{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

«Или будет по-моему, или я тебя зарЭжу». Как мы увольняли ОЧЕНЬ проблемного сотрудника

Любой бизнес – это живой организм с типовой задачей: выживать, развиваться, быть успешным в борьбе за ресурсы и эволюционировать быстрее прочих. Какую роль занимает в этом организме отдел по работе с персоналом?

Мы в Амивео считаем, что это шея. И с ней у современного отечественного бизнеса часто ба-альшие проблемы: вот она повернулась не туда – и владелец слил деньги на бесполезные «курсы развития» для сотрудников. Вот её заклинило – и коллектив, побулькивая, погружается в болото реакционности. А бывает так, что одно неловкое движение HR-«шеи» обеспечивает головную боль всему организму на многие месяцы вперёд.

Меня по-прежнему зовут Кирилл Тихонов, и я по-прежнему управляющий партнёр бизнес-спецназа Амивео. А если вы пропустили мою предыдущую статью на vc.ru – весьма рекомендую, там я рассказывал, как мы уволили паразитов и сэкономили заказчику 14,5 млн рублей в год.

Напомню, что Амивео – это служба оптимизации операционных и бизнес-процессов.

Мы – не антикризисные управленцы, не коучи и не бизнес-консультанты. Мы погружаемся в процессы компании, находим проблемы и решаем их. Мы — не теоретики. Мы — практики. Эдакий бизнес-спецназ, который при необходимости может внедриться на предприятие под легендой рядового сотрудника или руководителя среднего звена.

Изнутри гораздо проще определить все имеющиеся в компании факапы и максимально эффективно их устранить.

Так вот, вторая моя история тут будет о том, как нам удалось уволить полезного, но бесконечно проблемного сотрудника нашей компании-клиента.

Во избежание узнаваний, я не буду вдаваться в детальные детали – это история не о конкретном человеке. Я лишь покажу на его примере, как косячат HR-отделы и как мы в Амивео находим способы устранить эти косяки.

Очень хороший работник, уберите его подальше. Итак, представьте себе человека, обычного клерка, который крайне предан компании и очень увлечён работой. Он отчаянно сверхурочит. Он умеет решать сложнейшие задачи. Он способен выгрызать зубами результаты, о которых его коллеги и мечтать не пытались. Казалось бы, что не так?

А вот что: при всех своих достоинствах персонаж эмоционально нестабилен настолько, что буквально во-от столечко не хватает, чтобы написать на него заявление в полицию или натурально сдать в дурку.

Он в перманентных и жесточайших контрах со всем коллективом, начиная с коллег и заканчивая администрацией. Он подозревает и обвиняет их в предательстве интересов компании, в подсиживании себя, любимого, в просиживании штанов на заднице – словом, враги повсюду. Причём он не просто скандалит – он угрожает физической расправой. И у него есть прекрасный бэкграунд участия в боевых действиях во время срочной службы в армии.

Даже по описанию легко представить, как этот человек в одно солнечное утро приходит в офис с молотком для мяса и делает всем в офисе нехорошо. И уволить этого персонажа никто не решается, конечно же. Потому что подавший голос станет первым кандидатом в главные враги и будет потом всю жизнь ходить, оглядываясь.

Хороших (и адекватных) соискателей на место страшного сотрудника — пруд пруди. Но для этого надо это место как-то освободить. И желательно сделать это без жертв.

А ведь с самого начала было очевидно, что у человека проблемы. Такой сотрудник мог оказаться в компании, только если HR-отдел тестирует кандидатов тестами из Фейсбука «Какая ты фея Винкс» или боится расстраивать соискателей отказом. Или просто страдает недостатком мозгов в черепушке. Но, честно говоря, таких HR-отделов немало.

Велик ли у них шанс распознать и «завернуть» кандидата с менее выраженными проблемами? «Просто» склочника, самодура, нарцисса, прокрастинатора или другого вредителя, который совсем не нужен ни собственнику, ни другим сотрудникам, который будет только мешать и множить болезни бизнеса?

О нет, множество кое-как обученных эйчаров ни за что на свете не распознают такого кандидата и не помешают ему тугой струёй влиться в коллектив.

Что можно сделать с проблемным сотрудником? Первый вопрос, который нужно поднять: может ли человек в принципе перестроиться и стать адекватным коллективу, компании, задачам. И настолько ли он ценен как специалист, чтобы вкладывать ресурсы в его перестройку? Если ответ на оба вопроса «да» – с сотрудником нужно профессионально работать в этом направлении.

Если перестроить его невозможно (в нашем случае было так) или если затраты себя не оправдывают – сотрудника можно и нужно уволить. Насколько грамотно, виртуозно, или скандально – зависит от юриста, который работает над задачей. В принципе, трудовое законодательство РФ достаточно дырчатое, чтобы хороший юрист нашёл способ вывернуть ситуацию в пользу работодателя. Но всегда лучше решать дело миром, тем более в случае со сложным сотрудником, от которого можно поиметь проблемы, по сравнению с которыми судебные иски покажутся детской сказочкой.

Есть еще один способ – тот, который использовали мы в Амивео. Для решения этой задачи мы использовали подход «боец под прикрытием», о котором я говорил выше: наш боец поступил на работу в компанию клиента под видом сотрудника, чтобы разобраться в ситуации на месте.

«Ты просто сам хочешь отсюда уйти». В течение длительного времени оставаясь в контакте с проблемным человеком, хороший психолог может использовать разрушительную энергию во благо. Например, показать, как много перспектив открывается перед человеком с хорошими задатками. Как много в мире более интересных, сложных, более достойных его вызовов и задач. И как здесь, вот именно здесь, ему никогда не дадут реализовать свой потенциал. Недостойна эта компания его талантов, нет у неё нужного размаха, что поделать…

Сроки. Работа заняла 9 месяцев. За это время боец Амивео сумел втереться в доверие к сложному сотруднику и утвердить его в мысли, что он уже давно «вырос» из своей должности. И во всей компании не найдется места, соизмеримого с масштабами его личности и профессионализма. Выход из этой ситуации только один — написать заявление об увольнении и устремить всю свою энергию на поиски новой работы, подходящей его широчайшей компетенции. В итоге он уволился, получил от компании грамоту как свидетельство признания его заслуг – причём вполне реальных, он в самом деле отдавался работе со всей страстью. И ушёл в туманные дали на поиски более достойных его проектов.

Результат. Теперь коллектив снова дышит и работает спокойно, сотрудники ходят по офису, не втягивая головы в плечи, а эйчары…

Эйчары – такие профессионалы, что о них как о мёртвых: или хорошо, или ничего, кроме правды. Через три года они снова едва не взяли этого персонажа на работу. К счастью, руководство позвонило нам, в Амивео. И мы, слегка подёргивая глазом, дали им единственно верный совет.

Больше таких историй есть на нашем сайте.

Кстати, у вас ведь тоже есть истории о проблемных сотрудниках, которых уволить почти невозможно, а держать в коллективе – всё равно что отпиливать себе ногу? И наверняка вы не раз сталкивались с непрофессионализмом HR-менеджеров. Буду признателен, если поделитесь таким опытом в комментариях.

0
280 комментариев
Написать комментарий...
Viktor Mann

Похоже на новый штамм инфоцыганства и лохотронства.
Но лучше назвать это бизнес-спецназ и построить на этом целую бизнес стратегию. Воистину этот мир уже не спасти - Жги, Господь. 

Ответить
Развернуть ветку
Prolis Labkk

Очень удобно, человек уволился - это наш спецназ отработал. Не уволился - надо больше времени и вообще он меняется. Как SEO.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Тихонов
Автор

Представляю как у вас бомбанет, когда мы опубликуем следующую статью как увольняли яжемать. Подпишитесь чтобы не пропустить

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Mann

Нет, лучше не писать статью про настройку бизнес процессов - ведь это так скучно и обыденно, да и знаниями нужно блеснуть, как и удачными кейсами. Проще набросать на вентилятор маленький нюанс с увольнением исподтишка как свою великую заслугу бизнес-спецназовцев. Ну и до кучи привести сюда бабу терминатора и кучу минусующих ботов, что, кстати говоря, запрещено правилами VC.

Вы превратно понимаете фразу - "отличаться от других" - вот в чем вся печаль.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Тихонов
Автор

Забрызгало что-ли? Не жалко ни капли

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Mann

В КП потенциальным клиентам также пишете? Ок, ок.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Тихонов
Автор

Вы об этом никогда не узнаете ))

Ответить
Развернуть ветку
277 комментариев
Раскрывать всегда