{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как я пытался скопировать чужую ERP-систему и попал на 7 млн рублей

В современном российском ИТ-бизнесе очень часто происходит вот как: заказчик по каким-то причинам не хочет покупать то или иное существующее решение. Оно ему подходит, оно ему нужно, но покупать его он не хочет. «Давайте сами сделаем то же самое, ведь тут все элементарно!» — осеняет эффективного менеджера, и он бежит к знакомым разработчикам.

Одним из таких разработчиков оказался я. И сейчас я расскажу, почему стоит очень настороженно относиться к таким заказам, даже если дело пахнет быстрыми и легкими деньгами.

Почему я вдруг про это вспомнил? Да потому, что недавно посмотрел «Разведопрос» у Гоблина с Александром Кузьминым из «Русхолтс». Потом почитал комменты под этим роликом, где коллеги-айтишники соревнуются в остроумии: мол, да что там делать-то, да мы за 5 рублей еще круче сделаем…

Как вы, наверное, уже догадались, примерно год назад, в один прекрасный день заказчик пришел ко мне с заданием скопировать кузьминскую систему управления кофейным бизнесом BMS. Вот как это было.

Вообще я занимаюсь небольшими заказами для m2m-коммуникаций. На одном хакатоне, который устраивала крупная нефтяная компания, я подружился с их айтишниками. Ну вы знаете этих нефтяных айтишников: в основном туда попадают по блату дети ответственных работников, которые по мнению родителей, интересуются компьютерами.

ИТ-шным сленгом эти детки владеют в совершенстве, а по сути — обычные мажоры, которым доверено рулить инновациями, модернизациями и цифровыми трансформациями. Сначала моя компания делала им небольшие проекты по телеметрии холодильников на заправках — все было успешно и хорошо. А кофезоны работали как раз на этой BMS coffee control Кузьмина.

И вот ребята решили его, скажем так, подвинуть — или, говоря проще, выкинуть. Мол, зачем мы платим ему за сервис, если можно один раз написать такой же собственный софт и пусть он работает. Ну и, конечно, попилить чуток бюджета на разработке. Схема простая: по документам софт должен быть разработан силами их ИТ-департамента, ну а мы будем в роли «литературных негров», но за это нам хорошо заплатят.

В общем и целом на выходе получалось 28 млн рублей, а сделать-то нужно было простой m2m-мониторинг, по крайней мере на словах. Я человек не гордый: если мне дают хорошие деньги, я за копирайтом не гонюсь. Пусть хоть лично своего гендиректора в авторы запишут, мне не жалко. В общем, согласился.

Давайте, говорю — что копировать-то? Оказалось, что никто не знает. Никакого техзадания или хотя бы документации: одно устное народное творчество. Мол, система генерирует какие-то отчеты и делает какую-то аналитику, как именно — мы не в курсе, оно в чужом облаке, у нас на АЗС только две тысячи с лишним этих кофемашин стоят и продают десятки миллионов чашек кофе в год.

Вот с них надо данные собирать и клепать отчеты, тыжпрограммист, разберись!

Но да, яжпрограммист, поэтому не могу собирать непонятно какие данные неизвестно откуда и генерить из них отчеты черт знает о чем. Долго прошу описание функциональности, в итоге…

Помните этот мемный ролик про ржущего испанца, да? В итоге мне присылают глянцевый журнал «Современная АЗС». Там интервью с каким-то пацаном и девчонкой под заголовком «Повелители счетчиков». И все! Я даже нагуглил сейчас эту статью — вот это мне прислали в качестве ТЗ!

Мол, вот там Raspberry, блокчейн и 400 параметров контроля, круто же! Вообще нормальному человеку было бы достаточно такого «звоночка», но 28 млн рублей… Каюсь, жадный.

В итоге какое-то подобие ТЗ с грехом пополам утвердить удалось — правда, писали мы его сами себе. Нанимаю несколько кодеров на Java, C++, Python, трачу 3 млн на зарплату, выдаю бета-версию. Готово, можно тестить.

Мне выплачивают 12% обещанных денег и говорят: мы тут подумали, функциональность требует расширения. Какого расширения? Опять долго и мучительно слушаю какую-то муть про то, что нужно генерировать какие-то отчеты на основе каких-то данных, опять со скрипом из всего этого сам себе пишу ТЗ, утверждаем, получаем еще 7% денег, работаем.

Немного технических подробностей. В этих кофеавтоматах, да и вообще во многих вендинговых аппаратах, используется MDB-шина, через которую завод рекомендует подключать терминалы оплаты. У нас в принципе получается выкачивать через MDB кое-какие данные и отправлять их на сервер, что и требуется по ТЗ.

Но на очередной презентации в офисе заказчика какой-то большой начальник заявляет: «Стоп, так это же не то, что нам нужно. Нам требуется управлять настройками всех кофемашин, удаленно менять рецепты и кастомизировать их в зависимости от желаний покупателя». WTF???? Я собираюсь встать и сказать: «Господа, этого вообще-то нет и никогда не было в ТЗ. Вам нужно было собирать данные и отправлять их на сервер — вот, собственно, мы это сделали».

Но мои друзья из ИТ-департамента так на меня смотрят, что становится понятно: «Сиди тихо, прорвемся, ещё денег дадим». Вообще-то, по моим наблюдениям, высокие начальники в нефтянке — люди весьма грамотные и вменяемые, но между ними и реальным миром существует многочисленная прослойка блатных балбесов, которые все портят. В моем случае это были балбесы-недоайтишники, и я уверен, что не одинок в своих злоключениях.

Вновь дают небольшой аванс, но у нас принципиально новое ТЗ и немеренно работы. Кодерам мне уже приходится платить из своих кровных, плюс начинаются технические проблемы. По MDB сделать то, что хочет заказчик, нельзя. Нужно лезть напрямую в «мозги» кофеавтомата, и первая попытка взлома приводит к окирпичиванию платы управления стоимостью €2500. Хорошо, меняем плату, эмулируем сервисный компьютер — тоже не хорошо, еще €2500 на металлолом.

А со стороны заказчика тем временем в проект сует нос все больше и больше эффективных менеджеров. Такое ощущение, что мы разворошили муравейник и каждому теперь хочется вставить свои пять копеек: коммерсантам, эксплуатационщикам и даже, мать их, маркетологам нужно обязательно добавить вот эту вот небольшую фичу.

Мне запомнился один уже немолодой крендель, который каждый раз начинал со слов: «Я 12 лет занимался магазинами и кафе "Лукойла" на Балканах, поэтому считаю, что…» и дальше нес любую пургу на тему функциональности телеметрии, в которой он ничего не смыслил.

В итоге мое ТЗ в части функциональности разрастается с 15 до 97 (девяносто семи!) пунктов. Конечно, бюджет при этом тот же, но для меня он все равно огромный. Хотя я уже понимаю, что легких денег не получится и вообще дело пахнет керосином — заказчики сами не знают, чего хотят, и теперь дополнительные фичи будут подкидывать постоянно, а сдать проект мы не факт что сдадим.

Я решаюсь на хитрость: звоню в «Русхолтс», представляюсь перспективным заказчиком и напрашиваюсь в офис на экскурсию. А надо сказать, что Кузьмин очень тщеславен и поэтому сам с гордостью 4 часа меня везде водит, все показывает и рассказывает.

И тут я понимаю, что это просто фиаско, братан. Не зря говорят: «Без внятного ТЗ результат ХЗ». Мои нефтяные айтишники вообще не поняли, что хотят скопировать, и поэтому все эти месяцы мы копировали совершенно не то!

Оказалось, что фишка BMS вовсе не в том, чтобы собрать данные с кофемашин и отправить их куда-то. И даже не в том, чтобы взять данные с сервера и залить их в кофемашину! А все дело в прикрученных к собираемой бигдате алгоритмах аналитики и интеграции с ERP и CRM, в которых потом автоматически раздаются задачи — кому куда ехать, что где чинить и как настраивать.

