Смотреть
30 дней бесплатно
Смотреть
30 дней бесплатно
Условия просмотра: clck.ru/h7Vx2
18+
УЖЕ В ПОДПИСКЕ

Как мы запускали семь стартапов и чем это закончилось

Один довольно известный дядя озвучил собственную формулу достижения целей при создании бизнеса: из 10 запусков только последний будет успешным, но первые 9 все равно необходимы. Если он прав, то это очень печально, ведь мы пытались запустить всего 7 проектов, шесть из которых закончились классическим epic fail’ом, а над седьмым трудимся в текущий момент.

Меня зовут Роман Гордеев, и сейчас я с партнерами активно пилю стартап Airfl — биржу фрилансеров «в три клика». Но в этой статье я хочу рассказать не столько о ней, сколько о нашем предыдущем опыте.

Историй успеха в сети хватает, а вот свои неудачи детально на публику выносят очень немногие. А зря, ведь это бесценная информация. Надеюсь, что наш опыт поможет читателям обойти хотя бы часть грабель, нещадно лупивших в наши юные стартаперские лбы.

Проект 1. «Отзыв Плюс». Проблемы с компетенциями

Суть стартапа заключалась в следующем. ЦА — владельцы мелкого и среднего бизнеса, которые хотят получать продвижение в интернете за счет размещения многочисленных отзывов о своих услугах. Площадки размещения отзывов — 2GIS, «Яндекс.Карты» и Google Maps. Отзывы пишут пользователи услуг, а наша будущая платформа занимается их автоматизированным размещением.

Как это должно выглядеть на практике? Человек пришел к бизнесу (парикмахерская, СТО и так далее), получил желаемое, словил на телефон SMS с предложением поделиться своими впечатлениями, дал ответ, а он уже автоматически идет во все вышеуказанные сервисы.

Таким образом, наши клиенты (владельцы бизнеса) получают постоянные упоминания о себе в сети, рейтинги растут, потенциальные покупатели товаров или услуг смотрят на них, видят движение и принимают решение покупать / чинить / стричься именно тут.

Звучит все довольно просто, а вот на практике вышло наоборот…

Главный вопрос на начальном этапе был даже не в продажах, а в том, как получить базу клиентов бизнеса, которым должны идти СМС-ки (про автоматизацию процесса — позже). Найти на него ответ можно было только «в поле» — у нашей целевой аудитории. И я начал просто ходить в ближайшие СТО и подобные предприятия и предлагать услугу в тестовом, бесплатном режиме. За несколько дней попробовать согласились 5 владельцев бизнеса, и мы приступили к созданию MVP.

Внешний вид был прост: форма авторизации и личный кабинет. Пользователь регистрировался (точнее, владелец бизнеса давал нам его телефон), после чего мы в ручном режиме высылали ему сообщение с просьбой оставить отзыв и получали ответ. Ответ мы в качестве теста в не менее ручном режиме вносили в 2GIS и карты обоих поисковиков от имени фейкового аккаунта.

Худо-бедно, но MVP позволил нам понять, что шансов у этого начинания нет, во всяком случае, на текущем уровне нашей компетенции и учитывая ряд технических особенностей сервисов. Невозможность легко решить проблему с авторизацией реального пользователя. У одних не было аккаунтов в «Яндексе», у других — в Google, у третьих — в 2GIS. На стадии ответов от лица фейков это не проблема, но в реальности — очень даже проблема.

Убив на все это около месяца, мы свернули проект. Какие уроки я и мой вечный партнер по запуску стартапов Андрей Салеба вынесли из «Отзыв Плюс»?

Здорово, что начали с примитивного MVP, а не бросили пачку денег в создание эффектного проекта. Плохо, что бросились реализовать идею, не оценив ее реальный потенциал с точки зрения технической составляющей.

Как я писал ранее, плохой опыт — тоже опыт. Все ошибки мы учли в нашем следующем проекте. Все ошибки этого уровня, конечно, ведь дальше мы наделали новых.

Проект 2. Тайм-трекер. Давид против Голиаф(ов)

Мы решили сделать тайм-трекер. Почему? Рынок — огромен, существует, причем достаточно давно, программ на нем продается больше 500, и даже есть определенный ресурс-маркетплейс, в котором такие программы распределены по рейтингу. Применение такого трекера очень широкое — от контроля за удаленными разработчиками, фрилансерами и другими людьми с почасовой оплатой до контроля персонала, работающего в офисе, магазине на производстве или в другом заведении.

Внимательно изучили потенциальных конкурентов и поняли, что очень хорошо развиты трекеры именно для веба, удаленной работы и работы на десктопах и ноутах. Они просты, функциональны, их легко продвигать, они не требуют отдельных устройств, которые помогали бы трекать время, так как работа ведется на компьютере. Технических трудностей при создании проекта не наблюдалось, но вот маркетинговые...

После долгих расчетов, сколько займет разработка (относительно немного) и вывод на рынок (реально) и, главное, сколько денег нужно на продвижение при такой плотной конкуренции (нереально при наших бюджетах), мы решили свернуть идею.

Предыдущий урок не прошел для нас зря. Любая идея теперь рассматривалась со всех сторон и лишь потом принималось решение — стоит ли вообще ее реализовать. Мы полностью ушли от модели «война план покажет» — в бизнесе это недопустимо.

Проект 3. Ride sharing по-воронежски. Рынок не рынок

Суть стартапа была в следующем: создать агрегатор использования ресурса (автомобиля) для экономии денег с получением комфортной услуги перевозки пассажира или груза в пределах одного города. По этому принципу работают популярный в России французский проект BlaBlaCar и менее популярный аналог от Mail.ru — BeepCar.

Особенностью нашего решения был выход не на междугородные и международные перевозки, а «по месту» — в пределах городов. Востребованность проекта казалась нам просто не требующей доказательств: в Воронеже масса водителей и пассажиров ежедневно стоят в пробках, тратят деньги на бензин (не говоря уже о времени и деньгах).

Проект RideSharing внутри города позволил бы за счет оптимизации использования автомобилей разгрузить дороги от безумных пробок, повысить качество услуги перевозки (ведь гораздо удобнее ехать на легковом автомобиле, чем на маршрутке)... В конце концов, удешевить поездку по сравнению с такси (оплата была бы в 3–4 раза ниже, потому что она делится с попутчиком).

В Таиланде, например, распространен совместный вызов такси среди местных жителей. Почему бы у нас не сделать то же самое?

Когда мы уже почти начали писать MVP (без какого-либо кастдева — зачем, и так же ясно, что всем зайдет!), местный отдел ФРИИ решил провести мероприятие под названием «Харвест» — поиск и отбор лучших стартапов. Согласно нашему правилу вписываться во все и везде, мы пошли на него.

Работая над проектом совместно с менторами из состава организаторов, мы получили мощный фидбек, трезво оценили рынок, изучив его за 2 дня (в обычном режиме работы, я думаю, это заняло бы 1–2 недели) и поняли, что есть целая куча нюансов — от логистических коллизий до непрозрачности монетизации. А еще оказалось, что идея потенциально не интересна реальным, а не выдуманным пользователям, а значит, никак не может принести прибыль, зато принесет много геморроя.

Что поняли?

Не надо выдумывать сферического покупателя в вакууме, даже когда идея кажется настолько востребованной, что непонятно, почему цукерберги и маски до сих пор ее не реализовали.

Проект 4. Финтех про бизнес. Не пробились к ЛПР

Поиск нового интересного проекта для реализации увенчался идеей автоматизации управления расходов компаний. В крупных компаниях достаточно сложно следить за большим количеством сотрудников из числа топ-менеджмента или менеджмента среднего звена. Наша идея заключалась в автоматизации ограничений в плане финансовых затрат, которые делает персонал компаний.

В широком смысле таким проектом могли бы пользоваться крупные и средние компании, а также из государственного сектора, да и само государство. Он решал бы проблему командировочных трат, когда зачастую деньги выделяются по факту предоставленных отчетно-финансовых документов — менеджеры бы не смогли заселяться в более дорогие номера, использовать не эконом-класс в самолетах и так далее.

Технически проект мог бы состоять на первом этапе из админ-панели для управления затратами, мобильного приложения для сотрудников и топ-менеджеров, а также специальной банковской карты, привязанной к счету внутри системы. Проблем с этой стороны мы не видели.

Зато они пришли оттуда, где мы их не ждали. На рынке Воронежа данный проект в ходе этих самых опросов не получил должного внимания, а узнать интерес к идее сотрудников, принимающих решения в крупных московских компаниях, нам не удалось.

Возможно, мы бы получили больше информации от серьезных дядь в костюмах, если бы заходили не «с улицы», а через серьезного посредника с наличием связей в данной сфере. Но общением с простыми воронежскими парнями боссы себя не утруждали.

Подобный проект, насколько мы узнали, сейчас уже стартует в Силиконовой Долине, но идея им пришла позже нас, что, безусловно, приятно. Правда, «приятно» в карман не положишь.

Проект 5. «Эй, гарсон!». Утром деньги, вечером стулья

Перейдем к нашему очередному проекту с кодовым именем Garson. Проект подразумевал взаимодействие с городскими ресторанами, онлайн-заказы, скидки — все, чтобы клиенту было удобно выбрать блюда, оплатить и приехать на все готовое, а не терять время в ожидании.

Учитывая предыдущий опыт, а также внезапно открыв для себя полный смысл терминов типа fake it till you make it, мы решили сначала продать «идею» пользователям, а потом запускать сам проект.

Оказалось, что принцип «сначала продай, а потом делай», не работает ни в одном из 15 лучших, на наш взгляд, заведениях Воронежа. Многие откровенно говорили о том, что такой проект будет неинтересен ресторану, кто-то деликатно произносил «мы бы подумали о внедрении», указывая физиогномически на обратное. Добило нас то, что в одном из заведений мы увидели проект uds game, который уже выполнял 60 % функционала, придуманного нами, и занимал достаточно большую долю на не особенно большом рынке.

В итоге мы открыли для себя совсем новый этап строительства стартапов: важно не только узнать у клиентов, интересен ли им проект, ведь ответ — это лишь слова, а вот покупка (пусть даже за условную 1000 рублей) — это уже показатель реального интереса.

Проект 6. Do you speak English? Да, но без вас

Новая идея возникла, как это обычно бывает, из повседневной практики. У нас в компании есть корпоративное обучение английскому языку, которое проводит всем известная компания SkyEng. Мы подумали: почему офлайн-школы английского языка не используют нечто подобное?

Начали изучать рынок, собрав данные из открытых источников вроде 2ГИС и «Яндекс.Карты»… Затем настал черед Customer Development. Я начал ходить по школам английского языка в Воронеже… Черт, результат реального столкновения с рынком изучения английского языка оказался совсем не таким, как в наших предварительных исследованиях! К сожалению, большинство школ оказались «полурепетиторскими» или имеющими 2–3 преподавателей, да и большинство людей были не очень знакомы с компьютерами и интернетом.

