от бизнеса за аренду вашей земли.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Панков
Автор

Будем обсуждать. Спасибо, что поделились

Ответить
Развернуть ветку
163 комментария
Раскрывать всегда