Масштабная трансформация
Сбербанка в прямом эфире
LIVE

22 совета для начинающего фрилансера

Помогут повысить продуктивность, избежать конфликтов и ссор с заказчиками. Подскажут как развиваться и получать удовольствие от работы.

В закладки

Никого не учу, не настаиваю, не истина в последней инстанции. И это даже не руководство к действию. Скорее мысли и зарисовки. Принимать или нет – ваше решение.

Про начало работы

1. Обсуждайте всё на берегу

Под «всем» я понимаю здесь перечень работ, который вы выполняете. Даже настройка контекстной рекламы (мой основной профиль) имеет очень широкий спектр возможных действий. Смарт баннеры, графические объявления, настройка целей метрики на стороне сайта итд. Никто не делает все сразу. Составьте конкретный список работ. И за него берите деньги.

Также можно расписать что вы НЕ делаете, если от вас этого часто ждут.

Чтобы не тратить свое время на одни и те же формулировки работ, «забейте» их в файл. А потом копируйте, изменяя при необходимости под конкретного клиента. Перечень обсуждений постоянно пополняйте, с опытом будет формироваться понимание основных вопросов.

2. Помогите клиенту разобраться. Если видите возможные проблемы, то лучше озвучьте их заранее

Связано с предыдущей идеей. Обо всем говорить сразу. Клиентам свойственно «гореть» и не замечать возможных проблем. Это нормально, они хотят лидов, чтобы зарабатывать деньги. Видите, что посадочная плохая? Скажите об этом. Видите, что предложение не в рынке? Скажите об этом. Видите у клиента завышенные ожидания от результата? Скажите об этом! Объясните почему они завышены и «продайте» идею тестирования, а не взрыва рынка, которого они так ждут.

3. Фиксируйте всё

Сам не могу решить вопрос с записью звонков. А надо бы. Тут особо нечего объяснять. Если есть предъявы не по делу – вы всегда сможете поднять историю переписки и звонков. Даже если разговоры не записываете – фиксируйте ключевые моменты в чате. Поможет избежать фраз типа «Я же вам говорил».

Про базовые принципы

4. Не стоит делать фигню по просьбе клиента

Виноваты будете всё равно вы. Стандартная тактика в таких случаях. «Нет» — «Не надо» — «Ну нет» — «Ну давайте не будем» — «Не надо, потому что… » — «Если вы настаиваете, я сделаю. Но это может привести к… .» — «Хорошо. Я предупредил о последствиях. Я делаю.» В голове у человека все равно виноваты будете вы. Но предъявить вам будет сложно.

5. Не берите деньги за то, чего не умеете

Когда клиент спрашивает «А это сделаете?», всегда хочется заработать больше. И тянет согласиться, а по пути уже разобраться. Но я крайне не рекомендую так поступать. Правильным решением будет предупредить клиента о вашей неопытности. Посоветовать найти другого исполнителя (можно дать конкретного) или договориться, что вы выполните работу, но за минимальную стоимость. И больше в формате теста. Без каких-либо претензий. Часто заказчики соглашаются, если доверяют вам. Постепенно научитесь и поднимете ценник.

6. Любое сообщение от клиента — потенциальная задача

Нам свойственно отвечать «Да, ок». А потом забывать об этом. Тайм менеджмент и управление задачами – отдельная история. Если интересно – пишите в комментарии. Расскажу, как это делаю я. Но клиенты обычно не пишут вам просто так. Если поступил запрос от клиента на какое то действие, даже самое простейшее, то запишите его себе как задачу. Не надо в голове держать. Можно забыть.

Важная мысль – это у вас клиентов может быть много. У него вы один. А значит он ожидает внимательного отношения к своим сообщениям и просьбам.

7. Делать как себе

Штамп? Жуткий. Но я реально так делаю. Когда ко мне приходит запрос, я думаю «А как бы я поступил, если бы это был мой проект.» Буквально вчера я отговорил человека пользоваться моими услугами, потому что я бы контекст себе на эту нишу не запускал. Хотя он хотел. Глупо я поступил? Может быть. Но я бы себе не запускал. А значит вряд ли ему сделаю хорошо. Может сделает другой. Но не я. И мне так спокойнее.

Можете попробовать сделать для себя свою же услугу. А потом проецировать полученные ощущения на дальнейшие работы.

8. Определитесь с приоритетом

За качественную услугу могут платить больше денег

Объявление на vc.ru

Или

Если мне дадут много денег, то я смогу оказать качественную услуг

Я за первый путь. Он мне ближе. Так я постоянно расту как профессионал, а значит постоянно расту в деньгах. А вот «Я постоянно расту в деньгах, а значит расту как профессионал» попахивает обманом каким-то…

9. Забудьте о деньгах после того, как взялись за работу

Вы на это уже подписались. Сделайте хорошо. А в следующий раз будьте умнее и внимательнее. Дополните свой список для «обсуждения на берегу». Но если уже взялись – делайте.

Постоянные мысли из разряда «надо было взять больше» приводят к снижению заинтересованности в проекте. Вы начинаете отодвигать его на задний план. В лучшем случае в итоге вы получите серый проект, без особого результата. В худшем — вы с заказчиком останетесь недовольными друг другом. Он вам дал денег, а вы ему не помогли. А вы будете считать, что денег он вам дал мало, поэтому вы ему не помогли.

Сделайте нормально, а в следующий раз берите больше. Вы можете себе это позволить. Это всего один проект из 20 (50, 100, 500, 1000 итд).

10. Не позволяйте вешать на себя лишние задачи

Тут сложно. Мне всегда хочется помочь клиенту. Но нельзя помогать бесплатно. Это плохо влияет на ваши отношения. Клиент неосознанно начинает на вас «ездить», вы начинаете нервничать.

Если вы задачу не обговаривали, но клиент просит вас ее сделать – возьмите немного денег. Сумму, которая будет комфортна вам обоим. Можно не полный прайс, а со скидкой. Вы уже с человеком работаете, вам не надо его привлекать через рекламу или партнера. Поэтому можете взять поменьше. Мягко укажите на это клиенту. Он поймет, что вы пошли навстречу, а не просто «развели его на бабки».

Про возможные конфликты

11. Не теряйтесь

Если не сделали, лучше напишите об этом и извинитесь. Не можете сделать – верните часть средств или всю оплату. Это неприятно. Но заказчику еще неприятнее постоянно вам писать и искать вас. Некогда ответить на сложный вопрос? Напишите «отвечу позже». Не надо заставлять человека ждать. Это плохо влияет на его отношение к вам.

12. Если горят сроки, можно недоделать по мелочи

Лучше сдать проект в срок не полностью, чем сдать полностью не в срок. Сдайте базу, основу. А мелочи можете закончить в ближайшие 2-3 дня. Вряд ли вам предъявят за это. Если вообще заметят. А вот если вы затянете завершение работы на 2-3 дня, может возникнуть негатив. Поскольку все любят сроки.

13. Неадекватных реально мало

По моим наблюдениям неадекватных предпринимателей мало. А предприниматели - основная аудитория моих услуг. Большинство назревающих конфликтов можно решить простым разговором. Получше разобраться в вопросе, предложить решение. Главное – не лезть в … отказ. Вам проще разобраться в проблеме, чем заказчику. А нервы обычно появляются из-за непонимания. Надо просто объяснить что к чему и почему.

14. Конфликт криком не решить

Лучший способ уладить конфликт — скриншоты с датами и логикой. Пока скриншотите и анализируете, вы либо удостоверитесь, что правы и сможете спокойно объяснить почему. Либо увидите свои ошибки и поймете, что надо исправить. В любом случае, со статистикой и фактами сложно бороться криками. Хотя, конечно, всякое бывает. Но мне в разрешении конфликтов помогает именно сухой анализ.

15. Потеряли клиента? Задумайтесь почему

Любой конфликт или даже мягкий «слив» вас как исполнителя – отличный повод стать лучше. Надо только задуматься над вашими действиями и найти возможные ошибки. А в дальнейшем стараться их избегать.

Таким образом, каждый ушедший клиент может помочь вам удержать следующего. А значит вы в плюсе. Надо только откинуть нервы и подумать. Может не сразу.

Про условия работы

16. Рабочее место должно быть отдельным

Желательно не просто отдельная комната, кабинет или офис. А еще и отдельный компьютер. Без игр, youtube в закладках итд. Тогда вас ничего не будет отвлекать от рабочего процесса.

Я вот не могу нормально работать дома. Тут диванчик, тут игрушки на компе глаз мозолят, тут кот мяукает, пойду его поглажу. Полдня в итоге этому же коту под хвост и уходят. Все, конечно, зависит от мотивации. Но лучше, когда работаешь ты в одном месте, а отдыхаешь в другом. Так гораздо проще держать себя в рабочем ритме.

17. Лучше сделать рабочий график

Так организм понимает, когда он работает, а когда отдыхает. На мой взгляд свобода фрилансера большей частью мнимая. И заключается только в выборе «работать или не работать». Если выбрали «работать», то вам все равно нужен рабочий график и рабочее место. Это сильно повышает продуктивность. Попробуйте.

Еще пара мыслей

18. Переделывать сложнее чем делать заново

«У меня уже есть реклама. Давайте вы ее доработаете. Тут же меньше работы. А я вам меньше заплачу». Не давайте. Работы там не меньше. Сначала понять, что сделано, потом оценить результаты, потом переделать под себя, как ты привык работать. Как минимум столько же, если не больше. Поэтому я стараюсь не переделывать. И вам не советую.

19. Низкая цена ваших услуг не значит меньше геморроя

Я могу сделать рекламу за 5 000, могу за 25 000. Времени на работу я потрачу в 5 раз меньше. А вот времени на общение с заказчиком я потрачу столько же, если не больше. Человек также заплатил деньги и тоже хочет «сервис», это нормально. В итоге делать за 5000 мне невыгодно.

Значит ли это, что надо отказываться от выполнения дешевых заданий? Если у меня занято 80-90 процентов моего рабочего времени, то да. Это экономически невыгодно. А вот если у меня пустой холодильник и нет заказов, то крайне глупо сидеть и ждать «золотой проект». Я возьму что есть, вспомню правило «забудь, сколько тебе заплатили», и сделаю нормально.

Я встречал людей с подходом «Я себя не на помойке нашел, я не буду работать за копейки». При этом заказов у него не было. Совсем.

По-моему это неразумно. Жрать то хочется.

20. Делегировать не сложно

Сложно за выполненную работу потом отвечать, особенно с косяками. Начните делегирование с простых вещей. На их проверку вы должны тратить меньше времени, чем если бы делали это сами. И постепенно усложняйте задачи. И человек обучится. И вам станет понятен процесс. Это мой путь, может он подойдет и вам.

21. Не бойтесь просить отзыв

Мало кто отказывается писать отзыв. Я таких не встречал. Но часто люди сильно затягивают это дело. Чтобы ускорить процесс есть 2 метода. Первый — фраза «Отзыв мне сильно поможет». Таким образом вы показываете, что это для вас важно. Если у вас с клиентом хорошие отношения, то поднимается и важность задачи. У меня срабатывает.

Второй вариант – мотивировать клиента. Мотивацией может служить небольшая дополнительная услуга, корректировка. Что угодно, что будет ему полезно. А отзыв будет полезен вам. Все честно.

22. Партнерство — это круто

Причем в обе стороны. Когда вас рекомендуют, вы получаете лояльного клиента. И хорошо бы поделиться с партнером частью выручки, чтобы ему было интереснее вас рекомендовать. Лучше отдать деньги человеку, чем потратить на рекламу. Хотя бы потому, что клиент более горячий.

С другой стороны, когда вы рекомендуете профессионала, вам говорят спасибо, а вы от него еще получаете процент.

Ищите партнеров везде и всегда. Я вот ищу. Напишите мне, если вам может быть интересно сотрудничество со мной.

Надеюсь это было вам полезно. Если так — напишите в комментариях, какие мысли «зашли» сильнее всего. Ну и, конечно, пишите свои «татуировки» и принципы в работе фрилансера. Спасибо, за прочтение:)

{ "author_name": "Кирилл Гущин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 63, "likes": 18, "favorites": 249, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 148777, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 08 Aug 2020 21:23:32 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
0
63 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
–23

И почему я раньше не видела подобную статью?🤨все чётко и без воды)) спасибо за бесплатный мастер класс)

Ответить
65

Потому, что Вы зарегистрировались только вчера.

Ответить
6

«Кирилл Гущин отрицательно оценил комментарий» — обоснуйте.

Ответить
1

Читать можно без регистрации.

Ответить
0

Комментарий без регистрации оставить нельзя, а я захотела написать) негативные коммент я никогда не пишу, но если понравилось и откликнулось почему бы не сказать об этом?)

Ответить
1

Да, зарегалась специально, чтобы оставить комментарий) потому что мне понравилась статья) 

Ответить
1

Достойный ответ, похвально.
Совет да любовь Вашей семье!

Ответить
0

Благодарю🌸

Ответить
1

Чем Вам не угодил комментарий?)

Ответить
0

«Желаю, чтобы все!».
© П. П. Шариков.

Ответить
24

как же вы заебали, вы реально не понимаете, что это сразу видно?! это в вк пабликах может прокатить, где вы ему комментите, но не здесь

Ответить
–11

Не понимает. И ничего страшного. 

Это моя жена. И она не айтишник. 
Я прислал ей статью, чтобы она сказала мне свое мнение. Алёна указала мне на несколько опечаток. В целом статья ей понравилась и она решила поддержать мужа. Сделала как умеет. Написала положительный коммент. Полностью по своей инициативе. Написала и ладно. Пусть будет.

Отвечаю вам, чтобы больше по этой теме не возникало вопросов и неверных выводов. 

Ответить
9

я бы не написал этого, если бы вы сами комментарий про её регистрацию не минусанули

Ответить
–11

Ну я вроде все объяснил.

А минусанул потому что мне не нравятся токсики, которые сами ничего полезного здесь не создали. Только ходят по чужим статьям и едкие комментарии пишут. 

И я сейчас не про вас. У вас в профиле достаточно позитивных комментов.

В общем я там высказал свое отношение. Вроде как имею право. И даже кнопочка специальная есть. 

Ответить
8

Вопрос о «минусе» моего комментария Вам задавал я.

Мой комментарий — обычная константа факта регистрации, без сарказма и отрицательной эмоциональной окраски.

Ваш ответ о «токсичности» и «полезности» — навешивание ярлыков и неуважение к собеседнику, с которым лично не знакомы.
Обратите внимание, я не считаю Ваш материал бесполезным и не ставлю минус, только потому «что есть специальная кнопочка».

Считаю, что умение работать с возражениями — важная черта профессионала.

Что касается «минусов» или «плюсов» — у меня около 300 плюсов и если по правилам VC плюсы можно дарить — перекину любому желающему.
Мне не принципиально.

Ответить
0

1. Про сарказм и эмоциональную окраску. Мем есть на эту тему хорошой. Там звучит фраза, "Че, серьезно?". Думаю, вспомните.
2. Чтобы поверхностно познакомиться с вами мне достаточно посмотреть ваш профиль. Также как вы посмотрели профиль моей жены.
3. Вас лично я никак не оскорблял. В начале предложения про токсиков и полезность есть важная фраза "Мне не нравятся". Это мое личное мнение. И еще раз. Я имею на него право.
4. Возражений по существу темы не было. Не вижу с чем мне тут "работать".
5. Про плюсы и минусы хз к чему вы это. Дарите, мне какая разница.

В общем и целом.
Я на площадке недавно. Пришел сюда не для того, чтобы в комментариях отношения выяснять. Я вполне искренне стараюсь делиться с людьми опытом и быть им полезным. Если увижу, что у меня это не получается - попробую понять что не так или уйду с нее.
У вас цель другая. И мне совершенно неважно какая, если она меня не касается. Когда касается - я стараюсь не реагировать. Ваш комментарий я умышленно проигнорировал. Мне неинтересно тратить время на выяснение отношений. Еще раз. Я тут не для этого.
Сейчас пришлось ответить, поскольку вы не успокаиваетесь. Вроде все популярно объяснил, давайте закончим на этом.

Ответить
2

Да, следуя пункту номер 14 из Вашей статьи, будет правильным, если мы закончим, иначе дискуссия уйдёт в негатив.
В любом случае — Вам успеха!

Ответить
3

Да, все по пунктам, как и говорил:)
Спасибо, и вам!

Ответить
8

Это моя жена.

Не всё ещё жена знает про Вас...

Ответить
–4

Ну да, только статусы ВК еще не обсудили :DDD

Ответить
4

У Вас, кстати, 23 совета не хватает в статье:

«Давать для связи Вконтактик — зашквар.»

Ответить
0

1. Я его уже убрал. А то люди тут не то обсуждают. Вы в том числе.
2. Вам не должно быть разницы, что я дал для связи. Неудобно - не пиши.

Ответить
2

1. Какой я плохой — неправильно Вашу статью обсуждаю. 😂
2. Какой Вы суровый майкопский мужик, аж жутко становится. Простите.

Ответить
0

1. Да в том то и дело :) статью вы не обсуждаете:)
2. Вообще я уральский. Но ничего страшного :) 

Ответить
–4

Ой боже, ну вам 15 лет что ли 😂😂😂😂ну просто детский сад штаны на лямках))

Ответить
0

Хорошая у вас жена) 

Ответить
1

Спасибо :) мне тоже она очень нравится 😊

Ответить
1

Слушайте, ну это же круто, что жена мужа поддерживает. Причем чел сам сказал, что это его жена. 

Ответить
10

ага, после того как предъявили

Ответить
–7

И что же вас так бомбануло, уважаемый комментатор) сразу видно что? Что я оценила статью мужа (хотя на его месте мог быть какой угодно автор) и написала отзыв? Ну если она на мой взгляд и правда хороша и я действительно считаю, что это небольшой мастер класс, так что ж теперь? Вот не понимаю ваше негодование от слова совсем) складывается ощущение, что у вас какие то личные комплексы.
И вообще, какая вам разница, кто и что пишет в комментах? Вы сюда пришли в комментариях самоутверждаться или читать полезный материал? Если первое, то наверное это надо делать явно не здесь. Тут вроде про полезность.
Зачем сеять негатив?)) напишите и вы что то стоящее и вам дадут положительную обратную связь)

Ответить
7

да мне похуй, понимаете вы или нет

Ответить
–5

😂😂😂Ну тогда идите лесом и не оборачивайтесь) всего вам наилучшего🌸

Ответить
0

Да вообще пофигу, пусть пишут, жалко что ли :) Странно, что вы так остро на это реагируете, аж «заебало» вас это :)

Ответить
4

Я не совсем скажу что все четко. И мастер классом это не назовешь, скорей всего это банальные правила работы на удаленке. Хотя для новичка который только думает начать так работать что-то полезное найдет.

Ответить
8

Я начал читать, но быстро забросил. Потому что советы идут от человека, который даже не догадывается сделать "минутки" и прислать их на почту. Поиск по слову "письм" выдал 0 результатов.

Звонки он не придумал как записать. А зачем их записывать, если по итогу созвона можно составить список задач и отправить письмо для их подтверждения.

И вот эти твои "Да, ОК" (бесит, когда так говорят) — всё это снова оборачивается в список задач и на почту.

Если ты считаешь, что мессенджер — это норм, то лучше никому таких советов не давай. Мессенджеры теряют переписки, позволяют удалять переписки, не имеют дерева обсуждений и вообще абсолютно непригодны к фиксированию договорённостей, если это не какая-то одна строчка типа "можно в отпуск?". Только e-mail.

Ответить
–8

Я ж написал сверху :)
Не инструкция. Не нравится - не пользуйся. Я пользуюсь, у меня работает, я поделился) 

Почта мне неудобна и слишком тяжела. Там сложно создавать адекватные чаты, где участников больше 2. 
Но спасибо за мнение) 

Ответить
0

сделать "минутки"

а это чё такое? резюме встречи или что-то другое?

Ответить
4

По-русски это "протокол собрания", во. Meeting minutes.

Ответить
1

Почта сравнима с kworkом, как там вообще возможно общаться оперативно? Тем более в эпоху мессенджера. Выслать договор-да, переслать файлы, отправить лиды-да. Но вести активную переписку это в 2005 год)

Ответить
1

Я сказал не общаться, а скидывать на подтверждение список задач. Общаться тоже можно, но не срочные вещи. Иногда разумно прислать письмо и позвонить с просьбой проверить почту.
Я не говорю, что нужно использовать _только_ почту.

Ответить
0

Все конечно зависит от уровня заказчика. По мне так длинная схема получается. Пообщайся в чате-составь список-скинь на почту-прозвони напомни. Для бизнеса порой некогда заморачиваться а проще находу на коленке решить вопросы. Ну мой опыт только подтверждает)

Ответить
1

Да не. Пообщались и в конце говоришь, что сейчас пришлёшь минутки. Высылаешь. Если прям критично, можешь написать об этом факте.

Всё равно всё сводится к коротким формулировкам, так чего бы сразу их не оформить и не передать тем инструментом, который хоть как-то гарантирует сохранность.

Ответить
0

"Только e-mail"
©Dmitry Myachin

Ответить
0

Там несколько раз сказано про список задач на имейл. Вот для них как раз только.

Ответить
1

Не обязательно только email есть системы управления задачами, а и те же "CRM" в которых можно включить интеграция с мессенджерами и все кто пишет Клиент попадает в эту систему, а ответы можно делать также прямо из системы (например PlanFix).

Ответить
1

ИМХО, стоит сформулировать по-другому: "По моим наблюдениям неадекватных предпринимателей мало. А это основная аудитория моих услуг. "

Ответить
1

Спасибо, поправил:)

Ответить
1

Пиши не пиши, а без опыта и практики правила не имеют значения.

Ответить
0

Конечно! Чужие советы никогда не заменят реального опыта. Но они могут помочь избежать неприятных ситуаций или наоборот подсказать как поступить проще. Все зависит от того, кто читает:)

Ответить
0

Да их забудут через 5 секунд после прочтения

Ответить
1

Что мог, то сделал 🤷‍♂️

Ответить
1

Отличные рекомендации фрилансерам. Особенно про игрушки, Ютуб и кота. Это мой вредный пунктик.) 

Ответить
0

Приятный, но вредный 😁 особенно кот 😏

Ответить

Комментарий удален

1

Автор молодец! Это надо распечатать и повесить на видном месте) Сколько всего можно было избежать. 
И, да, как ни странно, чем больше делаешь клиенту бесплатно "бонусом", тем меньше он тебя ценит. Людям проще заплатить больше и верить, что им сделают "как надо", хотя цена это часто иллюзия качества.  

Ответить
0

Спасибо:) таковы мы, человеки) не ценим бесплатное) 

Ответить
0

Нового ничего не узнала, но статья — толковая. Думаю, многим может быть полезна :)

Ответить
1

Спасибо, что прочитали 😊👍

Ответить
3

Давайте, пишете еще, у вас хорошо получается. Не обращайте внимание на плохие комменты — здесь тактичные ребята, которых хлебом не корми — дай кого-то «разоблачить» :)

Ответить
2

Спасибо, очень приятно 😊 
Зато их стараниями я попал в "популярное"😉

Ответить
0

Промазал😏

Ответить
0

Мне понравилось. Особенно пункт 7! Очень предпринимательская мысль

Ответить
0

Спасибо за отклик:)
После запуска рекламных кампаний для себя сильно меняется подход к работе:) 

Ответить

Комментарии