{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

English for IT: как основать школу с $300 в кармане и что нужно, чтобы создать и не растерять «команду мечты»

Ранее в нашем блоге вышло первое интервью с основательницей школы English for IT Анной Гандрабурой. Во втором интервью говорим о том, как зарождалась и развивалась школа Анны, как правильно подбирать сотрудников, создавать и развивать команду, какими методами прокачивать Soft Skills, какие книги полезны для развития и для души.

О синдроме самозванца и низкой самооценке: что делать, как лечить

В прошлом году я была на трех больших конференциях в Лиссабоне и Сан-Франциско. Одна конференция была на тему Product Management. На ней уделили много внимания Impostor Syndrome. Для product-менеджеров это действительно проблема. Они постоянно чувствуют, что они недостаточно знают, чтобы называться Product Manager. Либо недостаточно знают, чтобы развивать какой-то продукт. Основной посыл у этих докладчиков был такой: «Просто бери и делай!». Нет волшебного ключа, просто нужно действовать и вырабатывать уверенность в себе. Работа над собой, саморазвитие.

В решении этой проблемы большую роль играет комьюнити (community driven).

Вот вам полезный девиз, звучавший на упомянутых конференциях: «Что бы вы ни делали, создавайте вокруг этого комьюнити».

Комьюнити, действительно, помогает развиваться. Но, это не отменяет личный фокус. Те, кто выступал на этих конференциях — успешные люди. И успешные люди прилагают много усилий для саморазвития.

Кстати, есть обратный синдром, когда человек переоценивает свои силы. Если вы считаете, что все знаете, то вы ничего не знаете.

Характерная черта нашего постсоветского общества — страх обратиться за помощью. Как много людей пойдут за профессиональным советом к психологам или консультантам, которых на Западе называют Career coach, Life coach, Love coach? Люди боятся, что их осудят. На самом деле, я рассматриваю подобные шаги на жизненном пути как вложение в свое развитие. Это работает, причем если прокачиваешь одно, а улучшается всё вместе. Пойти к психологу — самый быстрый способ избавиться от синдрома самозванца. Потому что прочтение книги не даст быстрого результата.

Если вы скептически к этому относитесь, то этот метод не поможет. Всё должно идти изнутри, вы должны понимать что вам это нужно.

Еще очень важно, чтобы в компании, где человек работает, у HR-менеджера был высокий уровень эмоционального интеллекта. Когда в компании есть крутой HR с хорошо развитыми Soft Skills и EQ, эта компания всегда будет впереди. И синдром самозванца, и выгорание, и прочие подобные состояния будут редкостью.

Как родилась и развивалась школа English for IT

Я начала свой бизнес в 21 год. Не видела ни границ, ни преград. Я основала школу, когда у меня в кармане было 300 долларов. У меня не было даже сайта. Только сарафанное радио (word of mouth).

Я собрала свою первую группу, арендовала помещение в обычной школе в центре Одессы и начала работать. Проработала три года и поняла, что хочу в корпоративный сектор — работать с компаниями. Тогда, ещё до кризиса 2008 года, и банки платили за уроки английского, и морские компании. В то время я публиковала объявления на всех досках в интернете. Благодаря этому меня нашла моя первая IT-компания. Помогла моя настойчивость. Для любого руководителя и основателя важно быть настойчивым и постоянным в своих стремлениях. Делаете одно и тоже много раз, несмотря на неудачи. И все получится.

Источник: English For IT (Facebook)

Первые IT-уроки о мышке и мониторах

Начало было насыщенным и интересным. Я нагуглила книжку, English for Information Technology, принесла её, мы прошли один урок и поняли — это не то что нужно. Странные фразы и базовый словарь терминов: «Что такое "мышь", что такое "монитор"». Решили все менять. Но я была в восторге от аудитории (и сейчас все так же): эти люди реально хотели учиться, они пришли за знаниями. Часто бывает, когда компания посылает сотрудника на курсы и он идет просто потому, что так надо. В наших группах я вижу стопроцентную отдачу, и мне самой хочется дать им еще больше знаний. Я начала изучать IT, чтобы понимать, чем занимается специалист каждой IT-роли, чтобы знать, где и как они будут использовать английский. Практически через год я начала составлять подробные программы. Они, конечно, кардинально отличаются от того, что есть сейчас. Но первая программа, тем не менее, уже была интересной и полезной, со специализированными терминами.

Важно понимать запрос клиента. К примеру, если клиент разрабатывает для сферы страхования, у них там тоже специализированная терминология. Значит, нужно брать и изучать эту тему. Если у нас появляется клиент дизайн-агентство, то мы будем делать упор на профильную терминологию дизайнеров (кстати, у нас есть такой курс). Индивидуальный подход к запросу каждого клиента — это важно. Я люблю эту нишу за то, что постоянно нужно изучать что-то новое. Мы постоянно что-то придумываем и развиваемся. Нет такого, что мы один раз что-то придумали и пять лет по этой программе работаем.

Что должен уметь предприниматель и основатель бизнеса

Проект English for IT появился тогда, когда появился мой первый IT-клиент, и я начала в это всё вникать. Школа родилась из моего желания решить проблему клиента. У клиента была проблема с английским, её никто не мог решить. Приходили и преподавали не специализировано, а просто по книге — общий английский.

Вообще, предприниматель — это мастер на все руки. Сайт, который сейчас работает — делала я сама. Кроме того, училась копирайтингу, могу сделать баннер для рекламы в Facebook. Можно это делегировать, но я считаю, что эти навыки необходимы, чтобы понимать процессы и знать, как оценивать работу своего сотрудника. Если ты не понимаешь, как делается дизайн, ты не найдешь общий язык с дизайнером.

Как построить «команду мечты»

Если в Украине меня часто приглашают на мероприятия рассказать об английском. культуре коммуникаций и Soft Skills, то за рубежом — рассказать о том, как построить dream team.

Искать кадры тяжело. Так было и будет всегда. Если ваша компания не выстраивает HR-бренд. Простыми словами: люди должны сами хотеть у вас работать.

Сначала было сложно найти людей, а теперь кандидаты сами пишут, что хотят работать с нами. После моего первого бесплатного марафона было 60 заявок с текстом “хочу работать с вами” от преподавательниц английского.

Это очень большой труд для собственника бизнеса. Нужно тратить много времени на личный брендинг (лицо компании — это важно), полезный контент, выстраивание экспертности. Но в современном бизнесе без этого никак нельзя.

Где и как искать людей в команду

Когда я после обучения в Нью-Йорке получила сертификат, я узнала, что могу бесплатно на их сайте размещать вакансии по поиску носителей языка. Так мы нашли несколько native speakers, которые даже приехали в Одессу. Удивительно!

К поиску сотрудников нужно подходить творчески, применять нестандартные подходы. В своей компании мы не используем прямой hiring, не стучимся на Linkedin. Конечно, размещаем вакансии на разных ресурсах, как и все. Но когда происходит crunch time и срочно нужно кого-то найти, включаем самые разные идеи. Как-то я искала преподавателя через доски объявлений. Обращалась к ним как клиент им писала, но уже с конкретными предложениями. Это сработало.

Как проходит кадровый отбор в English For IT

Мы разработали несколько этапов отбора, чтобы посмотреть — наш это человек или не наш. Важное правило: не берем людей, в которых есть хоть какие-то сомнения. Мы знаем, что если мы его сейчас возьмем, закроем потребность, но через месяц у нас будет больше проблем. Мы оцениваем сразу.

Оценка идет так: первичное собеседование — уровень английского, далее оцениваем Soft Skills и навыки коммуникации.

Людям, которые врут, опаздывают на первое собеседование, мы даже не даем второй шанс. Как я буду уверена, что он потом будет приходить вовремя на занятия?

Мой совет: разработайте свою систему ценностей, синхронизируйте ее с системой ценностей компании. Нанимать людей, которые соответствуют этой системе, — намного проще.

И все же иногда бывает так, что у тебя сейчас классная команда, а через год, с теми же людьми, что-то идет не так. Бывает, что со временем люди перестают соответствовать ценностям потому, что не шли в ногу с тобой. С такими людьми придется расставаться, иначе команда будет разрушаться.

Руководителю часто сложно осознать, что с кем-то пора прощаться. Это сложно.

О развитии в команде

Стимулировать сотрудников развиваться — это важно. У нас, например, это бесплатные курсы для преподавателей и программа «English for IT grant». Преподаватель может выбрать полезный курс у нас или за пределами компании, а мы полностью или частично оплатим стоимость курса.

Интроверт — не оправдание

В IT часто можно услышать такое: «Я работаю с компьютером и могу быть интровертом». Нет, вы работаете НА компьютере, но С людьми. Важно понимать. что интроверт может стать менее интровертным, чтобы успешно работать. Главное, чтобы было желание. Вряд ли он станет экстравертом, но, когда ему нужно поговорить с незнакомым человеком, он сможет это сделать.

Неожиданные советы о полезных книгах

Если вы хотите что-то для души, но с пользой для изучения языка, возьмите книги Конана Дойла про Шерлока Холмса или детективы Агаты Кристи.

Интересный факт: в детективах — полезный словарный запас, максимальное количество слов, которые будут нужны в обиходе. Детектив это не только история об убийствах, а и произведение, где обсуждается что-то жизненное.

Конечно, это нужно было изучать еще в школе. Если вы — специалист, работающий в IT или digital и хотите книгу для души, но чтобы был нормальный уровень английского, тогда лучше всего читать love stories.

Не беритесь за что-то сложное. Чтобы выучить английский, создайте условия, чтобы ваш мозг получал удовольствие. Если вы не будете от такого чтения получать удовольствие, то ничего не получится. Чтение суперсложной книги вам никак не поможет. Но и суперлегкое — это скучно. Выбирайте среднее.

Но, если вы не любите читать романы, то тоже не получите удовольствие. Старайтесь выбирать, то что вам нравится.

Что касается моих предпочтений: мне нравится книга “Banish your inner critic” (автор Denise Jacobs) — это книга для души с двойной пользой:на английском и связано моей деятельностью.

IT специалистам, которые прокачивают и себя, и свой английский, лучше брать книги, которые прокачивают Soft Skills. Книги по менеджменту, работе в команде, переговорам, о синдроме самозванца. Их пишут современные авторы, они не используют высокопарный английский. Они используют язык, который вы будете встречать в статьях, услышите в телепередачах, от американского менеджера на стендапах, от клиента. Там классные идиомы. Никакого старого английского, который уже нигде не используется. Как, например, у Чарльза Диккенса. От бесполезного языка будет только отторжение — непонятно и слишком сложно.

Считаю обязательной к прочтению книгу Кима Скотта (Kim Scott) “Radical Candor”. Она полезна для менеджеров. Рассказывает как общаться с командой, давать фидбек и проводить встречи с командой. Особенно мне понравились практические упражнения, которые можно сразу с командой применять.

Еще одна книга “Getting more”, автор Stuart Diamond, — о том, как правильно проводить переговоры. Рассказывает, почему уже не стоит стремиться к результату “Win-Win”. Это уже устаревшая позиция, и в книге рассказано почему. Автора приглашали читать лекции Google и Microsoft. Автор — очень популярный и уважаемый тренер Soft Skills в Кремниевой долине лекции можно найти в сети (см. ссылки в конце статьи).

Soft Skills: The Software Developer's Life Manual, автор John Sonmez. Эта книга о том, какие Soft Skills нужны IT-специалистам, разработчикам, технарям для карьерного роста. О том, чем разработчик должен заниматься, чтобы всегда быть востребованным на рынке.

У нас многие люди боятся и стесняются коммуницировать, вести блоги, говорить публично. Но при этом хотят быстро найти работу, и желательно, Senior. При этом, не могут на английском нормально составить рассказ о себе. А об этом, как правило, спрашивают при приеме на работу. Многие понимают это как вопрос о спорте или о хобби. Только на собеседовании это не нужно. Рассказ о себе на собеседовании, подразумевает рассказ о навыках. Основной посыл книги: быть «социальным человеком». Тогда вас будут хотеть нанять и вам будут писать с предложениями. Быть социальным человеком в профессиональном плане — значит показывать, что вы конкретно вы умеете делать.

Как развивать Soft Skills IT-специалисту

Совет №1. Я считаю, что минимальное полезное действие, которое вы заранее сможете сделать, чтобы стать sociable, — это вести блог. Пишите текст по своей теме хотя бы раз в месяц, если не получается чаще. Это будет развивать ваш навык написания текстов. Я ходила на курс по копирайтингу, много читала по теме. Когда я начала вести свои соцсети для бизнеса, поначалу не могла связать этих двух слов. А ведь еще и тексты полезные писать нужно. Сейчас могу за 10-20 минут написать пост по теме, если у меня есть идея. Раньше я писала в 3 захода. Для всего нужна практика. Так и проходит прокачка. Чем больше вы пишете, тем легче вам это будет даваться.

Совет №2. Публичные выступления (Public speaking). Для IT специалиста это очень важно, если он хочет построить нормальную карьеру, а не отсиживать рабочее время от восьми до шести, решая банальные задачи. Чтобы стать Senior, просто Hard Skills недостаточно, должны быть отлично развиты Soft Skills. Когда я говорю про Public speaking, я имею в виду даже не выступления перед аудиторией в 50-100 человек. Это может быть просто доклад перед командой, либо презентация демо продукта перед клиентом. Это тоже Public speaking. Многие люди не могут даже это сделать, поскольку нет практики. Практика отлично помогает чувствовать себя свободно.

Как развивать Public speaking?

Прочесть Дейла Карнеги. Как бы банально это ни звучало, все книги-бестселлеры, которые я прочла по теме за эти годы, цитируют мысли Карнеги. Первая книга Карнеги вышла в 1915 году, это ведь больше чем 100 лет уже. Когда я, в этом году, прочла “The art of Public speaking” Карнеги, я поразилась тому, насколько она идеальна для ІТ специалистов. Он рассказывает о том, как научиться выступать интровертам или представителям поколения, которое выросло “в руках с технологиями” (тоже фактически интроверты). В этой книге Карнеги рассказывает о базовых вещах, которые интроверты должны осознать, чтобы им было легче.

Что дальше? Дальше - практиковать. Я знаю, что ребята в IT компаниях так и делают. Приходят с предложением выступить перед коллегами, просят HR организовать knowledge sharing session. Это дает опыт выступлений. Сначала внутри команды, потом уже можно выступать на конференциях от имени компании.

Нужно учесть важный фактор: есть люди с высокой мотивацией. Они решили и сделали. А есть те, кому нужен ментор или специальные курсы.

YouTube-канал только для себя

Также можно завести свой YouTube-канал и просто записывать видео. Можно их делать публичными, можно оставлять Private. В данном случае важно то, что вы будете говорить на камеру. Это уже будет вас раскрепощать. Если вы будете снимать и не будете постить, результат все равно будет. А если начнете выкладывать видео в открытый доступ, то еще и избавитесь от страха публичности. Это занимает время, но считайте это вложением в себя. Это полезно.

Источник: English For IT (Facebook)

Как удается соблюдать Work-Life Balance

Все просто — я не верю в Work-Life Balance. Индустрия, в которой мы работаем, это креативная сфера. Я не могу работать с девяти до шести. Вот сегодня, допустим, я проснулась утром, сделала тренировку, позавтракала, теперь у меня интервью с вами, потом у меня дела личного характера, позже ещё работа и до девяти вечера вебинар. Вот такой ненормированный день. Мне так удобно. В шесть вечера я не могу заниматься спортом, я не люблю это делать вечером, но и в шесть утра я не хочу вставать и бежать на тренировку. Поэтому мне кажется, что для основателей и собственников бизнеса, CEO, и даже у разработчиков день по рабочим часам не складывается. Я могу почувствовать креативный поток и желание поработать и в субботу, и в воскресенье, но мне это в кайф. И совершенно не тяжело. На прошлой неделе я активно занималась креативом на выходных и потому поставила себе меньше задач на будние дни. Так легче. Ты не загоняешь себя в рамки. Здесь главное, чтобы активность была не только рабочая. Иначе это уже трудоголизм.

Важно, чтобы в череде рабочих планов было место личным делам и спорту. Спорт очень важен. Когда вы занимаетесь спортом, вы растете как личность, у вас вырабатывается выносливость, борьба со стрессом. Спорт полезен для разума и для этого всегда должно быть время.

Нет такого понятия как «нет времени». Если говорят, что нет времени, это значит, что этот вопрос просто не приоритетный.

Я всегда найду время на спорт и приготовление своей пищи. Я люблю есть свою еду, а не постоянно питаться в ресторанах или кафе, потому что эта еда не настолько полезна, как приготовленная дома.

Я без проблем даю своим сотрудникам отгулы. Потому что я знаю: если нужно, они могут и в субботу со мной поработать. При этом я серьезно отношусь к личному пространству сотрудников. Если вдруг что-то случилось, они могут озвучить проблему и не думать о том, что у нас тут работа с 9 до 18.

Путешествия — вкусы и планы

Я бы хотела поехать в Азию. Я много путешествую, но в Азии не была ни разу. Хочу во Вьетнам, на Бали, в Таиланд. Или в Латинскую Америку. Причина, по которой я там ещё не была — там могут быть проблемы с комфортом. Но ради красоты я готова потерпеть. Кроме того, я собиралась в Португалию, проехаться по побережью. Там очень красивый океан. Хочется, чтобы это было длительное путешествие. Ведь я могу работать удаленно, и команда у нас удаленная. Я люблю поездки не на неделю, а, например на 3 недели. Чтобы почувствовать колорит.

Появились вопросы к Анне или к создателям Make it in Ukraine? Заходите в гости 13 июля в 19:00 по Киеву/МСК — будет интересно.

Дополнительный материал:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда