Work-life-дисбаланс: что ждёт последователей концепции разделения работы и личной жизни

Умей найти баланс между работой и личной жизнью, не перетруждайся, иначе выгоришь — все это постулаты концепции work-life balance: «разумного» распределения времени между работой и отдыхом.

Андрей Анищенко, сооснователь Skillbox, рассказывает, почему поиски гармонии между карьерой и личной жизнью — самообман, который неизбежно приведет к профессиональному краху, а в скором будущем и к снижению уровня жизни.

the local de

Средний класс в развитых странах постепенно вымирает, предупреждают экономисты. Как показал прошлогодний доклад Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), за последние 30 лет доля домохозяйств со средним уровнем дохода заметно снизилась. Заработок этих домохозяйств снижается с каждым годом, в то время как люди с достатком, наоборот, продолжают богатеть.

OECD: Since the baby boomers generation, each new generation has seen its chances of belonging to the middle-income class fall

Это расслоение затронуло и Россию: в нашей стране число граждан с ежемесячным доходом 39-99 тысяч рублей упало до минимума за 15 лет — с 37% в 2014 году до 30% в 2018.

Социальное расслоение 2.0

Этот процесс ускоряют несколько тенденций. Во-первых, простой труд вытесняется в развивающиеся страны. Появление дешевой рабочей силы за рубежом закрыло для квалифицированных рабочих возможность много зарабатывать — возможность, к которой многие привыкли в советское время.

Второй тренд, влияющий на исчезновение среднего класса — повсеместная автоматизация. Разговоры о том, что роботы вытесняют живых сотрудников, многим уже успели надоесть, но это факт: спрос на типовых специалистов, выполняющих рутинную работу, неуклонно падает, поскольку большинство таких операций можно передоверить программе. Компаниям больше не нужно держать целые отделы, отвечающие за документооборот, бухгалтерию или прием заказов: дешевле приобрести соответствующий софт и оставить пару сотрудников для контроля за ним и для решения сложных вопросов.

Все это приводит к тому, что количество рабочих мест для средних сотрудников по «верхней вилке зарплат» сокращается, а в перспективе 5-10 лет может вовсе стать минимальным. Социальное расслоение тянет за собой поляризацию зарплат: рядовые работники постепенно получают все меньше, 1-5% выдающихся профессионалов — больше.

Пример этой тенденции — рынок таксистов: если раньше эта профессия была достаточно прибыльной, то по мере расширения доступа к услуге уровень зарплат в ней сильно упал. Та же судьба ждет банковских клерков и других специалистов, выполняющих стандартную работу, не требующую напряжения и постоянной прокачки. Рынок становится все более контрастным: да, пол в «Макдональдсе», вероятно, еще долго будут мыть люди, поскольку робот обойдется дороже. Специалисты интеллектуальной сферы, чью работу невозможно автоматизировать: талантливые айтишники, финансисты, врачи — по-прежнему будут в выигрыше. А вот пространство между этими полюсами, где раньше можно было получать высокую зарплату за то, что просто приходишь в девять утра в офис в костюме, начинает исчезать — это и есть новая реальность, к котором мы постепенно движемся.

Кризис «белых воротничков»

Спорт и шоу-бизнес похожи тем, что в обеих сферах успеха добиваются единицы — те, кто вложил в свою профессию талант и титанические усилия, а часто еще должно добавиться везение; основная масса фактически не существует с точки зрения дохода. Такая же ситуация скоро захлестнет и класс «белых воротничков»: преуспевать здесь будут не более 5-10 процентов — тех, кто будет работать в востребованной профессии, любить ее и вкладываться в свое дело по полной.

Здесь сразу стоит оговориться — спросом будут пользоваться не столько сферы деятельности, сколько конкретные специальности. Так, потребность в классическом бухгалтере через десять лет отпадет: его задачи легко смогут (и во многом могут уже сейчас) выполнять алгоритмы. Но опытный финансовый аналитик, способный прогнозировать изменения денежных потоков компании и влиять на бизнес-решения, всегда будет в фокусе внимания хантеров из крупных корпораций.

То же самое происходит в IT-сфере: многие задачи, которые раньше требовали труда программистов, сейчас можно заменить комплектацией существующих готовых решений. Так, пятнадцать лет назад, когда создание сайтов стоило дорого, а компаний, специализирующихся на этом, было немного, профессия разработчика была престижной и высокооплачиваемой. Сейчас же, с появлением многочисленных конструкторов и CMS, заработать в сайтостроении могут лишь те, кто делает сложные комплексные решения для больших компаний — простые веб-кодеры уже не могут претендовать на высокий оклад.

Конечно, все это не относится к таким видам деятельности, как предпринимательство или творческие специальности. Но по статистике, среднее математическое ожидание успеха в этих областях значительно меньше, чем в мейнстриме: великие актеры и бизнесмены — скорее исключение, чем правило, а средний доход на всех участников забега весьма скромен.

Любимое дело vs работа на износ

«Займись любимым делом, и ты не будешь работать ни одного дня в своей жизни», — часто любят повторять мотивационные спикеры. Но при этом забывают уточнить, что высокого дохода это никак не гарантирует, поскольку не любая профессия пользуется спросом. Поэтому всегда нужно задавать себе вопрос: если мне нравится делать то, на что нет спроса, то готов ли я быть счастливым и при этом мало получать? С другой стороны, добиться успеха в деятельности, которая не приносит удовольствия, тоже сложно, поскольку вас всегда будут обгонять те, кто горит этим делом и соответственно, имеет больше мотивации и амбиций.

Наконец, еще одно условие для карьеры — огромные усилия, которые вы готовы в нее вложить. Трудясь не больше, чем люди вокруг вас, вы вряд ли сможете показать экстраординарные результаты. Чтобы преуспеть в новой реальности, нужно приложить намного больше стараний, чем десять лет назад. Эту ситуацию тоже можно сравнить с профессиональным спортом: чтобы взять «золото» в стометровке на Олимпийских Играх сейчас, требуется несравнимо больше усилий, чем сто лет назад.

К сожалению, успешная карьера, как и спорт высоких достижений — путь не для всех. В скором времени каждому придется выбирать: готов ли он жить на среднюю зарплату или на безусловный доход, который может появиться в мире — или же он хочет бороться за то, чтобы жить лучше. Но при этом придется учитывать, что средняя зарплата будет ниже, чем сейчас, поскольку доходы среднего класса неотвратимо падают — поэтому такие блага, как хорошее образование, недвижимость или путешествия не смогут позволить себе те, кто хочет просто сидеть на стуле от звонка до звонка.

Work-life balance как большой обман

В совокупности все эти три фактора: востребованная специальность, интерес к работе и огромный труд — и станут обязательными составляющими успешной карьеры. Но доля людей, которые хотят побеждать, которые заняты в профессии с высоким спросом, которым нравится их работа и они готовы в нее активно вкладываться, во всем мире не превышает 5-10 процентов. И поэтому число успешных специалистов с высоким доходом с каждым годом будет снижаться.

Концепция work-life balance, спрос на альтернативные школы без оценок и соревнования между учениками — все это построено на стремлении снизить уровень стресса, позволить человеку расслабиться и наслаждаться самой жизнью вне работы. Не нужно торопиться, вкалывать, работать на износ: не спеша ищи себя, и тогда сможешь достичь успеха в своем деле, утверждают последователи этой модели. Но цифры в экономике этого не подтверждают: чтобы преуспеть в системе, нужно очень много трудиться. Мы постепенно движемся к миру, где в выигрыше будут отличники и трудолюбивые хорошисты — а условным троечникам придется довольствоваться небольшим достатком. Мы видим эту модель в спорте, где для успеха нужно превзойти себя; в творческих профессиях, где «середнячки» фактически находятся на пороге бедности. У нас есть пример Америки, где водитель или техник на заводе не может много зарабатывать, и уже появились первые звоночки в России. Да, сейчас еще можно поступить во второсортный вуз, кое-как отучиться в нем и после этого найти место с более-менее неплохим окладом, где не придется сильно напрягаться — но таких возможностей становится все меньше.

Концепция work-life balance — по сути, самообман. Молодежь, воспитанная в этой философии, рано или поздно столкнется с реальностью, где есть рынок труда и есть жесткая конкуренция. Все эти принципы, которые сейчас впитывает поколение Z, приведет к тому, что вскоре на рынке труда появится намного больше людей, которые не знают, чего хотят, не умеют трудиться, теряются в стрессовых ситуациях и так и не смогли найти себя — в то время как их обгонят их немногочисленные сильные и талантливые сверстники, те самые замотивированные 5-10%. Большинство же будет мучительно долго искать ответ на вопрос, почему они не чувствуют себя счастливыми — хотя в их жизни нет ни стресса, ни давления, ни большой нагрузки. К сожалению или к счастью, но экономике нужны очень талантливые и бесконечно замотивированные люди — счастливый человек с точки зрения экономики, увы, бесполезен.

0
191 комментарий
Написать комментарий...
Алексей Михальский

спасибо, интересная статья. именно про лайф-ворк хотелось бы подробнее подумать... а тренды отлично описаны. добавим роботизацию и получаем что... короче я не знаю на что будут жить эти люди, которые остаются за бортом. Как профессоры прошлого поколения - весь этот класс просто экономически уничтожили у нас в стране.

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

И кто же, по-вашему, останется за бортом? 

Ответить
Развернуть ветку
188 комментариев
Раскрывать всегда