Смотрите на Кинопоиске с подпиской 
Условия: clck.ru/FMQND Условия: clck.ru/FMQND. 18+

Кейс о том, как ИП не попасть на 500 000 рублей штрафа от ФАС

Не повторяйте мою ошибку. Ситуация из личного опыта.

За 5 лет предпринимательства со мной бывало всякое. Но только одна ситуация четко выделяется масштабом катастрофы. Сегодня расскажу о том, как умудрился попасть на штраф в 500 000 рублей от антимонопольной службы и уладить конфликт, не заплатив ФАС ни рубля. Смотрим.

Недоброе утро. Начало истории.

В 2018 году в команде маркетингового агентства «Клиенты из сети» было всего 8 человек:

  • основатель (Кирилл Безиков, т.е. я )
  • мой помощник (ныне партнер)
  • менеджер по продажам
  • пара проектных менеджеров
  • директологи в количестве двух штук.

Таким составом обслуживали несколько компаний. Было непросто, но мы справлялись.

Одним летним (и, увы, недобрым) утром мне в WhatsApp пришло сообщение от клиента. Содержание примерно такое:

На мою компанию подали в суд за рекламу, которую настраивали вы.

И приложил документ, как доказательство:

Фрагмент документа, присланного антимонопольной службой нашему клиенту.

Чтобы осознать масштаб катастрофы мне потребовалось 3 часа. Полмиллиона рублей для маленькой компании - серьезные деньги. Мысли в моей голове летали, как пули:

Нам конец, мне конец. Полляма! Суд? Арест? Как платить? Надо бежать! Спокойно. Надо остыть. Ааааааааааа! Стоп, рано рыть себе могилу. Давай думать.

Выдохнул и позвонил клиенту.

В разговоре выясняю, что от его конкурента поступило обращение в суд. Истец обвинял компанию в подпольном изготовлении продукции под прикрытием их логотипа. На деле же ничего такого не происходило.

Три месяца нашего клиента атаковала ФАС, пока ситуация не прояснилась: дубляж логотипа нашли в контекстной рекламе, которую настраивала наша команда.

Не в моих принципах уклоняться от ответственности за свои действия. Клиенту я сказал, чтобы он предоставил в суд наш договор как доказательство невиновности. Это он и сделал, а штраф в 500 000 рублей перешел на наши плечи.

Фрагмент документа, присланного антимонопольной службой уже мне.

Если коротко, то антимонопольная служба обратилась за подтверждением, что рекламу действительно настраивал я.

Почему так получилось и кто виноват

Причина конфликта - недостаточная компетентность одного из сотрудников. Он запустил рекламную кампанию на копипасте логотипа конкурента с другим текстом. Изображение взято из общего доступа, но логотипы использовать нельзя даже в таком случае.

На тот момент с этим человеком работали три года на полном доверии, поэтому я отстранился и не стал проверять. Мой косяк, не спорю.

Дополнительной неприятностью стало то, что этот сотрудник моментально заблокировал все мои контакты и не выходил на связь. Разбираться с ситуацией пришлось в одиночку.

Возможно сообщения покажутся излишне резкими. На тот момент мое состояние было близким к нервному срыву.

Я усвоил урок и сегодня в компании на любую задачу есть чек-лист, чтобы подобное не повторилось. Обязательно проверяем весь контент на наличие чужих логотипов, брендовых слов и так далее.

Как решилась проблема

Ситуацию удалось разрулить без суда и ущерба репутации сторон. Как?

Каждый день на координации с менеджером по продажам просматриваем новые заявки, проводим поверхностный анализ целей и задач потенциального клиента. В то же утро к нам поступила заявка на рекламу от компании-истца. Я был удивлен? Если б не цензура, выразился бы покрепче.

Что сделал:

  • Взял контакты из нашей CRM. Связался с директором по маркетингу - человеком, который занимается поиском подрядчиков для проведения рекламных кампаний.
  • Выяснил подробности задачи, с которой они к нам обратились.
  • Объяснил, кто я и в чем виноват, пустил слезу микробизнеса.
  • Предложил решить все мирным путем за счет компенсации ущерба нашими услугами.

В итоге 3 месяца вели их рекламную кампанию и оплачивали бюджет. В целом потратили 130 000 рублей вместо 500 000 предписанных.

Соглашение о компенсации ущерба с компанией-истцом.

К чему это всё.

Не повторяйте моих ошибок. Прямо сейчас проверьте сайт и рекламу на наличие авторских картинок и картинок с чужим логотипом, ключевых слов брендов конкурентов. Иначе к вам тоже неожиданно постучится ФАС.

Что имеем спустя 2 года

Кучу чек-листов по проверке всего и вся. Сейчас я уверен в работе маркетингового агентства на 100500%. Подобное не повторится ни со мной, ни с моими клиентами.

Как строим работу сегодня?

