Цена опыта: 11 дорогостоящих ошибок Helipoints

7 лет на рынке строительства вертолетных площадок прошли не без потерь для компании Helipoints. Ошибки в сфере авиации обходятся дорого, но от того они быстрее решаются и лучше запоминаются. Разобрал самые яркие примеры того, как заплатив за промахи, я познал азы ведения бизнеса.

1 ошибка: Не уделять должного внимания оценке сроков и сложности проекта

Пример:

При оценке одного из объектов мы не учли нюансы ландшафта, на котором предстояло строить посадочную площадку. По факту нас ожидала горная местность с рекой и скалами, что вызвало необходимость в непредвиденном проектировании сложных инженерно-технических сооружений.

Срок и стоимость проекта значительно увеличились по ходу выполнения работ. Проект затянулся на полгода, хотя изначально мы закладывали на его реализацию 2-3 месяца.

Мораль:

Подходить к оценке проекта тщательно, при этом консультироваться с конструкторами и инженерами — профессионалами, владеющими необходимой экспертизой.

2 ошибка: Не определять четкие сроки оплат

Пример:

В первые годы мы не прописывали в договоре точные сроки оплаты за работу.

Процесс строительства площадок разбит на стадии, и время от времени возникали ситуации, когда мы завершали проект, а оплат на этот момент не поступало ни за один этап.

Когда работа выполнена полностью, у некоторых клиентов пропадает мотивация за нее платить. Иногда с этим вопросом приходилось обращаться в суд.

Мораль:

Четко определять порядок оплаты — разделять суммы на периоды: до проектирования, во время и после. Теперь большую часть гонорара мы запрашиваем в процессе проектирования и на этапе прохождения экспертизы. Полный комплект документации мы выдаем только после того, как деньги упадут к нам на счет.

3 ошибка: Нести ответственность за чужие проколы

Пример:

Часто наша компания выступает субпроектировщиком для строителей зданий, отвечая за строительство вертолетных площадок на кровле. Мы параллельно с заказчиком проходим экспертизу проектной документации.

Бывают ситуации, когда мы выполняем весь комплекс задач и проходим согласование, а наш заказчик не может получить положительное заключение экспертизы по своим разделам документации.

В таких случаях проект приостанавливается, а оплата за выполненную работу не производится.

Мораль:

Все отношения должны быть задокументированы, какими бы приятными и дружескими они не были на начальном этапе. Теперь мы детально прописываем в договоре алгоритм взаимодействия в случае возникновения ситуаций, описанных выше.

4 ошибка: Работать без четкого ТЗ

Пример:

На ранних этапах мы периодически наступали на одни и те же грабли — выполняли все требования заказчика, которые он подкидывал по ходу работы. Без четкого прописанного ТЗ наш функционал раздувался, сроки на реализацию увеличивались, стоимость проекта повышалась. Планирование теряло свое значение.

Мораль:

Сформулированное техническое задание и согласованный список задач спасут от переработок и стремления идти на поводу у заказчика в любых его фантазиях.

5 ошибка: Браться за ту работу, в которой ты не профессионал

Пример:

Уточню, что наша компания специализируется, в первую очередь, на технологии устройства посадочных площадок, включая инженерные системы. Раньше, когда к нам приходил комплексный заказ на строительство, мы брались за весь список работ, в том числе и за общестроительные задачи.

Но так как это направление не является приоритетным для Helipoints, и мы не обладаем достаточной экстренностью в этих вопросах, то мы часто ошибались в расчетах и уходили в минус при выполнении нецелевых для нас задач.

Мораль:

Каждый должен заниматься своим делом. Хочешь выполнять комплексные заказы, найми профессионала.

Привлеченные нами субподрядчики, специализирующиеся на определенном функционале, адекватно оценивают стоимость и сроки проекта.

6 ошибка: Торопиться при расчетах проекта для тендера

Пример:

Участие в тендерах — один из постоянных источников новых заказов для нашей компании. Несколько лет назад мы старались попадать во все конкурсные закупки. Объем работ и спешка рано или поздно должны были привести к фатальной ошибке.

Так и случилось. Однажды мы выиграли конкурс. Но когда взялись за более подробные расчеты, осознали, что стоимость, заложенная в госзакупке, значительно отличается от рыночной. Так как объект принадлежал военным, то каждый наш шаг контролировался и подвергался проверке. И если при расчетах мы планировали, что часть деталей и оборудования будем закупать у своих поставщиков по сниженным ценам, то у заказчика на этот счет был свой взгляд.

Отказаться от проекта мы не могли, так как нежелание сотрудничать привело бы к тому, что нашу компанию внесли бы в реестр недобросовестных поставщиков. А это грозит существенным сокращением возможностей при участии в торгах на 2 года. В то время мы не могли себе такого позволить, и в итоге нам пришлось выполнить строительство объекта себе в убыток.

Мораль:

Прорабатывать все проекты заранее, до того, как вписываешься в работу.

7 ошибка: Игнорировать пункты договора

Пример:

Однажды, при поставке оборудования из Италии, мы не заказали запасной ремонтный комплект. Хотя этот пункт был указан в договоре.

За 4 месяца, пока шел заказ, резко вырос курс евро и начались проблемы с таможней


Но клиенту мы обязаны были поставить всё оборудование, включая ремкомплект, по установленной заранее цене. Таким образом наша невнимательность обошлась нам в кругленькую сумму.

Мораль:

Важно следить за соблюдением пунктов договора всеми сотрудниками компании. А еще делать закупки сразу, как получили аванс.

8 ошибка: Работать с недобросовестными подрядчиками

Пример:

При строительстве металлической посадочной площадки, мы обратились к заводу, который должен был заняться сварочными работами. Но чуть позднее директор этой компании скрылся, забрав с собой все деньги завода. Таким образом наш аванс просто украли, а услуги остались не выполнены. Но так как мы несли обязательства перед нашими заказчиками, то нам пришлось решать эту проблему за свой счет.

Мораль:

Тщательно отбирать подрядчиков, изучать подноготную, собирать отзывы.

9 ошибка: Тратить время на обучение бесперспективных сотрудников

Пример:

Мы проводим регулярные обучения персонала, так как сфера специфичная, имеет узкую направленность. Были примеры, когда мы в течение года вкладывались в сотрудников, но они так и не проявляли никакой заинтересованности. При этом, другие новички схватывают тот же самый объем информации за месяц-полтора.

Необучаемые люди тратят время руководителей и наставников, тем самым не только не приносят пользу компании, но и вредят.

Мораль:

Нужно подходить к кадровому вопросу с особым вниманием, устанавливать испытательный срок, отсеивать лишних и выбирать лучших. Рост компании возможен только вместе с сотрудниками, которые к нему стремятся.

10 ошибка: Не защищать данные

Пример:

Данные компании мы храним на облачных сервисах, но до недавнего времени не уделяли должного внимания их защите и копированию. За беспечность поплатились частичной потерей информации. А также выпавшими из жизни выходными, так как данные необходимо было восстановить до понедельника. Несколько дней мы собирали файлы по компьютерам нашей команды.

Мораль:

Делайте резервные копии вовремя!

11 ошибка: Вести устные договоренности

Пример:

Неоднократно совершали одну простую ошибку — вели устные переговоры, не фиксируя итоги в письменном виде. Пока все гладко, создается иллюзия порядка. Но в случае возникающих недопониманий, невозможно найти правду, тогда и начинается веселье.

Мораль:

Всегда! Без исключений. Вести все переговоры по почте. Всё должно быть зафиксировано: тезисы из устного общения, условия и требования, дополнительные просьбы, суммы и сроки.

Более того, теперь мы выделяем на каждого подрядчика и клиента отдельную папку, где сохраняем все данные.

Все наши проколы кажутся теперь наивными, но они помогли нам выйти на новый уровень профессионализма. Надеюсь, эта статья сможет обратить ваше внимание на ошибки и застрахует от лишних трат.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Vlad Sporykhin

Мне статья понравилась.
Хорошо описаны выводы и опыт будет полезен в любой сфере.

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Smirnovsky

Мне всегда было интересно, как у людей получается открыть бизнес, если они такие выводы делают только после открытия уже? 
Вроде обычный common sense же все 11 пунктов

Ответить
Развернуть ветку
D

В реальности соблюдать даже простые правила довольно тяжело.
Это из серии: "хочешь быть здоровым, после 30-ти делай health checkup каждый год"
Многие его знают, мало кто делает.

Ответить
Развернуть ветку
D

Другое дело, что пользы от статьи не так много, потому что кристаллизованный опыт тяжело просто "начать использовать".

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Давайте так попробуем:

Х лет на рынке сферы У прошли не без потерь для компании Z. Ошибки в сфере У обходятся дорого, но от того они быстрее решаются и лучше запоминаются. Разобрал самые яркие примеры того, как заплатив за промахи, я познал азы ведения бизнеса.

Частично предвидя данное умозаключение и выводы из него, в 1971 году, в своей дипломной работе, я разобрал необходимость чек-листов в подобных ситуациях и предложил некую технологию их разработки.
Отталкивался я от простых/больших чек-листов контрольных вопросов запуска ракет. Там вопросов/чек-боксов до нескольких тысяч.

Позже неоднократно разрабатывал комплекты чек-листов.
Самый бытовой и пользующийся спросом комплект - чек-листы для сборов и осуществления поездки за границу на автомобиле (в основном - Европа).
Их перечень/содержание на https://proza.ru/2014/06/27/1016
Полный текст чек-листов высылаю особо нуждающимся.
Запрос на [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Smirnovsky

Неплохая идея для приложения кстати

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Андрей, спасибо; кто-то может заработать.
Я готов взять на себя алгоритмизацию.
Остальное не умею.

Ответить
Развернуть ветку
Leha Shum

Шишки надо набить самому 

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Интересно, уже был комментарий "а вы чё не знали этого всего, что ли?". Меня всегда интересует, что могут не знать эти люди?
По сабжу, все так, только как вы просчитываете порог снижения на аукционе? За которым, все - Москва и отступать некуда?

Ответить
Развернуть ветку
Olga Kulakova

так здорово, что всегда есть люди,которые всё знают:) и совершают ошибку 5.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда