(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(20277427, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(20277427, 'hit', window.location.href);

Как ставить задачи работникам разных поколений

«Мегаплан» начинался с таск-менеджера, поэтому мы можем назвать себя профи в заявленной теме. В прошлый раз рассказали вам, как ставить задачи так, чтобы их хотелось решать. Сегодня поговорим о поколенческих особенностях.

Статья будет полезна начальникам в больших коллективах, которые хотят, чтобы их задачи всегда выполнялись. А также линейным сотрудникам, которые ставят задачи коллегам в совместных проектах или вне их, когда недостаточно своих компетенций. Учитывайте особенности поведения работников разного возраста и добивайтесь от них выдающихся результатов!

Теория поколений: в мире и у нас

Уильям Штраус и Нил Хау в книге «Поколения» 1991 года впервые рассмотрели историю США как последовательность сменяющих друг друга поколений. Суть теории в том, что каждое поколение растет в уникальных экономических и общественных обстоятельствах, формирующих его отношение к жизни. Авторы теории объединили людей в поколения по году рождения.

Поколение Z: 1996 и позже

Поколение Y: 1980 – 1995

Поколение X: 1965 – 1979

Победители: 1946 – 1964

Традиционалисты: 1945 и ранее

Россия всегда развивалась особым путем, из-за этого ее достаточно сложно вписать в общемировые рамки. Время на стыке двух тысячелетий было для нашей страны насыщено трагическими и грандиозными событиями. Поколение X помнит войну в Афганистане, дефицит и застой. Поколение Y, родившееся в СССР, а повзрослевшее в РФ, — окончание холодной войны, открытие границ и появление интернета.

Представители этих двух поколений сегодня преобладают на рынке труда. Их теснит поколение Z (его представителей еще часто называют зуммерами), которое формировалось во время бурного роста экономики, развития социальных сетей и свободы самовыражения. Но есть одно но, которое не учитывает теория поколений. Кроме полученного опыта, на ценности и взгляды каждого человека влияет этап, который он проходит в конкретный момент жизни. После окончания института (а некоторые раньше) мы только нащупываем свой путь: пробуем себя в разных профессиях, экспериментируем с образами и еще не боимся рисковать. В почтенном возрасте, наоборот, придерживаемся традиционных ценностей, чтим авторитеты и теряем гибкость в принятии решений.

Двойственный взгляд на ментальность сотрудников побудил нас разделить их на четыре возрастные группы. Вряд ли кто-то поспорит с тем, что лучше всего ценности эпохи отражает массовое искусство, в частности кинематограф. Определить принадлежность работника к какому-либо поколению проще всего по его любимому фильму. Мы так и сделали.

Поколение «Служебного романа»: 45+

Продолжительность жизни растет, поэтому граница старости отодвигается и количество работников старшего возраста увеличивается. В свете этой тенденции нужно учиться превращаться недостатки «возрастных» сотрудников в достоинства и умело ими пользоваться.

Знакомьтесь, это Валентин Петрович.

Он был воспитан на добрых советских фильмах, герои которых работали в обычных учреждениях типа НИИ, были скромны, трудолюбивы и в меру талантливы. Его родители трудились на заводе от звонка до звонка, верили в идеалы социализма и критиковали запад «со всеми его буржуазными штучками». Ему внушали, что труд украшает человека и чтобы хорошо жить, нужно усердно работать. Эти правила он запомнил на всю жизнь. Он трудится на скромной должности с небольшим стабильным окладом и вполне счастлив.

Достоинства: ответственность, скрупулезность, знания и жизненный опыт, хорошие коммуникативные навыки, предсказуемость.

Недостатки: слабая техническая грамотность, желание поучать, переоценка возможностей, медлительность, негибкость мышления, преклонение перед авторитетами.

Особенности постановки задач

Так как субординация для возрастного сотрудника превыше всего, он подчиняется только непосредственному начальству. Не нужно ждать от него инициативы, потому что он знает, что она наказуема.

1. Ставя задачу Валентину Петровичу, всегда заручайтесь поддержкой его прямого начальника.

2. В сути задачи обязательно подчеркивайте большой опыт исполнителя в данной сфере и его незаменимость в решений задачи.

3. Установите дедлайн с запасом. Скорее всего, работа не будет сделана вовремя или будет выполнена не так, как хотелось бы вам – зато останется время на переделку.

Поколение «Крепкого орешка»: 35–45 лет

Сорокалетние не привыкли к стабильности. На их глазах менялась страна: из огромной авторитарной империи она болезненно превращалась в демократическое государство. «Лихие девяностые» не прошли для них даром: они по-прежнему не доверяют завтрашнему дню и смирились с тем, что жизнь сложная штука. Поэтому им чужд инфантилизм и упадничество, они всегда активны и сообразительны. В этом возрасте многие открывают собственный бизнес. Это поколение предпринимателей, которых не сломит ни один экономический кризис.

Знакомьтесь, это Лидия.

