Как 550 фичей чуть не утопили продукт. Кейс-разбор.

Одно из самых частых заблуждений в продуктовой работе и работе с клиентским опытом — мысль, что чем больше мы добавляем, тем лучше. Но вот в чем парадокс: чаще всего «ещё одна фича» лишь мешает. С этим сталкивается каждый продуктовый лидер, и я — не исключение.

Вот вам реальный кейс с одним из наших клиентов, который показал обратное. Перегруженные бэклоги, гиперспециализация и потеря контакта с клиентом могут буквально утопить ваш продукт.

Читайте, как мы вернули гибкость и скорость, вычеркнув 90% ненужных процессов и фичей.

Как 550 фичей чуть не утопили продукт. Кейс-разбор.

Меньше — значит больше: как фича превратилась в проблему

Начало 2024 года, мы стартовали проект с одной компанией — назовем ее «Суперкомпания». Они твердо решили стать лидером в своем сегменте. Всё по классике: OKR, scrum-команды, инновации на каждом шагу. Но был нюанс — их бэклог напоминал кладбище фичей, которые кто-то когда-то счел гениальными. 550 идей!

Когда я увидел это, задал логичный вопрос: «Как вы планируете это всё реализовать?». Ответ был ожидаем: «Мы оптимизируем процессы и внедрим поэтапно». Поэтапно? Это растянулось на 56–120 недель. А знаете, сколько реально нужно клиентам? Правильно — пара фичей.

Как 550 фичей чуть не утопили продукт. Кейс-разбор.

Первая ошибка: в погоне за масштабом и количеством мы часто забываем о реальных потребностях клиентов. Если хотя бы 10% фичей не приносят ценности, надо пересматривать подход.

Принцип «убрать лишнее»

Первое, что мы сделали в «Суперкомпании», — закрылись в переговорке, чтобы обсудить VSM (value stream map). Неделя споров с литрами кофе — и стало очевидно: всё, что не приносит прямой пользы должно быть удалено.

Мы убрали лишние процессы, вычеркнули ненужные фичи, и главное — научили команду не бояться удалять то, что не работает.

Результат:

  • Сократился ТТМ (time to market)
  • Люди перестали гонять по кругу
  • Клиенты начали получать реальную пользу вместо пустых обещаний

Первоначально многие боялись, что удаление процессов и фичей сделает продукт хуже. Но всё оказалось наоборот: меньше — лучше.

Ошибка масштабирования: больше фичей — меньше клиентов

Один из моих любимых примеров — история с кофейней. Представьте: вы открыли уютное кафе, знаете клиентов по имени, помните их заказы и предпочтения. Со временем кафе растёт: больше столиков, больше персонала, открываете ещё пару точек. И вдруг магия теряется: клиентов никто не узнает, заказы путаются, атмосфера исчезает.

Тоже самое произошло с «Суперкомпанией». Команды разрослись, добавляли фичи, процесс становился громоздким, и «клиенты потерялись». Масштабирование само по себе не проблема, но важно помнить: цель не в увеличении, а в создании ценности для клиента.

Маленькие команды = гибкость

Проблема «Суперкомпании» была в том, что продуктовые команды вообще не общались с клиентом. Всё создавалось за закрытыми дверями, никакого тестирования гипотез.

Мы кардинально изменили процесс, демократизировав его. Продуктовые команды начали общаться с клиентами напрямую, что вернуло гибкость. Задача не в том, чтобы добавлять больше фичей, а в том, чтобы попадать в цель минимальными ресурсами.

Как 550 фичей чуть не утопили продукт. Кейс-разбор.

Как это выглядело?

  • Маленькие команды, каждая фокусируется на одной конкретной потребности клиента
  • Принятие решений на основе постоянного фидбэка клиентов
  • Постоянные итерации и быстрая адаптация продукта

Результат: Продукт стал двигаться быстрее, и начал отвечать реальным запросам, а не абстрактным идеям из бэклога.

Любовь к бэклогам «на всякий случай»

Вернемся к 550 фичам. Главный урок: гигантские бэклоги убивают. Если у вас куча фичей «на всякий случай», вы больше тратите времени на их менеджмент, чем на реальную работу.

Что мы сделали? Удалили всё, кроме 6 ключевых вещей. Да, это было страшно, но это сработало: эти фичи реально приносили пользу клиенту и бизнесу. Не тратьте силы на идеи «на всякий случай».

Специализация — это хорошо, но...

Третья ошибка — гиперспециализация. В «Суперкомпании» каждый отвечал за свой маленький участок. 30 стейкхолдеров и передача ответственности выглядела как игра в горячую картошку.

Мы внедрили кросс-функциональные команды и установили новое правило: никто не делает задачу в одиночку. Это дало гибкость, устранило узкие места. Теперь команды работают быстрее, идеи доходят до клиентов за 4-6 недель, а не за 56.

Как 550 фичей чуть не утопили продукт. Кейс-разбор.

И в завершение — о менторстве

Если вы до сих пор думаете, что увеличение процессов и фичей сделает ваш продукт лучше — подумайте снова. Возможно, пора удалить лишнее. Если вам нужна помощь, давайте это обсудим. Это не реклама, а дружеский совет от человека, который прошёл через это не один раз.

Может, встретимся на кофе или созвонимся онлайн? Буду рад поделиться идеями и обсудить, как мы можем вместе улучшить ваш продукт и клиентский опыт.

Ты можешь забронировать звонок со мной прямо в календаре.

22
Начать дискуссию