Проводим бесплатный разбор сайта и даем список подходящих инструментов рекламы. Рассчитываем декомпозицию потенциальной прибыли клиента, под которую готовы подписаться в договоре. У заказчика изначально будет представление о том, сколько он потратит на рекламу и какую прибыль получит.

Если прогноз устраивает, заключаем договор. Клиент получает удаленный полноценный отдел маркетинга по стоимости одного штатного маркетолога + гарантия на результат.

Сейчас набираем 100 компаний для бесплатного углубленного разбора. Проанализируем ваш маркетинг, разберем инструменты и ошибки, исправление которых уже даст прирост конверсии.

Никакой заманухи. Нам это нужно для формирования рабочего процесса, компаниям - для развития бизнеса.

Желающие получить бесплатный маркетинговый разбор, зайдите на сайт компании «Клиенты из сети» и заполните анкету. После отправки с вами свяжется наш менеджер.

Или оставьте заявку под последним постом на моей странице в Instagram @bezikovkirilll

Ваш Кирилл Безиков - основатель маркетингового агенства «Клиенты из сети».
0
34 комментария
Написать комментарий...
Vasya Pupkin

Вроде не 90е уже давно, а картинки из интернета все так же копипастят, а потом удивляются что есть авторское право какое-то.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Безиков
Автор

Да, дураки учатся на своих ошибках)) Значит я из этой категории)

Ответить
Развернуть ветку
Маша Белозерских

Ну ппц, это ж надо так попасть. Ладно хоть разрулили, а то бизнесу мог придти не happy end. И конкуренты пошли на встречу, это так по-человечески. Ну или вы были очень убедительны :)

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева

Кирилл, очень рада, что ситуация разрешилась с небольшими потерями для Вас и Вы сделали правильные выводы (наладили процессы проверки чистоты контента). Сейчас есть свежее Постановление Верховного Суда о том, что подрядчик может в определенных случаях избежать ответственности за нарушение интеллектуальных прав третьих лиц, но это в целом конечно случаи когда материалы даются в работу Заказчиком (например, типографии) а у вас же другая была ситуация. Посмотрите мою статью про логотипы (https://vc.ru/legal/145896-zaplatil-dizayneru-100k-za-logotip-a-rospatent-otkazalsya-ego-registrirovat-kak-izbezhat-takih-situaciy) - возможно будет полезно в Вашей работе. Удачи!

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Безиков
Автор

Спасибо, большое полезная статья)

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Безиков
Автор

Из этой ситуации, я понял что обо всем можно договориться)

Ответить
Развернуть ветку
Панда Ву

Хорошая статья! И вы молодец, отлично держите удар, в бизнесе полезно.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Безиков
Автор

Спасибо)) Без этого не выживешь) 

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Didenko

рекламная кАмпания (например, в яндекс.директ)...

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Безиков
Автор

Да, Вы правы на 100%! 

Ответить
Развернуть ветку
va loo

Взять ответственность на себя, подставившись под суд - сильный поступок.
Уважение 👍

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Безиков
Автор

Спасибо, я за долгосрочное сотрудничество клиент на тот момент работал с нами долго и только благодаря этому поступку, нам удалось его удержать )

Ответить
Развернуть ветку
Уоррен Баффет

А что помешает какой-нибудь международной компании начать массово шерстить мелкие интернет-магазины, где продаются ее товары?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Сергеев

Это не тот случай... Нужно различать ситуацию исчерпания исключительных прав на товарный знак и ситуацию недобросовестной конкуренции, как в описанном случае.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Безиков
Автор

Да, согласен))

Ответить
Развернуть ветку
Уоррен Баффет

Слабо понимаю терминологию. Что значит "ситуацию исчерпания исключительных прав"?

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева

Ничего) и все у кого стратегией управления интеллектуальной собственностью предусмотрены такие вещи этим занимаются. Тем более сейчас есть прекрасные решения не просто по автоматизированной текстовой аналитике, но и по распознаванию изображений: например все свои часы проверять на ebay и кидать страйк всем неавторизированным продавцам если они не просто разово свое перепродают. Давно на Авито претензии кидают за продажу колонок JBL например. Все это работает там где это надо.

Ответить
Развернуть ветку
Уоррен Баффет

Нет, претензии и страйки - это не то. Тут речь о том, чтобы избежать реальных судебных претензий на круглую сумму. Понятно, что интернет магазин сразу откажется работать с данным брендом и это как бы бренду не выгодно в теории. Но тем не менее. Может быть нужно заключать какое-то соглашение с брендом о безвозмездном неисключительном праве на использование товарного знака?

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева

Тогда я Вас не очень понимаю. Правообладатель вправе как обратиться к нарушителю (любому в цепочке) с претензией (иском), так и просто требовать удаления материалов (по DMCA, по нашей ст. Об информационных посредниках). Если информ. Посредник не удовлетворяет требования (или не предпринимает меры, например пересылает претензии, выясняет суть вопроса) - то уже и его можно притянуть как соответчика. По сути всюду где речь идёт о той или иной разновидности UGC (классифайды это по сути тоже UGC) сначала в дело вступает законодательство об информ посредниках. В случае же топик стартера вопрос был в претензии правообладателя к конкретному нарушителю (рекламодателю и рекламопроизводителю). Если интернет магазин не информ посредник, а именно витрина (которая по сути либо перепродает либо агентирует, как например Lamoda или Wilderries) - положения об информ посредниках к нему не применимы и ответственность будет как у обычного нарушителя. Именно поэтому например Ламода и Вайлберрис без подтверждения прав на товарный знак просто не берут Ваш товар на площадку. А вот Авито или Юле это неважно. Я правильно поняла Ваш вопрос?

Ответить
Развернуть ветку
Уоррен Баффет

Нет. Я имел в виду такую ситуацию -  мелкий интернет-магазин допустим занимается продажей смартфонов. Среди них продает смартфоны самсунг. На своем сайте он размещает фото смартфонов самсунг, где видно логотип. Является ли это достаточным основанием для самсунга, чтобы предъявить претензии в интернет-магазину, как нарушителю права на товарный знак?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Сергеев

Если изображенные модели самсунга официально импортируются в Россию самим самсунгом или его официальным представителем в России то никаких претензий Самсунг предьявить не может, потому что в данном случае исключительные права Самсунга на товарный знак считаются исчерпанными в соответствии с ст. 1487 ГК РФ.

Ответить
Развернуть ветку
Уоррен Баффет

Спасибо огромное. Теперь все понятно.

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева

Не совсем так. Вопрос не импортируются ли они вообще, а импортирована ли конкретная партия товара легально (и, соответственно, произошло ли исчерпание прав на ТЗ в конкретном случае)

Ответить
Развернуть ветку
Уоррен Баффет

Речь ведь о товарном знаке. На легальной и серой продукции один и тот же товарный знак нанесен. Чтобы  определить легальность конкретного товара нужно его на экспертизу отправить. Это видимо правообладатель сможет сделать только через суд. И суд уже будет о контрафакте, а не о правах на товарный знак.

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева

Да, все верно. На самом деле не всегда речь о экспертизе, правообладатель может просто запросить документы, что товар куплен у официального дилера. Если товар (даже оригинальный!) Ввезён в РФ без разрешения правообладателя - он считается таким же контрафактом со всеми вытекающими. Это т.н. параллельный импорт. Я не готова сама эту концепцию защищать скажем так, но с точки зрения действующего законодательства это так

Ответить
Развернуть ветку
Иван Сергеев

Вы ошибаетесь...

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева

Позвольте уточнить в чем конкретно я с Вашей точки зрения ошибаюсь? Желательно со ссылками на НПА и судебную практику.

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева

Если вы имеете в виду, что действительно есть последняя практика, что товар такой не контрафактный в понимании ГК, но нарушающий права правообладателя, и даже нет состава по КоАП, то таки Ваша правда. Слово контрафактный я использовала в более обывательском смысле. В остальном, прошу уточнить)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Сергеев

Товарные агрегаторы (маркетплейсы) поступают так потому, что просто не хотят заморачиваться проверкой законности введения в гражданский оборот на территории России конкретного товара, несущего на себе товарный знак. Потому просто требуют договора либо с самим производителем либо с его представителем на территории России. Чтобы прикрыть задницы на случай если выяснится что конкретный товар был введен в гражданский оборот в России без ведома и разрешения владельца товарного знака или уполномоченных им на то лиц...

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Безиков
Автор

Я не знаю как ответить на этот проект, ну вот есть проект 10$ баффета, развивается и успешно, не думаю что ребята купил права на имя)) Но Уоррен не будет рад, что его имя используют в коммерческих целях

Скорей всего, они настолько большие что им пофиг) 

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева

Это всегда вопрос пересечения интересов и многих других факторов. Не так давно наши ребята где-то в США представили какого-то робота с лицом Шварценеггера, он даже мимо проходил, посмеялся и дал им автограф - а потом им сразу прилетел иск от его адвокатов. Раз на раз кароче

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева

Не мои мои клиенты в смысле, а русские ребята

Ответить
Развернуть ветку
Иван Сергеев

Вопрос законности использования сходства с известными персонами - это отдельная и очень многовариантная тема... Такая же как и регистрация товарного знака или знака обслуживания в виде сочетания реально существующих и распространенных имен и фамилий ....

Ответить
Развернуть ветку
Иван Сергеев

Зависит от того зарегистрирован ли символ "Уоррен Баффет" как товарный знак или знак обслуживания.... Если нет - то и суда нет... Если да - то по каким классам МКТУ.... От этого все зависит...

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 34 комментария
null