{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

«Мы всегда любили говорить на повышенных тонах»: как пандемия повлияла на микроклимат в компаниях

Пять предпринимателей из разных отраслей рассказали команде «Другого Агентства», как удалёнка повлияла на микроклимат в их компаниях.

Многие российские компаний были вынуждены перейти на удаленку в связи с пандемией коронавируса — такой формат работы вызвал недовольство у большинства россиян. Экстренный перевод всех процессов в онлайн вскрыл целый ряд неочевидных проблем, которые могли привести к конфликтам в коллективе.

Иван Шкиря
CEO и основатель Callibri

Мы из Екатеринбурга — на момент введения нерабочих рабочих у нас было ноль заразившихся в день. Но нерабочие дни пришли и стало ясно, что рассчитывать на чье-то мудрое решение — бессмысленно. Надо включать свою голову и выключить оптимизм. Хорошего ничего в этом году не будет. Весь офис на удаленку мы переводить не стали. Мы организовали техническую возможность: подготовили софт для работы с домашних айпишников, подкрутили безопасность, оплатили такси, установили всем TimeDoctor (софт для контроля работы персонала) и предложили сотрудникам самим решить готовы ли они работать из дома. Но я четко объяснил, что дома надо будет именно работать, а не гуглить «десять сериалов для изоляции». Рискнули несколько бойцов из отделов маркетинга и разработки - человек 10. Остальные 40 продолжили работать из офиса.

Кризис сплотил коллектив. Я считаю потому, что я дал команде четкое понимание, что происходит, что может произойти и как мы к этому готовимся. Я обозначил команде, что в любом раскладе наш рынок — аналитика рекламы — останется. Наш ценовой сегмент (дешево и сердито) останется, поэтому выживем ли мы — зависит только от нас. Команда поняла, что будет жестко и кто до этого ныл, сомневался и был под вопросом — сбежали. Остальных я заверил, что доходы сотрудников урезаться не будут. Мы лучше уволим бесполезных сотрудников, но сохраним доход эффективных. После этого воцарилась спокойствие и удивительная трудовая эффективность. Людям хорошо, когда есть понимание куда идешь, зачем и почему. В нашей стране — это редкая история, особенно сейчас.

В начале апреля нам с руководителями пришлось синхронизироваться по звонку чуть ли не каждый день. Как только ситуация нормализовалась мы перешли в обычный режим «коммуникаций по необходимости» через slack. У нас в компании как не было ни одного обязательного совещания, так и нет.

В итоге конфликты и «пандемические» истерики обошли нас стороной — у нас есть видение и четкий план как это видение конвертировать в бабки, значит можно усердно работать дальше.

Таня Коэн
главный редактор и со-основатель журнала «НОЖ»

Рабочих конфликтов у нас практически не бывает, потому что драться не за что: существуют общие критерии качества, у каждого есть свой четко обозначенный кусок работы и нет внутренней конкуренции. Кто-то из нас медленный и все делает по ночам, кто-то быстрый и активен утром, но каждый знает свой дедлайн и соблюдает его, чтобы не подвести коллег. На случай экстренных ситуаций (например, в первые дни пандемии один из наших редакторов оказался без жилья в чужой стране с закрытыми границами) существует запас текстов. Еще мы выстраивали все так, чтобы функции дублировались и у каждого был как минимум один коллега, который умеет то же самое и может подменить во время отпуска или болезни.На карантине многие сотрудники стали тревожнее, но до того, чтобы срываться друг на друге, не доходит. Также из-за того, что инфоповодов на карантине стало меньше, больше сил тратится на поиск новостей и идей для статей, это тоже дает некоторый стресс.

Целенаправленной организации психологической помощи у нас нет, но тем, кому нужно, мы советуем психологов, которые уже помогли кому-то из коллег или их знакомых. Помимо этого, как мне кажется, важно не прессинговать людей из-за результатов — даже если кто-то что-то не доделал или забыл, об этом ему говорим мягко и даем понять, что он все равно ценен и мы его любим. Люди, которые умеют давать результаты вообще, важнее результата одного дня.

Елена Богатырева
CEO и основатель ДамПродам

Мы всегда любили говорить на повышенных тонах, когда обсуждали тактические решения бизнеса, успешно продолжаем делать это и на удаленке. Идейные баталии, горячие споры и столкновение интересов — все это говорит о том, что вас окружают специалисты с собственной позицией. В корпоративных компаниях такая коммуникация между сотрудниками считается часто неприемлемой. Мы же считаем, что главное иметь свободу самовыражения, даже если она громкая. В споре рождается истина.

Сегодня многие заявляют в соцсетях о том, что пандемия, плохие новости и отсутствие ежедневного контакта с коллегами влияют деструктивно на климат в коллективе. У кого-то паника одиночества, отсутствие мотивации, или отвлекаются членами семьи. Я считают эту проблему надуманной. Не ситуация меняет человека, а человек смотрит на ситуацию и принимает решения.

Егор Гурьев
CEO и основатель PlayKey

На удаленку мы переходили достаточно долго, и не скажу, что безболезненно. Исторически так сложилось, что 85% команды работает в офисе, а практика удаленной работы применялась крайне редко. Но все же перестраивать процессы кардинально не потребовалось — мы оказались готовы к удаленной работе и в плане инфраструктуры, и в плане коммуникаций.

К такому формату работы все привыкли буквально за месяц: чтобы этот процесс прошел мягче, мы разрешили сотрудникам взять из офиса все необходимое для обустройства рабочего места дома — некоторые вывозили принтеры и даже стулья. Лишь бы было комфортно.

Конфликты, конечно же, случаются. Тому есть три основных причины:

  • Снижение эффективности работы. В этом случае мы созваниваемся с сотрудником, выясняем, что повлияло на его эффективность, составляем PIP (personal improvement plan) и устанавливаем точки контроля: каждый день или неделю. Такой сотрудник начинает чаще общаться с руководителем. Зачастую эффективность возвращается.
  • Отсутствие оперативных коммуникаций. Это постоянная проблема мессенджеров и других электронных коммуникаций. Чаще всего решается переходом на звонки по телефону, когда нужно получить обратную связь в сжатые сроки. Но все равно, оперативность решения вопросов снизилась в разы. Отчасти проблема решилась увеличением количества ежедневных/еженедельных созвонов.
  • Разный рабочий график. Это связано с биоритмами каждого человека в отдельности. Для кого-то это подъем в 12:00 и работа до позднего вечера, для кого то — ранний подъем и отдых после 18:00. В большинстве случаев это не критично, тк мы работаем на результат, в не на время. Но если от этого страдают командные результаты - собираемся все вместе и договариваемся о четких часах, когда каждый должен быть на связи.

Ну и конечно, всем не хватает личного общения с коллегами, поэтому мы стали чаще организовывать различные воркшопы, пятничные созвоны для общения за бокалом вина и играем в Мозгобойню. Пытаемся найти разные способы пообщаться вне работы.

Дмитрий Крутов
CEO и совладелец Skillbox

Мы онлайн-университет, поэтому многие отделы у нас всегда работали удаленно: поддержка студентов, проверяющие преподаватели, наставники, некоторые команды маркетинга и дизайна. Самым большим вызовом стал перевод в онлайн формат всех съемок курсов без потери в качестве. Когда было принято решение о переходе на удаленный формат, мы одним днем развезли все необходимое оборудование по сотрудникам, закупили петлички для спикеров и придумали процесс, при котором даже из дома получается качественный контент. За период самоизоляции мы запустили 90 курсов — это даже больше, чем было изначально в плане.

У всей команды есть ощущение, что работы на удаленке стало больше. Сильно выросла нагрузка на проверяющих преподавателей. Студенты посмотрели более 1 млн уроков и сдали на проверку более 200 000 работ и нашим преподавателям удалось сохранить скорость проверки домашних заданий и качество обратной связи. Без большого количества внутренней коммуникации это было бы невозможно.

Кроме того, встречи стали проходить насыщеннее, больше нет «разминочных» разговоров о погоде — все сразу переходят к делу. Из-за этого многим кажется, что и конфликтов стало больше, потому что разговор каждый раз предметнее. В этом случае, конечно, руководителю важно научиться правильно выстраивать коммуникацию с командой. Старые авторитарно-директивные стили руководства перестают работать. Нужно демонстрировать больше открытости, уважения к команде и постоянно давать обратную связь. За последние два с половиной месяца мы увидели, что многие команды не только не потеряли в эффективности, а наоборот — показали более высокие результаты. И это хороший повод хвалить ребят. Положительная обратная связь становится такой же важной, как и конструктивная критика. Без этого никуда.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
danil nik

" установили всем TimeDoctor (софт для контроля работы персонала) и предложили сотрудникам самим решить готовы ли они работать из дома. Но я четко объяснил, что дома надо будет именно работать, а не гуглить «десять сериалов для изоляции». Рискнули несколько бойцов из отделов маркетинга и разработки - человек 10. Остальные 40 продолжили работать из офиса."

А в офисе у вас погонщик с хлыстом ходит вдоль столов, чтоб не гуглили не дай б-г? Или в офисе можно не работать? Ох уж этот провинциальный колорит взаимоотношений с работниками, ну, хозяин барин, "четко пояснил". Сочувствую сотрудникам, что приходится "рисковать")

Ответить
Развернуть ветку
Аарон Малис
Мы всегда любили говорить на повышенных тонах

Вы что, охуели там все?! Я вам покажу! Расслабились, твари, на удаленке. Так, парни отключаются от трансляции, а всех девушек попрошу в отдельную беседу, снимайте лифчики.

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Ешевский

Мы всегда любили говорить на повышенных тонах - яснопонятно. Если без повышенных тонов никак, то, вероятно, это говорит о том, что личности не очень зрелые у вас в компании.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Загитов

У нас в компании во время карантина, например, стерлась грань начальник/подчиненный, что круто. Но вот из минусов – работы на удаленке гораздо больше стало по ощущениям

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

просто стало сложнее тянуть день до вечера или едлать вид, что работаеш, по крайней мереу  тех знакомых, кто на удаленке, а мне удаленка не светит(

Ответить
Развернуть ветку
Wera Ferat

К сожалению нужно готовится к осеннему сезону и не понятно, что будет с вирусом... Многие компании весной понесли убытки, а, если и осень с зимой зацепит, то оптимизма это не прибавляет...

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда