Почему сотрудники переезжают из Питера в область? 5 правил экологичной атмосферы в веб-студии

Привет! Я Юрий, руководитель веб-студии Unika. Уже 8 лет мы работаем в Гатчине (40 километров от Санкт-Петербурга). За последний год в нашей команде пополнение из трёх человек. Все они жили в Питере, но потом решили переехать в область, чтобы работать с нами.

Юрий Потехин

Раньше мы искали сотрудников только из местных, думая что не сможем составить конкуренцию вакансиям «большого города». Но оказалось, что решает не локация, близость офиса к метро и даже не зарплата.

Что на самом деле нужно людям?

Руководитель из-за текучки не всегда замечает преимущества своей компании. Хотя они могут стать решающими для сотрудников при выборе места работы.

Я поделюсь своими наблюдениями и кейсами о том, как достичь нужной атмосферы в коллективе. Если готовы дополнить или поспорить — с интересом жду комментариев.

1. Забота

Многие руководители считают, что забота заключается в том, чтобы отпустить заболевшего человека на больничный или не резать зарплату, если тот платит ипотеку. Это, конечно, тоже важно.

Но всё складывается из более неочевидных и мелких деталей. Сотрудники не всегда говорят о своих проблемах — в России так принято. Поэтому я просто спрашиваю сам.

Примеры проблем, о которых руководитель может даже не думать (а зря):

  • Получилось ли переехавшему сотруднику найти жилье;
  • Насколько оно далеко от офиса;
  • Удобно ли ему работать из дома, нет ли шумных соседей;
  • Есть ли компьютер, чтобы выполнять задачи удалённо;
  • Есть ли у него хороший смартфон с интернетом, чтоб оперативно отвечать в чатах.

Ещё я рекомендую интересоваться здоровьем. Например, если нужны лекарства — предложить выплату аванса раньше времени.

Когда у компании возникают проблемы — сотрудники отвечают такой же заботой. Я в этом убедился во время пандемии.

Однако с сотрудниками должна быть дистанция. У меня есть негативный кейс по этому поводу:

Один из программистов жил рядом, поэтому я иногда подвозил его домой. В итоге сформировалась дружеская коммуникация, которая начала влиять на работу, появились панибратские просьбы и ожидания особого отношения. Это, конечно, неприемлемо в коллективе.

Отсюда вывод: не нужно эмоционально сближаться с сотрудниками. Это может сыграть против вас. Старайтесь сохранять профессиональную дистанцию.

2. Понимание, что ты работаешь с хорошими и честными людьми

Из рассказов моих коллег я узнал, что бизнес в диджитал-сфере иногда построен на завуалированном обмане заказчика. Схемы разные, но по итогу сделанная работа не стоит своих денег.

К нам обращались клиенты после недобросовестных веб-студий: многое приходилось переделывать и успокаивать предпринимателей, возвращать веру в адекватность разработчиков.

Сотрудники любой компании всегда прекрасно понимают, что они делают: ерунду или честную работу. Если первое, то со временем формируется циничное отношение к жизни, людям, профессии. Подсознательно соискатели хотят избегать этого и тянутся к руководителю, который старается вести дела честно.

Простые правила, как сохранить репутацию в глазах сотрудников:

  • Доводить все проекты до конца. Не бросать дело на полпути, даже если оно становится невыгодным или ресурсозатратным;
  • Собирать честные отзывы, благодарности, обратную связь. Стараться выяснять у клиентов, всем ли они довольны. Разбирать недочёты вместе со всей командой;
  • Не пускать пыль в глаза ни коллегам, ни клиентам. Говорить по делу на понятном языке, не стараться показаться круче, чем есть;
  • Искренне заботиться о клиентах, помогать решать их проблемы;
  • Стремиться к экспертности в своей сфере;
  • Чётко исполнять свои обязательства перед партнерами.

Я состою во многих партнёрках: приводишь клиента — получаешь свой процент. Нас тоже часто советуют. Здесь важно соблюдать договорённости, делать выплаты вовремя и в полном размере. Об этом знают все менеджеры и сотрудники.

