{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как VR повышает производительность на удаленке: опыт Exyte

Офисная энергетика и чувство виртуального локтя.

Проблема перехода на «удаленку» сейчас волнует весь мировой бизнес. Глобальная пандемия поставила всех в одинаковые условия: с необходимостью приспосабливаться к новому режиму работы столкнулись как огромные корпорации, так и маленькие компании, и ни для кого этот процесс не был гладким.

Оказалось, главный челлендж даже не в том, чтобы грамотно организовать дистанционное взаимодействие с клиентами. Гораздо сложнее – изо дня в день поддерживать мотивацию сотрудников, застрявших по домам, не давать им падать духом, снижая тем самым продуктивность.

Мы в Exyte в полной мере ощутили это на себе. Несмотря на то, что компания занимается заказной разработкой и большая часть процессов организована в онлайне, с первого дня создания наша команда делала ставку на живое общение, неформальную коммуникацию внутри коллектива. Да, нам в буквальном смысле важно чувство локтя, поэтому Exyte на 100 процентов office-based.

Когда грянул карантин, мы перешли на режим #домалучше одними из первых. Но оттого и последствия сказались на нас быстрее. За первые пару недель работы вне офиса новизна формата даже вызвала скачок продуктивности. Но затем мы стали замечать снижение показателей и поняли, что нам остро не хватает общения друг с другом в привычном рабочем пространстве. Банальные конф-коллы, Zoom-конференции и Скайп не спасали. Нужно было что-то большее: проникнуться офисной энергетикой, вернуть себе ощущение уютного рабочего движа. Тогда мы осознали – надо возвращаться в офис. Но как это сделать, не нарушая условий самоизоляции? Решение нашлось неожиданно. Но – обо всем по порядку.

Трудности перехода

В первую очередь удаленка «ударила» по митингам. Ежедневные скрамы, на которых мы подводим итоги дня и строим планы на следующий, перешли в формат созвонов. Довольно быстро стало ясно, что концентрация участников совещаний существенно упала – сказалась расслабленность домашней обстановки. Ребята признавались, что периодически отвлекались на повседневные дела: один встречал курьера, другой – готовил обед. Как следствие, обсуждение рабочих вопросов затягивалось. Подумывали даже заводить в jira отдельную задачу, чтобы трекать время, затраченное на митинги.

Кроме того, появилась проблема недостаточной синхронизированности команды. Негласная традиция нашего офиса – встречи на кухне, где за чашкой чая можно в неформальной обстановке проанализировать сложные кейсы, обменяться советами. Такие митинги, в шутку прозванные несанкционированными, очень помогают быстро разрешить любые сложные ситуации. Это важно, потому что в кастомной разработке скорость – один из главных приоритетов. Заказчик ждать не любит.

Новая жизнь старой переговорной

Все эти наблюдения подвели нас к выводу: чтобы вернуть сосредоточенность и продуктивность, ребятам надо общаться в привычной обстановке. Роль ньютоновского яблока в нашем случае сыграл обычный маркер. В одной из локаций VR-шутера Half Life: Alyx, в который любят на досуге рубиться наши разработчики, есть окно, на котором можно писать с помощью маркеров, а также губка для стирания написанного. Вот тут и случилось озарение. Дело в том, что в докарантинной жизни маркер был чуть ли не главным нашим помощником: мы постоянно рисовали на доске в переговорной, в частности, создавая сложные многоуровневые локации для VR-игр. Мы подумали, что круто было бы сделать это в мультиплеере – общаться и креативить над проектами будет гораздо веселее и эффективнее, чем просто работать в общем документе в web приложении.

Сначала мы попытались найти готовое решение в Oculus store, но среди приложений не оказалось ни одного с подходящим функционалом. Что ж, подумали мы, тогда запилим свое!

Так появилась идея создать виртуальную копию нашего митинг-рума, по которому все успели изрядно соскучиться. Тем более, у команды за плечами уже был опыт в сфере VR/AR: мы разработали несколько популярных мульплеерных VR-игр, одна из которых в рамках франшизы теперь представлена в США, Нидерландах, Индии, России и Австралии. Еще один многопользовательский PvP шутер с возможностью свободного перемещения по игровой зоне был сделан специально для Oculus Quest OS.

Хакатон на карантине: как это было

Виртуальную переговорку создавали в формате хакатона. Время было дорого – всеобщая депрессия, спровоцированная вынужденной самоизоляцией, грозила вот-вот накрыть и нас. Исследование существующих инструментов для других VR-шлемов помогло нам определиться с набором основных функций.

За основу взяли игровой движок Unity. При создании комнаты в 3D использованы, в основном, готовые модели – для экономии времени.

С помощью пакета Oculus SDK мы «оживили» предметы в интерьере: их можно перемещать и даже бросать. Для этого пришлось поэкспериментировать с положением рук, чтобы с одинаковой непринужденностью держать и ручку, и кофейную чашку. Участники не просто оказываются в одной комнате: они могут делать почти все, что и обычно. Писать на доске? Пожалуйста. Передать соседу тот самый маркер? Легко! Как в жизни, только вместо людей – аватары Oculus.

Максимальную вместимость VR-переговорной тестировать не стали – по опыту взаимодействия с процессором Quest мы знаем, что это где-то шесть человек. Многопользовательский режим обеспечивает Mirror. Один из шлемов Oculus выступает в качестве хоста, другие подключается к нему как клиенты. Владение предметами передается в авторитарной модели.

Через месяц переговорная была полностью готова. Конечно, без имеющегося бэкграунда в VR мы бы так быстро не справились.

Итоги

После пары тестовых совещаний в VR-переговорной мы заметили, что в таком формате встречи проходят гораздо эффективнее и не сводятся к сухому обсуждению рабочих задач. Даже элементарно пару минут покидать мячик после собрания заметно повышает настроение на весь оставшийся день.

Теперь мы используем переговорную еще и для спринтов – больших летучек в конце недели. Участники процесса подтверждают, что уровень концентрации и вовлеченности во время VR-митингов гораздо выше, чем во время конф-коллов.

Нам так зашло, что мы решили не останавливаться и недавно запилили еще несколько локаций, среди которых нам особенно нравится бар на Диком Западе - может быть, потому, что он отдаленно напоминает нашу офисную кухню.

Здесь теперь проходят неформальные встречи сотрудников, которые были так дороги нам до карантина.

Вклад в развитие комьюнити

Важный принцип команды Exyte – вклад в развитие комьюнити. Поэтому свободное от клиентских заказов время мы посвящаем решению конкретных задач и проблем, возникающих в сообществе разработчиков. Сообщество отвечает взаимностью - в рейтинге самых популярных open-source компаний на Gitstar наша небольшая команда из 30 разработчиков входит в мировой топ. Мы уже обогнали YouTube, BBC и Medium и почти сравнялась с SoundСloud и SAP.

Поделиться кодом этого проекта мы пока не можем, так как для увеличения скорости разработки в нем были использованы несколько коммерческих плагинов, но мы все равно хотим сделать так, чтобы он приносил людям пользу. Поэтому мы решили дать ему название Vimerum и планируем выложить бесплатную версию в SideQuest.

Самоизоляция заканчивается, но уже ясно, что удаленка с нами надолго, и многие останутся на ремоут и после карантина. В условиях, когда весь мировой бизнес приспосабливается к изменившимся реалиям, речь даже не о технических сложностях, а, скорее, о психологических. Разумеется, VR – не панацея. Но мы полагаем, что компаниям, оказавшимся лицом к лицу с необходимостью искать новые способы единения и вовлечения, этот инструмент сможет помочь. В нашем случае он зарекомендовал себя отлично.

При этом мы понимаем, что не каждая компания будет готова сходу закупить шлемы всем сотрудникам и уйти в виртуальную реальность. Exyte в этом смысле повезло, потому что мы много работаем над VR приложениями и имели корпоративное оборудование. Но мы верим, что Vimerum будет доступен не только избранным. С каждым годом рынок устройств виртуальной реальности становится более доступным, и карантин только ускорит этот процесс. В частности Oculus уже сейчас делает все, чтобы выйти в массы: до конца года компания планирует выпустить более доступную модель очков и развить коллаборацию с Facebook.

Удаленка без стресса – реальность. Не виртуальная

Весь процесс занял у нас около месяца, за который мы вышли на новый уровень сплоченности коллектива. Кроме того, выросли общая мотивация и воодушевление от работы. Таким образом, проект дал двойной результат: мы прокачали навыки, а заодно подняли боевой дух в условиях карантина. На собственном опыте мы поняли: удаленка – не приговор, особенно, если есть возможность воссоздать атмосферу офиса, не выходя из дома. Это позволяет сотрудникам избежать психологических проблем, а компании в целом облегчает долгосрочное планирование.

Может ли VR повысить продуктивность на самоизоляции? Безусловно. Справились бы мы в текущей ситуации без VR? Конечно. Но эта история в очередной раз показала: основной капитал любого бизнеса, вне зависимости от размера и прибыли – это люди, со всеми их талантами и простыми человеческими слабостями. В кризис выигрывает та компания, которая сумеет учесть эти слабости, понять их и пойти сотрудникам навстречу, тем самым сплотив команду и не растеряв веру в общие идеалы.

0
2 комментария
Александр Прадед

Идея проводить собрания внутри онлайн-игр кажется всё более разумным выбором.

Ответить
Развернуть ветку
Sheromova Vasilisa
Автор

Согласна. Поэтому мы сделали локацию на Диком Западе, почтили RDR, так сказать.
Но нам совещаний нужны еще доска и маркеры, в играх такого нет.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда