{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как построить миллиардную компанию

Павел Черкашин на недавнем стриме с Игорем Шойфотом сформулировал интересную, на мой взгляд, теорию, что у всех успешных предпринимателей, которых он знает, один и тот же паттерн поведения.

Ниже, мой вольный пересказ:

1. Сначала ты выбираешь направление, куда хочешь идти. То направление, куда ты готов потратить всю свою жизнь.

2. Потом, в рамках этого направления, ты постепенно становишься серьёзным экспертом, потому что тебе это интересно и ты всё больше и больше накапливаешь экспертизу.

3. Дальше, ты запускаешь процесс создания продукта, путём итераций по проверке гипотез/идей. Обычно, хорошая итерация это 2 недели. Нет такой идеи/гипотезы на земле, которую нельзя было бы проверить за две недели.

Даже если ты хочешь лифт на луну построить, ты за 2 недели можешь нарисовать предварительный чертёж, сделать расчёт, поговорить с 20-ю экспертами и вернуться с чётким пониманием того, как этот лифт можно построить. Или наоборот, нельзя построить.

Очень важно то, что чем меньше по времени занимает одна итерация, тем больше итераций ты можешь последовательно сделать, понимая, что чем меньше сама итерация, тем меньше страх выбросить то, что ты уже сделал за это время.

По статистике, нужно примерно от 20 до 70 итераций, чтобы найти product/market fit. Редко попадаются люди, которые меньше чем за 20 итераций справляются с этим.

Но что такое 20 – 70 итераций по 2 недели? Это серьёзная работа на пару лет.

Очень часто предприниматели, имя какую-то идею, тратят на одну итерацию по её проверке целый год, сделав идеальный технически продукт, но который особо не нужен рынку.

В итоге, отложить в сторону результат 2-недельного труда – вообще не проблема. Отложить в сторону результат годового труда – очень сложно.

И предприниматели порой тратят год-два-три-пять на попытку спасти ненужный проект, потому что просто жалко потраченного на него времени, ресурсов и сил.

Хороший приём используют художники – «Рисовать и выбрасывать, рисовать и выбрасывать. Не привязываться к результатам своего труда».

То же самое касается предпринимателей:

1) Ты придумываешь/формулируешь гипотезу.

2) Две недели ты живёшь только одной этой гипотезой. У тебя нет никаких других дел, никаких других вариаций. Пока ты в этом режиме проверки гипотезы, ты занимаешься только ей. И ты за 2 недели в таком сфокусированном режиме можешь проверить любую идею.

3) Проверил – не работает – отложил в сторону.

4) Взял следующую - проверил - не работает - отложил в сторону.

Instagram получился только на семьдесят какую-то итерацию.

Все предприниматели, которых знает Павел и которые использовали эту методу, все добились успеха.

Вывод: Если ты движешься по этой методологии, то ты всегда добьёшься успеха. Вопрос только в том, когда это произойдёт.

Стастически, на это нужно около 2 - 2,5 лет. Большинство предпринимателей сдаются где-то через полтора года и прокисают.

Если вы готовы следующие 2 года жизни потратить на то, чтобы каждые 2 недели проверять и изучать очередную гипотезу, то рано или поздно вы добьётесь успеха.

0
144 комментария
Написать комментарий...
Герд Ахцигер

бред абсолютный. Есть продукты, которые для проверки гипотезы требуют вменяемый MVP. А на вменяемый MVP нужно потратить 2-3 месяца.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Syabro

А можно пример? Мне было бы полезно с точки зрения разработчики и продакта посмотреть на такой и подумать как где можно сделать быстрее.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Да практически любой продукт, в котором онлайн-часть сложнее лендинга, есть персонал (например, курьеры) и офлайн-часть (например, кухня).

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита

делаем лендос о такой услуге, запускаем рекламу. Смотрим на стоимость лида, считаем экономику и общаемся с потенциальными клиентами. Вот и проверка идеи за 2 недели. Вносим коррективы или делаем пивот и повторяем. Далее ТЗ и в продакшен. 

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

БМ что ли наслушался? Кто будет с тобой общаться о несуществующем сервисе? Несуществующие клиенты? Даже если и будут, их ответы не будут стоить ничего, пока ты не получишь от них реальных денег. Это никак не проверка идеи и экономику таким способом не посчитаешь, если только говорить про стартап, а не продажу каких-нибудь спиннеров, тут да, все, как ты сказал. 

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита

Что такое БМ? 

Кто будет с тобой общаться о несуществующем сервисе?

Клиент не знает о том, существует ли сервис или нет. Да, не каждый ответит на вопросы, но если нагнать трафика, то можно получить десяток других интервью. 

их ответы не будут стоить ничего

Т.е.  по вашему рисерч рынка вообще не имеет смысла делать, да? 
Я как понимаю вы никогда не делали интервью с клиентами, я прав? 

и экономику таким способом не посчитаешь

У вас есть более точный способ быстро проверить модель и потребности клиента? Поделитесь, интересно. 

если только говорить про стартап

А чем стартап отличается от продажи спинеров? 

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad
 Что такое БМ?

Бизнес молодость

 Клиент не знает о том, существует ли сервис или нет. 

Как это - не знает, существует или нет?
Если он не знает, что сервис не существует, значит это не лендинг, а имитация сервиса, с проработанными интерфейсами, и это явно не 2 недели.

 Да, не каждый ответит на вопросы, но если нагнать трафика, то можно получить десяток других интервью.

Десяток интервью - это в любом случае ни о чем, не говоря уже о том, что их ценность, без проведения оплаты, будет равна почти нулю.

 Т.е. по вашему рисерч рынка вообще не имеет смысла делать, да?

Да, для стартапа в исследовании рынка смысла немного, главное - прикинуть его объем и определить основных конкурентов. Другое дело - исследование ЦА. 

 Я как понимаю вы никогда не делали интервью с клиентами, я прав?

Нет, не прав. Работая в компании, занимавшей 20% российского рынка, провел множество клиентских интервью.

 У вас есть более точный способ быстро проверить модель и потребности клиента? Поделитесь, интересно.

Еще раз, вы таким образом ничего не проверите. Проверите, когда клиент заплатит вам деньги, и при этом сойдется экономика. И это точно не про 2 недели.

 А чем стартап отличается от продажи спинеров?

Стартап - это про новые бизнес-модели и сильные конкурентные преимущества. Теоретически, и продажа спиннеров может быть стартапом, но это не должно быть тупым лендингом.

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита
что их ценность, без проведения оплаты, будет равна почти нулю.

Давайте переформулируем. Вы делали интервью, ценность которых была для вас равна нулю. Или вы считаете, что такие интервью имеют ценность равную нулю. 

Другое дело - исследование ЦА

А по вашему как происходит исследование, кроме как, грубо говоря, личным общением? 

. Работая в компании, занимавшей 20% российского рынка

Я говорю про собственный бизнес, а не работа на найм. 

Стартап - это про новые бизнес-модели и сильные конкурентные преимущества.

Т.е.  по вашему обычному бизнесу не нужны сильные конкурентные преимущества и новые бизнес модели? Или любой бизнес с сильным преимуществом становится стартапом? 
Так то если уж говорите о значении слова, то ссылайтесь хотя бы Стива Бланка или иных забугорных акул.  Стартап - это этап бизнеса, при котором бизнес модель еще не найдена или не сформулирована до конца. 

Как это - не знает, существует или нет?

Слушайте, ну это настолько лежит на поверхности, что мне как-то даже стыдно это говорить. Как бы для каждого сервиса существует регистрация. Дальше идею раскрутите сами? 

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad
 Давайте переформулируем. Вы делали интервью, ценность которых была для вас равна нулю. Или вы считаете, что такие интервью имеют ценность равную нулю.

Вы либо не понимаете написанного, либо не умеете переформулировать.

 А по вашему как происходит исследование, кроме как, грубо говоря, личным общением?

Исследование ЦА - это прежде всего аналитическая работа, основанная на построении гипотез и их проверке, и личное общение - лишь один из способов этой проверки.

 Я говорю про собственный бизнес, а не работа на найм.

Ну это, "конечно", все меняет.

Т.е. по вашему обычному бизнесу не нужны сильные конкурентные преимущества и новые бизнес модели?

Как, ну как из моего ответа можно было сделать такой вывод??
 > Или любой бизнес с сильным преимуществом становится стартапом?
Этот вывод туда же, я вроде по-русски пишу и ничего подобного не писал, откуда вы это берете, зачем додумываете?

Так то если уж говорите о значении слова, то ссылайтесь хотя бы Стива Бланка или иных забугорных акул. Стартап - это этап бизнеса, при котором бизнес модель еще не найдена или не сформулирована до конца. 

Самое тупое, что можно делать - это ссылаться не неких "акул".
Если вы сами не можете сформулировать то, о чем говорите, значит, вы не понимаете, о чем говорите, но пользуясь вашей же логикой - у продажи спиннеров бизнес-модель не найдена или не сформулирована не до конца? Или что вам было непонятно с различиями?

 Слушайте, ну это настолько лежит на поверхности, что мне как-то даже стыдно это говорить. Как бы для каждого сервиса существует регистрация. Дальше идею раскрутите сами?

Не, я не могу, продолжите пожалуйста свою мысль.

Ответить
Развернуть ветку
141 комментарий
Раскрывать всегда