{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

5 проблем менеджеров IT-проектов, и как их решить

Если ты только недавно присоединился к отряду управляющих IT-проектами, то наверняка уже столкнулся с непонятными вопросами или моментами, которые «взорвали» мозг.

В этой статье я расскажу о 5 ситуациях, в которых может оказаться каждый менеджер проектов, и их возможных решениях. Надеюсь, в час «Х» они помогут тебе взять всё под контроль.

Сразу отмечу, что это субъективное мнение, сформированное за несколько лет работы на этой должности. Ситуации бывают разные и с множеством решений. Приведу лишь некоторые из них.

Статья больше рассчитана на начинающих менеджеров проектов, которые только знакомятся со сферой управления.

1. Нет времени объяснять — делаем

Самое любимое — отдать правки клиента исполнителю, не разобравшись в них. Он же точно знает, о чём речь. Идеальный план, только на следующее утро ты уже пишешь: «Дим, привет! Тёма заболел. Перехвати задачу». И тут надо бы объяснить, что нужно сделать, но мы помним, что это одному клиенту известно. А тот на встрече и освободится только вечером. Приходится либо разбираться самому, но уже без посторонней помощи, либо ждать заказчика.

Вывод: постарайся хотя бы по минимуму вникнуть в каждую поступающую задачу. А лучше все непонятные вопросы сразу задай исполнителю.

2. ASAP или «нужно ещё вчера»

«Нам нужно ASAP» – фраза, вызывающая негодование и панику одновременно. Особенно когда из таких «горящих» задач уже выстроилась отдельная очередь. Кстати, зачастую оказывается, что задача не так уж и срочно нужна, и комментарии по ней появятся где-то через месяц. Однако цель есть – надо приступать. Надевай геройскую маску и начни с пункта 1 – изучение задачи.

Если клиент даёт уже минимум 2-е срочное задание, можно поступить следующим образом:

1. Изучи новую задачу и при необходимости задай дополнительные вопросы;

2. Узнай точные день и время сдачи проекта;

3. Согласуй с клиентом новый приоритет задач;

4. Предупреди, что остальные задачи сдвинутся по срокам. Как правило, клиент уже готов принести их в жертву;

5. Опиши задачу и отдай её в работу. Спокойно объясни ситуацию исполнителю и назови срок. При постановке задания учти время, которое уйдёт на проверку.

Если понимаешь, что задача не будет вовремя выполнена, предупреди клиента заранее.

Вывод: не переживай, если поступает нежеланная задача. Как правило, они всегда не вовремя. Главное — уточни непонятные моменты и согласуй приоритеты. Держи клиента в курсе дел, а после сдачи проекта в срок поблагодари исполнителя за оперативную работу.

3. Война миров. Убеди меня, если сможешь

Иногда мнения заказчика и исполнителя расходятся как в море корабли. Например, клиент требует сделать иконку красной, а дизайнер настаивает на синей. Решать этот конфликт тебе. С одной стороны, клиент всегда прав, а с другой — не обязательно. Узнай, почему он настаивает именно на этой правке. Если это из разряда «я так хочу», то предложи альтернативу, если вариант клиента не очень удачный. А может оказаться, что условная красная иконка — часть фирменного стиля компании. В таком случае придётся согласиться и красиво вписать её в макет.

Вывод: каждое решение должно иметь обоснование как с твоей, так и с клиентской стороны. Если правка клиента выбивается из общей концепции, то объясни свою точку зрения или предложи равнозначный вариант.

4. Нормально же общались...

У вас с клиентом замечательные дружеские отношения, вы обсуждаете истории из жизни и поздравляете друг друга с праздниками. А вот по дедлайну полного завершения проекта вы пролетели, с оговоркой, что твой новый «товарищ» пару недель не давал комментарии по выполненной работе. Клиент обвиняет тебя, тон разговора меняется. Начинаются разборки, каждый тычет друг другу в нос договором, что-то доказывает и уходит с испорченным настроением. В итоге и поздравлять больше некого, и лишний раз по рабочим вопросам звонить не хочется.

Вывод: заказчик дружелюбен, пока нет проблем. Твоя задача — вовремя среагировать, когда окажется, что клиент ради своего спасения обвинит тебя во всех мировых проблемах. Если понимаешь, что ошибка допущена с твоей стороны, признай это. В остальном, во избежание подобного «предательства», оставайся вежливым, но соблюдай дистанцию.

5. Менеджер всему вина

Во всём виноват менеджер. И такое периодически можно услышать. На самом деле, ты не обязан знать о каждом сдвинутом пикселе или моментально называть причину появления бага на сайте и способ его устранения. Да, важно владеть информацией, знать о ключевых моментах презентуемых решений. Но основная задача менеджера – управленческая. Так что если тебя сделали "крайним", то перед тем, как принять это близко к сердцу и весь вечер грустно смотреть в окно, подумай, так ли оно на самом деле.

Вывод: не верь тем, у кого виноват только менеджер проекта. Оцени ситуацию со стороны и подумай, обосновано недовольство или нет. Если да, то постарайся не допускать подобной ошибки в дальнейшем. Если нет, то работай спокойно и не принимай всерьёз всё, что говорят окружающие.

Быть менеджером проектов – безусловно, ответственная работа. Обычно если хвалят, то исполнителя, а если ругают, то менеджера. Зато благодаря ей ты постоянно узнаёшь новое из разных областей, общаешься с интересным людьми и являешься повелителем пускай не мира, но зато целого проекта, а то и нескольких. На этом всё. Надеюсь, эта информация будет хоть немного полезна. Главное помни, что все допускают ошибки, они поправимы и со временем обязательно всё получится))

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Голубева
Автор

Изначально хотела описать около 11 проблем, потом решила сократить)
С Димой это просто пример, но если рассматривать как проблему, то её решение зависит от кол-ва человек, которым можно передать задание, их загруженности и сложности новой задачи. А если Дима единственный, кому можно отдать её, то уже действовать по ситуации. Как минимум, поменять ему приоритеты на день. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Ponomarev

Составляете ТЗ, чтобы в нем не было пробелов. Согласовываете сначала с исполнителями, затем с заказчиком. Обговариваете сроки с исполнителями и заказчиком. Составляете договор, к нему прикрепляете ТЗ. Если в процессе работы возникают доработки, составляете приложение к договору + ТЗ на доработки.
И все, нет проблем, которые вы описали. А как вы описываете, что клиент хороший знакомый, он платит вам деньги, а четкого ТЗ нет, это уже не клиент виноват, а лично вы.

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

А как же "working software over comprehensive documentation" и
"responding to change over following a plan"?

Ответить
Развернуть ветку
Артур Саитов

не соглашусь, заказчик может быть внутренним и тогда все советы как раз работают

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Голубева
Автор

Если вы работаете с клиентом на постоянной основе (например, занимаетесь продуктовым дизайном), то договор и приложение не всегда составляются на каждую новую задачу. Клиент просто даёт задание и, например, пишет в slack с просьбой сдвинуть другие и поставить новую в приоритет. Там уже и нужно детали уточнять. Во всяком случае, был и такой опыт.

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

"Заказчик дружелюбен, пока нет проблем". Исполнитель тоже.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Голубева
Автор

Согласна) 

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда