Как вывести стартап на прибыль 1 млн рублей в месяц и почему мы это не смогли сделать
Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, о том, как рассчитать юнит-экономику проекта и вывести его до 1М в месяц.
В 2017-19 годах я с командой разработчиков развивал готовое решение для запуска маркетплейсов услуг Сервис ПИ. В пике мы доходили до 600 т.р. чистой прибыли в мес. В этой статье хочу рассказать о том, как прогнозировать развитие своего стартапа и прикинуть планы на 1 млн в мес.
Собственный опыт
Архитектура проекта была сделана в виде коробочного конструктора приложения и сайта. Любой клиент мог запустить базовую биржу услуг с 4-мя типами монетизации, геолокацией, чатом и push-уведомлениями за ±200 000р вместо средних 1 млн.р, который предлагали за таку разработку с нуля.
Круто идею описал Александр Горный:
Кроме удешевления в 5 раз преимуществом коробки была бОльшая выживаемость клиентских сервисов - в 4,6 раз по сравнению с разработкой с нуля.
Тут секрет не в волшебстве кода, а в банальности - большинство закладывает на первую версию 500-700 тыс. В случае разработки с нуля приходится срезать часть функций, чтобы поместиться и покупать в стык бюджета. Если что-то позабыл, то докупать нечего, а забываются часто очень важные вещи.
Если купил за 200 тыс, то остаётся возможность посмотреть что вышло и 300-500 тыс на докупить индивидуальные функции под себя в режиме тайм материал. Простой подход давал почти 500% к выживаемости, с учётом того, что это первый опыт основателя и на грабли наступить всё-равно придётся.
Сам проект зарабатывал на продаже лицензий конструктора и продаже часов программиста за индивидуальные фишки. Принцип развития был такой, что если несколько человек просят примерно одно и то же, то мы выносили это в основное ядро наращивая функции конструктора.
Собственно, это его и прикончило. Поддержка всё более и более разростающейся архитектуры требовало много денег, себестоимость росла, а чек в 200к и так был предельно возможным, за который клиенты были готовы купить конструктор. При этом, стоимость доработок тоже приходилось поднимать - простая доделка могла затрагивать кучу функций и тратила дополнительное время программиста на проверку работоспособности.
У клиентов же при этом было ощущение развода - весь продукт стоит 200к, а чуть-чуть доделать - ещё 100к. И вроде все понимали, что это уже индивидуальная доработка, а не массовый продуккт, но осадочек оставался.
Тем не менее, в пике проект приносил неплохие деньги, а после того, как мы разошлись с его разработчиками я переосмыслил подход к ядру и запустил RTPlatform.
Спустя год сделал несколько выводов о том что может прикончить проект и на основе юнит-анализа покажу как можно прикинуть ещё до запуска потенциал проекта.
Расскажу как ещё на старте прикинуть реальность планов и собственные силы.
Юнит-анализ в паре слов
Юнит анализ до старта проекта - это ваши прикидки в грубых цифрах всей экономики проекта. Задача первых недель - проверить что прогнозные значения хотя бы порядком близки к реальности. Далее значения будут всё больше уточняться, а экономика становиться более точной.
На данный момент я буду оперировать усреднёнными цифрами для наглядности, но для своего проекта часто требуется сводить аналитику по нескольким юнитам, соответственно, анализов будет тоже несколько.
Состоит юнит анализ из четырёх блоков:
- Доходы
- Переменные затраты
- Постоянные затраты
- Расходы на запуск
Сильно похоже на обычный учёт финансов, но вся суть в деталях. Для примера буду разбирать реальные цифры Сервиса ПИ.
Доходы
Здесь мы рассматриваем оборот с одного клиента. В данном случае - это стоимость лицензии. Допродажи доработок в этот юнит не входит, т.к. услуга совсем другая и на неё должен расчитываться отдельный анализ.
Ради примера я взял два варианта - это когда происходит прямая продажа и когда продажу осуществляет партнёр:
В случае прямой продажи все деньги наши, в случае партнёрской 40% отдаём партнёру, иногда приходится делать скидки, когда план горит. В среднем выходит 175 400р при прямой продаже и 105 240р, если клиента привёл партнёр.
Переменные затраты
В переменные записываем всё что нужно потратить, чтобы обслужить одного клиента, плюс считаем сколько у нас остаётся чистыми после этого.
Давайте разбитрать по строкам:
CAC - за сколько мы купили клиента. Некорректно объединять разные каналы, например, Директ и YouTube - нужно для каждого считать свой анализ, но чтобы продемонстрировать математику этого достаточно. В случае прямой продажи на привлечение тратилось, в среднем 35 000р, в случае партнёрской - 0 (агентские на партнёра мы учли ранее).
Менеджер по продажам, по настройке и сборка приложений - это типовые действия штатных сотрудников, которые шли, как бонусная часть к окладу.
Ядро было реализовано с админкой на 1С-Битрикс, в стоимость входила и его лицензия.
Ну и в затраты считаем налог на прибыль на упрощёнке.
В сумме вышло, что тратим 72 304р, если продали сами и 30 288р, если продал партнёр, а чистая прибыль была 103 096р и 74 952р, соответственно.
Постоянные затраты
Всё было бы в шоколаде, если бы затраты на этом закончились. Но есть ещё постоянные затраты, которые не зависят от того, сколько мы продали бы лицензий.
Постоянные затраты делятся на ФОТ и прочие. В ФОТ у менеджеров указана только окладная часть, бонусы - в переменной. Так же ФОТ поделил на 2, т.к. та же команда занималась и доработками, которые приносили ±столько же. Грубо говоря, вся команда на пол ставки работала в ядре, а на полставки в доработках по часам.
Прочие затраты вышли достаточно скучные, как и в большинстве ИТ-компаний - офис, чай, кофе, печеньки. С учётом наценки +50% на налоги ко всем зарплатам постоянные выходят в кругленькие 547 500р. Участие партнёра здесь ни на что не влияет, поэтому сумма одинаковая.
Далее переходим к самому интересному - сколько нужно напродавать, чтобы выйти в ноль и 1 млн.р. в мес. В прямых продажах для выхода в ноль нужно 5 продаж, в партнёрских - 7. В среднем выходит 6 клиентов в мес.
Если же работать не себе на зарплату, а ставить целью прибыльность проекта в 1 млн.р. в мес, то нужно либо 10 самим, либо 13 с партнёрами. Казалось бы, всего лишь в 2 раза больше, но нам до этой планки так и не получилось допрыгнуть. Ниже расскажу почему.
Расходы на запуск
Также нужно учитывать, что всё это добро нужно запустить и для этого нужно так же заложить бюджет. В ИТ-стартапах это чаще всего разработка первой версии и тесты рекламной кампании.
Кроме этого сделали юрлицо и сайт на конструкторе. На всё про всё вышло 290 000р. Если нет опыта управления программистами и планируете заказывать первую версию на аутсорсе, то закладывать нужно само собой больше. У меня первая версия посчитана исключительно, как месяц с небольшим зарплаты программиста, плюс багфикс.
Почему не дошли до 1 млн.р.
Все два года мы боролись с главной проблемой - объём рынка. Маркетплейсы хотят запустить не так много людей, чтобы выходил 1 млн чистыми при таком чеке. То есть маркетинговые каналы, которыми пользовались выходили очень узкими.
Если использовать более дорогими каналами, то цена привлечения съедала добрую половину прибыл, а иногда и съедала в ноль. Кроме того, рынок поменялся.
Если раньше в 2016-2018 годах люди ориентировались на разработку классического маркетплейса услуг, то с конца 2018 и по текущее время перекоз идёт в сторону нишевых маркетплейсов.
Вышло так, что всё чаще клиенты стали говорить, что созданный функционал избыточен, а доработка индивидуальной для его рынка фичи выходит больно дорогой.
Собственно, на этом проект и был закрыт, а я запустил иное коробочное решение, о котором писал выше, но с другой парадигмой. Ядро теперь дешевле, в нём собран только самый необходимый минимум для проверки идеи, а индивидуальные доработки можно сделать произвольные без ограничений.
А не думали сделать монетизацию по подписке вместо продажи 1 чеком?
В долгосрочном периоде на этом можно выиграть
Тестировали, но средний чек сильно падал - многие основатели сильно устают от своей идеи уже через 4 мес.
Плюс было возражение, что «хочу в собственность, если завтра закроетесь, чтоб не сломалось»
Нельзя, почти никто не доживает. Если у клиента задача сделать маркетплейс и бюджет 1млн на разработку, это в 98% случаев несерьезный маркетплейс.
Серьёзный или нет - это необъективный термин. Youdo в текущем виде само собой не запустить на 160 категорий.
Но если речь об узкой нише, почему нет?
Я уже узнавал у вас - кто они те, кто после разработки остался на плаву. Проблема не в продукте, проблема в том, что это чаще всего стартапы. В таком случае % вы никогда не отобьёте, а тому самому клиенту с деньгами он не подойдет.
Почему не подойдёт?
Если ребята серьезные и % будет, условно, N рублей со среднеого заказа, то через X заказов им станет не выгодно платить вам, а значит почему бы не купить сразу, деньги маленькие для любых серьезных ребят.
Вы так написали, будто нам платят % с заказа.
простите, прочитал подписку у первого как %.
подписка == свой продукт => надо развивать и сложно дойти суммой подписок в месяц до чека в один маркетплейс в тот же месяц + куча накладных(сервера, sla, тп, сисадмин, ..)