45 дней сериалов
и фильмов по промокоду:
VC45 Активировать 18+

Как разочаровать клиента и завалить проект

Чтобы понять, как сделать лучше, иногда нужно придумать, как все испортить. Это основа техники реверсивного брейншторма, которую мы протестировали со своей командой проджект-менеджеров и готовы поделиться впечатлениями и рекомендациями.

С самого начала

Меня зовут Женя Москаленко, я Head of Project Management Office в MobileUp. В мобильной разработке я уже 3 года – за это время я перепробовала огромное количество техник для прокачки командной работы над проектами. Обычно я делюсь профессиональными инсайтами на своей странице в Facebook. Но тема реверсивного брейншторма показалась мне достойной большой формы.

Реверсивный брейншторм («обратный мозговой штурм») – это техника, которая заставляет команду думать о проблемах, а не о решениях. Поскольку люди изначально мыслят проблемами, это отличный способ заставить группу предвидеть трудности, которые могут возникнуть во время проекта.

Подробнее

На старте у меня было несколько важных целей. Во-первых, наладить взаимодействие с командой, которая уже сложилась и для которой я была новым человеком. Мне нужно было понять, кто как мыслит и как себя ведет в той или иной ситуации внутри команды, проследить динамику группы.

В первую очередь, это весело

Во-вторых, нужно было оценить, есть ли внутри коллектива какие-то сложности в коммуникации. Но не устраивая условный «разбор полётов», где люди могут воспринять критику на свой счёт, а тактично и максимально безболезненно позволить каждому участнику транслировать свое восприятие.

Это нужно было, чтобы подсветить существующие трудности, которые мешали нам стать лучше, но без перехода на личности и в атмосфере максимальной безопасности и комфорта для всех.

У меня была какая-то тактика

Честно признаюсь, изначально я хотела использовать другой формат – если бы все смогли быть в офисе. Но, по всем понятным причинам, нам пришлось учесть, что часть команды будет с нами в онлайне.

Перед началом работы я обозначила команде основные правила работы: все идеи принимаются, не критикуем и не оцениваем, дополняем со словами «а ещё...», только конструктив, обязательно смеяться и have fun!

Женя Москаленко
Head of PMO, MobileUp

Чтобы никто не остался в стороне я выбрала Miro, где есть куча функций для дистанционной командной работы и её визуализации. Собственно, шаблон реверсивного брейншторма я увидела там же. Он показался мне подходящим именно для этого формата работы и моих целей.

В процессе мне все равно пришлось импровизировать и менять структуру шаблона под свои задачи, но базово – это оказалась отличная основа для такого анти-воркшопа. Суть в том, что нам нужно было выбрать тему и – сюрприз! – сделать её реверсивной, то есть перевести в какой-то негативный аспект.

Мы и так каждый день обсуждаем и говорим друг другу о том, как сделать хорошо, как правильно работать с заказчиком, как не допускать факапов. А если запустить свой мыслительный процесс в обратном направлении, можно найти то, что не лежит на поверхности. И речь уже будет не про какие-то очевидные и общие вещи («Разговаривайте с командой», «Прислушивайтесь к клиенту»), а мы сможем увидеть наши индивидуальные зоны роста.

И я её придерживалась

Итак, мы собрались, обозначили тему – «Как разочаровать клиента и завалить проект» – и начали штурмить и накидывать идеи. Это была совместная командная работа, результатом которой стала куча стикеров на доске в Miro с «подрывными» рекомендациями.

Мы сгенерировали кучу идей
И разделили их на подгруппы

И тут мы столкнулись с первой проблемой методики (или нашей собственной) – из-за широты темы идей было очень много, а времени, чтобы развернуть каждую из них в обратном направлении, как предлагает техника, у нас уже почти не осталось.

Поэтому сперва мы посмотрели, какие из наших мыслей повторяются из сформировали из них группы идей, относящихся к тому или иному аспекту работы на проектом:

  • Пресейл;
  • Коммуникация;
  • Документы;
  • Команда;
  • Код;
  • Процессы.

После мы попробовали «развернуть» идеи сразу целыми группами, но и здесь все оказалось непросто. К примеру, в блоке коммуникаций было много карточек, которые раскрывали совсем разные аспекты процессов и внутри, и снаружи, и так далее. И нельзя бы однозначно наклеить на целую группу реверсивную «хорошую» карточку вроде «разговаривай с клиентом правильно и регулярно». То есть это должно было работать не так.

С самого начала у меня была какая-то тактика и я её придерживалась

В итоге мы остановились на работе с подгруппами идей, но не успели реверсировать и обсудить каждую из предложенных – к этому времени все уже были довольно уставшими. Стало понятно, что нужны какие-то более четкие ограничения (и тематические, и по срокам), чтобы формат был более эффективным.

«Коллективная работа! Классный мозговой штурм!»

«Я расстроилась, что присутствовала онлайн – кажется, очень важная составляющая мероприятия была именно в живом общении»

«Игровой формат, нетривиальная задача, обстановка, общение вне рамок рабочих вопросов, атмосфера»

«Все было хорошо, а особенно интерактив и настроение»

Отзывы участников анти-воркшопа

При этом я все равно получила нужные мне ответы и достигла своих целей: я увидела работу команды, услышала её боли, отметила зоны, которые требуют особого внимания. И относительно самой техники появилась пища для размышлений и рекомендации по её улучшению, которыми я делюсь с вами.

5 рекомендаций по работе с методом реверсивного брейншторма:

  • Ставьте конкретную цель. Все участники воркшопа должны понимать, зачем вы это делаете и чего хотите добиться, чтобы не получилось процесса ради процесса.
  • Сужайте постановку проблемы. Чем шире тема, тем больше будет идей – а это, как показывает практика, не всегда хорошо.
  • Собирайте всех участников в одном месте. Понятно, что сейчас это довольно сложно, но идеально этот формат подходит именно для работы лицом к лицу. С другой стороны, я бы попробовала провести подобный воркшоп и в онлайне – главное, чтобы все были в равных условиях.
  • Ограничивайте время работы. Максимум 20 минут на генерирование идей и 10-15 минут на их «переворачивание». Это позволит не устать и получить все инсайты в рамках брейншторма всей командой.
  • Импровизируйте. Даже если что-то пошло не так, это не повод паниковать. Помните, что любой инструмент – это всего лишь инструмент. Как его применять, зависит только от вас, а все инструкции можно рассматривать как рекомендации.
{ "author_name": "MobileUp", "author_type": "self", "tags": ["\u0431\u0440\u0435\u0439\u043d\u0441\u0442\u043e\u0440\u043c\u0438\u043d\u0433"], "comments": 19, "likes": 20, "favorites": 48, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 180286, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 24 Nov 2020 14:41:41 +0300", "is_special": false }
45 дней сериалов и фильмов по промокоду VC45
Активировать
Условия подписки Яндекс.Плюс: clck.ru/FMQND. 45 дней подписки Яндекс.Плюс — бесплатно, далее автопродление — 199 руб./мес. с указанием данных банковской карты. Предложение до 31.12.2020г. Только для новых пользователей, ранее не оформлявших подписку Яндекс.Плюс. Условия просмотра на КиноПоиск: ya.cc/4y4UX
18+
0
19 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
8

Минутка брюзжания.

Команда молодых, прогрессивных, и хорошо оплачиваемых бездельников сидит и придумывает всякие прикольные с их точки зрения фичи, которые по идее должны улучшить жизнь клиентам. Данная деятельность схожа с "имитацией бурной деятельности" до степени смешения.
Сами они, естественно, никаких усилий в реализации не прикладывают, ведь не царское это дело. Их задача - чуткое руководство.
Потом начинается обкатка фич на клиентах.
Линейным сотрудникам, и так задрюченным предыдущими охуительными гениальными идеями, приходится снова менять процессы, подстраиваться под новые регламенты, и мечтать, чтобы молодые, прогрессивные, и хорошо оплачиваемые бездельники хотя бы денёк поработали сами, для разнообразия. Потому что наклейка цветных стикеров на доску в перерывах между кофе-брейками явно не сильно утомительный процесс. В отличие от общения с клиентами, например.
Дальше два варианта:
1. Фича успешна. Все радуются, улыбаются, получают премии за отличную работу. Работники работают как обычно.
2. Фича неудачна. Все сочувственно хлопают друг друга по плечам, морально поддерживают, и получают премии за обнаружение точек, рост в которых невозможен. Работники работают как обычно.
 
Я вроде бы не очень стар, но засилье этих самых бездельников, с англоязычными длинными названиями-аббривеатурами, очень злит. Если же я не прав, и всё на самом деле происходит не так, пожалуйста, расскажите мне об этом! Я так не хочу терять надежду!

Ответить
3

Англоязычные аббревиатуры кажутся странными ровно до момента, когда погрузишься в суть профессии, которая за ними скрыта. В данном же случае речь вообще не про придумывание фич и их рекомендацию кому-либо. Это об инструментах для внутреннего тренинга и повышения эффективности работы сотрудников, ведущих проекты заказчиков.

Жаль, что у вас сложилось превратное представление и получились такие выводы, хотя статья совсем о другом. Она как раз том, как сделать чтобы команда молодых и прогрессивных приносила больше пользы на каждый вложенный рубль – как ее, команды, нанимателей, так и клиентов.

Ответить
0

а если сами придумывают фичи и сами же по фичам работают?

Ответить
0

Как и во всем же: есть те, кто деятельность имитируют, и те, кто потом идет и их реализует, с переговорами, подготовкой, бесконечными итерациями согласований и сидениями на всех стульях)

Ну и вытекающее: можно нагенерировать хоть тонну классных идей и даже реализовать их, и даже без перерывов на кофе-брейк, но если они не доносятся нормально до клиентов (а работники - это тоже клиенты) - все сливается в топку, все недовольны.

Жаль, что вы пока встречались только с неудачными кейсами

Ответить
0

хорошо оплачиваемых бездельников

не завидуйте

Ответить
3

Женя красотка 

Ответить
1

Госпожа Москаленко, приветствую вас на сайте для стартаперов!
У нас тут не Пикубу и не ЯПлакал, мы тут про деньги.
Пара вопросов по теме ваших фоточек в статье:
1. Какая площадь комнаты , где вы там все вместе улыбаетесь в объектив?
2. Сколько платите за эту комнату в месяц?
3. Где берёте деньги на оплату комнаты?
(буду ждать ваших ответов на вопросы, в прошлый раз девушка "с дворянской фамилией" признала силу правды моей логики)

Ответить
0

Я не госпожа, но стало интересно – в чем именно ваша логика? И все ответы на интересующие вас вопросы (ну почти) можно найти практически в первой же ссылке в статье.

Ответить
0

Так и запишем:
Деньги на оплату офиса госпоже Москаленко даёт близкий ей человек по имени Кирилл Малышев.
Всё верно?
(логика в том, что в 99% случаев "успешного успеха" за спиной у женщины стоит любящий её мужчина, который и оплачивает все расходы).
Или госпожа Москаленко сама умеет зарабатывать деньги, устраивая мозговые штурмы на тему "как всё испортить" ? 

Ответить
0

Ок, статью вы не читали)

Ответить
0

Кирилл, уважаемый, вот правильный ответ, который я ждал от вас:
1. Площадь нашего офиса - 18 кв. метров
2. Арендная плата - 25 тысяч рублей в месяц
3. Деньги на аренду офиса даёт Кирилл Малышев
Это ведь нетрудно написать, правда?
Кирилл, в этом и отличие сайта VC от сайтов типа ПИкабу или ЯПлакал:
вместо хиханек и хаханек (типа - "посмотрите цифры на нашем сайте")
авторы статей дают простые ответы с цифрами и пруфами.
Успехов вам, Кирилл, в вашем нелёгком труде в поисках новых способов "Всё провалить" ! 

Ответить
1

Вы абсолютно правы, авторы статей дают ответы с цифрами и пруфами, но на вопросы, которые касаются содержания статей, в комментариях к которым их задают. А информацию об офисе и проектах компании, которые обеспечивают оплату его аренды, можно при желании найти на сайте.

Если же у вас есть вопросы по тематике материала, нам будет нетрудно на них ответить.

Ответить
0

Спасибо за пожелания!

Ответить
1

Очень круто!

Ответить
0

Спасибо!

Ответить
0

Я, конечно, всячески приветствую неформальность, но когда про работу пишут - это было весело, мне становится не по себе. Работа веселой бывает только у клоунов и то, я сомневаюсь, что им весело.

Ответить
2

Нам просто нравится наша работа и мы рады ей заниматься)

Ответить
0

«Обязательно смеяться» :-)

Ответить

Комментарии

null