Есть антикейс по теме. Один из программистов уволился и начал предлагать услуги нашим клиентам напрямую. Как мы об этом узнали? Рассказал клиент, которому поступило «выгодное» предложение.

Всё благодаря доверительным и честным отношениям: человеку было ценнее продолжить работу с нами, чем сэкономить. Ну, а тот программист растерял остатки репутации и канул в Лету.

3. Спокойствие и взаимоуважение

Если постоянно шпынять сотрудников, требовать того, чего они делать не хотят или пока не умеют — вы столкнётесь с выгоранием.

Я всегда придерживаюсь политики спокойного решения любых вопросов, даже конфликтных. Поэтому ни с одним сотрудником, ни с одним заказчиком мы не разошлись врагами, нет никаких обид и атмосферы противостояния.

В дружелюбном коллективе работать попросту приятно и спокойно. И мне самому, и сотрудникам. Причём они чувствуют эту ауру буквально на первом собеседовании или даже при первом телефонном разговоре.

Дьявол в мелочах. Поэтому у меня и тут есть небольшой свод законов:

  • Не ругаться матом (никогда);
  • Не повышать голос и тем более не кричать;
  • Никогда не переходить на личности и не опускаться до оскорблений;
  • Стараться дружить не только с партнёрами, но и с конкурентами — не вижу причин конфликтовать с другими честными игроками на рынке;
  • Обращаться за советами и помогать другому, если возник вопрос;
  • Если появляется проблема — решать ситуацию совместно. Важно не искать козла отпущения;
  • Выслушивать идеи сотрудников и поддерживать инициативу. Спокойно объяснять, в чём могут быть недостатки и слабые места.

4. Честность и прозрачность в финансовых вопросах

Моя цель — создать эффективную систему, которая будет приносить удовольствие и прибыль каждому её элементу: начиная от аккаунт-менеджера, заканчивая самим заказчиком сайта.

Чем прозрачнее и честнее эта система — тем она долговечнее.

Вот несколько советов, как сделать это на практике:

  • Продумать систему мотивации. У программистов и менеджеров она не должна быть одинаковой;
  • Чётко обозначать KPI, планы продаж и размер премии, донести до сотрудников их суть, выслушать предложения и пожелания;
  • Все бонусы выплачивать по открытой формуле, без скрытых условий;
  • Помнить о том, что премии приносят больше пользы, чем могут принести штрафы;
  • Если сотрудник хорошо поработал, то он получит столько, на сколько рассчитывает;
  • Даже если человек уволился — соблюдать договорённости, несмотря на соблазн сэкономить.

Столкнулись с безответственным отношением к работе? Стоит рассказать сотруднику, к каким финансовым последствиям это приведёт. Если кратко: плохая работа = меньше денег для компании = меньше денег для него.

У нас есть такой кейс. Разгильдяя нужно вычислять как можно быстрее и объяснить риск. Если понял — это будет видно сразу же. Если нет — расставайтесь.

5. Инвестиции в сотрудников

Почти все наши ребята обучились с нуля под моим руководством. Я сознательно принимаю в команду новичков. Во-первых, их мозг не замусорен вредными установками. Во-вторых, когда человек чувствует, что в него вкладывают силы и время — он искренне хочет приносить пользу в ответ.

Конечно, есть риск, что человек уйдёт, получив нужный опыт. Это всегда возможно. Но в купе с предыдущими пунктами в этом нет смысла. Зачем уходить, если тебе хорошо?

Не бойтесь учить сотрудников с нуля. Чтобы не теряться, вот рекомендации:

  • Принимайте в команду людей, которые хотят учиться и развиваться, а не отсиживать рабочие часы за зарплату;
  • Отталкивайтесь от сильных сторон человека, старайтесь развивать их;
  • Поддерживайте, мотивируйте, давайте возможность расти. Например, предлагая задачи всё сложнее и сложнее, чтобы сотрудник развивался;
  • Не бойтесь нанимать сильных и харизматичных людей;
  • Обеспечьте поддержку новичкам со стороны руководителя и более опытных коллег;
  • Создавайте атмосферу здоровой конкуренции, где люди искренне хотят расти.

Когда человек видит сплочённую и сильную команду — он раскрывается с лучших сторон и начинает приносить пользу, которая многократно окупает ваши инвестиции.

Люди ищут не зарплату и не должность, а место, где будут проводить половину своего времени

В вакансиях мы рассказываем не про кулер и печеньки, а про наши принципы работы и отношения в команде. Это откликается в людях, они приходят на собеседования, хотят устроиться на стажировку.

Я заметил, что обращения стали более осознанными — люди понимают, куда идут, зачем и какую пользу могут дать. Если раньше на вакансию откликалось около 10-15 кандидатов из Гатчины, то теперь их больше 50, в том числе от людей из Питера.

Исходя из этого я делаю простой вывод: даже в большом городе есть дефицит компаний с такой атмосферой, как у нас.

Почему я решил поделиться своим опытом?

Я почувствовал, что наша веб-студия как бы повзрослела, преодолела пубертатный период, когда всё шло своим чередом и держалось на неписаных правилах.

Когда же я сам, как руководитель, осознал сильные стороны компании — наш уровень изменился, в том числе касательно проектов, с которыми работаем.

Желаю коллегам с диджитал-рынка того же. Буду рад, если поделитесь своим опытом в комментариях.

0
34 комментария
Написать комментарий...
Максим Гузеев

А я думал, что людям нужны деньги, нормальный рабочий график и интересная работа. А оказывается: забота, понимание и взаимное уважение... 

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Потехин
Автор

Не стоит противопоставлять одно другому. Понимание и уважение никак не мешают платить достойную зарплату и составлять нормальный график. 

Ответить
Развернуть ветку
C1ub ace

Работал года 3 назад, почти по такой технологии, атмосфера работы хорошая. Сейчас такое редкость.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Сазонов

согласен, до такой системы нам далеко, это единичные случаи 

Ответить
Развернуть ветку
Maksim Momonov

я так и не понял, почему люди из Питера переезжают в Гатчину...
а если жена работает в центре Питера и квартира там у нее, то со мной в Гатчину, потому что мне так ближе до работы ?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shirnen

Соглашусь. В названии статьи две совершенно разные темы:

Почему сотрудники переезжают из Питера в область?

Тема совершенно нераскрыта.

5 правил экологичной атмосферы в веб-студии

Гатчина повлияла на экологичность атмосферы? А почему находясь в Питере такое сделать не получилось?

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Потехин
Автор

Мы исторически находимся в Гатчине. У меня тут дом и семья. Здесь же живут все "старенькие" сотрудники. 

Раньше наши вакансии были неинтересны специалистам из Питера. Но теперь, когда мы научились видеть свои сильные стороны — ситуация изменилась. Людям настолько интересно работать с нами, что они готовы переехать поближе.

Вроде мысль прозрачна. Если что — задавайте ещё вопросы.

Ответить
Развернуть ветку
Daice Hawk

"Вкупе" слитно.
У меня такое было, с доверием и прочим, а потом раз - КОВИД19, фин. показатели упали по кварталу - менеджмент принял решение: сокращение, под которое попал.
Редкость, на самом деле.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Потехин
Автор

Ковид — "черный лебедь". Никто не был готов. Много кто из коллег по цеху пострадал и расстался с сотрудниками. Желаю вам найти новую работу с атмосферой не хуже, чем на прошлом месте.

За замечание спасибо. Редактор жестоко наказан :)

Ответить
Развернуть ветку
Сослан Сакшин

А почему фотка не из Гатчины, а из Бали какого-нибудь?

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Потехин
Автор

Вы не поверите, но это самый обычный двор в Гатчине :) 

Ответить
Развернуть ветку
Сослан Сакшин

хороший у вас там климат!

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин
Не ругаться матом (никогда)

В России полно людей которые матом не ругаются, но разговаривают. Это принципиально разные вещи.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Потехин
Автор

Мы с такими встречались. Если не поддерживать их манеру речи, то люди начинают вспоминать синонимы и становятся чуточку счастливее.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Вы так пишите, как будто мат - это нечто плохое, а не целый вековой пласт русской культуры. Ругаться можно и без мата - вот это нехорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Потехин
Автор

Не плохое. Но решать задачи веб-разработки можно и без него. 

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев
Вы так пишите, как будто мат - это нечто плохое, а не целый вековой пласт русской культуры.

Полагаю, что вековой пласт русской культуры (если говорить о языке) основан на текстах сотен всемирно известных писателей, которые с трудом, но обходились без мата (некоторые не могли обходиться без французского/английского/немецкого).

Полагаю, что подобные вашему мнения сформированы людьми, подверженными копролалии, особенно, с бедным лексиконом.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

А-ха-ха. Даже у Пушкина есть матерные стихи. А уж в неформальном разговоре писатели и поэты фору дадут многим нетрезвым прапорщикам и матросам.

 Полагаю, что подобные вашему мнения сформированы людьми, подверженными копролалии, особенно, с бедным лексиконом.

Не стоит по себе судить о других, которых Вы даже не знаете толком.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Тема моего поста не неформальный разговор писателей и поэтов, биндюжников и сапожников, при всём уважении к любой профессии и к формальному/не формальному языку каждой из них.
Читайте свой пост ещё раз:
...вековой пласт русской культуры...

В моем посте речь не идет о конкретных людях (я их не знаю ни толком, ни бестолково), а о "подобных вашему мнениях".
Пока эти мнения вам не удалось укрепить, даже с помощью Пушкина.

Ответить
Развернуть ветку
Kenoid

В работая в России, в IT не реально не материться =)  

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Потехин
Автор

Так говорите, будто IT самая жестокая сфера в России.

Ответить
Развернуть ветку
Kenoid

Люди , заказчики такие) 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Потехин
Автор

Спасибо. Возьмем на вооружение ваш способ оценки городов :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Потехин
Автор

Думаете в Питере нет таких пейзажей? Или в любом другом городе.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Daice Hawk

Ну, я конспирологически к  таким вещам отношусь, скорее, как к сбывшемуся "Пацаки! Почему не в намордниках? Повернись! Приказ господина ПЖ: всем пацакам надеть намордники. И радоваться." в глобальном масштабе. Сидел 4 месяца без работы, сегодня второй день вышел. Наказывать редактора не надо. То, что он\она есть - уже плюс. А то, как начнешь меню в новом кафе читать, злость берет: обстановку сделали, а на редактора пожалели, жлобы. Благодарю за доброе пожелание.

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin
Люди ищут не зарплату и не должность

я лично ищу места, где мне интересно будет работать. а их уже сравниваю по з/п + чему я научусь в областях, где я хотел бы развиться (чтоб получать ещё больше на следующей работе)

вообще, есть поговорка - приходят за задачами, а уходят от руководителя. то что вы описали, скорее работает на удержание, хотя бы потому что проверить soft skills компании на собеседованиях трудно

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Stepanchenko

"я лично ищу места, где мне интересно будет работать. а их уже сравниваю по з/п". любопытная стратегия. я наприер ровно наоборот, ищу (при надобности) места с интересной зп. а уже найдя варианты, выбираю из них по "интересности". забавно, оба этих метода чаще приводят к одному результату в итоге или чаще не приводят... :)

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

ну во-первых в большинстве предложений тупо не указывают з/п. во-вторых, есть не так много вещей, которыми я хорошо могу заниматься, из тысячи предложений на С++ мне интересна может пара десятков

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Stepanchenko

"в большинстве предложений тупо не указывают з/п" - в такие даже не звоню. не готовы понять бюджет, значит сами не знают, чего хотят. чревато накидыванием "за спасибо" новых неожиданных обязанностей :)

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

з/п вполне может быть в полляма, их не пишут в частности чтобы люди не апплаились на всё подряд где их з/п устраивает :)

я даже больше скажу - когда я искал работу, у меня было два варианта поведения. если мне вакансия не нравилась, я тупо называл цену, и ни разу не было, чтобы мне ответили "ок, продолжаем разговор"

если же нравилась, то я старался уйти от конкретных цифр, чтобы не спугнуть зверя :) но повторюсь - таких предложений было от силы раз в неделю, так что мне не в лом было с ними всеми поскайпиться

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Kulikov
Люди ищут не зарплату и не должность, а место, где будут проводить половину своего времени
Ответить
Развернуть ветку
31 комментарий
Раскрывать всегда