И это вообще не мой профиль, я m2m-щик, а не специалист по ERP-системам! По сути, я оказался в положении конструктора, взявшегося создавать межгалактический корабль по трейлеру к «Звездным войнам». А еще я узнал про подводный камень, о котором заказчики мне не сказали: программный модуль взаимодействия с кофеаппаратами – заводская разработка и охраняется авторскими правами завода, а Кузьмин лишь вендор, который продает все это в России.

Но обратного пути нет, и денег потрачено больше, чем получено: нужно как-то вытаскивать оставшиеся. Что делать? Выход только один: раз вы мне выкатили какую-то ерунду вместо ТЗ, я вам сделаю так, чтобы выполнялись все требования вашего же ТЗ, получу деньги и до свидания. То, что этот софт не будет решать ваших задач — не мои проблемы, вы сами себе злобные Буратины и поймете это только на этапе внедрения, хе-хе.

Для этого нужно всего ничего: победить-таки эти мозги кофеавтоматов. Еще два блока управления пали смертью храбрых, а вот пятый все же начал исполнять мои команды. Победа! Но это не точно. Чтобы не нести убытки за четыре окирпиченные кофемашины, мои заказчики додумались отправить их в сервисную компанию по гарантии.

Те отправили платы управления на завод в Германию, а оттуда пришел ответ: мол, дорогие русские друзья, блоки вышли из строя при попытке установки несанкционированного софта, это негарантийный случай.

Сервисная компания подняла шум: мол, простите, а за чей счет весь этот банкет? €10 000, на минуточку. И тут наступила развязка — кто-то из компании-заказчика написал на завод требование раскрыть коды доступа к мозгам кофемашин, а оттуда пришел ответ: «Уважаемые партнеры, если вы хотите управлять экранами производимых нами кофемашин не через одобренный производителем bms coffee control, удаляйте с оборудования все логотипы завода, т.к. иной софт не гарантирует соблюдения регламентов безопасности. Не выполните требование снять логотипы — завод обратится в суд».

В итоге крайним сделали угадайте, кого? Правильно, меня. Айтишникам из нефтяной компании начальство тоже устроило публичную порку, после чего они меня заблокировали во всех соцсетях и мессенджерах. Но денег мне больше не заплатили ни копейки и внесли в черный список ненадежных контрагентов. В итоге проект принес мне 7 млн рублей чистого убытка и хороший урок: никогда не работать с мудаками и не браться за работу без экспертизы ТЗ.

P. S. Не пытайтесь в комментариях выведать или угадать мое настоящее имя, название моей компании или, тем более, компании-заказчика. Тут бы и Кузьмин не упоминался, не будь я уверен, что для него такая история дело обычное и ему на это глубоко фиолетово.

0
409 комментариев
Написать комментарий...
Александр Иванов

Какая милая нативочка, в которой через абзац выдуманный автор целует в жопу заказанную ему жертву промшпионажа. От самопохвалы, впрочем, не удержаться :)

У нас на АЗС только две тысячи с лишним этих кофемашин стоят и продают десятки миллионов чашек кофе в год.

Единственное что вымораживает - понятно, что вас периодически переезжают другие вендоры, но здесь сквозит

по сути — обычные мажоры, которым доверено рулить инновациями

такая детская обида, право..

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

слишком тонко. попробуйте найти автора, который за три копейки сочинит историю, которую смогут понять только те кто там был

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

Не, отчего же, максимально популяризировано для массового потребителя, заботливо проставлены ссылки, указаны все традиционные пугалки официалов (стоимость плат, отказы в гарантиях), итд.

Я допускаю, что история имела место быть в каком-то виде, но статья написана Русхольцем.

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

и потом вся эта фальшивая суета их представителей в комментах?? слишком тонко. уязвлённое самолюбие и желание излить душу окружающим выглядит более реалистично

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов
и потом вся эта фальшивая суета их представителей в комментах??

Не стреляйте в пианиста, он играет как умеет..

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

да в том-то и дело, что это СЛИШКОМ тонко. никто так тонко нативочку не делает

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Солозобов

Если это нативочка, то это высший пилотаж и автор суперпрофи.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Белик

Последите с кем работает АМР. Или вы думаете, что интервью Пучкову случайно? Одно из продвигаемых метрик - контакты Кузьмина. И они вдруг всплывают в комментариях... Повторюсь, действительно молодцы, круто сделано.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Солозобов

Тогда все логично.
Что лучше для PR? Отсутствие новостей и засвеченности или новости с негативом. Логичный выбор второй вариант.
Негатив в последствии можно вытеснить, зато известность останется.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Белик

Часть комментаторов под этой статьей в принципе боты для выведения в топ.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Дадыко

Может, статья и заказная, но как человек, знающий ситуацию изнутри, я очень сильно удивлен такой публикацией. Александр Кузьмин давно отошел от российских дел, живёт то ли в Канаде, то ли в штатах, сотрудничает с тамошними заправками, внедряя у них лучшие кофейные практики. Замена Thermoplan на Schaerer по всем 12 000 заправок Circkle K не обошлась без его участия. Спрашивается, на кой ему париться за жалкие 2000 кофемашин в России, если есть чем заняться на нормальном рынке?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

Знающий изнутри что? Как российская кофесервисная компания может продать и обеспечить сервис на 12000 американских заправок?

Федеральные АЗС - база бизнеса Русхольц, инфраструктуры думаю 2/3 работает на это направление. Убери их - останется вендинг средней руки.

Ответить
Развернуть ветку
Смарт Эн

Справедливости ради, русхолтс никогда не был кофесервисной компанией, они начинали, как дистр автохимии, а кофемашины и кофе появились у них только после 2010 года и то, как у филиала эстонского Примулатора. Они и сейчас не кофейная компания, а простой мультибрендовый дистрибутор, причем с весьма ограниченными возможностями по работе с пищевыми продуктами. Вы путаете русхолтс с другими компаниями Кузьмина, у которых могут быть похожие названия и у которых кофейные дела действительно занимают 90% деятельности и более. Но это не русхолтс! Многие из них находятся за пределами РФ и принадлежат Кузьмину только де-факто. Я проработал с этим человеком 16 лет и знаю, что говорю.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

Это я знаю.

Ну, мы тут обсуждаем его кофейные ипостаси, о которых они сами любят поговорить.

 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Клебанских

Вы определитесь где Вы работаете -в ГПН или РХ , то так пишите ,то так . Как будто не думаете ,что можно читать комменты пользователя .

Ответить
Развернуть ветку
Смарт Эн

Я никогда не работал в РХ - это ваши фантазии. С Кузьминым, да работал с 1996 по 2012 год, но не в коммерции, а совсем в другой области. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Калинин

топорновато... 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Белик

Почему только заправки? А как же ритейл? Российский ритейл не настолько мал, да и с проходимостью там все в порядке.

Ответить
Развернуть ветку
Смарт Эн

В ритейле действуют другие юрлица, как и в сетях АЗС действует не один русхолтс.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Белик

Это да, но не этом случае. Новые пятерочки уже закупились.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

Но принесёт ли им это счастье?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Белик

Ну Михаил, например, доволен фотографией Мерседеса. Скорее всего и пятерочки отобьются, но может и нет.

Ответить
Развернуть ветку
Смарт Эн

Жуть какая))

Ответить
Развернуть ветку
Илья Нижнев

Вот если бы ты не сказал про Кузьмина и русхольц, то никто бы и не обратил не это внимания. Толсто работаете, товарищи пиарщики из РХ)))

Ответить
Развернуть ветку
406 комментариев
Раскрывать всегда