6 ошибок мышления, из-за которых вы остаетесь на нелюбимой работе
В начале 2020 года специалисты сервиса по поиску работы «Работа.ру» провели социальный опрос и выяснили, что в следующие 12 месяцев 74% россиян хотят заняться вопросом нового трудоустройства. 53% респондентов рассказали, что недовольны текущим уровнем заработной платы. Но почему в итоге ничего не происходит?
Лишь малая часть из тех, кто планирует сменить место работы, в конечном итоге делает это. Оказывается, в большинстве случаев основная причина бездействия — когнитивные ошибки. Мы решили разобраться, что это и из-за каких именно ошибок в мышлении люди отказываются менять карьеру и добиваться новых высот.
Что такое когнитивные ошибки?
Когнитивные искажения (ошибки) сопровождают нас на протяжении всей жизни. Их суть заключается в недостаточной сознательности, необъективности решений, мнений и действий. Говоря простым языком, когнитивные искажения (ошибки) — сбои в мышлении, которые не дают воспринимать действительность такой, какая она есть.
Мышление — результат взаимодействия двух систем. Первая отвечает за быстрые, почти бессознательные решения. Она «включается», когда мы выполняем привычные, отработанные до автоматизма действия или когда необходимо быстро принять решение.
Вторая система отвечает за осознанные действия, когда перед нами встает сложная, нетипичная задача, с которой не справляется первая. Она отвечает за концентрацию внимания и анализ всех известных данных для принятия окончательного решения.
Когнитивные ошибки возникают на стыке двух систем мышления: одна из систем берется за выполнение не того, что нужно, из-за чего появляются неправильные мысли, напрямую влияющие на нашу жизнь. Из-за этого возникают страхи, из-за которых вы боитесь менять свою карьеру.
А вы сталкивались с чем-то подобным, когда планировали сменить одно место на другое? Если да, давайте разберемся, какие когнитивные ошибки возникают в таких ситуациях и как с ними бороться.
Синдром самозванца
Когда речь заходит о повышении или переходе на более статусное рабочее место, люди часто сталкиваются с синдромом самозванца. Это когнитивное искажение известно под названием «эффект Даннинга — Крюгера». Глупые люди не способны объективно оценить свою квалификацию, а потому на 100% уверены в своей гениальности. Умные, напротив, анализируя предыдущий опыт и ошибки, сильно сомневаются в своих способностях и навыках.
Что происходит в голове из-за этого когнитивного искажения, когда появляется возможность карьерного роста? Человек начинает говорить себе, что он не справится с этой работой из-за низкой квалификации и отсутствия нужных навыков. Он считает, что даже его текущее место — это череда случайных событий и везение.
С этой ошибкой мышления сталкивались многие специалисты. Главное — преодолеть страх и принять правильное решение.
Михаил Карпов, нынешний CEO ProductStar и бывший директор по продукту в Skyeng, сталкивался с этой проблемой во время перехода на должность продакт-менеджера в Яндексе:
В конечном итоге Михаил поборол страх и справился с синдромом самозванца следующим образом:
Пообщался с несколькими продакт-менеджерами. Понял, что «я смогу, если постараюсь» и что это не какая-то «особенная профессия» для «специальных людей». Если приложить усилия, можно оперативно освоить, супер-способностей не нужно (дальше это подтверждалось и с другими профессиями — CPO, CEO).
- Решил, что лучше сразу постараться «запрыгнуть повыше». Если есть хотя бы маленький шанс попасть в Яндекс (и реализовать свою мечту), то надо выложиться на все 200%. В итоге я делал тестовое задание почти 3 месяца, но оно вышло настолько ВАУ, что дало мне шанс попасть на собеседование, а потом и в команду.
Дихотомическое мышление
«Или я останусь в этой компании и продолжу работать, или потеряю все и умру с голода»
Дихотомическое мышление — анализ проблем и принятие решений по принципам «или / или», «все или ничего». Иными словами, человек «бросается» в крайности из-за мышления в черно-белых тонах, рассматривает самое плохое или самое хорошее. Компромиссы и альтернативные варианты в расчет не берутся.
Мышление в «черно-белых тонах» лишает нас развития. Мы начинаем думать, что, потеряв нынешнюю работу, не сможем платить по кредитам, покупать еду, от нас откажутся родные и близкие и т.п. А такие перспективы, как поиск более интересной и привлекательной сферы деятельности, доходов от которой точно так же хватит для покрытия счетов, не рассматриваем.
Окажется, что приложение не отвратительно. Да, есть минусы, но их реально исправить, если поработать над интерфейсом и добавить новый функционал, предварительно оценив product market fit. Вы перестанете себя критиковать и отказываться от дальнейшего развития.
В борьбе с дихотомическим мышлением помогает диалог с собой, поиск ответов на несколько вопросов:
- Какие существуют объективные доказательства или факты, подтверждающие это? — интерфейс получился очень сложным и неудобным. Чтобы найти раздел с каталогом, пользователю придется проделать немало шагов. К тому же, нет многих полезных функций, без которых не будут закрыты все потребности целевой аудитории.
- Как бы кто-то еще рассматривал эту ситуацию? — мой куратор из онлайн-школы вообще бы не переживал по этому поводу. Он бы объективно оценил, что не так с приложением и выписал бы это все в отдельный документ, чтобы наметить дальнейший план работы.
- Какие еще стороны я не учел? — я не учел, что, все-таки, я только начинающий разработчик и при создании приложения торопился, мне хотелось побыстрее посмотреть на итоговый результат. Теперь буду работать внимательнее и взвешивать каждое решение.
- Какие действия я могу предпринять, чтобы повлиять на то, что произойдет дальше? — хорошенько поработать: сделать интерфейс приложения интуитивнее, добавить новые функции, которые будут полезны целевой аудитории, а потом провести анализ на соответствие product market fit.
Ответы на вопросы образуют новое видение ситуации и снизят градус ложного восприятия, вызывающего стресс.
Катастрофическое мышление
«Мне отказали в найме, все, теперь меня никто никогда не возьмет на работу, потому что я очень плохой специалист»
Смена деятельности — это всегда тревога, сомнения и мысли о возможной неудаче. Но когда человек «преувеличивает» и считает, что из-за смены деятельности наступят огромные проблемы, можно говорить о катастрофическом мышлении.
Это еще одна когнитивная ошибка, которая выражается в преувеличении негативных последствий или вероятных отрицательных событий. Из-за катастрофического мышления мы часто отказываемся от хороших перспектив и остаемся в исходной точке. Справившись с этой проблемой, решиться на смену деятельности гораздо проще.
Знали бы мы сегодня о международной сети быстрого питания McDonald’s, если бы Рэй Крок поддался катастрофическому мышлению? Ведь до 53 лет (в таком возрасте Рэй открыл первый ресторан) он попробовал себя в разных сферах бизнеса и постоянно терпел неудачи.
Мышление «я должен»
«Я должен сначала купить квартиру, потому что мне 35, а потом уже думать о смене деятельности»
Мышление «я должен» прививается нам с раннего детства: ты должен окончить школу, потом получить высшее образование и работать, чтобы прокормить семью, построить дом, вырастить дерево и т.п. Но кому вы это должны? Правильно ли тратить время на нелюбимую работу, которую выбрал в 17 лет, когда еще не было четкого представления о глобальных жизненных целях?
Такое мышление не дает нам развиваться, следовать за мечтой и заниматься любимым делом. Общество навязывает стандарты, и все стараются им соответствовать. В 35 лет должна быть квартира, машина, жена и два ребенка. Да, в этом нет ничего плохого, но кому вы это должны? Никому. Как только удастся избавиться от мышления «я должен», сразу хватит смелости изменить карьеру к лучшему.
Мышление с излишними обобщениями
«Меня не взяли на эту работу, значит, я никудышный специалист, плохой человек и никому не нужен»
Неудачное собеседование или провальный проект часто заставляют человека думать, что он плохой специалист и человек в целом. Из-за мышления с излишним обобщением мы переносим одну неудачу на жизнь в целом.
Кто знает, какова реальная причина отказа в найме. Возможно, на эту должность было 200 кандидатов и на нее взяли человека с большим опытом работы в этой сфере деятельности (возможно, он работал на прямых конкурентов). Все, что нужно в такой ситуации — пересмотреть резюме, подправить портфолио и разослать их в другие организации.
Эффект неоднозначности
Представьте, что есть работающий бизнес с чистой ежемесячной прибылью 1 миллион рублей и готовый инвестиционный проект, который в перспективе может ежемесячно приносить 2 миллиона рублей. Что вы выберете? Большинство людей отдадут предпочтение первому варианту из-за эффекта неоднозначности.
Это когнитивное искажение, в котором принятие решения страдает из-за недостатка информации или неоднозначности. Эффект предполагает, что люди стремятся выбрать решение, для которого вероятность благоприятного исхода известна, по сравнению с решением, когда вероятность благоприятного исхода неизвестна.
С аналогичной проблемой столкнулся Михаил Карпов, когда появилась перспектива перехода из VK в Skyeng:
У Михаила было два варианта: один хорошо известный, а второй — туманный и непонятный. В конечном итоге он принял предложение Skyeng:
- Я признал, что решение непростое и рискованное, но в работе любого продакта всегда есть риски и большая неопределенность, и нужно учиться с этим жить.
- Сделал микс холодного подхода (составил табличку с плюсами-минусами и весами, опросил нескольких ребят, бывших в схожих ситуациях) и внутренних ощущений (т.к. «на подкорке» всегда есть какие-то малозаметные неосязаемые, но важные факторы выбора).
- Сходил к карьерному консультанту (впервые), чтобы понять, какие навыки и свойства на рынке сейчас ценятся и потом дополнил этим табличку по принятию решения.
- Шел не в компанию, а к конкретным людям (фаундерам), так как супер-важно, с кем ты будешь работать, что тебе могут дать по знаниям и свободе принятия решений.
С когнитивными ошибками сталкиваются многие. Но далеко не все пытаются исправить их, чтобы пойти навстречу желанному. Если вы столкнетесь с одной из них, попробуйте применить одно из правил.
Возможно, среди читателей кто-то уже сталкивался с такими проблемами. Что вы делали в таких ситуациях и как решились на глобальные карьерные перемены? Расскажите свою историю в комментариях, возможно, для кого-то она станет стимулом.
Еще больше интересных советов, подборок и историй читайте в нашем продуктовом ТГ-канале ProductStar.
Комментарий недоступен
Александр, спасибо большое за ваш комментарий! Обязательно будем :)
это спам бот)
Понятие Должен чего-то достичь к определённому возрасту очень сильно мотивирует.
Если ты не должен, то и в 40 лет можно ни чего не достичь, считая, что всё ещё впереди.
Это факт. И будет ты 45-летний водитель такси ибо никому ты нужен
Почему не нужен? Вам нужен, когда вам нужно такси
Очень крутая статья, спасибо!
Спасибо за статью! Уже одного вопроса "Какие существуют объективные доказательства или факты, подтверждающие это?" было, в принципе, достаточно, чтобы успокоиться :)