30 дней доступа к подписке бесплатно по промокоду
LETO
Активировать
18+

Как сеошнику снять музыкальный клип

Мы в Netpeak Software давно на карантине, с 16 марта. Так что кроме как помешательством от изоляции объяснить нашу идею я не могу. Близился день рождения нашей компании, и мы хотели сделать что-то эдакое. И мы сделали: написали песню про SEO и сняли клип.

В закладки
Слушать

В итоге каких-то пять с половиной минут, а процесс оказался таким длительным и многоступенчатым, что я решила зафиксировать его в посте и поделиться здесь с ребятами, которые тоже подумывают в перерывах между сеошкой, кодингом или маркетингом произвести на свет нечто в том же духе.

Предлагаю сделку — я вам покажу наш клип, а взамен расскажу о наших мытарствах и о том, чему мы научились.

1. Немного про нашу группу: предыстория Owlymates

Моих «согруппников» зовут Алекс (ник Wise) и Алексей (ник Gravelot). Чтобы вы не путались, я буду назвать их по никам, тем более так у нас в компании заведено.

Так вот мы с Вайсом и Гравелотом до этого 2-3 раза собирались на репточке и играли кавера.

  • Среди нас троих музыкантом можно назвать разве что Вайса — он играет в 15 хардкор-панк группах в перерывах между управлением нашей компанией.
  • Я периодически играю на гитаре для себя и с друзьями, но в последнее время ушла в клавиши (нет, не только компьютерные).
  • Гравелот специализируется на фолк-духовых инструментах (мы даже пытались их вставить в наш клип, но тщетно).

Как видите, стартовали мы на голом энтузиазме. Шёл очередной рабочий митинг в зуме, на котором мы согласовывали активности, чтобы отпраздновать ДР компании. И тут мне в голову пришла идея: «А давайте как-нибудь запишем на айфон, как мы играем каверок».

Но если вам и надо что-то знать про Netpeak Software, так это то, что мы по идеологии схожи с Тайвином Ланнистером — мы не приемлем полумер. Так, через полчаса в чате я уже ставила свой символический «+» под предложением Вайса написать свою собственную песню и сыграть её. До сих пор помню чувство, что я ввязываюсь во что-то куда более серьёзное, чем я планировала. Но душа утомилась просто работать дома и жаждала движа (спойлер: она получит его сполна).

2. Мультизадачный продакшн

Итак, у нас был чёткий дедлайн — 4 недели до дня рождения. И когда я писала этот пост и составляла чеклист по всем действиям, которые мы предприняли, он занял больше нескольких страниц в Гугл-доксе. Потому дальше буду разбирать наши действия по маленьким этапам, чтобы было проще переварить.

2.1. До записи аудио: пишем песню

План:

  • Договориться с людьми, которые запишут аудио, видео, сведут и смонтируют весь материал.

  • Придумать концепцию песни и определиться со стилем.

  • Придумать слова.
  • Придумать основной мотив (куплет и припев).
  • Собраться на репетицию и хотя бы один раз прорепетировать.
  • Утвердить итоговую структуру песни.

С первым пунктом нам чисто повезло — за наш проект взялся Андрей Мухамет из Dark Blue Records и Backlight Production (да, человек один, а компании две 😁): это давний знакомый Вайса, с которым он работает больше 10 лет.

А вот с песней было сложно. У нас ушло около 4 часов на созвоны в зуме, только чтобы определиться с концепцией и стилем (целились в Rammstein). Мы решили, что хотим написать такую песню для сеошников, чтобы они включали её по утрам и заряжались на свершения, короче говоря, SEO-гимн, чтобы было максимально эпично. Кстати, очень интересно услышать ваш фидбек — получилось ли у нас.

2.1.1. Работа со словами

Первую редакцию текста песни произвёл на свет Гравелот. Всего гугл-докс с лириксами показывает мне 18 итераций правок. Некоторые строки мы дописывали прямо во время записи на студии: нам всё хотелось добавить туда побольше ключевиков, чтобы прямо взяло за душу (не зря же мы в сфере SEO работаем).

