Руководство для дырявой головы или как управлять рассеянными детьми

Такси внизу уже минут 5, а детский праздник, на которой мы опаздываем, начинается через 15 минут. Сегодня предстоит увлекательное времяпровождение в компании незнакомых мамочек, вот так праздник.

— Перчатки

— Что перчатки?

— Перчатки на забудь!

— Ага, понял

Еле сдерживаюсь, чтобы не втащить леща. Открываю входную дверь, пытаюсь не забыть второго ребенка и краем глаза замечаю, что что-то не так. Включаю режим экспресс-проверки: шапка, шарф, перчатки, куртка, ботинки… Шорты! На улице январь, валит снег, -7 градусов, а он стоит в зимней одежде и в домашних шортах. Хорошо, хоть не в плавках с ластами.

Когда все пошло не так

В этой статье хочу рассказать, как я делегирую детям их же обязанности. Рассеянность детей это нормальное явление. У детей в голове одновременно трансформеры, полеты в космос и план по выносу мозга родителям. Некоторые дети с удовольствием едят суп вприкуску с конфетами или смотрят мультики за едой. Не буду осуждать родителей, но это нормально, что у детей в голове хаос и им сложно сосредоточиться на чем-то одном.

У нас дошло уже до того, что при просьбе пойти умыть лицо, ребенок поворачивается в сторону ванной, делает два шага, а на третьем забывает, куда идет и сворачивает в другую сторону. Проблема не в детях наверно.

Одеть, раздеть, проверить рюкзак для школы, проследить чистку зубов, в общей сложности на это уходит слишком много времени, внимания и сил. Каждый день вместо того, чтобы лежать на диване и изучать на ютубе «как правильно зайти в хату» или проводить диванную аналитику, я вынужден заниматься какой-то ерундой. В какой-то момент терпение закончилось.

Где искать решение

Задача понятная: избавиться от проверок, сделать так, чтобы ребенок сам выполнял всю простейшую рутину и снизить количество не сделанного или забытого до минимума. В идеале — забыть об этом навсегда или на долго. Мой друг, командир экипажа SSJ-100, рассказывал, что у пилотов существует предполетная подготовка, которую образно можно представить в виде чек-листа, с помощью которого пилоты обязаны проверить все необходимое оборудование. Чек-лист убирает человеческий фактор, а значит — надежно А чем дети — не пилоты?

Бета-версия

Начали с того, что ребенок сам составил список всего, что помнит. Уже неплохо, с этим можно работать. Такой список у нас провисел на стене около недели, а потом мистическим образом куда-то завалился. Эффективность таких списков такая же, как и список личных дел, оформленный в Wunderlist у любого среднестатистического человека: где-то там есть дела, которые надо бы сделать, но когда — непонятно, поэтому не срочно. Список как бы напоминает о том, что есть какие-то задачи, но не обязывает их делать.

Версия 2.0

Я составил список всей рутины, что на мой взгляд, присутствует в жизни ребенка ежедневно, и разделил на 2 части: утро и вечер. После выполнения пункта напротив ставится галочка. На этом можно было бы и остановиться. Есть задачи, есть напоминание. Что может пойти не так? Через неделю я заметил, что галочки ставятся иногда там, где пункт не выполнен. Например, рюкзак по списку собран, а утром оказывается, что это не так, мы тратим дополнительное время, опаздываем в школу и на завтрак в садик. Если система дает возможность ее сломать, то ее будут ломать. Надо отметить, что несоблюдение установленных правил негативно действует не на меня, а на ребенка. Для меня чек-лист — это возможность не отвлекаться на рутину, а для ребенка — не забыть прийти в школу без рюкзака, так что ему важнее. Это я так себя успокаиваю, когда мне говорят, что я издеваюсь над детьми. Следующий этап — стимулы.

Версия 3.0. Главный принцип системы

Стало очевидно, что система не может работать без наказаний. Необходимо, чтобы присутствовала причинно следственная связь между твоими действиями и результатом. Как-то раз я пробовал использовать фиксацию времени для каждой задачи (после выполнения пункта ребенок записывает время выполнения) в виде наказания, но мне такой формат показался сложным. Хотелось бы, чтобы чек-лист не был мучением, а был ежедневным вспомогательным инструментом. Поэтому помимо наказаний, необходимо ввести также и поощрения.

Основной принцип, который я закладываю в эту систему, звучит так: «легче сделать, чем не сделать». Это значит, что у ребенка не должно быть желания обойти систему, а должен быть стимул сделать. Решается достаточно просто. Хорошее поведение поощряется, плохое наказывается, так вырабатывается дисциплина.

Началось лето, школа закончилась

Работает это следующим образом. Мы определяем критерии плохого поведения и хорошего. За хорошее поведение ставится плюс, за плохое — минус. Минус также ставится в том случае, если ребенок не выполнил какой-то пункт или не успел. Укладываться в назначенные сроки — это тоже важно, на мой взгляд.

Ретроспектива

1. Проверка. В конце недели я трачу 1 минуту на проверку результативности, суммирую плюсы с минусами и определяю формат выходных для ребенка. Если плюсов больше, чем минусов, значит ребенок может себе позволить все развлечения, которые были запланированы. Если минусов больше, чем плюсов, значит мы смотрим на градацию и вычеркиваем все, что не заслужил. Например: за 20 минусов можно остаться дома на все выходные, а за 5 всего лишь лишиться мультиков.

2. Изучаем позиции, по которым получено наибольшее количество минусов. Пытаемся понять, почему так получилось и что нужно сделать, чтобы в будущем их было меньше.

3. Определяем формат и цели следующих выходных и определяем градацию, записываем в список.

Результат

Такая система не идеальна, но с уверенностью могу сказать, что она работает. Мы периодически вместе с ребенком корректируем список задач и улучшаем его. Постоянное улучшение системы — важный процесс, как для системы, так и для человека, который вовлечен. Побочный эффект — умение создавать чек-листы и пользоваться ими в любой ситуации в раннем возрасте, на мой взгляд, является хорошим навыком.

Что еще можно сделать

Систему запросто можно соединить с целеполаганием. У нас уже есть простая система хороших и плохих дел, которую мы можем использовать для достижения любых целей в возрасте, когда ребенок еще не зарабатывает.

Хочешь на каникулы поехать на юг или в диснейленд? Изволь делать хорошие дела и покажи свое стремление к цели. Полгода валял дурака и не развивался? Пожалуйста, вот тебе 300 рублей на Яндекс Такси и булочку, счастливо отдохнуть. Только объективность и измеримый результат.

Для детей помладше я использую картинки. Я часто вижу, как родители не могут уложить своих детей спать или подготовка ко сну превращается в бардак. Ключевое тут — распорядок и дисциплина, который нужно установить вместе с ребенком. После того, как для младшего ребенка я также ввел чек-лист, подготовка ко сну превратилась в нормальный процесс, даже немного увлекательный для ребенка, так как присутствуют иллюстрации.

Скачать чек-лист для детей постарше можно тут

Скачать чек-лист для маленьких детей можно тут

Возможно, психологи мне возразят, но если у вас есть ссылка на другой взгляд, возражения или идеи для улучшения, то напишите, пожалуйста, об этом в комментариях, буду вам признателен.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Лысенко Виктор

Дети разные и это нужно учитывать. Ребенка нужно двигать к тому чтобы он сам хотел сделать , что его просят, а вот как к этому прийти и есть понимание своего чада. Самое простое если ему 5-7 лет через призму его любимых героев итд.

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Petrov
Автор

Я через героев и делаю, включаю фиксиков и оставляю часов на 6-8

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Это стеб?

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Petrov
Автор

как думаете?

Ответить
Развернуть ветку
Bucky Bucks

TL;DR Как сделать из ребенка заключенного, переложив ответственность за нездоровую психологическую обстановку в семье на ребенка. Вырастить из ребенка не мыслящего человека, имеющего человеческие ценности, а машину для выполнения KPI, ищущего легкий способ получить награду(это позитивный сценарий, т.к. когда вырастет узнает о еще более легком способе).

 Конечно есть вероятность что я не прав, но 100% "рассеянных" детей которых я замечаю вокруг из семей где на них постоянно орут, делают замечания по любой мелочи и психологически атакуют(если-то, угрозы, вина и тд) 

Ответить
Развернуть ветку
Лысенко Виктор

Логика есть в словах!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Bucky Bucks

Это тоже интересная тема. Например по критериям ВОЗ здоровье это не только физическое здоровье, но ещё и социальное, экономическое, психологическое благополучие. Если человек не может функционировать в школе/в вузе/в семье/на работе то скорее всего что то все же не так с какой то частью этого комплексного здоровья. Потому что, ну правда, в современном мире аж работать или учиться и при этом чистить зубы и не срываться при такой нагрузке на детях в любом возрасте это не такая сложная задача

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ерохин

Есть только один проверенный способ

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ефимов

Половина чек-листа и для многих взрослых актуальна))

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда