{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Коронакризис 2020. Уроки для бизнеса, извлеченные во время пандемии

Экономические последствия эпидемии коронавируса преувеличить вряд ли получится. Потребительский спрос в 2020 году падает до рекордно низкого уровня по всей планете — в размере 3,2% или $8,5 трлн по прогнозам ООН.

Как писал Дарвин, выживает не самый умный и сильный, а тот, кто умеет приспосабливаться и подстраиваться под обстоятельства. Бизнес после карантина должен быть настолько же гибким и готовым к изменениям, как и любое живое существо в момент опасности для жизни.

Мир после коронавируса будет еще сильнее ценить адаптивность — важнейшее качество для выживания в живой природе и в бизнесе.

Уже 14 лет я занимаюсь бизнесом, и кризис 2020 года — не первый в моем опыте. Благодаря ряду оперативных решений и гибкому подходу, мне и моей команде удалось успешно пережить карантин и приспособиться к новым реалиям. Пришлось сразу учесть изменившиеся потребности рынка и в соответствии с ними форматировать работу и потенциал компании.

Делюсь рядом выводов и собственных наблюдений, которые помогли мне удержать свой бизнес на плаву в непростых условиях 2020-го.

1. Отношения с клиентами во время коронакризиса: не ищите новых клиентов, фокусируйтесь на существующих

Ввиду того, что шансы на новые продажи и привлечение новых клиентов уменьшатся, наивысший приоритет в вашем списке должны занять уже существующие клиенты. Убедитесь, что они удовлетворены вашим продуктом или услугой, и будут продолжать полагаться на вас — это гарантирует стабильный поток доходов. В нынешних условиях вам придется потратить гораздо больше ресурсов, чтобы найти нового клиента, чем удержать старого.

Как удержать клиентов?

  • Предложите бесплатные дополнительные услуги, которые несут клиентам ценность.
  • Сделайте скидки на новые покупки
  • Создайте или улучшите программу лояльности, чтобы ваши существующие клиенты были довольны и чувствовали, что вы частично помогаете с финансовыми проблемами, с которым они сталкиваются из-за кризиса.

Например, наша команда в период карантина предложила создание чат-ботов для автоматизации бизнес процессов в ресторанном бизнесе.

Постоянно поддерживайте связь с клиентами, чтобы быть в курсе любых проблем или препятствий, с которыми они могут столкнуться, чтобы вовремя среагировать.

2. Взаимодействие с коллективом в условиях пандемии: будьте открыты со своими людьми

Хотя у вас и может возникнуть соблазн посмотреть на команду с точки зрения затрат, сейчас сотрудники должны быть вашим самым ценным активом. Когда они мотивированы, их идеи и преданность делу могут привести к уникальным решениям. Даже когда дела идут не по плану. Будьте открыты и говорите «как есть».

Хорошая практика — проведение еженедельных отчетов для коллектива, на которых вы можете рассказать о прогрессе и проблемах, а также пригласить команду к помощи в решении текущих важных задач, поиску новых клиентов, обновлению продуктовой линейки и т.д. Коллективный разум — большая сила!

Что еще важно в работе с людьми во время карантина:

  • Убедитесь, что сотрудники в безопасности и хорошо приспособлены к новым реалиям, потому что их физическое и психическое благополучие важно, и ответственность за это лежит на компании.
  • Следите за тем, чтобы все ваши сотрудники имели то, что им нужно для комфортной работы из дома (будь то техника, стабильность интернета, инструменты для совместной работы или оборудование).
  • Регулярно общайтесь с ними, потому что социальные взаимодействие и общение могут помочь повысить моральный дух.

Приоритет — развитие сотрудников

Постоянное обучение и привычка к саморазвитию останутся ключевыми качествами сотрудников, и не только в условиях кризиса. Сейчас это можно назвать даже приоритетным качеством.

Раньше, чтобы обучать сотрудников и повышать их квалификацию, путешествия в другие города и страны для различных конференций было необходимостью — все проходило оффлайн. Теперь, когда тренинги перешли в цифровой формат, а обучение проходит в Zoom, их можно проводить прямо из дома или офиса вашей компании, — эта проблема устранена, и обучение удалось быстро масштабировать.

3. Минимизация расходов во время карантина: пересмотрите планы и бюджеты

Предприятия, пережившие предыдущие кризисы, часто связывают свой огромный посткризисный успех с их способностью держаться дольше, чем их конкуренты.

В момент всеобщего кризиса есть золотое правило, которое еще никого не подвело — «Cash Flow Is King». То есть, доходы и живые деньги намного важнее любых обязательств и дебиторки. Квартальное и годовое планирование теряют актуальность — только недельные (максимум ежемесячные) финансовые планы и ежедневное наведение резкости.

Поэтому, сразу оцените, какую позицию на рынке занимает ваша компания на данный момент — это даст вам возможность маневра. Необходимо оперативно отреагировать на изменение ситуации, вовремя изменить стратегию.

4. Проведите капитальную «сушку» расходов

Еще ни один предприниматель не пожалел о том, что во время кризиса максимально сократил расходы. Ресурсы выделяются только на жизненно важные процессы, никаких инвестиций в светлое будущее, ключевая задача — выжить во время кризиса.

Отложите необязательные капитальные инвестиции, дорогостоящие ремонты или сложные маркетинговые исследования. Оцените эффективность каждого сотрудника. Сейчас у вас есть хорошая возможность оптимизировать расходы на персонал (я не говорю про увольнения, а про соц.пакет, бонусы и прочие радости жизни).

5. Диджитализация бизнеса: все в онлайн

Глобальная пандемия и всеобщий карантин вынудили подавляющее большинство предприятий уйти в удаленный цифровой формат работы, у кого была такая возможность.

Действовать нужно было быстро: искать креативные решения для возникших у клиентов новых потребностей, преодолевать барьеры в коммуникации сотрудников и урезать расходы.

Вся команда моей IT-компании Artjoker оперативно сработала и ответственно подошла к переходу в новый дистанционный режим, что помогло нам сэкономить большое количество ресурсов. Подробным кейсом я делился здесь.

Диджитализация это то, что поможет вашему бизнесу быть гибче. Переведя в онлайн процессы (например, продажи, коммуникации, работу с клиентами) — карантин становится не так уже страшен. Для кого-то коронакризис стал даже возможностью пересмотреть свой бизнес на предмет ненужных ритуалов, которые делались по привычке.

Ну и последнее. Кризис доказал, что наиболее устойчивыми оказались бизнесы со стабильным денежным потоком, и прибыльными, а не венчурными и мифическими, перспективами. Такие компании в период хаоса нашли новые возможности и фактически усилились от непредвиденных и нежелательных внешних факторов.

Будьте в их числе и готовьтесь меняться.

Больше инсайтов в моем ТГ-канале. Присоединяйтесь. Легко не будет, скучно тоже!

0
2 комментария
Vl Al

"Сейчас у вас есть хорошая возможность оптимизировать расходы на персонал (я не говорю про увольнения, а про соц.пакет, бонусы и прочие радости жизни)."

Поподробнее про "соцпакет" предлагаю изложить.

Ответить
Развернуть ветку
Парень из КНДР

НЕНУЖОН НАМ ВАШ СОЦПАКЕТ – вот тебе и подробности

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда