{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Стартап в США за 180 дней: «Питч-баттлы», мои первые фейлы и различия акселераторов в России и США

Первая неделя моих приключений под названием «как в короткий срок запустить свой продукт на сложном и конкурентном рынке и не сесть в лужу».

Привет! Меня зовут Дима Беговатов, я основатель конструктора мобильных сайтов в стиле сторис под названием «Сторилэнд», о котором уже рассказывал на «Трибуне» полгода назад.

С тех пор мы получили множество положительных отзывов от наших пользователей, открыли новые форматы применения сторилэндингов и выпустили несколько важных обновлений нашего конструктора. Сегодня я хочу рассказать вам о новых открытиях нашей команды, совершенных на пути к глобальному рынку.

Двенадцать клевых людей на проекте Starta! Я в левом нижнем углу.

Примерно месяц назад мы получили радостную весть: нас отобрали в программу Starta Global Residency нью-йоркского венчурного фонда с русскими корнями Starta Ventures. Это первые инвесторы сервиса рассылки SendPulse и гейм-студии Donut Lab (авторы Kids vs Zombies, которые недавно привлекли 1,6 млн долларов), а также десятков других успешных стартапов.

Программа по развитию международного бизнеса в Starta длится 6 месяцев и состоит из:

  • вводного месяца онлайн-подготовки к релокации: отработка питча на зум-встречах и с коучем, предварительная разведка клиентов, составление списка гипотез, организация юрлица и т.д.;
  • двух месяцев плотной работы с рынком на месте в Нью-Йорке;
  • трёх месяцев пост-акселерации с онлайн-поддержкой.

Сразу скажу, я искушённый акселераторщик и прошёл почти все известные программы развития бизнеса в России, включая ФРИИ, ВШЭ и Generation S. Тем интереснее будет сравнить мой прежний опыт с новым в США.

Первая зум-встреча 10-го потока

Официальный старт набора был 14 сентября, а уже 17-го в семь вечера в четверг (это полдень по времени НЙ) в акселераторе Starta состоялся наш первый «питч-баттл». Внутренний и без гостей слава Богу. Потому что я его в чистую просрал.

О причине чуть ниже, а сейчас немного про формат.

«Баттл» проходил в зуме и начался после короткой стартовой презентации от нашего коуча по выступлениям Лизы Патти.

Каждый основатель имел ровно одну минуту на рассказ о своей компании на английском языке. Классический elevator pitch («питч в лифте»). Это, пожалуй, самый трудный формат презентации из всех, с которым я сталкивался, потому что я убедился на своём продукте – его легче один раз показать, чем объяснять как сторис может стать сайтом. После сигнала об окончании минуты другие основатели давали обратную связь выступающему и ход переходил дальше.

В России я почти каждую неделю участвовал вживую в аналогичном «баттле» в Акселераторе ВШЭ. Меня это очень подкупало в программе акселерации, потому что тренировало самую слабую мышцу среднестастического основателя стартапа – умение самостоятельно презентовать свой продукт.

В других отечественных акселераторах я такого не встречал: ни во ФРИИ, ни в Generation S, ни в прочих, где довелось поучаствовать. После прохождения акселя в вышке, я стал увереннее чувствовать себя в питчах и даже в октябре 2019-го выступил на аудиторию в 1000 человек на СПб Startup Day. По горячим следам я написал статью об этом на VC.

Так вот в самом начале баттла я понимаю, что готовил питч на минуту со слайдами, как раньше делал в вышке, а сейчас должен выступить без них.

Пока остальные питчились, я пересобирал свою речь заново на основе чек-листа из презентации Лизы. Вы можете найти его ниже.

Структура питча на 1 минуту

Когда в самом конце подошла моя очередь, я с мэканием и паузами, путая слова местами, пытался воспроизвести на коленке собранный питч, из которого похоже мало кто что-то понял. Конечно же меня ждал провал…

Вечером того трудного дня я был в апатии и думал только о том, что переоценил свои силы в попытке добраться до внешних рынков таким путём. Всё-таки одно дело перевести свой сервис на английский язык и запустить рекламу, но совсем другое – общаться вживую с аудиторией, с местными экспертами и инвесторами. Мой английский пока не так хорош, чтобы «кристально чисто» доносить свои мысли и уж тем более импровизировать на ходу. Я почувствовал выход из зоны комфорта, который не чувствовал с самого переезда в Москву из своего маленького северного городка.

Но в конце концов любой кризис приводит к росту.

Я вспомнил истории фейлов на выступлениях в Акселераторе ВШЭ, как они помогли отпустить страх перед ошибками и даже кайфовать от них. Да, именно кайфовать, потому что с каждой ошибкой становишься чуточку лучше и растёшь над собой. После первого такого фейла на людях, ты понимаешь, что жизнь не заканчивается. Далее действует эффект отталкивания от дна и каждая маленькая победа приносит радость.

Неожиданно и круто, что в акселераторе Starta ты не барахтаешься сам как умеешь, а растёшь вместе с экспертом по выступлениям. Лиза помогает довести питч до идеала. Это просто бомба и это точно поможет мне стать круче в презентациях для англоязычного рынка! И такого подхода я тоже не встречал в российских акселях.

В общем после первого «разбора полётов» с Лизой я снова бодр и весел.

Также на первой неделе у меня был созвон с партнёрами Starta Ventures для определения целей на акселерацию, созвоны с коучами-маркетологами (продукт и диджитал) и воркшоп по ведению таблицы акционеров (Cap table).

Следующая неделя обещает быть ещё более насыщенной и я собираюсь уделить больше времени нашей англоязычной версии, постепенно переводя фокус со Storyland на Slidepage (нам пришлось взять другое имя для стартапа в США). Что я для этого предпринимаю, напишу чуть позже.

Обо всех наших взлётах и падениях вы можете узнавать из нашего телеграм канала или подписавшись на мой блог тут на vc.ru. Я буду выпускать следующие недельные посты именно там. Для подписчиков есть бонус – халявный месяц использования премиум-тарифа «Сторилэнда». Обращайтесь за ним в личные сообщения ко мне.

Вскоре я выложу mindmap с планом по выходу зарубеж: полной локализации интернет-бизнеса и первые шаги по его продвижению. Также сейчас я разбираюсь в процессе регистрации юрлица в штате Делавэр и буду рассказывать об этом. Кроме того для нас сейчас остро встал вопрос по локализации техподдержки и об этом я тоже хочу поговорить с вами в следующих постах.

P.S. В названии статьи я поставил срок в 180 дней на первый этап поиска и подтверждения рынка. Не факт, что мы уложимся в этот срок, а может найдём себя раньше. Просто сроки дисциплинируют и дают нам с вами больше фокуса на важных вещах.

До встречи и спасибо за подписку!

0
28 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Denis Bystruev
искушенный акселераторщик — check
элеватор питч — check
выйти из зоны комфорта — check
коучи — check
подпишись на мой телеграм канал — check

Вы так говорите, как будто это плохо.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Denis Bystruev

Понятно. Мы с вами разошлись в определениях.

Стартап — это не бизнес. Это попытка создать новый продукт или сервис и занять новый рынок, пока не набежали конкуренты. Успешный стартап не должен быть прибыльным — это значит, что средства инвесторов не расходуются правильно, на разработку продукта и привлечение новых клиентов.

Бизнес — это когда берёшь уже доказанную, работающую модель и используешь её для получения прибыли. Успешный бизнес не должен быть убыточным.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Denis Bystruev

Вся проблема в путанице в определениях. Вы определяете стартап как бизнес, который недавно открылся, и подходите к нему с мерками бизнеса. Ваша цель — извлечение прибыли с возможным небольшим риском.

Цель стартапа — не получить прибыль. Цель стартапа — рискнуть, попробовать новую модель, которая кажется привлекательной, и чаще всего провалится (в 90% случаев).

Выжившие что-то меняют, и потом этим начинают заниматься все. Но важны не только выжившие — важны и те, что провалились, они экономят время будущих предпринимателей в поисках наиболее эффективного подхода к решаемой проблеме.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Rogatov

 А зачем инвесторам за это платить если прибыли нет?

Ответить
Развернуть ветку
Denis Bystruev

На кворе много интересных ответов от реальных инвесторов.

Если говорить только про ангелов и венчурных капиталистов, то они верят, что смогут среди тонн говна найти крупицы золота — будущие гуглы и фейсбуки.

Впрочем, много и таких, кто инвестирует на хайпе, в начале пирамиды — и затем пытаются соскочить и перепродать менее шустрым товарищам.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Sergeevich

Сразу чувствуется влияние Морейниса 😉

Ответить
Развернуть ветку
Denis Bystruev

Да, я как-то с ним встречался (он довольно свободно доступен), рассказал про один из своих проектов — он мне в два счёта объяснил, почему это не бизнес и почему мне не нужны инвестиции. :)

Полезно иногда посмотреть на себя со стороны.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Беговатов
Автор

Спасибо за советы, больше конкретики будет, когда начнётся следующая фаза подготовки! А пока много преодоления барьеров языковых, культурных, юридических. Поэтому много эмоций.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Пон

Лайк ! Подписка))

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Naumov

Дима, это круто, пиши чаще про свой опыт там!

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

А в каком-нибудь из акселераторов давали совет полностью избавиться от русской версии, поддерживать и развивать единственную - английскую, и только на американском рынке (полностью закрыв российское направление)?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Беговатов
Автор

Да, были такие советы. Мы к этому движемся, может не так радикально, чтобы закрывать полностью, но фокус точно надо держать на глобальном рынке.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

ну, это же стандартная рекомендация для такого стартапа, как ваш — вам не фокус нужно держать на глобальном рынке, а вообще отказаться от всех рынков кроме глобального, тогда и фокус держать не нужно будет 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Беговатов
Автор

Вы правы, можно просто принудить текущих клиентов перейти на англоязычную версию

Ответить
Развернуть ветку
Nodirjon Azamhujaev

Это как )) надеюсь это шутка 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Леонтьев

Интересно! 

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Александрова

Успехов и пиши еще :)

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Тютеев

Дмитрий желаю победы. Так держать

Ответить
Развернуть ветку
Олександр Шаньгін

Дмитрий, спасибо! Интересен Ваш опыт, пишите чаще и просьба больше деталей и цифр! Терпения, удачи, победы! 

Ответить
Развернуть ветку
Елена O

Дмитрий, желаю удачи! Интересный путь, отличный продукт, у вас всё получится!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ясный

Отличная статья. Проекту успехов на глобальном рынке!

Ответить
Развернуть ветку
Дима Джедай

Давай смотреть динамику) Проследим путь вместе. Держу кулачки! Удачи, Дима!

Ответить
Развернуть ветку
Vadim

Интересно)

Ответить
Развернуть ветку
Max Lapshin
 И такого подхода я тоже не встречал в российских акселях.

может быть стоило получше поискать. В 2009-м году это вполне себе было.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Беговатов
Автор

Завожу свою машину времени, чтобы поискать в 2009-м 😂 Я тут только про свой личный опыт пишу.

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Раскрывать всегда