Ушли в онлайн: чему локальные учебные центры научились в коронавирус
Всем привет! Меня зовут Надя Палагина, в феврале 2019 года я начала развивать проект BESPREDELCONF для предпринимателей и руководителей о переходе на удалёнку. В течение 10 лет до произошедших событий я развивала образовательные бизнесы - у меня был английский разговорный клуб на Столешниковом переулке, после - тренинговый центр Neuromen, где мы обучали занятых людей техникам эффективной работы с информации. Сейчас все мои проекты крутятся вокруг организации работы удалённых команд.
Тема образования и развития для меня родная, особенно того образования, которое происходит в оффлайне - в уютных классах, тренинговых залах. Поэтому, когда нас всех начали сажать по домам, я с интересом, где-то с грустью, а где-то с вдохновением смотрела за тем, как мои друзья-образованцы выкручиваются из непростой ситуации: офисы закрыты, ученики сидят по домам без занятий, педагоги сидят без работы, на собственников со всех сторон смотрят вопрошающие глаза - «А что же нам делать дальше?».
Мне стало любопытно, как владельцы реальных учебных центров будут принимать решения в ситуации «закройся, жми на паузу или уходи в онлайн». Под учебными центрами я подразумеваю различные развивающие бизнесы: студии иностранных языков, детские центры, музыкальные школы, танцевальные школы и тп - все, кто обучает чему-то.
Я начала проводить прямые эфиры на YouTube с предпринимателями, которые стоят у руля оффлайновых учебных центров и задавать им примерно одни и те же вопросы:
Как выглядел ваш бизнес до пандемии? Какие были планы на развитие?
Как вы как человек и владелец бизнеса среагировали на закрытие оффлайна?
Как выглядел для вас переход в онлайн? С какими трудностями столкнулись и какие произошли открытия на пути?
В результате проведённых бесед родилась эта статья. Я собрала в одном месте повторяющиеся идеи, а также личные находки предпринимателей, чтобы те из вас, у кого нет лишних 6+ часов (или примерно 3 часа, если смотреть на скорости х2) могли ознакомиться с саммари.
Онлайн как новый продукт
Переход из оффлайна в онлайн - это не просто про то, чтобы включить камеру и микрофон и написать на лендингах, что теперь занятия проходят в онлайне.
Онлайн и оффлайн - по сути разные продукты. Это про другие боли и другие решения, другие смыслы, а значит и другие аудитории, другие воронки.
Нельзя сказать, что компании сделали переход в онлайн. По факту они отказались от одних моделей и, как истинные предприниматели, начали тестировать новые модели.
Онлайн как спасение от несезона
Традиционно лето - низкий сезон для развивающих центров: дети уезжают в деревню к бабушкам, на море или в лагеря, взрослые уходят в отпуска. Это не только нарушает течение образовательного процесса, но и опустошает залы школ. Предоставление услуг онлайн частично может решить этот вопрос.
Наличие возможности учиться онлайн в своей «школе возле дома» позволяет клиенту и в поездках ощущать связь с домом и той атмосферой обучения, к которой он привык, а не пропускать или обращаться в онлайн-школы, которые заточены только под онлайн, в которых ты никогда в лицо не видел педагогов и администраторов.
Кроме того, чтобы снова вернуть клиента в образовательный процесс может потребоваться экстра время - человеку нужно снова перенастроиться на то, что обучение есть в его расписании. Наличие услуги обучения онлайн в «школе возле дома» позволяет сократить расходы на retention и увеличить LTV.
Онлайн не значит сложно
Несмотря на то, что онлайн - это отдельный продукт, создать его не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Ни один из учебных центров, с которыми я пообщалась, не создал корпорации по онлайн-обучению вроде Coursera, но смогли создать MVP из подручных средств. Кто-то использовал Zoom, кто-то уже имеющиеся внутри компании разработки, а кому-то оказалось достаточно видеокамеры и чатика в WhatsApp.
Чем проще на начальном этапе, тем лучше - есть возможность получить быструю обратную связь от клиентов и делать продукт удобный для использования именно ими, а не сферическими клиентами в вакууме или в фантазии собственника, который хочет делать фееричные платформы, которые на практике могут оказаться никому не нужны.
Команда - ключевой фактор результатов
Каждый, с кем я пообщалась во время прямых эфиров, отметил, что выход в онлайн во многом оказался возможным благодаря команде - не формальному отношению людей к своей работе, а реальной вовлечённости.
То, как выстроен найм, тоже напрямую влияет на то, какие люди окажутся в вашей команде. Поэтому выполнение золотого правила «нанимай долго» не неизбежно, но всё же подстрахует именно в тот момент, когда потребуется совершать подвиг всей командой даже в условиях жуткой турбулентности.
Внутреннее состояние лидера = состояние его бизнеса
Мне нравится идея, что бизнес является отражением того, что происходит в голове и душе собственника: если всё в дзене, то и бизнес будет процветать, но если что-то даёт сбой, то и в делах начинается разброд и шатание. Возможно, с этого мне вообще стоило начать статью, ведь первое, что пришлось сделать каждому предпринимателю ещё до того, как принять решение, уходить в онлайн или закрыться - это стабилизировать себя, успокоить свой ум и нащупать те инструменты, которые обеспечат внутреннюю уверенность.
Любопытно, что почти все участники моих эфиров говорили о том, что сложнее всего было в первые две недели. Первые 3-5 дней совсем шоковые, в которые как раз каждый ловил свой внутренний стержень, а потом 7-10 дней просто движения вперёд. И когда по прошествии двух недель начинали появляться первые всходы в виде результатов, страх отступал.
Если вам захочется углубиться во все истории сразу или в какие-то по-отдельности, послушать про показатели - где что упало, а где выросло - можете сделать это на YouTube-канале BESPREDELCONF. А если захотите дополнить моё саммари выводами и идеями, которые озвучили мои герои или которые вы сами сделали для себя, если тоже столкнулись с вызовом перевести свой бизнес в онлайн, сделайте это в комментариях - будет интересно расширить картину мира.
Интересно, спасибо!
У самого раньше была школа английского, потом продал бизнес и подумал - как вовремя, а то неизвестно справился ли бы со всем этим онлайном.
Ладно еще английский, а вот танцы, фитнес - им совсем тяжко. В зуме это ведь уже не то...
Да, это действительно вызов! Я еще слышала от некоторых собственников (не из тех, кто был в эфирах) мысли в духе «вот бы оно просто взяло и сгорело без моего участия, чтобы не пришлось принимать никаких решений».
Я ещё хотела пригласить в гости ребят, кто перевёл в онлайн как раз фитнес, волейбол и фридайвинг (!). Но не сложилось пока что :)
Интересно, спасибо!
У самого раньше была школа английского, потом продал бизнес и подумал - как вовремя, а то неизвестно справился ли бы со всем этим онлайном.
Ладно еще английский, а вот танцы, фитнес - им совсем тяжко. В зуме это ведь уже не то...
Да, это действительно вызов! Я еще слышала от некоторых собственников (не из тех, кто был в эфирах) мысли в духе «вот бы оно просто взяло и сгорело без моего участия, чтобы не пришлось принимать никаких решений».
Я ещё хотела пригласить в гости ребят, кто перевёл в онлайн как раз фитнес, волейбол и фридайвинг (!). Но не сложилось пока что :)
Офлайн