Является ли занятость современным символом статуса?

Однажды я провел небольшой социальный эксперимент. Я задал людям простой вопрос: «Как дела?» Примерно 8 из 10 давали один и тот же ответ — заняты.

Illustration by Josh Patterson
Illustration by Josh Patterson

«Я так занят»; «На работе так много дел»; «Занят с детьми»; «Этот проект не даёт покоя». И моё любимое: «О, вы знаете — занят, занят». Занят — такое короткое слово для описания того, насколько жизнь ошеломляет. Но почему мы его используем? И почему я говорю, что нам следует прекратить его использовать?

Все заняты.

Мы живем в загруженном мире. Среднестатистический офисный работник получает около 121 электронного письма в день. Мы проводим 30–50 % своего времени на совещаниях, и около 60 % из них считаются бессмысленными. У нас так много дел, что только 1 из 3 говорит, что способен эффективно расставлять приоритеты в своих задачах. В среднем мы проводим почти 6 часов в день за цифровыми устройствами. В результате 40 % сотрудников умственного труда чувствуют себя измотанными. Так что если вы говорите кому-то, что вы заняты, что вы на самом деле раскрываете о себе? Ничего особенного.

Деловое обсуждение может превратиться в соревнование

Так почему же мы продолжаем повторять, насколько мы заняты, когда это сообщение по большей части бессмысленно? Потому что быть занятым стало современным символом статуса. Быть занятым означает, что мы делаем много вещей. Что у нас полная жизнь. Что наше время драгоценно. Короче говоря, это говорит: «Я важен».

В лучшем случае совместные жалобы на занятость могут породить некое современное товарищество среди взрослых: «Мы все так заняты, но молодцы, что выдержали!»

В худшем случае обсуждение занятости может превратиться в соревнование. Я был свидетелем того, как старшие специалисты вступали в словесную перепалку о том, кто более занят: у одного четверо детей, у другого двое в подгузниках; один получил большое повышение, другой управляет двойной ролью и местом в совете директоров; один тренируется для Ironman, другой пишет книгу. В любом случае, мы любим нашу мантру занятости, потому что, по иронии судьбы, она заставляет нас чувствовать себя особенными.

Наши истории становятся новой реальностью

Так почему же жалобы на занятость имеют значение? Потому что истории, которые мы рассказываем себе, становятся реальностью. В психологии есть концепция, которая называется «нарративная идентичность», которая гласит, что мы, люди, формируем свою идентичность, создавая целостную историю своей жизни. Важно то, что мы не просто берем события и формируем историю — обратное также верно: истории, которые мы рассказываем, становятся теми, кто мы есть.

«Истории жизни не просто отражают личность. Они и есть личность, или, точнее, они являются важными частями личности», — пишет Дэн МакАдамс, профессор психологии Северо-Западного университета. Так что если вы продолжаете рассказывать себе историю о занятости: что жизнь суматошная, времени мало, что работа и семья напрягают вас — угадайте что? Это становится реальностью — вы будете воспринимать свою повседневность как стрессовую и в результате станете еще более занятыми.

Когда вы говорите, что заняты, вы не только становитесь еще более занятыми, но и становитесь менее способными что-либо с этим поделать.

Хуже того, ключевой характеристикой истории о занятости является то, что это что-то внешнее, что происходит с нами. Жизнь, работа, дети, пробки — все это силы, находящиеся вне нашего контроля. Это плохо, потому что в своем исследовании Джонатан Адлер, доцент кафедры психологии в инженерном колледже Олина, обнаружил, что одна тема в историях людей имеет особенно сильную корреляцию с лучшим благополучием: агентность, чувство, что мы контролируем свою жизнь. Поэтому, когда наши истории включают в себя нашу беспомощность перед лицом жизненной суеты, это ослабляет наше чувство агентности и оказывает неблагоприятное воздействие на наше психическое здоровье.

Следите ли вы за основным повествованием?

В дополнение к нашим личным историям о себе, в нашу культуру внедряются некоторые основные сюжеты: получить диплом, устроиться на работу, жениться, завести детей (истории «жениться» и «завести детей» все чаще становятся необязательными). Любой, кто не следует основному сюжету, становится немного изгоем. Занятость стала одним из таких основных сюжетов. Встречаем ли мы старых друзей или новых деловых знакомых, это история, которую от нас ожидают услышать. Это плохо для нашего общего психического здоровья — поддерживая сюжет о занятости, мы усиливаем токсичную беспомощность в нашем обществе. По сути, мы говорим: «Быть жертвой собственной жизни — это нормально. Мы все такие».

Можем ли мы запретить слово «занят»?

Хорошая новость в том, что история о себе не выгравирована и не записана в вашей ДНК — ее можно изменить. А изменение истории может изменить вашу жизнь. В ходе лонгитюдного исследования людей, проходящих терапию, Адлер обнаружил, что в историях пациентов наблюдалось увеличение активности до того, как улучшилось их психическое здоровье. «Это как будто люди создали новую версию себя и прожили ее», — говорит Адлер. Расскажите другую историю, и вы в конечном итоге проживете ее.

Если бы мы не говорили о постоянной занятости, возможно, мы могли бы жить с меньшим стрессом и большим удовольствием.

Есть еще одно преимущество запрета на слово «занят». Наши истории становятся интереснее. Когда я сам перестал использовать слово «занят», я сначала боролся с тем, чем его заменить. «Занят» приемлемо, «напряжен» или «изнурен» — нет. А разговоры о работе или семье могут показаться хвастовством, если только мы не делаем это в самоуничижительном контексте «это делает меня занятым».

В конце концов я нашел новые истории. Я бы сказал, что разделяю свое время между работой и домом, или что я пытаюсь создать больше пространства для семьи и друзей. Или я бы с радостью заявил, что жизнь хороша, и поделился бы хорошей новостью. Однако самая интересная дискуссия неизменно начиналась с: «Знаешь, в последнее время я много думаю о…» В любом случае, мои альтернативные истории становились и честнее, и интереснее без единого слова: занят.

Давайте изменим нашу коллективную историю. Давайте запретим слово «занят» в наших повседневных встречах. Давайте уберем его из наших домов, офисов и дружеских отношений, где оно не добавляет никакой ценности. Давайте откажемся от главного повествования о беспомощности перед лицом жизни. Давайте вместо этого попробуем другие истории и обогатим нашу жизнь более честным, увлекательным диалогом и человеческим общением. Может быть, просто может быть, наша жизнь также изменится в результате.

Начать дискуссию