Идеалом силы и благородства стал для нее герой Джона Макклейна в исполнении Брюса Уиллиса. Несмотря на личные неурядицы, он смело борется со злодеями, острит и не теряет присутствия духа даже в самых тупиковых ситуациях. Лидия, как и ее герой, привыкла рассчитывать на себя, всегда имеет запасной план, не опускает руки, даже когда остальные не видят выхода. Она успела побывать октябренком и даже была принята в пионеры: участвовала в слетах и субботниках, поэтому ненавидит всю эту корпоративную атрибутику и неоплачиваемый труд на благо компании. Внешне она волк-одиночка, который не нуждается в помощи и поддержке, а что внутри — останется при ней.

Достоинства: высокая работоспособность, настойчивость, усердие, организаторские способности, нацеленность на образование, карьерный рост и материальные блага.

Недостатки: схематизм мышления (не ищет новых путей, а действует по плану), неумение работать в команде, замкнутость, упрямство и нежелание считаться с чужим мнением.

Особенности постановки задач

Лидия не любит отчитываться перед кем-либо о своей работе. Любая рутина для нее — худшее из наказаний. Чтобы не демотивировать такого работника, лучше избавить его от очередного отчета, а вместо этого поручить новый нестандартный проект.

1. Не ставьте Лидии задачи в выходные дни. Для этого поколения очень важен баланс между работой и личной жизнью. Они ценят свободное время больше, чем деньги.

2. Смело давайте сложные задания и свободу в выборе средств, потому что этим людям важно напрягать голову и самостоятельно находить решения.

3. Не бойтесь поручать таким, как Лидия, большие проекты: они смогут начать их с нуля и успешно довести до конца, потому что не боятся работать руками и брать на себя ответственность.

4. Из этого поколения получаются хорошие наставники. Смело подставляйте к Лидии стажера или новичка — такой симбиоз опыта и новаторства при выполнении задачи гарантированно даст сбалансированный результат.

Поколение «Гарри Поттера»: 25–34 года

Если средний и старший возраст наступают теперь гораздо позже, то и тридцатилетний человек может вести себя как подросток и так же легкомысленно относиться к работе. Несмотря на уже недетский возраст, молодые работники могут радикально менять свои представления о карьере и жизненных целях: сегодня он перспективный банковский клерк, а завтра дауншифтер на эфиопской ферме.

Это Люси, она руководит отделом в крупной компании.

Возможно, вы с ней уже знакомы: когда-то мы уже писали о ее амбициях и разочарованиях в жизни. Она на руководящей должности, общительна, дружелюбна, но запредельно амбициозна. Часто парит в облаках и до сих пор верит в волшебных единорогов. Герой ее любимого фильма Гарри Поттер — настоящий волшебник, живущий среди людей и обладающий особенным даром. Люси верит, что она тоже особенная и когда-нибудь ее жизнь тоже засверкает радужными красками.

Достоинства: нестандартность мышления, эмоциональность, многозадачность, минимализм, умение работать в команде, технологическая грамотность.

Недостатки: непредсказуемость, самоуверенность, сложность с самоидентификацией, нежелание следовать общепринятым правилам, мечтательность.

Особенности постановки задач

Несмотря на то, что Люси мигрант в стране цифровых технологий, она отлично освоила социальные сети, электронную почту и мессенджеры, которые стали для нее главными инструментами коммуникации.

1. Все задачи пишите на почту, в мессенджер, а лучше в таск-менеджер или CRM. Поколение тридцатилетних не слышит задач, оно воспринимает их только письменно.

2. Этим людям нужно видеть перед собой четкую цель, чтобы не терять ориентиры. В сути задачи всегда пишите для чего и почему нужно сделать именно так, а не иначе.

3. Чтобы добиться от Люси высоких результатов, может потребоваться немного ослабить правила. Попробуйте избавиться от ритуалов: не требуйте докладов по каждому чиху.

4. Люси уверена в себе и в провалах винит окружающих, обстоятельства, погоду — только не себя. Поэтому перед тем, как она примет задачу, попросите ее рассказать, какие препятствия могут помешать достижению целей, и подумать, как эти риски минимизировать.

Поколение «Аватара»: 18–24 года

Представители поколения двадцатилетних выросли в цифровой среде. Они на ты с «умными» технологиями, в детстве ходили на курсы робототехники, а сегодня проходят квесты в виртуальной реальности. Почти как герои культового фильма Джеймса Кэмерона про исследование вымышленной вселенной. Эти молодые люди в скором времени займут большую часть вакантных позиций в вашей компании. Они — клад для работодателя. Но чтобы этот клад заполучить, нужно иначе ставить задачи.

Для тех, кто не помнит. Это Дима — представитель поколения Z, поколения людей, рожденных в конце 1990-х — начале 2000-х.

Он быстро анализирует большие объемы информации, выдает новые оригинальные решения, легко справляется с несколькими задачами одновременно. Социальные сети, в которых Дима практически живет, держат его в курсе тенденций. Он почти не пользуется городским телефоном и не помнит номеров друзей.

Достоинства: оптимизм, терпимость, онлайн 24/7, самообучаемость, креативность, знание трендов.

Недостатки: лень, эгоцентризм, слабые эмоциональные связи, поверхностность, невнимательность, капризность.

Особенности постановки задач

Поколение двадцатилетних использует множество технологий вокруг для продвижения в карьере: от любительских роликов на YouTube и подкастов до серьезных вебинаров. Поэтому оно с удовольствием и в короткие сроки осваивает новые направления. Но для таких, как Дима, важны достижимые цели.

1. Задачу ставьте конкретно, расписав все нюансы, как ребенку. Четкие рамки для такого работника, как Дима, — место для полета мысли.

2. Объясните не только, что он должен делать, но и почему и как это согласуется с целями компании. А еще лучше нарисуйте: это поколение фанатеет от комиксов!

3. Когда молодые сотрудники не выполняют задачи, то часто ссылаются на большую занятость. Поставив задачу, поинтересуйтесь у исполнителя загрузкой. Если он скажет, что может взяться за работу, ему будет сложно использовать самое удобное оправдание.

4. Молодежь потребляет информацию маленькими порциями. Укладывайте устную задачу в 25 слов или развернуто объясняйте письменно по пунктам. В каждом пункте тоже не должно быть больше 25 слов.

Выводы

  • При постановке задач всегда учитывайте поколенческие и личные особенности исполнителя.
  • Возрастные сотрудники любят, когда все по плану: задачи ставит начальник, рабочий день регламентирован, обязанности прозрачны. Не путайте карты!
  • Поколение сорокалетних — поколение предпринимателей. Если не хотите терять ценные кадры, давайте им долю в компании или самостоятельные проекты: отправьте возглавлять филиал в другом городе или представительство за рубежом.
  • Тридцатилетние оценят возможность горизонтальной карьеры. Они любят пробовать свои силы в новой деятельности, а реализация талантов на разных позициях не даст им заскучать.
  • Занимайтесь технологическим оснащением вашей компании и инновациями, чтобы привлекать прогрессивную молодежь. Внедряйте CRM-системы и таск-менеджеры, чтобы молодые сотрудники могли при необходимости работать удаленно.
0
10 комментариев
Написать комментарий...
Sergey Klochko

Я в свои 50 имею больше всего совпадений с вашими люси и димой. Странно.

желание поучать,

организаторские способности, нацеленность на образование, материальные блага, упрямство и нежелание считаться с чужим мнением

нестандартность мышления, многозадачность, минимализм, умение работать в команде, технологическая грамотность, самоуверенность, сложность с самоидентификацией, нежелание следовать общепринятым правилам

самообучаемость, креативность, знание трендов, лень, эгоцентризм, слабые эмоциональные связи, капризность.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Kozlov

Я себя нашел в своем поколении «Крепкого орешка» времен волосатого Брюса Уллиса))

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине

- а какие-нибудь недостатки у вас есть?
- приврать люблю. 
(старый анекдот) :) 

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Klochko

Там недостатки в кучке лежат, все, что у меня есть, из их списка сразу после достоинств.
Приврать в списке не было. Хотя, сказать, что люблю будет неправильно. Скорее умею расставлять акценты.

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов

ахахахаха спасибо за юмористический рассказ )) самое то для камеди клаба )) 

по смыслу анекдотов не будем, но по фактическим делатям:

1. "его представителей еще часто называют зуммерами" - наверное, это какой-то милый технический эвфемизм, ибо и бумеры, и зумеры знают хотя бы от Бродского, что "зуммер" - это такая хрень, которая пищала раньше в проводных телефонах )) а "зумер" - это зумер. вы бы еще их блоггерами назвали )))) 

2. 35-летняя ваша Маша не могла быть ни пионером, ни октябренком, ибо "звездочки" перестали выдавать за год до того, когда Машу привели на ее первую "линейку". )) А чтобы ей побыть пионером хоть денек, ей нужно быть хотя бы 42-летней ;)

3. ну а вообще, жесткое бескомпромиссное стереотипирование - наше всё, конечно! продолжайте, и вы станете гуру управления людьми!! 

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Zakharenkova

последние пионеры родились в 81м. я 80го года, я полтора года была пионером )) 

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов

Ну и опять же, 80й - это 40 лет, не 35 ;)

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов

Ну, если только на Чукотке... Вас, наверное, за пятерки пораньше других приняли, да? :) Я тоже был, я в курсе кого и когда ))

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Zakharenkova

да нет, в Москве. Да, меня в первый заход принимали, а не как всех в ДР Ильича. но приняли весь класс точно. 

друзья 82 года уже пионерами не были. 

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов

:) Ок. По мне, так это тема отдельной ностальгической беседы о смешной и беззаботной юности в не смешной и не беззаботной стране, а не дискуссия по предмету ТС. 

А так, чтоб историческая справедливость, я знал людей и 1970-го г.р., кто пионером не был ни разу ))) И слышал, что есть сейчас какие-то "пионерские организации". 

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда