А вам есть что сказать? Про выступления

Новая неделя новый пост, на прошлой неделе было знаковое для меня событие я наконец-то дошел до запланированных выступлений на большую аудиторию (было около 70 человек) в офлайн формате. До этого самое большое мое выступление было по скайпу, примерно на 45 человек. Ощущения конечно были абсолютно другие, одно дело говорить в монитор, когда презентация перед глазами и людей ты по большому счету не видишь. Совсем другое дело, когда перед тобой зал и куча глаз смотрят на тебя.

По статистике страх публичных выступлений — это одна из самых распространенных фобий, с которой сталкиваются люди всех возрастов и профессий. Согласно исследованиям, около 75% людей испытывают значительную степень тревоги перед выступлением. Я попал в эти 75%. Сказать, что я волновался значит ничего не сказать, но обо всем по порядку.

Для стартапера важно быть способным проводить питчинги. Если кратко - то нужно иметь навык представления своего проекта или продукта инвесторам, партнерам или клиентам. Иногда это будет онлайн презентация, но это может быть и офлайн презентация на большой зал, где уже будет соревнование с другими командами и проектами, например, за грант. Вариант конечно взять в команду человека с такими навыками, и надеяться, что этот человек сделает все вместо отца-основателя, но это не мой случай, поэтому “приходится” осваивать навык самому.

К своему первому большому офлайн выступлению я шел несколько месяцев. Сейчас в Москве огромное количество возможностей для отработки подобных навыков. Ежедневно проходят несколько десятков событий на разных площадках по самым разнообразным тематикам. Есть открытые и закрытые клубы, организующие ваше выступление. Фактически, сейчас можно купить время и нужную аудиторию просто как сервис. Например, мне нужно 5 минут выступления на аудиторию от 100 человек, предприниматели и владельцы бизнесов. Отлично это будет стоить от 50 тыс. рублей и выше, в зависимости от качества аудитории. Тебе как спикеру не нужно думать кто все эти люди, как они о тебе узнают и как доберутся до зала, в котором ты выступаешь. Организаторы все сделают.

Рефлексируя на тему переживаний, которые крутились в голове перед выступлением, могу сказать, что работа с желанием “быть хорошим” стало одним из самых трудных для меня. Мы боимся, что другие будут критиковать наши слова, действия или даже внешность, а когда это происходит то мы перестаем быть “хорошими”. Эта мысль может вызвать сильное беспокойство и может парализовать. Нам всем хочется быть хорошими.

Мое первое выступление офлайн

Что же я понял за период подготовки своего выступления? Первое, нужно оценивать тайминг и формат выступления. Если времени мало, то рассказать что-то экспертное или донести какую-то пользу скорее всего не получиться, на это просто не хватит времени. Например, мои первые выступления длились всего одну минуту. Да Карл, все начинают с простого, как бы это банально не звучало. Нужно выйти и рассказать о себе, о том чем занимаешься, какой продукт или услугу предлагаешь, и еще желательно добавить почему именно у тебя этот продукт или услугу должны купить.

Подобных коротких выступлений у меня было уже 3-4. За это время удалось почувствовать себя на сцене. Посмотреть на себя со стороны и послушать свое выступление не только с места рассказчика, но и с места слушателя. Несколько раз переделать рассказ о себе и своих продуктах. Самое сложное было упаковать больше 20 лет опыта в пару предложений. Все мы мега-классные и к 40 годам, я уверен, у большинства из нас действительно есть чем поделиться и рассказать. А тут, хопа и есть только минута. Вроде бы простое упражнение, но внимание аудитории, самый ценный ресурс в этом процессе и его ничтожно мало.

Второе, умение держаться на сцене и доносить свои мысли и эмоции — навык, если никогда этого не делал, то никакая экспертность и крутость в этом не поможет. Зал реально жрет тебя, по крайней мере у меня так было. Я вышел и в голове случилась пустота, я забыл и речь которую готовил почти неделю и связки и шутки. Просто вышел а в голове белый лист. Зал захватил мое внимание, оно растворилось в нем, и его практически не осталось на само выступление. С залом нужно учиться работать и это чисто практический навык. Можно прочитать кучу книг о том как делать выступления в стиле TED, но выйти и самому сделать что-то подобное это совсем другое.

Третье, это беречь внимание аудитории и не рассказывать обо всем подряд, всё выступление должно быть сосредоточено вокруг одного продукта или услуги, только одного. Если точек внимания будет больше, аудитория запутается и не поймет что же ты предлагаешь. В одной из следующих статей подробнее расскажу об инструментах, которые использовал для подготовки выступления.

Четвертое, к выступлению нужно готовиться и лучше это делать с кем-то, кто уже имеет подобный опыт. Я прямо прописывал всю речь до запятых на бумажке, а потом выступал перед зеркалом. Вслух проговаривал всё свое выступление. Иногда накатывали воспоминания из детства, как в саду или в школе, на уроках литературы, рассказывал стих, помните? Еще были варианты выходить к доске или с места. И вот прям с выражением и паузами рассказывал сам себе всё свое выступление.

Еще, важна уверенность в материале и выступлении, нужно положительное подкрепление в виде реакции аудитории на материал и тему. Получить обратную связь от аудитории можно только протестировав гипотезу, те выступив перед ней. Зал моментально даст обратную связь и по эмоциональной составляющей и по контентной.

Опытные продажники это и так знаю, для меня это было сложно принять, не делать продажу “в лоб”, тк это отталкивает аудиторию. Если продукт или услуга, сложные, то нужно делать несколько уровней, на каждом уровне раскрывая новые детали и подробности.

Можно ли быть стартапером и делать продукт не идя в выступления и офлайн? Сейчас я думаю, что делать можно, но продвигать, развивать и получать финансирование, точно нет. Конкуренция в только в онлайне будет значительно выше. Предыдущие несколько лет роста венчурного финансирования породили миллионы стартап-команд, которые точно не хуже чем я и моя команда, мы все работаем на едином рынке изобретения новых продуктов.

Навык работы в офлайне и навык выступлений может стать конкурентным преимуществом и тем необходимым, что приведет проект и команду к финансированию, я в это верю.

Готовы рассказать свою историю развития стартапа или бизнеса? Напиши мне, можем сделать интервью, отдадим дань времени.

Все посты буду дублировать в моем телеграм-канале и в моем блоге. Там же можно и связаться при необходимости или оставить комментарий для реальных бизнес-задач.

Ищу единомышленников для запуска инкубатора для ИТ-проектов. Пишите, я думаю если в нашем инкубаторе будет 10-15 проектов, то будет возможность привлекать и инвестиции и совместными усилиями продвигать проекты.

Развиваю направление Web и Mobile development, так что если у вас есть проект нужен сайт или мобильное приложение для вашего бизнеса, то наша команда с удовольствием поможет с его реализацией, пишите? Есть реферальная программа и предложения для партнеров.

PS Продолжение следует...

реклама
разместить
Начать дискуссию