Приятное с полезным: нетворкинг на дизайн-мероприятиях

Ксюша Жаворонок
куратор программы Британки «Арт-директор в брендинге», арт-директор и партнер SETTERS

Мы много слышим про нетворкинг и его роль в карьере, но, чтобы завести полезные знакомства, недостаточно просто ходить на мероприятия. И необязательно становиться лучшими друзьями с потенциальными коллегами или заказчиками. Нетворкинг — это скорее про активное знакомство со средой, в которой вам предстоит работать.

Чем лучше вы будете знать друг друга, тем больше вас ждет профессиональных перспектив.

Все детство я много занималась прикладными навыками, которые используются в дизайне — рисовала, участвовала в различных конкурсах и иногда занимала призовые места. Уже в школьном возрасте приходила на выставки и награждения, и меня очень восхищали разные работы, я удивлялась тому, какая у людей удивительная фантазия и знакомилась с огромным количеством новых техник. Все это вдохновляло меня.

В университетские годы я сутками зависала на мероприятиях для дизайнеров. Тогда были очень распространены выставки по типографике. Я училась на дизайне, поэтому, конечно, многие мои одногруппники ходили на выставки вместе со мной. Это было обязательным мероприятием, на котором мы получали знания и навыки, хотя казалось, что мы просто тусуемся вместе. Именно этот нетворкинг очень помог мне в начале моего пути дизайнера. Поэтому расскажу, как извлечь максимальную пользу от посещения ивентов.

Способ победить синдром самозванца

Начнем с того, что посещение выставок и конкурсов помогает свериться с реальностью.

Бывает, придумаешь проект, но все время кажется, что его надо довести до идеала, доделать. Или, например, не можешь решиться податься на выставку, потому что работ еще мало — думаешь, что нужно еще и еще. Но если посмотреть на то, что происходит в индустрии, станет понятно, что вообще-то такой же уровень, как у тебя, уже есть на выставках. Только ты почему-то свою работу откладываешь, а кто-то — действует. Конкурсы — отличная лакмусовая бумажка, чтобы осознать, что ты уже молодец.

Ксения Жаворонок на фестивале «Креачелла» 
Ксения Жаворонок на фестивале «Креачелла» 

Польза посещения выставок

Приходить на мероприятия как зритель не менее полезно, чем участвовать со своими проектами. Вдохновение с выставок я использую очень и очень часто, но всегда по-разному.

Это практически как посидеть на Behance, только работы, которые там представлены, уже доведены до какого-то классного целостного финала, у них высокий уровень. На выставку не придешь с сырым материалом.

Кроме того, это еще и точечное вдохновение. Например, если в ближайшее время нужно делать проект, связанный с экологией, тематическая выставка поможет вам найти прямые референсы.

Бывало и так, что я замечала какую-то очень классную работу с изюминкой, в области, в которой я не работаю. Я фотографировала эту работу, закидывала в свою папку inspiration и откладывала ее для нужного случая, чтобы замиксовать увиденный прием с другими техниками. Тогда получается не воровство, а заимствование, как в книге «Кради как художник».

На какие фестивали не жалко тратить время

Чтобы выбрать, идти ли на мероприятие, я смотрю на прошлогодних участников. Работы победителей и другие проекты из шорт-листа демонстрируют средний уровень на мероприятии. Кроме того, есть еще понимание значимости фестиваля или конкурса. Мне помогает ориентироваться рейтинг креативности АКАР, в котором каждый фестиваль имеет свой балл.

Какой конкурс выбрать

Я бы рекомендовала присмотреться к фестивалям, которые внимательно относятся к исполнителям проектов. Например, если подаваться на фестиваль «Среда» с несколькими работами в один год, а еще тебя упомянет в участниках проекта компания, с которой ты работал, это повлияет на твое место в рейтинге дизайнеров фестиваля, который выстраивается по количеству упоминаний, наград и всего остального. Поэтому участвуйте в том числе и в групповых проектах — это может стать отличным дополнением к вашему CV. Объединяйтесь с друзьями, чтобы подача была дешевле, а упоминали вас чаще.

Мерч фестиваля «Среда»
Мерч фестиваля «Среда»

Путь в профессию через сообщество

Скажу честно: я была не самым прилежным студентом в университете и очень много времени проводила не в аудиториях, а на всевозможных выставках и конкурсах.

Это было связано во многом с тем, что было тяжело существовать без денег — необходимо было начать зарабатывать. Мое обучение в специалитете длилось 6 лет и было очень интенсивным: мы учились с утра и до позднего вечера. Из-за этого невозможно было найти постоянную работу. В таких случаях лучше искать проекты в комьюнити, а в сообщество нужно встроиться.

На выставках я находила специалистов, которые имели определенный вес в индустрии, общалась с ними, а они предлагали мне стажировки или ассистентскую работу. Да, денег было совсем немного, зато я получала опыт.

К нетворкингу нужно готовиться

Я всегда читала информацию про предстоящую выставку, экспликации, какие-то записи про художника или про дизайнера, который будет выставляться. Обязательно приходите на вернисаж, то есть на день открытия, на котором точно будут участники мероприятия, а также их коллеги, друзья, заказчики. Это самое продуктивное поле для коммуникации, а ваша подготовленность поможет поддержать диалог. Общение на вернисажах помогло мне быстро начать карьеру.

Всегда держите в быстром доступе ссылку на свое портфолио и CV. Когда я ездила на фестиваль в Ереване, специально распечатала себе стикеры на чехол для телефона с QR-кодами, которые ведут на мои соцсети, сайт и CV.

Когда общение превращается в нетворкинг

Не каждая ваша беседа на фестивалях и вернисажах будет стопроцентно продуктивна: не факт, что вы будете делать вместе проект и заработаете миллионы. Но, как показала моя практика, контакт, который не стрельнул сразу, на самом деле может сыграть значимую роль в вашем будущем.

Порой бэкграунд общения — даже если оно было мимолетным — помогал нам со старыми знакомыми быстрее сдружиться и сработаться, когда мы попадали в один проект. Поэтому не переживайте, если ваше знакомство не превращается в проект сразу.

Но чтобы повысить свои шансы на классное сотрудничество, сразу будьте готовы рассказать вашему собеседнику, где вы можете быть ему полезны. Тогда этот контакт быстрее перейдет в продуктивное русло.

Не уходите от общения с человеком, если вдруг вы в первую же минуту понимаете, что ничего полезного этот разговор вам не сулит. Вы не знаете, как сложится ваша карьера, поэтому лучше подписывайтесь друг на друга в соцсетях, чтобы сохранить этот контакт в базе, даже если прямо сейчас вы занимаетесь разными вещами.

Как преодолеть страх общения

Иногда подходить к людям, особенно первым, бывает очень страшно. Это нормально. Но только представьте, что вы находитесь в комнате, полной людей, которые могут очень быстро изменить ваше будущее.

При этом люди в этой комнате вас не знают и сами не подойдут и не спросят: «Может, будешь моим сотрудником?» Но не потому, что вы недостаточно хороши. Они просто вообще ничего о вас не знают.

Ни разу не видела, чтобы человеку, который подошел знакомиться, ответили: «Ой, вы кто? Мне неинтересно». Но представьте себе самый страшный сценарий. Что может случиться? Максимум — вам ответят: «Извините, я занят, у меня нет времени». Ну, занят и занят. Через год вы забудете эту ситуацию.

Признаюсь честно, может быть, это звучит по-дурацки, но иногда я пользуюсь своими заготовленными дежурными шутками или рассказами, которые легко встраиваются в диалог с новым человеком. Может быть, это история, связанная с профессиональной деятельностью, может, что-то на тему мероприятия. Нет ничего стыдного в том, чтобы рассказать одну и ту же историю хоть тысячу раз: после тренировок вы ощутите себя более уверенным. Может быть, эта шутка станет вашим ключом к продуктивным коммуникациям в будущем.

Помните, что сразу ничего никогда ни у кого еще не получалось. Только если вы не какой-нибудь мега-уникум. А таких людей совсем немного, и другие тоже это понимают.

77
Начать дискуссию