{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Личный опыт: как и зачем мы сделали пивот

Из-за локдаунов многие стартапы стоят перед выбором: закрыться или попробовать изменить продукт. Год назад Viewst из компании, которая делает плавающие баннеры, превратилась в конструктор баннеров для диджитал рекламы. Мы решили рассказать, как мы приняли это решение, как меняли продукт и как строили отношения с инвесторами.

Как мы поняли, что наш продукт не работает

Осенью 2018 исполнился год, как я наняла команду и мы стали развивать и активно продавать технологию плавающих баннеров. Для меня это была первая реперная точка, в которой нужно было беспристрастно оценить результат и ответить на вопрос: “правильно ли была выбрана стратегия?”

Команда находилась в Москве, я же переехала в Нью-Йорк и пыталась вывести наш сервис в Штаты. За почти полтора года мы получили сертификацию крупных рекламных сетей и научились размещать нестандартные плавающие баннеры через крупные DSP платформы, сделали несколько пилотов с американскими клиентами. Но даже после этого мне было понятно, что наш сервис не растет по законам стартапа. Самым сложным было признать, что мы не попали с product market fit. Боль, которую мы решали, не была существенной для рынка.

Мы пытались выяснить, почему кто-то покупает наши баннеры, кто-то нет и какие есть сложности у клиентов. И поняли, что в каждой сделке присутствовало слишком много стейкхолдеров. С одной стороны заказчик, он же рекламодатель, с другой стороны — сайты, владельцы инвентаря. Формат был нестандартным, и его нельзя было закупать через биржу. Из-за этого срок закрытия сделки затягивался, а экономика усложнялась и зависела от многих факторов.

Мы осознали, что лучше всего строить сервисы, которые позволяют конечному пользователю напрямую решать свою задачу внутри платформы и не зависеть от других внешних факторов

Осенью того же 2018 года у нас случился всплеск продаж, и нам приходилось делать много нестандартных, сложных баннеров для клиентов. В этот же момент одно из крупнейших российских агентств вышло на нас с вопросом, могут ли они использовать наш сервис инхаус. Главным узким местом стало непосредственное создание диджитал-баннеров. Сейчас этот процесс во многом механический и слабо автоматизированный.

Как правило, для создания баннеров крупные клиенты обращаются в агентство. В агентствах есть целый отдел, занимающийся только разработкой, созданием и тиражированием рекламных баннеров. В высокий сезон агентство может не справляться со входящим потоком и обращается к внешним подрядчикам. Чтобы создать сотню баннеров для запуска рекламной кампании, сначала создается так называемый мастер-баннер. При его создании используется сразу несколько технологий: одна — для создания дизайна, другая — для добавления анимаций, третья — для оптимизации веса и качества файла. Потом из этого мастер-баннера нужно создать идентичные графические рекламные сообщения в разных размерах. Все это делается вручную, занимает много времени и несет дополнительные расходы. Когда таких ресайзов много, возрастает вероятность ошибок.

Осознав всю сложность и трудоемкость этого процесса, мы начали разрабатывать концепцию конструктора баннеров и параллельно опрашивать остальных наших клиентов во всех странах. Все без исключения подтверждали эту проблему. Мы живем в мире больших данных. Компании знают многое о своих потребителях и хотят доставлять очень личное рекламное сообщение и не грузить ничем ненужным. И вроде бы есть и данные, и способы доставки, но нет возможности на потоке создавать сами баннеры — уникальные сообщения для каждого конкретного пользователя. Максимум, что могут делать бренды — доставлять сообщения, соответствующие достаточно широкой группе, сформированной по интересам или по геолокации. Тогда нам стало понятно, что это общая проблема рынка, которую мы можем решить с помощью своего конструктора.

На какие показатели смотреть

Для облачных сервисов есть несколько важных показателей, которые помогут безошибочно понять, есть ли product market fit:

  • MAU — количество уникальных активных пользователей сервиса в месяц. На ранних этапах лучше смотреть WAU — показатель активных уникальных пользователей каждую неделю и, конечно, важна динамика. YC задает следующий ориентир роста для своих портфельных компаний: 5%-7% роста пользовательской базы от недели к неделе. Все, что ниже, попадает в “красную зону”. Нужно срочно проверять другие гипотезы и больше общаться с пользователями.
  • Retention rate — количество пользователей, которые после регистрации продолжают вновь и вновь возвращаться и использовать сервис
  • и, конечно же, Revenue. Если пользователи не готовы платить деньги за сервис, который вы разрабатываете — значит, вы не решаете их проблем.

Как мы делали пивот: процесс

Мы очень быстро собрали прототип — за 2 недели. Он был простым и, как теперь уже кажется, смешным. Но его хватило, чтобы подтвердить интерес со стороны клиента и получить слабый сигнал рынка, что мы правильно определили боль клиентов и агентств. В январе 2019 мы сделали пивот. Два месяца ушло на отрисовку архитектуры и прототипа “на бумаге”. Еще пару месяцев — на CustDev этого отрисованного прототипа.

Самым большим инсайтом для нас стало понимание того, что крутой пользовательский опыт — это не прихоть, а новый закон объективного мира. Сервисы должны быть нативными и понятными.

Параллельно команда разработчиков уже кодила компоненты для конструктора. Начиная с идеи первого концепта до той версии, которую мы сейчас запустили, изменилось очень многое. В первую очередь, внутренняя архитектура и логика всего продукта. К июлю мы собрали новый каркас. Внешне это был такой же сырой продукт, но внутри он был уже мощнее первого прототипа. На этом новом прототипе мы провели реальный тест с первыми клиентами. Кроме того, мы начали получать все больше и больше запросов на доступ к beta. В августе мы выпустили очередную версию прототипа, с которой я пошла к инвесторам, поднимать раунд.

Как строили отношения с инвесторами: ошибки и работа над ними

На момент пивота у нас был только один инвестор. К тому же, наш проект был самым маленьким в его портфеле. Но инвестор был опытным. Возможно, именно его опыт, наложенный на мое упорство, и давали нам маневренность. При этом я допустила много ошибок в коммуникации. Только сейчас, по прошествии двух лет, я поняла, что инвесторы — это очень сильный и важный ресурс основателей на ранних стадиях. С инвесторами надо все время общаться, не бояться задавать вопросы. Как правило, бизнес-ангелы — это успешные предприниматели, которые прошли большой путь и точно могут поделиться экспертизой по ряду операционных моментов. Я же боялась лишний раз “показаться на глаза”. Многие мои ожидания и поставленные цели не оправдались. Например, выручка не росла теми темпами, что я закладывала. Продукт развивался в разы медленнее. Мы буксовали на этапе "агентство", вместо того чтобы наращивать свою экспертизу, как "технология". Не хотели признавать очевидных моментов и медлили с болезненными, но верными решениями. Мне было стыдно. Я выучила урок и сделала работу над ошибками — теперь я больше общаюсь с инвесторами, они поддерживают меня и активно помогают.

Самые важные уроки, которые я вынесла: нужно постоянно общаться с клиентами, для которых делаешь продукт, нужно больше экспериментировать, тестировать и проверять гипотезы. Нужно быть максимально прозрачной и открытой — как для своей команды, так и для инвесторов.

5 советов компаниям, которые решили делать пивот

  1. Не бойтесь смотреть правде в глаза. Если цифры говорят, что нет роста, нет спроса на продукт или сервис, который вы делаете, лучше принять это как можно раньше и попытаться изменить продукт. Но не путайте пивот с выгоранием. Пивот — это проблема вашего бизнеса, а не личный кризис.
  2. Слушайте клиентов и команду. Постоянно собирайте обратную связь о продукте от вашей команды и клиентов. Именно так вы сможете удержать руку на пульсе, глубже и быстрее понять узкие места вашего бизнеса и, в итоге, правильнее “развернуть” ваш проект.
  3. Сделайте базовый MVP. Для проверки гипотезы достаточно очень сырого прототипа, сделанного на коленке. Не стоит тратить много времени и денег, собирать сложный и красивый инструмент. Если вы поняли, в чем основная боль ваших клиентов, даже простое решение позволит проверить отклик и оценить результат.
  4. Не бойтесь ошибок. Будьте быстрыми — раньше отдавайте сервис на пробу клиентам, раньше начинайте собирать данные о его использовании, раньше проверяйте все возможные гипотезы.
  5. Изменения — это рост. Предпринимателю сложно отделить себя от продукта. Тем не менее, чем раньше вы поймете, что идея, которую вы любите, не работает так, как нужно, тем лучше. Пивот — это не просто необходимые изменения, это возможность для роста компании.
0
7 комментариев
Написать комментарий...
Valentin Dombrovsky

Не бойтесь ставить ссылку в статье — не заставляйте пользователей, которые хотят ознакомиться с продуктом поближе, совершать лишние шаги. 
В помощь заинтересованным: https://viewst.com/

Кстати, вижу исправили опечатку на сайте после моего комментария в ФБ — молодцы. ;) 

Ответить
Развернуть ветку
Victoria Duben
Автор

Валентин, спасибо за коммент и совет. 
Да, про ссылку совершенно забыла.

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly

Логотип классный кстати, и шрифты на лендинге

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly

Статья баянистая, вы лучше напишите, вы как канва, но специализация на баннерах?

Ответить
Развернуть ветку
Victoria Duben
Автор

Анатолий, хотела здесь больше не про продукт рассказать, а скорее об ошибках, которые совершили, и о том, что всегда есть возможность их исправить. Главное вовремя их признать.

Да, сам продукт некий аналог Canva, только специально для баннеров всех возможных видов. Canva супер выстрелила и помогла закрыть большую боль пользователей с созданием баннеров в инсте и фб. Мы же делаем более гибкий функционал, с помощью которого можно делать html баннеры, интерактивные видео баннеры для OLV сеток, пытаемся решить задачу автоматизации, когда можно параллельно собирать целый сет размеров,  или из одного мастер-баннера генерить и другие нужные размеры.

Продукт запустили 3 месяца назад, автоматизация еще не реализована на проде. Опубликуем этот функционал в сентябре. 

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly

Вы бутстрапите? На западные рынки идете?

Ответить
Развернуть ветку
Victoria Duben
Автор

Будстрапить тяжело, тратим экономно, но все равно зарплата и инфраструктура много вложений требуют. Мы небольшой раунд привлекли в конце прошлого года. Конечно амбиция построить международный продукт. Мы уже сейчас пилотируем конструктор с агентствами и брендами в нескольких странах, в частности, в США. А текущие регистрации из 39 стран уже со всех континентов (кроме Антарктиды :) )

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда