{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Универсальная схема развития проекта: как вместе с Autospot мы превратили ТО в однокнопочный сервис

Зачем бизнесу гипотезы, из чего собрать MVP и как разрабатывать разные цифровые продукты по одной схеме — разбираемся на примере сервиса для записи на техобслуживание.

В Ratio мы на большинстве проектов используем универсальный план развития. Он охватывает всю разработку, на много лет вперёд — в таком масштабе сайт технологической компании ничем не отличается от приложения для знакомств, зато можно понять базовую логику развития любого проекта.

Универсальный план работы над проектом:

  1. Формулируем гипотезу
  2. Делаем MVP
  3. Проверяем гипотезу
  4. Если предположение подтвердилось: формулируем новые гипотезы и улучшаем проект (повторять до конца жизненного цикла)

Я разберу схему на примере Autospot — это сервис, который помогает сравнить цены на новые авто у официальных дилеров. К нам ребята обратились, когда начали разрабатывать побочный продукт — подсайт для записи на ТО.

Мы дополнили команду Autospot своими разработчиками, а также помогли с дизайном и информационной архитектурой сервиса. Несмотря на то, что основные решения принимались на стороне клиента, на каждом этапе мы предлагали улучшения, которые в итоге помогли продукту стать успешным.

1. Формулируем гипотезу

Разработку любого сайта мы начинаем с предположения, которое можно подтвердить или опровергнуть — с гипотезы. Чтобы было удобно проверять, стараемся формулировать её в бизнес-показателях (например, в конверсии).

Стандартная формулировка бизнес-гипотезы: если <действие>, то <результат>. Например, «если разработать новый сайт, то конверсия увеличится на 3%».

Гипотеза нужна, чтобы не тратить время и деньги на разработку продукта, который не принесёт прибыли. Если первая версия не подтвердила гипотезу — пора сматывать удочки или менять первоначальные ожидания.

У Autospot гипотеза была такая: если сделать на сайте, который собирает предложения на новые авто, сервис для записи на ТО, то люди начнут им пользоваться и конверсия составит XX. Точный процент сказать не могу, коммерческая тайна.

Гипотеза звучит логично, ведь покупателю нового автомобиля через несколько месяцев в любом случае придётся пройти техобслуживание. Также уверенности в успехе добавило то, что автомобильный бизнес считается «пацанским». Клиенты боятся обмана — что мастер всучит дорогие комплектующие или не скажет про скидку.

Онлайн-сервис решает эту проблему: цена известна заранее, остаётся только приехать и получить услугу.

2. Делаем MVP

Первую версию мы создаём по принципу MVP — minimum viable product или минимально жизнеспособный продукт. Нужен такой сайт, который позволит проверить гипотезу, но при этом в нём не будет ничего лишнего — чтобы разработка не съела много времени и денег.

MVP страхует заказчика от больших трат на старте, когда перспективы проекта туманны. Если гипотеза не подтвердится, то компания хотя бы не потратит много денег впустую.

В качестве MVP-версии для проекта Autospot мы разработали подсайт autospot.ru/to/ — это практически однокнопочный сервис, которым удобно пользоваться с мобильных устройств. После заполнения формы пользователь попадает на страницу с картой — все подходящие автосервисы уже отмечены.

Карта — это основное рабочее пространство, но на десктопе пользователь может пойти другим путём и выбрать автосервис в виджете слева. В мобильной версии мы скрыли этот элемент, чтобы он не мешал пользоваться картой на маленьком экране.

Детали уточняются в чекауте. После выбора времени и заполнения контактных данных, система отправляет запрос в автосервис, а оттуда клиенту звонит специалист, чтобы подтвердить запись. Это вынужденная мера: автосервисы пользуются разными CRM, а мы не могли интегрировать их все в первой версии.

В качестве MVP мы сделали онлайн-обёртку для услуги, которая полностью находится в офлайне — даже окончательная запись происходит по телефону. Сайт интегрирован только с CRM Autospot, что позволило ускорить сроки разработки и сделать рабочий продукт за реалистичный ценник.

Прямо сейчас мы готовим новую версию подсайта и интегрируем её с CRM-системами всех автосервисов — тогда записываться можно будет онлайн. Но перед тем как взяться за эту сложную работу, мы убедились, что гипотеза оказалась верной.

3. Проверяем гипотезу

Когда MVP готов, нужно получить обратную связь от пользователей и свериться с аналитикой, чтобы понять, выполняет ли сайт свои бизнес-задачи.

