«Я не стремился делать проекты имени самого себя» — соавтор «Смешариков», Илья Попов, о команде и успехе анимационной студии

Выжимка нового подкаста Соколовского

«Я не стремился делать проекты имени самого себя» — соавтор «Смешариков», Илья Попов, о команде и успехе анимационной студии

Про гостя

Илья Попов — российский предприниматель и сооснователь компании «Рики». В портфолио компании входят известные анимационные бренды: «Смешарики», «Фиксики» и «Малышарики».

В подкасте Илья рассказал, почему выбрал анимацию, чему следует поучиться у зарубежных коллег, и поделился секретом успеха своей компании.

Почему Илья Попов стал предпринимателем

Я ни одного дня не работал наемным сотрудником. Я с самого начала решил, что буду сам зарабатывать деньги. Все это происходило в начале-середине 90-х, когда уже вошло предпринимательство. Я знаю, что те, кто начинали свой путь еще в 80-х, успели где-то поработать. Я с первого дня решил для себя, что буду сам строить предпринимательскую карьеру.

Я из классической семьи: папа — инженер, мама — учитель. Мне сразу стало понятно, что я не пойду по их стопам. Я понимал, что если я пойду устраиваться на работу, то реализовать свои идеи, проекты мне будет гораздо сложнее

Что является залогом успеха компании «Рики»

«Рики» — один из лидеров российского анимационного рынка. В подкасте Илья Попов объяснил, как получилось такого успеха добиться.

Во-первых, это десятки миллиардов просмотров в месяц. В YouTube, в соцмедиа, на телевизионных каналах. Это более тысячи сотрудников, которые работают на наших проектах, и порядка 30 часов анимации ежегодно, которые мы создаем. Рики — одна из самых крупных анимационных компаний не только в России, но и в Восточной Европе.

Анимационные мультфильмы компании пользуются спросом за рубежом. В интервью Илья Попов рассказал, в каких странах популярны их проекты:

Мы представлены активнее всего в Азии. Побывали на всех уголках планеты с разными проектами. Но для меня все-таки побывать в стране — это одно, а закрепиться так, чтобы в России это постоянно присутствовало — другое. Стран постоянного присутствия у нас гораздо меньше. Но если посчитать количество языков, на которые переводили нашу анимацию, то это практически все уголки планеты.

Что побудило заниматься анимацией

Еще со школы я интересовался медийными франшизами. Например, есть “Бэтмен” или “Черепашки-ниндзя”, и вокруг них выстраивается большой интересный мир. Это одна из причин, почему я не устраивался на работу. Компаний, которые создавали анимацию в России, на тот момент не было. Я искал путь, как это сделать. Но начал с настольных игр. Браться за анимационные проекты на тот момент для меня было сложно и ресурсоемко.

Я даже не понимал, как к этому подступиться. Решил зайти через игру. В то время компьютерные игры только начали издаваться, появлялись первые PC-игры. Настольные игры уже существовали. Был период, когда в мире к этому времени придумали огромное количество классных проектов. А в России такого не было. У меня появилась мысль придумать что-то свое на основе существующих проектов. И в один момент перед нами была развилка: стать компанией, которая занимается играми, либо компанией, которая будет создавать анимацию.

Как искусственный интеллект меняет рынок

Рынок изменился. Он стал клиентоориентированным и кастомизированным под четкие нишевые группы. В будущем это точно будет усиливаться. Контент будет становиться интерактивным и ко-креативным, рождаться в взаимодействии со зрителем. Что касается искусственного интеллекта, в творческих профессиях это прекрасный дополняющий инструмент. Это как надеть экзоскелет на человека и сделать супервоином.

Творческим людям следует осваивать и использовать инструменты искусственного интеллекта. Одно дело копать лопатой, а другое — использовать экскаватор. Поэтому применение ИИ точно будет усиливаться.

Принципы работы в команде «Рики»

В подкасте Илья Попов поделился золотым правилом, которое поможет привести творческую команду к успеху:

Вы доверяете людям — люди доверяют вам. Я не стремился делать проекты имени самого себя и через них строить себе памятник. Моя работа подразумевает общение с яркими творческими людьми, которые через эти проекты самовыражаются и реализуют свои творческие амбиции. Моя задача — им помогать.

Команда образовалась с момента, когда мы делали настольные игры. У нас были десятки параллельных проектов, где каждая команда была автономна. Не было такого, что я влезал в каждый проект и рулил. Всегда есть подразделение, либо творческая единица, которая ведет проект. И моя задача здесь — скорее создать условия, в которых они могут себя проявлять и реализовывать.

Про ArToys

Команда «Рики»‎ разработала экспериментальную платформу ArToys — на ней можно коллекционировать цифровых персонажей в 3D и AR от художников со всего мира. Илья Попов рассказал об уникальности цифровой галереи:

Это не NFT-маркетплейс, а в первую очередь социальная платформа для тех, кто интересуется дизайном, коллекционирует героев, придуманных на основе франшиз. В мире существует порядка двухсот миллионов коллекционеров, которые собирают фигурки Marvel, аниме персонажей, Bearbrick и других. Этот рынок на 99% физический. Мне показалось интересным, что в этой индустрии не хватает своей платформы. Мы хотели ее создать для креаторов и коллекционеров, чтобы связать физическое коллекционирование с цифровым.

Различия предпринимателей разных стран

Мне не импонирует обобщение людей по национальности и стране, в которой они живут. Говорят, что китайцы обманывают, но это не так. Американцы думают о деньгах и как бы на тебе нажиться — тоже не так. Мотивация человека и его поступков не зависит от страны проживания или нации. Тут другой момент. Предприниматели из маленьких стран, которые заточены на внешний мир, успешные. Предприниматели из Гонконга, Тайваня или Сингапура понимают, что их внутренний рынок небольшой, и лучше думать в сторону глобальных проектов. Это сильно отличает их от всех.

Российский внутренний рынок достаточно большой, чтобы заниматься им всю жизнь, и все равно будет куда расти. Предприниматели из-за этого попадают в ловушку и делают бизнес только для России. Такая же ситуация с американцами. Есть масса людей там, которые ориентируют бизнес на локального потребителя. То есть нельзя сказать, что это чисто российский подход к бизнесу. Но мне больше импонирует, когда люди сразу думают глобально.

Чему следует поучиться у зарубежных коллег из медиа

Мы в середине 2000-х пять лет представляли в России бренд компании Nickelodeon. Не сказать, что мы много заработали на этом, но мы много чему научились. Какие-то вещи мы в итоге приняли, где-то даже сделали лучше. Например, мы сейчас завершаем переход на цифровые брендбуки. Работая с нашими лицензиатами, мы предоставляем им доступ к нашему контенту, который позволяет легко и быстро получить доступ к цифровым ассетам, создавать дизайн упаковки, товаров. Такой концепт работы пришел с момента работы с Nickelodeon.

О подкасте

С 2019 года в этом подкасте я встречаюсь с людьми, достигшими впечатляющих успехов в своей деятельности.

Среди последних героев — Николай Картозия, генеральный директор и продюсер телеканала «Пятница»; Татьяна Мужицкая, психолог и НЛП-тренер; Владимир Седов, основатель Askona; Леонид Гольдорт, основатель СДЭК; комик Сергей Орлов и многие другие сильнейшие предприниматели, медийные личности и ученые.

Послушать полную версию выпуска можно здесь: YouTube | Дзен | ВКонтакте | Telegram

88
11
Начать дискуссию