А затем мы решили, что хотим также сделать и англоязычную версию песни. За перевод взялась я. Кратко поделюсь методикой, потому что многие ребята стесняются своего английского и всё перекладывают на нейтивов:

  • Разбейте песню на строки, а строки — на слоги. Ваша задача определить ударные слоги и отметить их.
  • Затем соберите ключевые слова в оригинальной версии и переведите их. Например, ошибки → issues.
  • Не старайтесь дословно переводить текст. Просто посчитайте слоги в переведённых важных словах и поставьте их в то место строки, где будут совпадать ударения.
  • Когда вы расставили все нужные слова в самые уместные места по тексту, заполните пробелы глаголами, прилагательными, служебными частями речи.

Всё, небольшой филологический ликбез закончен. Кстати, можете заценить англоязычную версию трека тут и сказать, не погорячилась ли я про нейтивов.

2.1.2. Работа с музыкой

Итак мы уже ухватили за хвост примерный ритм будущей песни, чтобы положить слова на музыку. Дело было за мелодией.

Вайс на тот момент уже два месяца самоизолировался дома и очень-очень редко выходил на улицу. Поэтому когда однажды вечером он вышел из квартиры и отправился в ближайший парк, свежий майский воздух сделал своё дело: через час Вайс в телеграм спел и сыграл нам основной мотив на гитаре без пары струн (он барабанщик, ему простительно).

2.1.3. Как не опозориться на записи: репетируйте

Близилась запись, а мы ещё ни разу не играли нашу песню вместе, так что решили собраться на репетицию. Это был первый раз с 14 марта, когда мы встретились вживую, а не по зуму.

На репетиции нашей главной целью было снять на слух по телеграмным видосикам, что же такое придумал нам Вайс, и финализировать структуру песни. Каких-то три с половиной часа — и мы это сделали. Подумать только, тогда мне казалось, что это долго. После записи аудио на студии я изменила своё мнение.

2.2. Запись аудио: 12 часов на студии + 96 часов продакшена

План:

  • Записать накопление (первый, необработанный вариант трека).
  • Свести аудио.
  • Провести серию правок.
  • Утвердить финальный вариант трека.

А оказалось всё не так уж быстро:

  1. 1,5 часа — запись барабанов.
  2. 0,5 часа — бас.
  3. 4,5 часа — гитара (много гитар, соло, дополнительные мелодии).
  4. 3,5 часа — основной вокал (с «даблами», то есть все вокальные партии по 2 раза).
  5. 1 час — сингэлонги (хоровые подпевки).
  6. 1 час — передышка, кофе, обсуждение того, что случилось.

А теперь расскажу вам про дубли. Нет, не дубликаты страниц, а дубли при записи. Мы их называем «даблы» и записывать их нужно обычно для гитары, вокала и сингэлонгов. Допустим вы с третьей попытки записали красиво куплет. Ура, наконец-то вам перестали раздавать советы и указания ваши согруппники, все довольны! А теперь сыграйте этот же отрывок ещё раз, и чтобы было максимально похоже на первый вариант. За счёт таких дублей в записи создаётся глубина звука, а в нашем случае — ещё и нужная тяжесть. Вот так за бесконечными дублями и пролетели самые незаметные 12 часов в моей жизни.

Вывод: если вы можете себя назвать разве что музыкальным энтузиастом, и вам кажется, что вы быстренько часиков за пять запишетесь, умножьте это время надвое и добавьте ещё пару часов на «потупить».

В нашем случае мы закидывались разной вредной едой на ближайшей заправке и спорили, вставить в песню микроразметку или перелинковку. Спойлер: выиграла микроразметка.

Затем мы приступили к сведению трека. Конечно, тут доверьтесь профессионалам, но вот на что вы можете обращать внимание, получив на руки трек:

  • Очевидные диссонансы в дублях: желательно привести все такие ноты к одному звучанию.
  • Грязное звучание из-за наслоения дорожек: убедитесь, что остаточные «хвосты» припева не портят проигрыш и так далее.
  • Если в голосовых партиях есть пение, значит там есть ноты, а значит нужно внимательно прослушать весь вокал без музыки и «подтюнить» его при необходимости (изменить ноты, если вокалист не дотянул до нужной).
  • Трек нужно внимательно прослушать на разной аппаратуре (колонки, наушники) — после финального сведения у Вайса было ещё порядка 35 правок 😉
  • Отдельное внимание нужно обратить на частоты — низкие, средние, высокие. Желательно дать звукорежиссёру референс, чтобы ориентироваться на него.

Советую заложить на сведение и правки около 5 дней, так как это очень тонкая работа и всё зависит от качества изначальной записи.

2.3. Съёмка видео: не забудьте зарядку. Нет, не powerbank, хотя и его тоже

По видео мы следовали такому плану:

  • Найти локацию.
  • Утвердить концепт.
  • Арендовать оборудование.
  • Провести съёмки.

Советую начинать с поиска локации. Нет смысла придумывать концепцию, для которой вам нужна голливудская студия и вертолёт — отталкивайтесь от того, что есть под рукой. У нас буквально под рукой был подвал, через который мы пробирались на репточку (в Одессе репточки в основном только в таких атмосферных местах и бывают). Наш продюсер умаслил деда-вахтёра и выбил нам примерно 8 часов для съёмки. Мы уложились впритык.

Так как снимались мы в подвале, наша локация нуждалась в нормальном освещении — мы обратились к подрядчикам, которые подогнали нужный свет за $40 на всё время съёмок.

Помимо света мы также арендовали навороченную камеру 4К, чтобы получить нужное качество и стиль картинки. На 8 часов это нам стоило $80.

Съёмка трёх человек идёт по такому плану:

  • Общие планы всей группы втроём (сразу смиритесь с тем, что первые 10-20 минут будут провальными, потому что всем «актёрам» надо привыкнуть к камере и перестать зажиматься).
  • Затем каждого члена группы оператор снимает по-отдельности: крупным планом + средним планом с одним согруппником на заднем плане.
  • Самое главное, снять вокалиста — мы для него подготовили планшет со словами песни и суфлёра.
  • Однако на запись ударных и гитары ушло ещё больше времени, так как они заполняют собой всю песню, потому нужно убедиться, что на выходе будет достаточно кадров.

Главный совет, который мы можем дать всем любителям сниматься в динамичных клипах: делайте зарядку, особенно разомните шею. Сначала это кажется глупостью, но на следующий день вы не сможете держать голову ровно, поверьте мне 😌

2.4. Монтаж и подготовка к премьере

План был таков:

  • Отобрать лучшие кадры.
  • Смонтировать кадры.
  • Добавить дополнительные кадры для разбавки общей картины.
  • Сделать цветокоррекцию.
  • Утвердить финальный монтаж.
  • Опубликовать на YouTube.

Тут не буду рассказывать, как правильно монтировать видео — тут всё слишком индивидуально. Лучше дам ответы на вопросы, с которыми столкнулись мы сами.

Можно ли использовать чужие видео для монтажа своего видео на YouTube?

Ответ: можно, только осторожно.

  • Есть фотобанки и стоки с видео, которое можно использовать в коммерческих и не только целях. Я предпочитаю Pexels: здесь оказалась неплохая подборка как фото, так и видео. Если выбираете другой сток, проверяйте условия использования картинок и видео — иначе можно нарваться на неприятный штраф.
  • Можно использовать видео с YouTube, если автор специально не запрещает этого. Но тогда будьте готовы постоянно пребывать в ожидании страйка или демонетизации: об алгоритме распознавания видео Ютюбчик очень доходчиво объяснил тут.

Как подготовиться к премьере:

  • Обложку для YouTube делайте в размере 1280x720. Следите, чтобы при предпросмотре текст не перекрывала панель тайминга видео.
  • Убедитесь, что заливаете на YouTube финальную версию видео. Перезалить его по той же ссылке не получится — это единственный аспект, который YouTube не даёт менять при премьере.
  • Если вы планируете на каком-то этапе менять название видео, заголовок или обложку, подумайте ещё раз и лучше сразу залейте финальные версии. Все мессенджеры и соцсети закешируют изначальные метаданные. Так что даже если вы потом поменяете обложку на более модную, напишете более броский заголовок и описание, то во всех соцсетях всё равно будут светиться старые и не такие удачные, а это просто обидно.
  • Соберите ключи и постарайтесь их использовать, как в SEO — в заголовке, описании и субтитрах к видео.

