Как «Яндекс» пытался, но так и не смог стать нами. Советы стартапам, которых прессуют гиганты

После нашумевшего бифа Moscow Coding School с «Яндекс.Практикумом» нас попросили написать колонку с советами предпринимателям, чей бизнес оказался под угрозой или уже столкнулся с последствиями прихода на их рынок большого игрока.

Это наша первая публикация на vc.ru, но, рассчитываем, что не последняя. Все вместе они когда-нибудь составят сборник вроде «Писем к молодому шефу» Даниэля Болю.

Мы запускали кодинг-курсы, когда слово «кодинг» еще не вошло в обиход, программирование не считалось доступным любому, а у хипстеров не было нормой козырять знаниями JS и реакта. Буквально через три года наше одиночество было скрашено как оппортунистами с лендингами на тильде, так и крупными платформами с большими бэнкроллами, обратившими внимание на наш успех.

Но самым серьезным челленджем стал приход слегка припозднившегося Яндекса, переманившего у нас всех, кого можно было переманить — от талантов из core-team до действующих преподавателей.

К слову, сине-белое знамя MCS дизайна White Russian Studio теперь украшает их офис в качестве трофея подобно звездам с полосками в бункере Бин Ладена в пригороде Абботтабада.

Надеемся, наш опыт может помочь fellow entrepreneurs не капитулировать в, казалось бы, заранее проигранной схватке, когда у соперника на порядки больше ресурсов на ведение войны. Даже если какие-то поинты могут показаться общим местом, надеемся, в сумме они транслируют правильный майндсет, который позволит андердогам не наломать дров и сохранить и нервы, и бизнес.

Расслабьтесь

Сходите на йогу, сыграйте партию в Ping Pong Club Moscow, купите премиум на Headspace. Случившееся — лишнее свидетельство того, что вы что-то сделали правильно: ваше существование для крупного игрока стало как минимум proof-of-concept, а как максимум — блупринтом для репликации. Не включайте режим жертвы и отнеситесь к этому как в очередному интересному приключению без предсказанной заранее концовки. Как говорится, enjoy the ride.

Типичные type-A контрол-фрики, мы засуетились, как Канье во время маниакального эпизода, когда до нас еще только начали долетать инсайды о готовящемся запуске Яндексом своей кодинг-школы. Мы знали, что Яндекс доверил проект одному из наших лучших студентов, получившему внутри звание «сына полка». Тот, в свою очередь, собрал команду из ребят в разное время работавших в Москодинге и начал хантить действующих преподавателей — один из них на тот момент вёл наш самый популярный курс по веб-разработке.

После этого рассказы об обращениях к нашим ребятам «людей из Яндекса» стали всплывать чаще, чем свидетельства визитов людей в черном к интересующимся феноменом «кругов на полях». В Яндекс утек даже наш экс-гендир, чья бравада выразилась в адреналиновом тизере: «Вам вагина!» (sic!) в самом хорошем, олимпийском смысле этого выражения.

Апогеем же стала вскрывшаяся вербовка Яндексом нашего Head of Education, который в течение долгого времени тайно работал на Практикум, а сразу после того, как мы его уволили, пошел к ним в штат.

Из всего этого мы сделали обнадеживающий вывод (впоследствии не раз подтверждавшийся), что, сложись дела совсем плохо, всем, прошедшим «школу» Москодинга, как минимум, всегда найдется место в одном из образовательных оффшутов Яндекса с их трехзначными стартовыми пакетами и бесплатным снек-баром. Наличие плана Б само по себе действует успокоительно.

Не будьте злопамятными

Кстати, когда вижн изначально настолько сильно мэтчится, а люди из обеих команд составляют одну тусовку, мозги утекают не только от вас, но и к вам. Мембрана корпоративных пузырей начинает пропускать в обе стороны. Например, пара не сработавшихся с Яндексом чуваков, наоборот, пришли к нам без обратного билета и на этом заряде сейчас перформят за пятерых.

Мы никогда не угонимся за Яндексом по зарплатам, соцпакетам и «плюшкам» (каждый раз орем с этого завсегдатая корпоративных джоб-листингов).

Зато всегда превзойдем по всем слагаемым из мотивационного фреймворка Дэниеля Пинка: автономия-мастерство-реализация. В Яндекс идут за стабильностью и строчкой в резюме, к нам идут за драйвом и ощущением своего личного импакта.

Сила денег вообще преувеличена, да и башковитым ребятам, особенно читающим этот сайт, не так сложно их «поднять». Недаром ПДД венчурки, «Секреты Сэнд Хилл Роад», начинаются с сетований Эрика Риса об образовавшемся впервые в истории дефиците предпринимателей на фоне переизбытка капитала. Пофантазируем и представим, что завтра вводят универсальный базовый доход. Сколько людей останется работать в Яндексе? Сколько у таких, как мы?

Проявите сострадание

С одной стороны с деньгами можно позволить себе сделать все по условному «золотому стандарту»: у Яндекса это воплотилось в возможности, не торопясь с запуском, на протяжении года в стелс-режиме выдрачивать MVP, привлечь инфлюэнсеров типа Васи Эсманова на разработку коммуникационной стратегии и нанять отца русского контент-маркетинга Максима Ильяхова на запуск корпоративного медиа since day one.

С другой, папина безлимитная кредитка и отсутствие своей шкуры на кону расхолаживают, заставляя предпринимать мувы из разряда «просто потому что можем». При этом, с каждым новым элементом, экспоненциально растет сложность всей системы и циклы итераций. При этом какие-то барьеры большой игрок вообще не может преодолеть by design. Каким бы «внутренним стартапом», независимым от хост-компании, он себя не мнил, гирями на ногах будут висеть вертикаль гайдлайнов и диктат проприетарных решений.

Вся экосистема Яндекса, включая кринжи типа Яндекс.Трекера, Яндекс.Браузера и собственного клона git в случае с IT-курсами теперь навязываются студентам в качестве безальтернативных инструментов.

Где тут проходит грань между знаниями, за которые не грех заплатить, и рекламным онбордингом в экзотический опинионированный стек, за который должны доплачивать тебе, — не до конца ясно.

Оставайтесь собой

Если у вас есть рынок, продукт и трекшн – они инстантно никуда не испарятся, сколько бы новых игроков и как бы агрессивно ни выходили на рынок. Пока они копируют то, что у вас уже есть, и спотыкаются о те же тысячу мелочей, вы успеваете продвинуться дальше. В книге «Стек инноваций» про батл Square с Amazon классно обосновывается, почему «пиджаки» не могут в жизнеспособную имитацию прорывных продуктов.

В конце концов, теперь вы имеете полное право отдохнуть и тоже какое-то время ехать в слипстриме конкурента, зацепившись за него, как швырялы за борт мусоровоза.

Все, что понравится — все ваше. Примеряйте любые приглянувшиеся идеи с бесцеремонностью туземцев, хозяйничавших в хижине главного героя «Путешествия на край ночи» Фердинанда Селина. После сделавшего себе имя на плагиатах Шаи Лабафа, это даже тренди.

А вообще оставайтесь собой, слушайте своих пользователей и follow the money. Мы ничего именно «под Яндекс» не делали, все наши пивоты всегда происходят в струе постоянно меняющейся образовательной «меты». Яндекс и без нашего участия скатился, не справившись с наплывом желающих. Им, кстати, постоянно нужны наставники на замену выгоревшим.

В конечном счете и мы, и Яндекс, и другие школы делаем одно общее дело — пытаемся вырастить технологическо-подкованное поколение творцов, и убедить, что в IT есть место не только для «когнитивных атлетов». И если деньги Яндекса помогают нам донести эту мысль до большего числа людей, наш потенциальный рынок только растет.

🐀

0
178 комментариев
Написать комментарий...
Алексей Ткачук

По поводу зарплаты Яндекса весело конечно, это те кто обычно ниже рынка. Но с другой стороны, если от вас за короткий промежуток времени смогли схантить, судя по нытью в статье, минимум половину коллектива, возможно проблема в вас? 

Боль и обида так и льется из материла. Зачем он? В чем его смысл для читателя?  

Яндекса плохие? Возможно. Почему? "Потому что они переманили у нас людей" — ну велком в диджитал, тут вроде бы везде так, не? У них больше денег, ресурсов и специалистов? 100% да. Вы на это обижаетесь и простите дичь в сторис радостные от своей смелости? 

Логично делать крутой продукт и продуктом доказывать, что вы лучше всех. А не статьями, писать которые вы, к слову, не умеете. Надеюсь курсы у вас лучше

Ответить
Развернуть ветку
Moscow Coding School
Автор

Это как написать, что хорошему продукту не нужна реклама. Ну камон, вам тоже велкомную в диджитал оформить? Продуктовая команда делает продукт, а пиар-команда в это время торпедирует Яндекс и делает это успешно.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ткачук

Вам бы может и пиар-команду куда-нибудь слить, чтобы на освободившиеся вакансии набрать людей, которые умеют в PR?  

Ответить
Развернуть ветку
Moscow Coding School
Автор

Где мы их найдем? Даже Илон Маск заколебался искать. Биографию читали?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ткачук

И модератора заодно

Ответить
Развернуть ветку
Moscow Coding School
Автор

А вебмастер пускай посидит пока?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ткачук

Жду когда вы обо мне напишите в сторис мощное заявление аналогичное посланию про контекстную рекламу Яндекса... 

Серьёзно, модератор не алё, убирайте его. Позорище же

Ответить
Развернуть ветку
Moscow Coding School
Автор

Реально позорит знамя. Вошел в раж.

Ответить
Развернуть ветку
175 комментариев
Раскрывать всегда