«Или будет по-моему, или я тебя зарЭжу». Как мы увольняли ОЧЕНЬ проблемного сотрудника

Любой бизнес – это живой организм с типовой задачей: выживать, развиваться, быть успешным в борьбе за ресурсы и эволюционировать быстрее прочих. Какую роль занимает в этом организме отдел по работе с персоналом?

Мы в Амивео считаем, что это шея. И с ней у современного отечественного бизнеса часто ба-альшие проблемы: вот она повернулась не туда – и владелец слил деньги на бесполезные «курсы развития» для сотрудников. Вот её заклинило – и коллектив, побулькивая, погружается в болото реакционности. А бывает так, что одно неловкое движение HR-«шеи» обеспечивает головную боль всему организму на многие месяцы вперёд.

Меня по-прежнему зовут Кирилл Тихонов, и я по-прежнему управляющий партнёр бизнес-спецназа Амивео. А если вы пропустили мою предыдущую статью на vc.ru – весьма рекомендую, там я рассказывал, как мы уволили паразитов и сэкономили заказчику 14,5 млн рублей в год.

Напомню, что Амивео – это служба оптимизации операционных и бизнес-процессов.

Мы – не антикризисные управленцы, не коучи и не бизнес-консультанты. Мы погружаемся в процессы компании, находим проблемы и решаем их. Мы — не теоретики. Мы — практики. Эдакий бизнес-спецназ, который при необходимости может внедриться на предприятие под легендой рядового сотрудника или руководителя среднего звена.

Изнутри гораздо проще определить все имеющиеся в компании факапы и максимально эффективно их устранить.

Так вот, вторая моя история тут будет о том, как нам удалось уволить полезного, но бесконечно проблемного сотрудника нашей компании-клиента.

Во избежание узнаваний, я не буду вдаваться в детальные детали – это история не о конкретном человеке. Я лишь покажу на его примере, как косячат HR-отделы и как мы в Амивео находим способы устранить эти косяки.

Очень хороший работник, уберите его подальше. Итак, представьте себе человека, обычного клерка, который крайне предан компании и очень увлечён работой. Он отчаянно сверхурочит. Он умеет решать сложнейшие задачи. Он способен выгрызать зубами результаты, о которых его коллеги и мечтать не пытались. Казалось бы, что не так?

А вот что: при всех своих достоинствах персонаж эмоционально нестабилен настолько, что буквально во-от столечко не хватает, чтобы написать на него заявление в полицию или натурально сдать в дурку.

Он в перманентных и жесточайших контрах со всем коллективом, начиная с коллег и заканчивая администрацией. Он подозревает и обвиняет их в предательстве интересов компании, в подсиживании себя, любимого, в просиживании штанов на заднице – словом, враги повсюду. Причём он не просто скандалит – он угрожает физической расправой. И у него есть прекрасный бэкграунд участия в боевых действиях во время срочной службы в армии.

Даже по описанию легко представить, как этот человек в одно солнечное утро приходит в офис с молотком для мяса и делает всем в офисе нехорошо. И уволить этого персонажа никто не решается, конечно же. Потому что подавший голос станет первым кандидатом в главные враги и будет потом всю жизнь ходить, оглядываясь.

Хороших (и адекватных) соискателей на место страшного сотрудника — пруд пруди. Но для этого надо это место как-то освободить. И желательно сделать это без жертв.

А ведь с самого начала было очевидно, что у человека проблемы. Такой сотрудник мог оказаться в компании, только если HR-отдел тестирует кандидатов тестами из Фейсбука «Какая ты фея Винкс» или боится расстраивать соискателей отказом. Или просто страдает недостатком мозгов в черепушке. Но, честно говоря, таких HR-отделов немало.

Велик ли у них шанс распознать и «завернуть» кандидата с менее выраженными проблемами? «Просто» склочника, самодура, нарцисса, прокрастинатора или другого вредителя, который совсем не нужен ни собственнику, ни другим сотрудникам, который будет только мешать и множить болезни бизнеса?

О нет, множество кое-как обученных эйчаров ни за что на свете не распознают такого кандидата и не помешают ему тугой струёй влиться в коллектив.

Что можно сделать с проблемным сотрудником? Первый вопрос, который нужно поднять: может ли человек в принципе перестроиться и стать адекватным коллективу, компании, задачам. И настолько ли он ценен как специалист, чтобы вкладывать ресурсы в его перестройку? Если ответ на оба вопроса «да» – с сотрудником нужно профессионально работать в этом направлении.

Если перестроить его невозможно (в нашем случае было так) или если затраты себя не оправдывают – сотрудника можно и нужно уволить. Насколько грамотно, виртуозно, или скандально – зависит от юриста, который работает над задачей. В принципе, трудовое законодательство РФ достаточно дырчатое, чтобы хороший юрист нашёл способ вывернуть ситуацию в пользу работодателя. Но всегда лучше решать дело миром, тем более в случае со сложным сотрудником, от которого можно поиметь проблемы, по сравнению с которыми судебные иски покажутся детской сказочкой.

Есть еще один способ – тот, который использовали мы в Амивео. Для решения этой задачи мы использовали подход «боец под прикрытием», о котором я говорил выше: наш боец поступил на работу в компанию клиента под видом сотрудника, чтобы разобраться в ситуации на месте.

«Ты просто сам хочешь отсюда уйти». В течение длительного времени оставаясь в контакте с проблемным человеком, хороший психолог может использовать разрушительную энергию во благо. Например, показать, как много перспектив открывается перед человеком с хорошими задатками. Как много в мире более интересных, сложных, более достойных его вызовов и задач. И как здесь, вот именно здесь, ему никогда не дадут реализовать свой потенциал. Недостойна эта компания его талантов, нет у неё нужного размаха, что поделать…

Сроки. Работа заняла 9 месяцев. За это время боец Амивео сумел втереться в доверие к сложному сотруднику и утвердить его в мысли, что он уже давно «вырос» из своей должности. И во всей компании не найдется места, соизмеримого с масштабами его личности и профессионализма. Выход из этой ситуации только один — написать заявление об увольнении и устремить всю свою энергию на поиски новой работы, подходящей его широчайшей компетенции. В итоге он уволился, получил от компании грамоту как свидетельство признания его заслуг – причём вполне реальных, он в самом деле отдавался работе со всей страстью. И ушёл в туманные дали на поиски более достойных его проектов.

Результат. Теперь коллектив снова дышит и работает спокойно, сотрудники ходят по офису, не втягивая головы в плечи, а эйчары…

Эйчары – такие профессионалы, что о них как о мёртвых: или хорошо, или ничего, кроме правды. Через три года они снова едва не взяли этого персонажа на работу. К счастью, руководство позвонило нам, в Амивео. И мы, слегка подёргивая глазом, дали им единственно верный совет.

Больше таких историй есть на нашем сайте.

Кстати, у вас ведь тоже есть истории о проблемных сотрудниках, которых уволить почти невозможно, а держать в коллективе – всё равно что отпиливать себе ногу? И наверняка вы не раз сталкивались с непрофессионализмом HR-менеджеров. Буду признателен, если поделитесь таким опытом в комментариях.

0
280 комментариев
Написать комментарий...
Denis Kiselev

Не совсем понимаю - почему бы не использовать банальное сокращение штата. 5 средних зп - и проблема решена.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Тихонов
Автор

Потому что это просто дороже - и с точки зрения выплат, и с точки зрения соответствия ТК

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Смотря как посчитать.

Всего 5 зп - и климат в коллективе восстановлен, и вы уже имеете нормальную производительность всего офиса. Это ж всего лишь один сотрудник и его фонд за полгода (даже меньше). Не великая нагрузка.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Тихонов
Автор

А через неделю у вас будет половина организации саботировать работы: "а что, дадут 5 окладов, да и я давно в принципе увольняться собирался, меня давно на другой работе ждут"

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Саботаж - это другая схема. Два выговора и в народное хозяйство с «волчьей записью» в книжке.

С другой стороны - что у вас за культура в организации, что все мечтают только о халяве и свалить? Неладно что то в королевстве

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Тихонов
Автор

У нас-то все хорошо. Это у клиентов плохо - поэтому они и становятся нашими клиентами.

Саботаж у неглупого человека выглядит как итальянская забастовка. Никаких выговоров не сделать - не за что. 

Мы вживую такое наблюдали - как только прошел СЛУХ что при увольнении будут давать несколько окладов - тут же возникла инициативная группа

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Я понял что про клиентов - просто сам факт такой ситуации - уже отчётливый признак фэйла в организационной культуре и первичном подборе. Также большие вопросы к системе мотивации

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Тихонов
Автор

Про организационную культуру, кстати, вообше практически никто не задумывается. А подавляющее большинство людей при одном только упоминании о ней говном забросают - они же не такие, они все понимают, и работают исключительно за деньги. 

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Просто под "работой с организационной культурой" все понимают корпоративные манипуляции, направленные во вред личным интересам сотрудника. Это, конечно, довольно тухлая история.

Но на самом деле - работа с орг культурой может быть просто синхронизацией компании и сотрудника с оценкой степени этой синхронности. 

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Тихонов
Автор

Тут, кстати, пару дней назад статья была от Маккинзи, про то что цели сотрудников должны соответствовать целям организации, тогда будет наивысшая продуктивность труда

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

И подпись - «ваш кэп»!) В теории - конечно. Вопросы практической реализации этого славного начинания))

Ответить
Развернуть ветку
277 комментариев
Раскрывать всегда