2.5. Релиз трека на музыкальных платформах

С самого начала Вайс очень сильно хотел зарелизить трек на iTunes, Spotify, YouTube Music и других модных площадках. И он оказался прав: сразу после премьеры нас стали спрашивать, где можно послушать / скачать / купить трек.

Только вот как выпустить там эти треки не так-то просто. Потому рассказываю, как это сделали мы:

  • Нашли компанию по распространению музыки (я люблю называть их лейблом) → MRIU Publishing.
  • Цена вопроса: $40 за трек.
  • У таких ребят есть очередь из релизов, поэтому закладывайте минимум 3 недели на ожидание релиза. Прямо на завтра вряд ли получится.

Материалы, которые нужно предоставить для публикации трека:

  • Композиция должна быть полностью оригинальной. Требования к файлу: 44,1KHz, 16-24 bit, WAV.
  • Обложка для сингла: JPEG (.jpg), 3000x3000, из текста допустимо разместить только название группы и сингла → максимально разборчиво изобразить.
  • Текстовое описание трека: несколько предложений, дайте разгуляться своему внутреннему творцу и сделайте два варианта — русский и английский.
  • Фото и описание группы (тоже на русском и английском).

Итог нашего релиза можете увидеть тут (и заодно заценить сам трек на любимой музыкальной площадке 😉).

Вывод: на релиз сингла мы потратили дополнительное время и усилия нашего дизайнера Лёли. Тем не менее оно того стоит, так как теперь права на этот трек принадлежат нам, и мы сможем страйкать Rammstein, если они вдруг решат «вдохновиться» нашим синглом 😂

2.6. Как проводить премьеру

Мы запланировали премьеру заранее, чтобы пригласить на неё целую тусовку наших друзей в чат.

Сначала собирались назначить это событие на наш день рождения — воскресенье 21 июня. Но нас переубедила девушка Лена, представляющая лейбл: по её опыту, назначать премьеру на выходной и тем более воскресенье — самая плохая идея из всех возможных. Мы прислушались и сдвинули ивент на понедельник. И не прогадали (спасибо, Лена).

Где-то за полчаса до самого события мы стали писать всем нашим коллегам и друзьям-сеошникам и звать их в премьерный чат. В итоге вместе с нами смотрели премьеру 40 человек, они же стали шейрить видео коллегам, и вот за первый час мы уже набрали первую тысячу просмотров.

Что можем посоветовать по проведению премьеры:

  • Начинайте разогревать чат самостоятельно: устройте перекличку, спросите простой вопрос.
  • Если пользователи начнут писать в чат, что видео не запускается (а у вас при этом всё нормально), посоветуйте обновить страницу → этот баг часто случается из-за плохого соединения.
  • Помните: комментарии в чате остаются в чате. После премьеры чат по умолчанию скрыт, а вам нужны органические поведенческие показатели, так что не упускайте свой шанс. Просите зрителей из чата сделать нужное вам действие с самим видео: поставить лайк, оставить комментарий под ним, поделиться с друзьями.

2.7. Выдохнули? Рано: стартуем постпремьерный период

Конечно же, с премьеры всё только начинается. У нас была амбициозная цель: хотя бы один ролик должен достичь 10 тысяч просмотров на YouTube. Мы же айтишники, нам нужно везде считать KPI, даже для фановых штук.

Так мы составили перечень действий, которые могут нам помочь достичь этих целей:

  • Привлеките свою группу поддержки. Я показала видео маме и попросила пошерить её подругам. Кажется, так моя мама заработала нам минимум 100 просмотров 😋
  • Отправьте ссылки в рабочие чаты коллег. Мы также поделились видео с нашими пользователями в соцсетях, рассылках и в личной переписке: вроде бы им понравилось, и мы очень благодарны им за поддержку на самых ранних стадиях.
  • Опубликуйте в тусовке целевой аудитории → наши русскоязычные сеошники зависают в телеграм-чатах, а англоязычные — на Reddit.
  • Запустите рекламу на YouTube. За день до премьеры мы внезапно получили щедрого мецената нашего видео в лице Google: получили от них «коронные» деньги на Ads-аккаунт.
  • Запустите рекламу на Facebook. Расскажу антикейс — как делать не надо. Мы, конечно же, были в курсе, что на FB видео надо заливать напрямую, так как он просто пессимизирует видео с YouTube. А вот в рекламном кабинете якобы есть возможность сделать у объявления кнопочку «Посмотреть на YouTube» под фейсбучным видео. Мы ею воспользовались и потирали ручки в ожидании просмотров. Реклама прошла модерацию, запустилась, и… 0 просмотров за сутки активной рекламы. Как только мы убрали «богомерзкую» кнопку, пошли показы и просмотры. При этом ссылка на Youtube по классике покоилась в первом комментарии.

Советую заработать как можно больше лайков, просмотров и комментариев в первый же день. Нам это помогло собирать неплохой хвост из органических просмотров до сих пор, спустя несколько дней после премьеры за счёт выхода видео в рекомендации и даже в жирные подборки в поиске (например, по запросу «SEO»).

Как вы поняли, именно на этом этапе истории нашего клипа мы с вами и встретились в этом посте. Очень надеюсь, что наша цель в 10К не за горами: на момент написания этого поста наш русскоязычный клип собрал 7850 просмотров, а англоязычный — 4248.

3. Оно того стоило? И сколько вообще оно стоило?

1. Аренда света — $40.

2. Аренда камеры — $80.

3. Запись и сведение русскоязычного трека (звук) — $200.

4. Съёмка, монтаж и цветокоррекция русскоязычного клипа (видео) — $300.

5. Доплата за англоязычную версию за всё (звук + видео) — $100.

6. Релиз двух треков на музыкальных платформах — $40 * 2 = $80.

7. Реклама: пока что $20 (потолок тут зависит только от целеустремлённости Вайса, он же CEO и утверждает бюджет).

8. Время трёх топ-менеджеров компании, дизайнера и всего отдела маркетинга, который подключился к раскрутке → NDA (можете просто прикинуть себе стоимость работы 10 сотрудников вашей компании за неделю).

На этом история не заканчивается, так как 10К ещё впереди. Делайте ставки в комментариях, доберёмся мы до цели или нет — кто угадает, тому астрологи объявят прирост позиций на +5.

{ "author_name": "Anastasia Zdorikova", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 23, "likes": 23, "favorites": 39, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 137457, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 26 Jun 2020 15:36:57 +0300", "is_special": false }
18+
Отпуск начинается с кино
30 дней подписки бесплатно по промокоду
LETO
Активировать
30 дней подписки КиноПоиск HD бесплатно для новых пользователей, которые ранее не оформляли подписки сервиса КиноПоиск HD, при условии привязки банковской карты. Подписка КиноПоиск HD 99 ₽/месяц. до 31.08.2020 г., далее — автопродление 269 ₽/месяц. Условия: ya.cc/4y4UX
Объявление на vc.ru
0
23 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
3

Для меня так и осталось загадкой, почему в SEO-среде сформировалась такая культура легкой упоротости, свой клуб «по интересам» и стиль жизни)

Что если ты сеошник и влюбился в это дело, то это тебя меняет.

В чем здесь глубинная суть лежит? Сеошникам нравится управлять позициями в поисковиках, как программистам в широком смысле быть родоначальниками цифрового мира? Что то, что ты накодил, может круто изменять жизнь многих людей, и вообще это прикольно — создавать новое, да еще то, что работает (ух ты, мой код работает)

Ответить
2

Ну это свойственно не только SEO, а любым специалистам, которые паразитируют на недостатках какой-либо области. Примерно как риэлторы. Если их убрать, то ничего не изменится. А таких не любят, поэтому кучкуются внутри себе подобных.

Ответить
0

Мне кажется, дело в старом-добром противостоянии с "машиной". И когда ты у неё выигрываешь даже чуть-чуть (даже если выигрываешь, играя по её правилам), это сладко))) Я маркетолог, а не сеошница, но это то, как я чувствую себя каждый раз, когда открываю Google Search Console, а там показы и переходы растут)

Ответить
0

Все маркетологи - это боты.

Ответить
3

Ребята вы большие молодцы ! Знаю как это все сложно и не просто ! 
Наша версия песни, про нашу платформу.
https://soundcloud.com/anton-danyushin/pesnya-platformy

Ответить
1

Спасибо, Антон! Нужно больше песен в наши будни))))

Ответить
2

Видел ссылку на клип в одном из маркетинговых чатов. Послушал песню всего два раза, а потом два дня пытался заставить её НЕ звучать в голове.

Но даже и не мог представить, насколько сложно всё это было создать. Очень интересный мануал вышел, спасибо! Особенно прикольно цены почитать и затраты по времени.
Молодцы!

Ответить
2

Но зато теперь все знают, что ты пидор ну как бы да. Только у меня на работе на кухне лежит и он тоже в библиотеке. И даже я ему не мешает смотреть, кто тут главный гей-парацинк-брейкер.

Ответить
0

Хуйня, я не знаю как можно на таком канале вести диалог. Ты хочешь сказать что если кто-то на тебя в суд подает то это тоже плохо? Я так и не понял, почему он вежливый, а ты просто листок с листом приложить решил?

Ответить

Комментарий удален

1

К чёрту жалеть себя, меньше никчёмных рефлексий и больше рефлексов
Когда ставится чёткая цель, то пустые скитания становятся квестом 

Ответить
0

Я бы сказал, что в России все плохо, но не могу вспомнить ни одного случая, когда люди были на грани. В других странах ситуация с другими ментами в провинциях более менее нормальная. Поэтому если я скажу, что я не хочу жить в твоём городе, то я буду жить в другой стране и без проблем съездю в какой-нибудь район, где нет никаких правил.

Ответить
0

Спасибо, теперь я знаю, чем занимается Нетпик)) Кейс хороший, но основные затраты у музыки на промо же

Ответить
1

Спасибо за фидбек! Ну, скажу честно, мы не собираемся слишком вкладываться в платное продвижение, всё-таки карантин и режим экономии. Продакшн уже вышел в копеечку. Потому то мы с вами тут и общаемся ;)

Ответить
0

Спасибо, Владимир! Отлично, значит мне удалось донести всю полноту нашего, скажем так, обстоятельного подхода к делу. А раз песня уже не звучит в голове, пора посмотреть клип ещё раз и запустить пластинку по новому кругу 😁

Ответить

Комментарий удален

0

Снять-то всякий может, а поставить?

Ответить
0

Деньги взяли, можно и не ставить. М видео же удаётся, взять деньги и не привозить товар месяцами 🤣

Ответить
0

так рефандики, рефандики ;)

Ответить
0

Кек, как айтишники постигали премудрости музицирования и звукозаписи )
И почему тут до сих пор никто не вспомнил про эпичный клип, который является родоначальником всех клипов, связанных с работой - "это новый день в епам"?

Ответить
0

Есть ещё рэпчик от коллег по SEO-цеху с другой стороны Атлантики:
https://www.youtube.com/watch?v=fnSJBpB_OKQ

Ответить
0

Ещё несколько тысяч просмотров спокойно можно получить, если "напишите" статью на прекрасное.айти
Как показывает других ит-компаний, которые пробовали в самодеятельность - там такое любят.

Ответить
0

нет, спасибочки))) думаю, наш клип всё-таки слишком хорош, чтобы там оказаться

Ответить
0

Не вы, так какие-то ещё доброжелатели выложат. ;)
Так что, мысль возглавить этот процесс не так уж и плоха.

Ответить
0

Да, вот с этим соглашусь, и всё-таки)) Можем пока делать ставки, появится мы на этой доске почёта или нет))

Ответить

Комментарии