Всей командой мы заключили, что такого не может быть — цифры (по запросам) хорошие, проект интересный, но, возможно, мы не там ищем? Было решено отправиться на самый большой рынок, а именно — в столицу нашей родины. По опросам тут-то мы точно поймем, является сервис продаваемым или нет! К тому же можно сделать фейковый сервис с помощью Invision и попробовать его продать, чтобы получить согласие или несогласие на покупку, что станет подтверждением спроса на продукт.

В Москве я обошел чуть более 100 школ за чуть более чем полторы недели. К сожалению, наши хорошие цифры из исследований также разбились о реальность. Из числа пройденных школ точно с десяток были готовы к проекту, однако покупкой его воспользовались бы менее 10. При этом я ходил в топовые школы в центре, на юге и юго-западе Москвы. Что за цифры были бы, если бы я прошелся по окраинам или не в столице?!

Итоги? Результатом «полевого» этапа Customer Development опять оказалось отрицательное решение по разработке проекта. Очередной раз мы неправильно оценили рынок и потребность клиентов в продукте. Но отрицательный результат — тоже результат. Наши «удары» становились все точнее, мы научились быстрее понимать, стоит ли вообще углубляться в проект.

Проект 7. Текущий, биржа фриланса

Итак, все предыдущие попытки были остановлены на разных стадиях, но именно они позволили понять сильные и слабые места команды и процессов создания стартапа (ну, во всяком случае, на тот момент мы так думали).

Задумались о следующем проекте… и после длительного поиска «боли» (в обширной нише рынка) выбор пал на более чем популярный сервис — биржу фриланса.

Почему именно это направление? Одна из главных проблем фриланса — необязательность исполнителей. У заказчика есть шансы остаться без оплаченной сделанной работы. Второй момент, который не очень удобен у наших потенциальных конкурентов, — слишком сложный интерфейс.

Идея нашего сервиса заключалась в «едином окне», в котором надо было выполнить всего три действия:

1. Зарегистрироваться и написать задачу в чат.

2. Получить данные по срокам и стоимости.

3. Оплатить и забыть о проблеме до срока сдачи.

Стартап-план — для начала оказывать простые понятные услуги, в которых мы и наши менеджеры разбираемся.

Bingo! Мы окончательно поняли, что запускать нужно такие проекты, в которых у основателей есть определенный уровень экспертизы!

Роман Гордеев

Выделили для первых тестов три «наших» направления: написание текстов, верстка сайтов, создание баз данных. Технических проблем на этапе реализации не возникло — ведь вся наша банда состоит из разработчиков. Но… в процессе разработки MVP произошло очередное событие, переворачивающее мышление «дикого» стартапера. Мы попали в стартап-студию Admitad Projects. Случилось это довольно традиционно для нашей команды: увидели объявление о наборе в инкубатор и немедленно подали заявку (как вы уже поняли, мы так делаем всегда).

Дальше было жутко интересно, но об этом — в другой раз, статья и так вышла объемной. А сейчас хочется подвести итоги.

Что мы вынесли из 6 неудачных попыток запуска стартапа

Возможно, выводы покажутся опытным бизнесменам очевидными и простыми, но, напомню, мы не имели системного опыта запуска проекта и каждый раз действовали «во тьме». Зато мы поняли, что нельзя:

  • запускать проект без оценки реального потенциала на рынке;
  • надеяться, что все только и ждут твой продукт, чтобы купить его;
  • ломиться к ЛПР без какой-либо подводки от общих контактов;
  • лезть без серьезных ресурсов на поле, где играют большие дяди;
  • пытаться сделать все-все в проекте своими собственными руками;
  • делать стартап, в котором у тебя нет высокого уровня экспертизы.

Вроде бы все просто, но… если вы только-только начинаете интересную игру под названием «А не запилить ли нам стартап?», возьмите листик бумаги и напишите свое мнение по каждому из указанных выше пунктов — в привязке к вашему проекту. Это может сэкономить вам очень много времени и денег — проверено на собственном опыте.

0
136 комментариев
Написать комментарий...
Вася Пражкин

Не статья, а сборник перлов:

 трезво оценили рынок, изучив его за 2 дня
 К сожалению, наши хорошие цифры из исследований также разбились о реальность
 MVP позволил нам понять, что шансов у этого начинания нет, во всяком случае, на текущем уровне нашей компетенции
 Bingo! Мы окончательно поняли, что запускать нужно такие проекты, в которых у основателей есть определенный уровень экспертизы!

Ребятки, попробовать начать стартап и облажаться - это не значит, что вы его сделали. По сути, у вас было 6 попыток что-то сделать, но ни в одной до прода и первых продаж не дошли(судя по тексту).

Биржа фриланса - вы хоть рынок-то изучили? Там столько стартаперов полегло, что шансов у вас практически нет. Вы бы еще геочаты или соцсеть начали..

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

Все верно, и у меня для ребят есть еще одна отличная идея для стартапа, - транспортное средство с двумя колесами приводимое в движение мускульной силой ног посредством цепного привода.
Надо изучить рынок и потестировать гипотезы ременного привода и трех и более колес.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Арнольд Валерьянович

Геочат? Я выезжаю, вы где находитесь?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
John Doe

Вы слишком серьезно отнеслись к тексту. Это нативка Адмитадовского акселератора.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Щербаков

"Вы бы еще геочаты или соцсеть начали.." - думаю, что и такие стартаперы находятся

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Avdotii Pedishnii

Пражкин, сегодня твой день

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Подливчук

Это не стартапы, а какая-то пубертантая херня :) Очередная попытка за 2 недели запилить агрегатор агрегаторов и заработать деньги чужими руками. Жалко, что талант молодых ребят так бездарно растрачивается. 

Ответить
Развернуть ветку
Роман Гордеев
Автор

Да таланта особо нет тоже =(

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Роман Николаев

спасибо за агрегатор агрегаторов, сука эти стартапер в основной массе пилят либо то что никому не нужно, либо как бы так сделать чтобы нихуя не делать и зарабатывать.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Вы слишком серьезно отнеслись к тексту. Это нативка Адмитадовского акселератора.

Ответить
Развернуть ветку
Bela Lugosi's Dead

О, агрегатор агрегаторов это хорошее, годное определение!

Ответить
Развернуть ветку
J J

Ребят, здорово придумали и красивое название статье! Но только из 7 "стартапов" реальных было 2, а остальные - просто идеи. Если каждую идею обзывать "стартапом", то большинство людей "запускало" в жизни по несколько таких)) Насчёт биржи фриланса... Идея красивая, удобная, новая, но... Сначала нужно общаться с фрилансером, выбирать по его компетенциям и по уровню его общения, а кому-то отдать на откуп решение моей задачи я не хочу. Я только на прошлой неделе с этим столкнулся.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Гордеев
Автор

Как раз суть нашей биржи в том, что мы подбираем фрилансеров за Вас =)

ПС да. «Реальных» проектов получается два Вы правы. Остальное - упражнения в аналитике, mvp и работе, но мы абсолютно не имеем опыта, поэтому любой опыт - это полезно

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Nick Karpenko

Молодцы, что признаетесь во множественных провалах. Все это способ обучения и развития, хоть и не всегда экономный. Пока не набьешь своих шишок, порою трудно подложить соломку заранее. 

Ответить
Развернуть ветку
Роман Гордеев
Автор

Спасибо!) Всё что мы делали как раз считаем обучением =)

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Kiselev

У вас не биржа фриланса описана, а типичная студия разработки. Они как раз именно такие проблемы и пытаются решить, накидывая сверху свою маржу за менеджмент.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitri I

Такое же впечатление осталось от просмотра их сайта. Ребяткам не дают работы уже на имеющихся биржах, так они решили сделать свою и пилить заказики. А тут рекламка типо мы стартап

Ответить
Развернуть ветку
Роман Гордеев
Автор

Да, мы точно зашли на поле и агенств и фриланс площадок. Можно назвать нас «автоматизированное агенство» 😀

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Евгений Кирьянов

Нужно запустить сайт  - кладбище стартапов. Но не просто где будут истории рассказывать, а нужно будет прикладывать расшифровки интервью по CusDev, извлеченные уроки, наработки и т.д. 
Чтобы люди могли зайти изучить и решить, что можно было сделать по другому, чтобы такая идея заработала. 

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин
извлеченные уроки

Судя по 7-му стартапу, какие-такие уроки?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
boj Ko

Восхищаюсь вашим мужеством и отвагой, особенно в вашем городе.  Ужасающее место для любого бизнеса  и жизни в целом,  как там у вас в панельках люди до 20 лет доживают для меня загадка. Только за то что вы нашли что-то делать в вашем городе уже делает из вас  успешных людей.  Если посмотреть на срез мелкого бизнеса в РФ то видно что живёт только:  пекарни,салоны, сто, продмаги, наливайки, строители, ремонт техники, адвокаты по наследству. 

Ответить
Развернуть ветку
Роман Гордеев
Автор

Мы любим свой город)

Немного разбавлю позитивом Ваш коммент:
На мой взгляд границы стираются благодаря интернету и можно делать проекты хоть на весь мир где угодно

Ответить
Развернуть ветку
Иван Борода

Если обдумывание и тестирование бизнес модели приравнять к запуску бизнеса, тогда я наверное уже победил гугл.
Я считаю это за разминку для мозгов
Несколько раз в месяц придумываю новый бизнес и считаю бизнес модель. Вот уже лет 20. Реальных запустил 6 за это время.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ильиных

Столько бирж фриланса, а поиск исполнителя по-прежнему квест сложности nightmare. И абсолютно каждая биржа говорит что вот у них-то точно такого не будет)

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

У любой биржи есть проблема курицы и яйца - нет заказчиков, не будет и исполнителей. А если нет исполнителей, то и заказчик не придет. Как они собираются решать ее - непонятно.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Гордеев
Автор

У нас такого не будет, мы подбираем исполнителей за Вас =)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Андрей Андреев

1. Биржа фриланса может быть новой, а вот фрилансер там всегда будет прежний.

2. Самый лучший способ хорошо работать с фрилансерами - держать в руках не только пряник, но и кнут.

3. При текущей конкуренции в интернете, мало сделать мвп, чтобы понять перспективы, нужен хороший маркетинг.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

В моем понимании биржа фрилансеров должна быть как агрегатор такси. Стоимость тех или иных задач должна быть насколько возможно стандартизирована, чтобы исключить демпинг в ущерб качеству, заказчик должен иметь возможность выбрать исполнителя соответствующего его бюджету уровня, и при этом фрилансер не может получить заказ, пока успешно не закрыл предыдущий. 

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Spivak

Ох уж этот извечный вопрос: курица или яйцо. А на маркетинг сливать бюджеты с MVP не жалко, получая пониженную конверсию?)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Роман Гордеев
Автор

Согласен с каждым пунктом =)

Ответить
Развернуть ветку
Antony Minkowski

Хочется поддержать вас! 
Отличный опыт за плечами. 
Сам начинаю буквально каждый месяц новые стартапы и убиваю их периодически. 
Дам подсказку, начинать новый проект с уверенностью что он умрет, и проверять гипотезы вопреки. Оказалась реально полезная тактика 

Ответить
Развернуть ветку
Роман Гордеев
Автор

Самое сложное - убивать проект, когда много всего сделали по нему и вложили сил )

Ответить
Развернуть ветку
Панда Ву

За рефлексию с полезными выводами респект. А вот за биржу фриланса есть сомнения. Во первых, простой интерфейс vs сложный - не конкурентное преимущество из-за чего все пойдут к вам. Во вторых, непостоянство исполнителей более менее успешно решается безопасными сделками. Возможно есть что-то еще, что вы не упомянули, подождём следующую историю.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Волков

Видимо Сбербанк также недавно подумал на тему биржа фриланса :)

А проект №4 вообще бред:
- в крупных компаниях прописано в Стандартах какие билеты (эконом/бизнес/первый) покупать, какие номера бронировать (предел суммы за ночь) и так далее;
- контролируют это администраторы / помощники, которые и осуществляют эту работу;
- оплата проводится по корпоративным картам, которые выдаются основным командировочным сотрудникам;
- в гос. контрах тем более все регламентировано, большинство боится проверок и всяких Счетных палат и не будет подставляться, а беспредельщиков не остановит какая-то онлайн система, на которую они сами в начале должны согласиться :))
- если в компании нет установленных ограничений - руководству это не нужно и тем более не нужно самим себе устанавливать лимиты и ужесточать КОНТРОЛЬ за собой;

НО успехов, ибо любая инициатива наказуема самой жизнью, но заслуживает уважения масс :)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Andriushkin

Думаю, ребята из https://www.concur.com с вами не согласятся)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Valentin Dombrovsky
 Подобный проект, насколько мы узнали, сейчас уже стартует в Силиконовой Долине, но идея им пришла позже нас

На один проект с такой идеей, о котором вы знаете, в Долине приходится ещё десяток тех, о которых вы не слышали. И ещё сотня по миру. :) 

Ответить
Развернуть ветку
Alex Martov

Вставлю своих 5 копеек по вашей статье. Поскольку имею какой-никакой опыт в бизнесе и около бизнеса. Самая главная ваша проблема в том что вы ввязываетесь в истории в которых не нюхали пороха. Отсюда и промахи в формировании решения для не существующих проблем, непонимание своего клиента. Диву давался просто, то хорека, то в финтек пробовали. Люди жизни ложат чтобы бизнес построить в них, а вы наивно полагая, ворветесь и вцепитесь в свой кусок. Это первое.
Очередная биржа фриланса. Опять же вопрос, а насколько острая проблема, описанная вами объективна? Сложный интерфейс? Это пропорционально настройкам для поиска исполнителя, чем специфичнее нужен фрилансер тем больше параметров надо задавать. Проблема с исполнителями? Так как вы сможете управлять ответственностью фрилансеров? Если человек решил "потеряться" то он потеряется и тут вы бессильны. И самое сложное в этом это как вы будете сводить две стороны: фрилансеров и покупателей? Этож конские бюджеты нужны чтобы купить внимание тех и других, тут никакие встречи и нативки не помогут.

Безусловно, молодцы что делитесь своим опытом и двигаетесь вперёд. Но энтузиазм нужно беречь, это иссякаемое топливо. Прицеливайтесь как следует и повышайте экспертность в одной сфере и успех неминуем.

Аминь.

Ответить
Развернуть ветку
Reverent Evzheniy

Отзыв от фрилансера о болях на рынке

Необязательность заказчика - попросил работу посмотреть, забрал док, фикнул, убежал в лес и не оплатил, завел новый аккаунт - повторил

Цена за работу на фрилансе - копейки, никому не интересно делать работу хорошо, всё делают быстро-шустро на "отвали", потому что копейки

Сервис-посредник будет взымать плату, в итоге фрилансер будет получать еще меньше, чем если бы просто нашел дядю по знакомствам или на бирже. Добавочная стоимость оплаты для заказчика растет в принципе

На фриланс идут заказчики с комплексом контроля, но недостатком бюджета. Популярность тех же Текст.ру и Адвего - где предоставляют ворох инструментов, чтобы проверить не киданул ли заказчика фрилансер. 

Фрилансеры выкручиваются, составляют контракты, но никто с ними считаться никогда не будет. Если хороший фришник хочет заказы - он работает за копейки при входе на биржу. 

Сервисы-посредники аннулируют какой либо фактор знакомств и социальных связей. Если заказ проверяет менджер, то заказчику не будет интересно, что там в заказе творится, всё хотят заплатить, забыть и получить задачу.

Судя по вашему позиционированию, план именно такой. Значит, исключается фактор "давайте на постоянку" со стороны заказчика, а исполнитель будет ограничен контактом с менеджером. Менджер не сможет нормально отстоять повышение цены за услуги или работу на постоянку, фрилансеры не любят рассчитывать на третьи лица в таких делах, а вы не впряжетесь за человека, так как он бы этого хотел.

Если вы целите в копирайт, а у вас там под это дело семь пунктов в меню, из чего считаю, что целитесь, то и заказчиков нужно будет нагонять адекватных, а это только по знакомствам. купите рекламу в ТГ по каналам с личными доходами и психологией, там ваша ЦА сидит)

Горы бесполезных правок от людей с маленьким бюджетом прилагаются, что-то на уровне "мне шепнула Зинаида Петровна, что вы - нехристь и платить мы вам не будем." 

как вы будете боротся с подобным? из своего кармана оплачивать? а если начнете масштабировать? 

вы думали, где брать траф на фрилансеров по компетенциям? 

сущестсующие биржи фрилансеров своих лидов не отдадут, каналы про ФРИЛАНС НЕ РАБОТАЙ НА ДЯДЮ полны очень напыщенных чуваков, которые смузи хотят потягивать здесь и сейчас, студентов на выполнение работ не посадить из-за их низких компетенций по части практики, выходит этот стартап выгоднее трансформировать в агенство и колотить на этом капитал

ну или начните хантить студентов по физике, ИТ, дизайну, предлагать им стабильный доход и заказы, пока они там учатся и рекламить их услуги 

Про финтех - у вас были бы шансы, если бы вы уже работали на дядю в крупной фирме. Получается вы обрезались, репутации нет, в отделы продаж не звоните. Наймите себе сейлза и считайте прибыль, скооперируйтесь с Филиповым в конце-концов. 

Не придумывайте велосипед, придумайте хорошую смазку к нему. 

И ради бога, прочитайте Котлера про Маркетинг, просто прочитайте. 

Ответить
Развернуть ветку
Reverent Evzheniy

ну и математика

при 100 заказах и средней длительности коммуникаций в 15 - 30 мин, будет выходить 50 часов на человека. Если будет расти оборот заказов, то понадобится штат проверяющих, плюс продвижение

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky
 ради бога, прочитайте Котлера про Маркетинг, просто прочитайте

Ну Вы вот, видимо, читали и как успехи? :) 

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky
Он решал бы проблему командировочных трат, когда зачастую деньги выделяются по факту предоставленных отчетно-финансовых документов — менеджеры бы не смогли заселяться в более дорогие номера, использовать не эконом-класс в самолетах и так далее.

Ну в этой части вы просто лоханулись с исследованием рынка. Крупные компании работают с корпоративными агентами, у котоорых есть системы бронирования, учитывающие трэвел-политики компании. Это, можно сказать, азы. 

Ответить
Развернуть ветку
Личный месяц

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Роман Гордеев
Автор

Шансов нет ((

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Nikolay Vavilov

А как кормить себя (платить за жилье), платить сотрудникам зарплату все время, пока открываешь стартапы? 
сколько нужно иметь фин. подушку, чтобы 7 стартапов открывать?

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Spivak

если стартапом называть идею, которую самостоятельно отбросил после анализа рынка - то там нет затрат и зарплат. Разве что "копытные" :)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Николаев

Ребятки, чтобы зарабатывать нужна прибавленная стоимость, а у вас она нулевая, понимаете. В ничего САМИ не делаете.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Spivak

так а шо, разве в энтэрнете низя автоматизировать заработок шоле? 🤣

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Sergey Sergeychik

тоже совался в нишу номер 1 (клон Podium на рф), тоже достаточно быстро слились, но имхо проект в целом имеет право на жизнь и даже вполне мог бы продаться какой-то компании, которая активно работает c SMB-клиентами.

т.к. тема сразу же находит отклик у потенциальных клиентов - интересно пообщаться практически всем и они же готовы потестить.

список попыток кста приблиз такой же, согласен с выводом про экспертизу и сейчас не хочется лезть в неразведанные темы, а хочется делать что-то понятное пускай и приземленное :)

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Стрельников

Прозванивал около 300 гостинец и автомоек. Имхо в ручную никто не будет контактировать с клиентами, ради отзывов. Только автоматизированно.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Maxim Kuzmin

Сергей, а мы тоже сюда влезли. 
https://b2b.thetrustsearch.com/
Если Вы не против, может обсудим - обменяемся опытом 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Nikita Spivak

Прочитал про первые три попытки, потом уже читал по диагонали.
Могу сказать одно - идеи неплохие, и погоня за "кремниевым азартом" понятна, но!

1) вам не хватает реалиста-скептика в команде (пишите, готов помочь за символическую плату :) ). В любой идее и процессе нужно искать баги и косяки (привет тестировщикам) - могут быть условия, которые вы не учли, будучи на волне вдохновения идеей и т.д.

В деловых кругах это называется - поверхностный анализ.

2) вы не делаете поправку на "зашоренность" нашего бизнеса. Они только пол года назад, охренев от локдауна и отсутствия представительства в интернете, ломанулись в сеть, да так что статистика выросла в несколько раз.

А вы предлагаете им:
а) платить за удобную услугу, когда они скорее бесплатно сами ее будут пытаться сделать.
б) пользоваться "сложными" техническими решениями в возрасте 40+.

Что касается первого стартапа. Тут боль одна - клиент вообще в принципе не очень-то и охотно оставляет отзывы (даже на одной площадке). Мы для себя выбрали несколько площадок и просим напрямую писать комменты - но не все и не везде пишут.

Часто просим печатную версию просто сделать на фирменном бланке (см rubika.com.ua/review) но тоже не для всех вариант.

Так что тут скорее всего важна вариативность, поэтому стартап и умер. Это можно было предсказать.

Ну а размещение отзывов без создания аккаунта (или создание аккаунта человеку которому он не нужен без его ведома) от фейкового лица - это вообще на чернуху какую-то похоже.

Вы конечно меня можете посчитать скептиком, совсем не идейным, сухим, без предпринимательской жилки, но это мои мысли и фактический опыт.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Spivak

да, еще момент про кремниевую (силиконовую, как вам угодно) долину. Да, у них стартапы стреляют, но! Есть две проблемы, почему у нас это не работает:
1) для успешных 10 стартапов нужна еще 1 000 провальных.
2) у нас нет возможности датировать столько проектов, потому что нет станка с долларами, как у МВФ.

Так что экономические особенности при запуске стартапов не учтены тоже.
Это мое имхо, не претендую на звание экономист года.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
semen matrasov

#1 по моему заставить клиента написать отзыв сложно, как мы видим часто сами магазы предлагают 200-300р за отзыв в ЯМ.
Ну а сама тема положительно-фейковых отзывов живее всех живых.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Гордеев
Автор

Это точно.
У нас ещё прибавлялась проблема недоверия к сервису. Некоторые говорили что-то такое: «вам нужны телефоны клиентов? Вы просто хотите мою базу продать»

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Кирилл Чиркин

Однозначно плюсую автора. Историй успеха хватает, а свои ошибки люди признают неохотно.

Однако, отрицательный результат - это то же результат.

Спасибо вам за материал!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей К

Роман, желаю успехов в новом стартапе. Вы взяли очень сложную нишу, максимально близкую к агентству, но под другим углом. Это напоминает managed services у Upwork, на которых они зарабатывают около 9% выручки (https://investors.upwork.com/news-releases/news-release-details/upwork-reports-third-quarter-2020-financial-results). Но это точно не легкие деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Худояров

Молодцы! Не унывайте и продолжайте идти вперед. Только мой совет, разделите обязанности и прокачивайте каждый по ключевой компетенции, которая влияет на результат бизнеса (маркетинг/продажи), чтобы если идея стрельнет на этапе МВП, вы могли масштабировать своими силами. Ну и при найме пригодится это. Удачи! 

Ответить
Развернуть ветку
AB AB AB

Думаю первая идея вполне хорошая и вполне за нее можно браться даже с текущими техническими ограничениями. Да и на западном рынке она себя показала, вполне можно проект масштабировать, если не в США, так в Европе точно. 

Обратная связь - это реальная боль для локальных заведений и малых бизнесов, в том числе и в СНГ. Даже просто статистика понравилось\не понравилось для конечного владельца несет ценность и помогает объективно оценивать качество работы и обслуживания.

А если еще собирать и подробные отзывы, а также затем предлагать пользователю продублировать отзыв в Yandex\2GIS\Google от своего личного аккаунта, то это будет отличный сервис.

Да, конверсия при таком предложении в реальный отзыв на картах будет далеко не 100% (у нас было около 10% когда предлагали). но даже если 10 клиентов из 100 будут оставлять отзыв на картографических сервисах благодаря сервису, то за год работы это будут сотни и тысячи реальных отзывов, которые конкурентам будет крайне трудно перебить. 

Потому что сейчас на картографических сервисах отзывы оставляют дай бог 1 человек из 1000 посетителей. 

А если конкуренты сами начнут пользоваться таким сервисом, то им будет крайне сложно догнать. Поэтому в целом не вижу никаких технических сложностей для реализации такого сервиса по сбору отзывов, ценность он будет нести даже с ограничениями.

На мой скромный взгляд первая идея в разы сильнее, чем новая биржа фриланса: большой рынок, нет прямых конкурентов, понятная ценность для клиента, очевидная монетизация, долгий срок использования сервиса. 

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Владимиров

Опять нативка SkyEng ?

Ответить
Развернуть ветку
Роман Гордеев
Автор

Да

Ответить
Развернуть ветку
boj Ko

Селиконовый рай - это ОПГ где бабло дают  если при  вас нужный проводник из их окружения с нужной формой юр лица в нужном формате и с нужным финфейсом и достаточно хайп тема, для паразитировании через экто-Сми систему ОПГ.  Жаль не все могу и хочу рассказать.  Для подумать, чтоб вы понимали, есть целая экосистема  по отлову спортсменов с растущей популярностью например по NFL,  для абсорбирования их бабла и долговых обязательств в интересах например группы компаний фондов по инвестициям.

Ответить
Развернуть ветку
Igor OG

А как же стартап Lingua Trip от Марины Могилко? По заверению ребят, они самостоятельно прошли отбор на "500 стартапов", самостоятельно подойдя к оформлению документов и всем собеседованиям.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Воробьев

Плюс статье за проделанную работу и рефлексию!

Но позвольте комментарий к текущему вашему проекту - вот вы пишете, что нашли "боль" потребителя, которая выражается в риске остаться без выполненной, но оплаченной работы.
Но если внимательнее посмотреть на популярные  биржи фриланса, то у них довольно неплохо работает арбитраж сделок (и нередко в пользу заказчика).
Попробуйте провести разведку боем - закажите что-нибудь на паре таких бирж, посмотрите на процесс изнутри... Возможно, такой проблемы и нет...

Опять же, если вы в своем проекте дадите заказчикам сильный перевес, то зачем тогда к вам идти фрилансерам на заведомо кабальные условия?

Просто мысли :) вдруг пригодится...

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Rubanyuk

Хочется поддержать вас!

А вот насчет текущего стартапа, смутил пункт  - "3. Оплатить и забыть о проблеме до срока сдачи."
Это сработает на очень простых задачах, например, расшифрока аудио в текст. А вот на всем остальном - все равно нужно будет принимать участие.
Я много лет работаю на фрилансе с обеих сторон, много сам заказываю, и никогда не было, чтобы я просто отдал проект и забыл про него. Даже с проверенными постоянными исполнителями все равно всегда есть вопросы, уточнения, контроль этапов.

Только на расшифроках аудио в текст я ничего не контролирую: знаю, что фрилансер хорошо и грамотно расшифрует, все, что можно рассылшать - напишет.

Вы когда-нибудь сами заказывали у фрилансеров услуги разного рода ? Личный опыт очень помогает понять специфику.

У меня в теме фриланса и работе на разных биржах большой опыт, могу что-нибудь рассказать. Если вас заинтересует -  пишите в личку.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Гордеев
Автор

Да, мы как раз концентрируемся на простых задачах, у которых есть начало и конец. (Например аутстаф разработчиков нам не подойдет, а написать текст 2000 символов по тз подойдет)

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Исаков

Ждём статью про 8 стартап.

По мне, тут комментах, можно быстро вам гипотезы пробивать

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мальцев

Сделайте биржу аукционного типа, не? 
Чат, что вы думаете про биржу с аукционной системой? 
Или зря два дедка получили премию в этом году ? 

Ответить
Развернуть ветку
Роман Гордеев
Автор

Интересная идея!)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Derbenev

Лучи поддержки ребятам за работу по проверке гипотез до старта серьезной разработки.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Гордеев
Автор

Обжигались на этом) наверное как и все стартовали прогать в первую очередь. Больше так не делаем =)

Ответить
Развернуть ветку
Serfio Nuikulio

Могли бы не двигаясь со стула и ценой 10 тыс потестить запустив рекламу в сети! 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Пешехонов

Я честно говоря не помню сходу успешных проектов, которые были просчитаны, а их основатели заранее знали, что есть рынок и спрос. Стартапы это много труда и риска плюс огромная доля удачи. А не вот это всё. Теоретически в покере почти всегда надо пасовать, но на практике выигрывают те, кто знает, когда рискнуть и насколько сильно. Или те, кому везёт.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Gagarin

Цените своих критиков, если они у вас есть. Если нет - найдите. Съэкономите много времени и средств.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Щербаков

Прочитав статью мне вспомнился один из рассказов Аркадия Аверченко.

http://averchenko.lit-info.ru/averchenko/proza/dlya-vyzdoravlivayuschih/chelovek-u-kotorogo-byli-idei.htm

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Маклагин

Прикольный рассказ)))

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Мишин

Классная статья. Автору удачи во всех начинаниях!
Многие комментарии по делу, с удовольствием все прочитал)

Ответить
Развернуть ветку
Секретный Кандидат

Зачем вообще морочится с людьми ? Требовать от них отзыва ?   Просто  нужно было предлагать фейковые отзывы писать везде и в огромных количествах, под реальных покупателей косящие. 

Ответить
Развернуть ветку
К Х

парни, вы ничего не сделаете с необязательностью исполнителей на биржах. разве что наберете их в штат и они будут работать под вашим надзором. другого пути нет.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернышев

По пункту 4, как рабочий пример вашей идеи - сервис https://smartway.today/ , несколько лет был самостоятельным стартапом, но сейчас их купил 1с. 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Dmitry Nosov
Историй успеха в сети хватает, а вот свои неудачи детально на публику выносят очень немногие.

Да кто вам такое сказал?! Кругом сплошное нытье.

Ответить
Развернуть ветку
Роберт Арни

Одна из ваших идей, насчёт совместных поездок в пределах города, успешно запущена в штатах, несколько лет как, waze carpool.
Так что, вы не так безнадёжны, как думаете) не переживайте, до 10 стартапов, вам осталось всего 3 идеи) 

Ответить
Развернуть ветку
Роман Гордеев
Автор

Да) ещё убер пул в Англии работает и в других странах

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Светлана Меллер

Спасибо, что поделились ). Очень смело и интересно

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Роман Гордеев
Автор

мы ввязываемся во все что видим.» и не боимся ошибок на практике. Вы - досконально изучаете больше 12 лет и ещё боитесь что чтото не так =) история рассудит кто из нас прав

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Маклагин

Интересные идеи. Изначально у вас идёт запутанные, и высосанные из пальца. Там нет реальной нужности как мне показалось. Все это уже есть, вы не придумывали что то особенное. Отстройку не сделали от другого бизнеса, поэтому оно не заходило. И вы нацеливались на b2b рынок, где другая конкуренция, еже ли в b2c рынке 😅

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ljubimov Evgenij

Вижу юридические проблемы при посредничестве. То есть, как я понял, вы блокируете деньги пока исполнитель выполняет заказ. И как вы планируте разбираться после? Заказчик скажет: "Они не успели по срокам", на что исполнитель ответит: "а они изменяли ТЗ и сами не знали чего хотят". Заказчик: "а они сделали не так как я хотел"! Исполнитель: "Заказчик - идиот".
И как вы всё это будете разруливать? А ведь это сплошь и рядом!
А ведь посредник а то и посредник. Он несёт ответственность как только возбмёт деньги от одной из сторон.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Николаевич

...совместно с менторами из состава организаторов, мы получили мощный фидбек...

А у меня пропадает желание читать статьи после таких предложений. 

Ответить
Развернуть ветку
Ilias Ahsanov

Много критики в комментах, но вс как раз и сделали, чтобы люди могли делиться таким опытом. А не набивали шишки самостоятельно.
Спасибо за статью и за разбор ошибок.

Ответить
Развернуть ветку
Таня Михайлова

проблема бирж фрилансеров не только в необязательности исполнителей, а в том что рынок заказчики в основной массе, тусующиеся там, неграмотные бомжы, которые хотят и дизайн сайта, и верстку, и текст за 15 тысяч рублей)))) поэтому нормальная аудитория всегда будт держаться подальше от такого говно

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
don mega

Хмм. А у меня как раз две идеи: одна для таких «отсталых» офлайн школ  - автоматически формирует онлайн контент (ИИ «смотрит» через камеру и делает)  а второй это ИИ в мобильник с которым можно разговорно общаться изучая иностранный язык.  Люблю я обучающие технологии)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 136 комментариев
null