Я не могу поделиться точными показателями конверсии, но скажу, что гипотеза Autospot подтвердилась — сервис действительно стал популярным.

Запуск продукта в целом оправдал наши ожидания. Конечно, не обошлось без нюансов, но они по большей части были связаны с тем, что правильные мысли приходят после релиза.

Дорабатывали и продолжаем дорабатывать продукт по ходу. Плюс коронавирус, конечно, внёс коррективы. Но продукт однозначно востребован у клиентов, онлайн-конверсия постоянно увеличивается и мы будем дальше его развивать.

Евгений Мельников, руководитель проекта со стороны Autospot

4. Формулируем новые гипотезы и улучшаем проект

Я предполагал, что многие клиенты будут пользоваться новым сервисом Autospot с мобильных устройств — в итоге оказалось, что со смартфонов на подсайт заходят 50% пользователей. Ещё 5% смотрят страницу на планшетах.

Мы не хотели чересчур усложнять сервис, чтобы с ним было удобно работать на небольших экранах. По большому счёту нашей задачей было дать пользователям инструмент и не мешать. Но любой сервис можно улучшить и Autospot — не исключение.

В последующих версиях сервис оброс маркетинговыми фишками: акцент на скидки, подарки за запись — всё это увеличило конверсию.

Даже форма на главном экране появилась не сразу. В первой версии клиент сразу попадал на карту и уже там выбирал параметры автомобиля, но потом мы поняли, что это связывает нам руки. Картой практически никто не пользовался, поэтому мы не могли скрыть виджет со списком предложений в мобильной версии.

Люди настраивали параметры в виджете, потому что на первом шаге карта была замусорена ненужными значками — там отображались все автосервисы разом. Получается, что огромную часть экрана занимал бесполезный элемент, поэтому мы переделали логику сервиса: стали собирать параметры до того, как пустить человека на карту.

Технологически подсайт представляет из себя бэкенд на Symfony, который общается с фронтендом через интеграционную шину. Фронт мы собрали на связке Vue.js + Nuxt с серверным рендерингом. Благодаря этому карта и чекаут реализованы по принципу single-page application: у сайта нет подзагрузок, поэтому он быстро работает даже с медленным интернетом.

Подписывайтесь на Telegram-канал

Вот такой план развития мы используем практически на всех проектах. Формулируем гипотезу, проверяем её, собираем обратную связь — и улучшаем продукт. Это экономит деньги клиента, и нам тоже хорошо — мы уверены, что наши продукты действительно полезны для пользователей.

  • Заказывайте разработку сайтов на ratio.digital
  • Подписывайтесь на телеграм-канал @panfilovonline
0
5 комментариев
Ivanov Vladimir

Интересно понять, внедрение продукта позволило увеличить прибыль и получил ли autospot новые каналы привлечения клиентов?

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Melnikov

Привет. 
Проект совсем недавно запущен и пока привлечение клиентов нам обходится дороже, чем выручка с него. Но как я говорил - мы видим неплохую конверсию, видим потенциал, знаем что и как нужно дорабатывать. И будем это делать!
С т.з. новых каналов привлечения - не думаю, что с запуском данного направления у нас появились какие-то радикально новые источники трафика. Скорее речь идет о том, что клиенты раньше могли через нас только покупать машину, теперь эти же клиенты могут оставаться с нами и в процессе владения автомобилем. Плюс те, кто узнал про Автоспот именно как агрегатор сервисных услуг, в дальнейшем воспользуются нашими услугами при покупке авто. 

Ответить
Развернуть ветку
Максим Панфилов
Автор

Владимир, в глобальном смысле да. Проект с записью на ТО — это развитие продуктовой линейки Autospot, выход на новый сегмент рынка. До этого компания не предлагала услуг владельцам автомобилей, поэтому здесь каждый клиент новый, как и вся связанная с ним прибыль.

Если вы имеете в виду привлечение внимания к основному продукту, то это игра в долгую. Пока прошло слишком мало времени, чтобы можно было объективно оценить влияние побочного продукта на основной.

Ответить
Развернуть ветку
Ivanov Vladimir

Понятно. Я правильно понял, что это в данном случае маркетинговый инструмент? 

Ответить
Развернуть ветку
Максим Панфилов
Автор

Владимир, не совсем: всё же сервис записи на ТО — это отдельный самодостаточный бизнес-проект, на котором планируется зарабатывать.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда