Как сводить 12 айтишников в поход

В конце сентября технический директор «Лайв Тайпинга» Денис Визигин позвал нас в поход. Он помог команде собраться, найти снаряжение, продумал меню и маршрут. В статье он расскажет, как ему в одиночку удалось организовать наше маленькое путешествие, а «походный» гайд и чек-листы в конце текста помогут вам это повторить.

Мы уже рассказывали вам о том, как Денис научил свою бабушку пользоваться смартфоном. Теперь вы узнаете, как он сводил в поход 12 айтишников. Денис расскажет:

• как подготовиться к походу;
  • почему мы пошли в «безопасный» парк;
  • как четверо из нас пропали при переходе каменной реки.
  • как повёл себя руководитель, когда всё пошло не по плану;
  • какую пользу может принести поход;
  • как это повторить.

В конце статьи вас ждёт полезный гайд с чек-листами по снаряжению, одежде и еде, который поможет вам организовать собственный поход. Гайд основан на реальных событиях и проверен личным опытом – пользуйтесь на здоровье.

Как организовать поход в горы

Я запланировал поход на 3–4 октября, в последние тёплые выходные этой осени, и взял организацию на себя: я уже был руководителем походных групп, поэтому понимал, что от меня требуется.

Я написал ребятам в Slack, что хочу в поход, и прикрепил к сообщению видео о национальном парке Таганай, чтобы они знали, куда мы пойдём.

Больше красот Таганая можно посмотреть здесь.

Как я выбирал место для похода

«Лайв Тайпинг» разрабатывает мобильные приложения в Омске: мы живём на юге Западно-Сибирской равнины и каждый день видим степь. В прошлом году мы ходили в «Оленьи ручьи» – это природный парк недалеко от Екатеринбурга. Я искал альтернативу ему.

Мне нужен был туристический маршрут: я веду за собой 12 «неподготовленных» человек, и не могу поставить их безопасность под угрозу. При выборе места я ориентировался на несколько вещей:

1. Расстояние. За два дня мы должны были пройти хотя бы 30 км.
  2. Вода. Нам нужно было, чтобы рядом всегда был источник питьевой воды: вести новичков по месту, где её не достать, опасно.
  3. Пейзаж. Картинка должна меняться почаще, потому что это интересно: даже если вы будете долго идти, то не успеете заскучать.

Горы намного больше впечатляют, чем поход по пойме реки, поэтому я выбрал Таганай – национальный парк на юге Уральских гор. Меня привлекло разнообразие пути: мы могли выбирать тропы, идти по лесу или карабкаться по самой длинной каменной реке в мире, могли делать привалы на склонах. Но больше меня всего заворожило многообразие горных вершин.

Вершина лучший мотиватор и замечательная проверка на выносливость. Ты забываешь обо всём, когда двигаешься к цели, а достигнув её, чувствуешь опустошение.

Объёмная карта Таганая.

Почему лучше отправиться в «безопасный» парк

Чем сложнее путь, тем больше когнитивной энергии руководителю придётся потратить на решение бытовых задач. В первую очередь, я должен думать о безопасности группы. Если я буду распыляться на поиски дров, то смогу ли в нужный момент прийти ей на помощь?

В «безопасных» парках есть специальные туристические зоны – приюты. В них можно оставить рюкзаки, развести огонь и переночевать – у команды всегда будет место, где можно восстановить силы.

Как мы собирали вещи

Поход захватывал понедельник, но, поскольку у меня был «административный рычаг», я предложил ребятам забыть о работе на один день. У нас оставалось достаточно времени, чтобы перенести встречи и доделать срочные задачи.

Пока формировалась группа, я продумывал, что взять с собой. Некоторые люди ни разу не были в походе. Они не знали, что брать с собой, ни разу не спали в палатках. У них не было специальных ботинок, трекинговых палок, у кого-то не было даже ветровки. Чтобы одеть и собрать всех, нужно было быстро добыть снаряжение.

Обычно любители ходят в походы летом, в более безопасную и предсказуемую погоду. Снаряжение для этого времени года востребовано, а вот осенне-зимние вещи сложно найти в прокатах. Мы одалживали одежду друг другу, искали у родственников, посматривали объявления на Avito. Легче всего оказалось достать палатки – они в «Лайв Тайпинге» были практически у всех, а вот тёплых спальников оказалось не так много. Один пришлось выкупать в ночь перед походом.

В таблицу на гугл-диске я заносил данные о нашем походе. Цветом выделено, кто в какой палатке живёт. Жирным – ответственный в мини-группе.

Для команды эта суета оказалась важной: она подогревала интерес тиммейтов к походу. Благодаря тому, что снаряжение собирали всей компанией, в стороне не остались и люди, которые не пошли в поход. Общими усилиями мы экипировали 13 человек.

«Походный» гайд с чек-листами по одежде и снаряжению я поместил в конец статьи – скачайте его, чтобы ни о чём не забыть во время сборов.

Что останавливает людей, которые хотят в поход

Были люди, которые чудом собрались с нами в последний момент. В основном их останавливала нехватка снаряжения, но я думаю, что они испытывали страх. Однако группа их вытянула. Люди говорили:

– Я бы пошёл с вами, но у меня рюкзака нет!
Подходил человек и отвечал:
– Ты что, можно же взять на прокат.
Потом они говорили:
– У меня нет спальника. Я, наверное, не пойду…
И команда такая:
– О, щас тебе найдём спальник!

На самом деле, все эти люди говорили: «Я хочу пойти с вами, но боюсь, что буду вам мешать. Вы готовы взять меня с собой?» Группа реагировала именно на этот вопрос: она отвечала не «на, возьми палатку», а «да, конечно же, пойдём!». Группа принимала новичков, и тем самым снимала социальный страх быть отвергнутым – порой обычные люди справляются с этим лучше психотерапевтов.

Как айтишники ходили в поход

Подробный план: почему это важно

План действий помогает сохранять спокойствие: когда знаешь, куда идти и что делать, ты легче ориентируешься в незнакомой местности. Поэтому для начала я изучил карту Таганая и расписал маршрут, со всеми возможными поворотами и остановками. План был такой:

• 2 октября, пятница – сесть в поезд и ночь ехать до Златоуста.
  • 3 октября, суббота – дойти по Верхней тропе до Двуглавой сопки и Митькиных скал; заночевать в палатках в приюте «Гремучий ключ».
  • 4 октября, воскресенье, – добраться до дальней горы Круглица; до заката вернуться в город по Нижней тропе.
  • 5 октября, понедельник – приехать в Омск.
При планировании маршрута важно указать время заката, потому что идти по темноте тяжело и страшно.

Мы успели покорить только две горы – Двуглавую сопку и Митикины скалы. По горе в день, получается. Мы шли в комфортном темпе, подолгу готовили еду и любовались Таганайской осенью, поэтому отставали от графика. Стал ли поход от этого менее захватывающим? Нисколько.

Как распределить роли в походе

На вокзале в Златоусте.

Мне нравится думать, что я подходил к этому как социолог. Поход – это мини-мир, за социальные связи в котором ты не можешь отвечать. Ты берёшь 12 человек и чёрт его знает, что будет. Не все общаются между собой гладко: может, у кого-то есть какие-то обиды, может, кто-то кому-то сильно нравится. Сами люди чаще об этом не задумываются – они авантюристы: «О прикольно, новая группа – сейчас я буду проявляться в ней, надеюсь, будет всё хорошо».

Из похода в поход я наблюдаю один и тот же набор ролей:

• Одинокий волк – играющий эту роль всегда противопоставляет себя обычным людям: идёт первым, берёт больший вес, знает, где добыть дрова, выносливый. На его помощь и быструю реакцию может рассчитывать руководитель.
  • Мать – чаще всего женщина и чаще не взрослая. Она опекает группу, отвечает за еду, активно проявляет себя, если группе требуется помощь.
  • Отец – человек-инструкция, знает всё о походной жизни. Часто в этой роли выступает наёмный инструктор – грибник или егерь, знающий местность.
  • Искатель – человек, который рефлексирует в походе, постоянно говорит о том, что происходит вокруг.
  • Шутник – не умолкающий человек, шутками создаёт комфортную атмосферу похода, разряжает неловкие ситуации.
  • Обычный походник – человек, который впервые пошёл в поход: он сильнее всех хочет дойти до конца и выносит из похода больше опыта.

В походе создаются новые социальные связи, люди начинают взаимодействовать по-другому и иначе себя проявлять. В рабочих условиях не всегда получается раскрыть себя полностью, поэтому так важно выходить из зоны комфорта.

Двуглавая сопка: первое разочарование и первая радость

В Таганай люди приезжают не только ради походов, но и для семейного отдыха, поэтому если вам хочется остаться с горами один на один, лучше обогнуть Двуглавую сопку стороной – это излюбленный туристический маршрут.

По Верхней тропе мы добрались до приюта «Белый ключ» у подножия горы. Скинуть рюкзаки по 60–70 литров было волшебно, оставить их под присмотром – спокойно, но вот лезть в гору с народом… Как в такой атмосфере можно перезагрузиться?

Сначала я был разочарован: мне, как и моей команде, хотелось уединения и тишины. Но вершины Двуглавой сопки – «Перья» (1034 м) и «Бараньи лбы» (1041 м) – проверили нас на физическую выносливость. Команда опробовала свои силы, каждый из нас заново почувствовал тело: как оно может двигаться, сколько времени ему нужно на отдых.

Первое восхождения вселило в меня уверенность: я понял, что всех хватит до конца.

На привале в «Белом ключе».

После вершин был сытный обед и дорога до следующего приюта, в котором мы остались на ночь. В «Гремучем ключе» у подножья Митькиных скал почти не было людей. Мы разбили лагерь и до глубокой ночи играли на гитаре у костра.

Утро в горах: как просыпаться, чтобы зарядиться энергией на весь день

Для многих из группы ночь в палатке оказалась самой сложной частью похода. Мы спали на склоне, поэтому во сне сползали к краю палатки – приходилось просыпаться и «подтягивать» себя наверх. К тому же ночью температура опустилась ниже нуля – мы определили это по снегу, который с утра лежал на наших палатках. Ребята, которые взяли недостаточно тёплые спальники чувствовали себя неуютно, но в целом все пережили ночь хорошо.

Наш дизайнер Лера радуется первому снегу этой осенью.

За восемь часов сна тело охладилось, и нам нужно было быстро поднять его температуру. Я знаю несколько инструментов для этого:

• Кипяток – здорово, если кто-то встал пораньше и согрел воду для питья.
  • «Контрастный душ» из горной реки – из-за холодной воды кровь приливает ко всему телу – это помогает проснуться и почувствовать себя лучше.
  • Зарядка – лучшее, что можно сделать в походе, только об этом мало кто знает.

Утром нам сложно заставить себя двигаться: нужно чем-то крутить, что-то вертеть, думать. Но зарядка даёт много энергии. Она мягко разогревает тело и готовит мышцы к физической нагрузке на целый день.

Лучше чтобы в походе зарядку проводил другой человек, не руководитель. Понятно, что это отнимает силы, поэтому его нужно как-то вознаградить. Постарайтесь придумать награду заранее, чтобы человек сразу получил своё «поглаживание» и позитивные эмоции.

Настоящее восхождение: друг познаётся в горах

После завтрака мы продолжили маршрут. Митькины скалы считаются сложным местом для новичков: их склоны покрыты курумником – огромными каменными валунами. Чтобы передвигаться по ним, нужна либо специальная техника, либо доля безрассудства. Именно поэтому туристов здесь почти не встретишь.

Мы наконец-то остались одни на скалах и поняли, что такое восхождение. Вверх поднимались достаточно разрозненно – группа распределилась по скоростям. Я шёл замыкающим, чтобы видеть всех.

Я изначально выбрал это место в походе, чтобы группа чувствовала себя свободно, а я мог её прикрыть. Вперёд я выходил только когда тропа обрывалась, чтобы провести ребят по сложному участку.

Чем выше мы поднимались, тем страшнее было: расщелины между валунами становились шире, а сами камни – больше. Простое «я вот здесь сейчас переступлю и пойду дальше» уже не срабатывало. Приходилось карабкаться, подтягиваться, опираться на того, кто идёт рядом.

Сейчас мы фотографируемся, а пять минут назад пили чай на этой же вершине.

Но оказалось, что путь обратно ещё страшнее: ты стоишь на валунах, смотришь на дыру под ногами и думаешь, что угодишь прямо в неё. Спускаться по одному было невозможно. В этот момент группа сплотилась и пришла на помощь друг другу: мы разбились на пары, чтобы у каждого был человек, которому можно доверить себя.

Что делать, если всё идёт не по плану

Мы отстали от графика. Я не хотел вести группу по темноте, поэтому мы не стали подниматься на другую гору. Спокойно развели костёр, поели и двинулись в путь в привычном режиме: самые шустрые впереди, а мы с девочками-дизайнерами замыкаем группу.

Поворот не туда

Мы отстали от группы, когда переходили каменную реку. Четыре человека остались одни посреди леса, потому что никто из нас не заметил указателей, выводящих на тропу.

Я разделяю точку зрения, что события, которые с нами случаются, мы притягиваем сами. Поэтому я не был удивлён, что мы заблудились, – я сам создал такую ситуацию. Не обратил внимания на указатели, шёл, доверяя другим. Я повёл себя так, потому что на этом треке мы были в безопасности: у нас был GPS, местами ловила связь – я точно знал, что у нас будут способы найти остальных.

Большая Каменная река — её длина 6 км, а ширина достигает 500 м.

Я закладывал риск того, что мы разделимся, потому что видел, как идёт группа: за два дня пути мы «разрывались» несколько раз. Среди тех, кто всегда шёл впереди, были люди, которым я мог передать ответственность за остальных, поэтому я не испытывал тревоги и страха.

Где-то через четверть часа мы встретились с остальной группой на Нижней Тропе, возбуждённые от опасности и новых впечатлений. Но мы не успевали выйти из парка до заката. Нам предстоял долгий путь по горной тропе с фонариками и практически без остановок.

Три часа в кромешной темноте

Я возглавил группу и скомандовал всем идти за мной плотной колонной, не растягиваясь. В этот момент у меня появлялась чёткая и прозрачная цель – вывести команду в город, туда, где безопасно. Было понятно, что делать, для чего и как, поэтому я отключил рефлексию и выполнял свою задачу. Этот процесс поглотил меня: я не чувствовал усталости, не нуждался в привалах. Когда мы останавливались, я хотел только одного – идти дальше, но понимал, что ребятам нужна передышка. Вернуться в обычное состояние я смог только на выходе из парка.

Куркума? Каркаде? Как это называется?

Воздух вокруг нас накалялся не из-за электрического света. Когда мы разделились, эмоциональное напряжение в группе достигло пика: мы устали, вымотались и оказались в темноте. В такой ситуации у мозга два пути: или генерировать страхи, или генерировать шутки. Страх будут угнетать, а шутки способны сместить фокус с негативных эмоций на позитивные. Когда ты смеёшься, ты получаешь в награду хорошее настроение и воспоминания, от которых хочется улыбаться.

Моя группа выбрала шутки, и для меня это ещё один повод любить «Лайв Тайпинг». Юмор – большая часть нашей корпоративной культуры, и я рад, что мы не отказались от неё даже в стрессовый момент похода.

В поезд за две минуты

Златоуст – маленький город, поэтому поезд в нём стоит две минуты. Все три часа я шёл и думал, как за эти две минуты усадить 12 человек с походными рюкзаками. Эта задача не укладывалась в моей голове: я беспокоился, потому что не делал такого прежде. В итоге я решил, что главное знать нумерацию вагонов и быть на перроне минут за десять до прибытия поезда. Всё равно где-то внутри была мысль: «Ну, без нас-то они не уедут».

А вот всё остальное, что происходило в походе, не вызвало у меня напряжения. Я думаю, что дело в эмоциях. Если ты работаешь с ними, то тебе даются легко любые стрессовые ситуации и в природе, и на работе: ты не оцениваешь их, а просто ищешь решение.

Как быть, если вы руководите походом

Инициатива? Передай другому!

Руководителю в походе нужно отдавать всю инициативу команде. Он – спина на которую можно опереться в случае опасности, поэтому ему нужно сохранять свои силы до самого конца.

Зачем вам нужны конфеты

В походе нельзя быть грустным: если ты ловишь грустинку, то она тебя тянет вниз. Ты начинаешь вести себя как ребёнок, обижаешься на что-то, не принимаешь мир таким, какой он есть. В этом случае нужно работать с эмоциями.

Самый простой способ – запастись правильной едой. На протяжении всего пути у меня с собой были конфеты: сахар краткосрочно повышает настроение и стимулирует дофаминовую систему, ответственную за вознаграждение.

Как решать конфликты

Может случиться, что кто-то один откажется идти дальше. «Дезертирство» означает, что вещи из покинутого рюкзака понесёт кто-то другой. Руководителю нельзя брать на себя дополнительный вес, поэтому его возьмёт группа. Люди не хотят, чтобы их и так тяжёлые рюкзаки стали ещё тяжелее, поэтому они сами найдут способ приободрить человека и вернуть его в общий строй.

От эмоций, напряжения и усталости в походе могут возникнуть межличностные конфликты. Природные условия не предполагают конструктивных диалогов, поэтому решение таких споров лучше перенести в город.

Спасает ли поход от выгорания

Мне бы очень хотелось сказать, что это так, но поход – это только одна из вещей, которая может спасти от выгорания: не основная и не самая главная. На самом деле, поход про другое.

Развитие софт-скиллов

Поход – это прежде всего тренировка «мягких навыков», которые необходимы для работы и общения. Выручать друг друга, заботиться друг о друге, придумывать план действий, уметь слушать – всему этому ты учишься, когда оказываешься в других, диких условиях. Если взаимопонимание получилось найти там, то в уютной и спокойной обстановке в офисе вы тоже сможете поладить.

Общие ценности

В массовой культуре сложился устойчивый образ советского альпиниста – здоровый, сконцентрированный человек, который ценит человеческие взаимоотношения, заботится о группе, берёт на себя ответственность за неё в тяжёлых условиях и может правильно работать с рисками. Каждый, кто ходил в поход, видел такого человека – за ним хотелось идти, хотелось разделять его ценности, реализовывать их, жить ими и воплощать их в работе.

Перезагрузка

Смена места, привычных обстоятельств, постоянная физическая нагрузка и отсутствие медийного шума на фоне позволяют мозгу перезагрузиться. Самый мощный эффект от этого можно получить, когда ты ещё не привык к походам. Дальше ощущение притупляется, но на смену ему приходит новое. От перезагрузки и полной пустоты, ты движешься к тому, чтобы начать заново узнавать самого себя.

Как меняются люди в горах

Через неделю после похода ко мне подошёл наш HR и сказал, что по-хорошему завидует нам, потому что видит, что мы группа. За несколько дней вне офиса образовалась сплочённая команда, у которой появились локальные шутки, общие воспоминания и новый взгляд друг на друга. Так что, если не можете сразу разобрать, плох или хорош ваш коллега – берите его в горы.

Как мы в поход ходили.

Если вы давно хотели в горы, но не знали как туда собраться, – воспользуйтесь нашим походным гайдом. Он поможет вам подготовиться, взять с собой только нужные вещи и не замёрзнуть в пути.

Мы в «Лайв Тайпинге» любим делиться не только знаниями о походах, но и о дизайне и разработке мобильных приложений. Заходите в наш блог, читайте нашу книгу и задавайте вопросы.

78 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Денис Демидов

Сейчас не моден алкоголь, значит труднее сблизиться как раньше

Yan

Ну алкоголь плюс запрещенные некоторые вещества и все решается)

Денис Демидов

Так немодно же сейчас это у молодежи, или ошибаюсь?

Kelerius

Немодно,да... Плюс, неинтересно все это. Общаться,а вдруг откажет? Не..
Легче новый фреймворк выучить.

Денис Демидов

вот так и заменят нас китайцы и узбеки ((((

Kelerius

А тут,простите, уже другая причина. Не "не хочу размножаться", а не могу - у меня в городе,простите, собаки уже в стаи объединились,скоро выберут себе Атиллу вожаком и начнут грабить города.
Отдельных жителей уже рвут на части (не метафора, есть погибший).

Плюс, медицина - в ж., образование - в ж, транспортная доступность - чуть лучше,но тоже  в ж.
Зарплаты - какие зарплаты?

И получается,что если ты условный "средний класс" - то есть не попадаешь под субсидии - то фиг тебе,а не три-пять детей. Не прокормишь ты их.
А если ты малоимущий - то плодись и размножайся,товарищ)
Да даже и малоимущему со всеми подачками тяжко - зарплаты в нашем регионе стартуют с 12100р....

Народ сваливает в Мск от такого.

Денис Демидов

Это все отмазки, куча стран (включая Китай) где живут значительно хуже, но нет проблем с размножением.

Kelerius

Значит там дети экономически выгоднее,чем тут

Денис Демидов

Нет, экономика и рождаемость если и влияют друг на друга, то только в том, что чем лучше экономика, тем меньше рождаемость, по всем странам так.

Sergei Timofeyev

До чего страну довели! У нас соседи по лагерю на шишках настоены были.

Kelerius

А я людей на шишках не настаиваю....

Dim Entelis

Во первых где там на фото молодеж? Все как минимум 30+.

Во вторых алкоголь и вещества у молодежи вполне модны. Понятия не имею откуда взялась эта утка. Пока в МСК совсем не закрыли бары ночью - достаточно было пройтись вечером по любой тусовочной улице чтобы убедиться.

В третьих мне кажется причина в том что любой руководитель подбирает команду "под себя", чтобы люди разделяли его ценности.
Вот у них и подобрались ребята готовые провести свой weekend без интернета, бухла и шашлыка, по жесткому распорядку шатаясь по дикой природе, - и даже получить от этого удовольствие.
* ну или у них лютый авторитаризм, счастливых людей на фото не вижу.

Евгений Бойченко
Автор

а на видео?

Dim Entelis

Евгений, я ничего не имею ни против вас, ни против вашей компании, - просто мне как человеку, категорически не близка идея пеших походов за пределами цивилизации.