{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как открыть коворкинг? Часть 1. Без названия

Первая часть истории, события которой разворачиваются в Питере прямо сейчас. В сегодняшней серии — предыстория, идея, команда, инвестор, рынок и реальность, в которой мы оказались.

Моя предыстория

Конец лучшего 2019 года. Я, будучи совладельцем рекламного агентства, находился в поиске нового офиса для небольшой команды маркетологов. Причин на то накопилось тогда много. Агенство должно было отделиться от других наших бизнесов и начать жить только в своих интересах.

В офисе на Маяковского сидели три наши компании: сеть общежитий, транспортная компания и рекламщики. Весь год транспорт набирал клиентов, общежития открывали всё новые объекты, в агентстве увеличивался оборот. Это вело к росту задач и количества сотрудников — мест уже вот-вот не хватит. Напряжение среди сидящих спина к спине коллективов становилось всё больше — разные бизнесы, разные взгляды на жизнь. И если транспорт и общежития шли рука в руку, то рекламщики для них просто подрядчик, который решает их задачи.

Так и было принято решение — съезжать. Не мной, кстати, а коллективом. Я противился этому, пытался оттянуть момент, но все же изредка заходил на Циан и Авито посматривать офисы, принимая неизбежность происходящего.

Хорошо запомнил момент, как с руководителем и партнером по агентству приехали смотреть офис, который нашли на Авито. Дешевые под-убитые столы и стулья. Туалеты грязноватые, ещё и соседство с какой-то конторкой. Уборка — своими силами; вода, кофе, чай — закупать в Дикси; интернет — подключать самим, платить за него по коммерческим тарифам. Я привык к тому, что было выстроено на Маяковского — чай и печеньки заказывал уже не учред и даже не бухгалтер, бутыли с водой менял не продажник. Ответственным за жизнь офиса был назначен HR за небольшую доплату — все работало как взрослый малый бизнес. А тут маркетологам всё придется делать самим, потому что на жизнь офиса без гемора нужны деньги. А мы их тратили на развитие компании.

Тогда я впервые подумал о том, что в коворкинге есть какой-то смысл и хорошо было бы открыть свой.

Жаль, что денег на аренду мест в коворкинге тогда не было, сейчас открывать свой было бы проще)

Идея открытия так и осталась тогда идеей.

За год, как и у многих предпринимателей, все поменялось. Агентство в феврале все же съехало. Без меня)) Урок был неприятный, зато полезный. Я уже не совладелец сети общежитий, не совладелец транспортной компании. Сегодня мы с другими партнерами занимаемся развитием пространства для психологов и открываем коворкинг, о чем я и буду рассказывать. С самого начала до момента полной организации операционной жизни.

Перед тем как продолжить

Эта публикация — первая из серии. Сколько их будет всего? Не знаю. Зависит от того, как будет развиваться история.

Я не буду рассказывать обо всём. Есть детали, которыми я и мои партнеры не хотим делиться. Например, я не хочу говорить о том, что мы планируем делать. Буду писать только о том, что уже сделано.

У истории будет финал. Либо все огонь — довольные клиенты и прибыль. Либо — «финита ля комедия».

Команда

В то время как я смотрел офис с Авито и осознавал прелести коворкинга, мой давний друг Илья, а сегодня один из двух моих партнеров, принимал ремонт в новом общежитии. С сентября 2018 по ноябрь 2019 он был исполнительным директором сети. Под его контролем сеть выросла с 4 до 10 объектов со всеми вытекающими. Илья за это время разобрался в процессах малого бизнеса, который очень быстро шёл к тому, чтобы стать средним.

В ноябре 2019 Илья поссорился с моим партнером, что привело к его увольнению одним днём.

Тогда мы с Ильей уже искали помещение под пространство для психологов, его открытие было делом времени. И вот, в начале марта 2020 (ха-ха), пространство «Ступени» торжественно встречает первых клиентов. Как вы понимаете, плановой выручки мы до сих пор так и не увидели, хотя в октябре этого года были рядом.

Фото одного из наших кабинетов. Решил вставить, чтобы разбавить длинный текст цветной фотографией https://stupeni.club

Ступени подарили нам знакомство с Катей. О Кате скажу только, что она привыкла пахать круглосуточно, предпочитает во всем системный подход и убеждена, что деньги — результат полезной эффективной деятельности, а не сама цель.

В один из вечеров мы сидели втроем. Я рассказал об идее открытия коворкинга. Обсудили, прикинули математику и решили, что неплохо было бы открыть объект на 200 рабочих мест. Коворкинг выглядит логичным продолжением предпринимательского опыта развития рабочих пространств. Ступени — тоже пространство для работы. Несложный ремонт, простые процессы, маленький рынок = слабая конкуренция. А коворкинг — сложный ремонт, сложнее операционная математика и рынок… о нем ниже.

Где взять деньги на открытие? В рунете стоимость современного офиса оценивают в 30 тысяч рублей за квадрат. По такой оценке 200 рабочих мест встанет в 30 миллионов + аренда + деньги на рекламу и жизнь пространства до тех пор, пока оно не выйдет в ноль. Я бы заложил общую сумму 40, а лучше 50. Надо понимать, что цифры эти с потолка. От объекта к объекту стоимость открытия очень разная. Да и не верю я в 30 тысяч за квадрат.

Столько денег у нас нет. Нужен инвестор.

Инвестор

Я предприниматель с 2016 года. До открытия первой компании и в первый год работы для меня было загадкой — как найти инвестора. Что это за люди такие, где они обитают и как с ними разговаривать. Сегодня я отчетливо понимаю, что найти первого инвестора с нормальным чеком и выгодными условиями в России — дело случая.

Я родом из провинциального города с населением 100 тысяч человек. Переехал в Питер учиться в ИТМО после школы. Я начинал с нуля. Потребы, займы под 3% в месяц у друзей — вот мои инструменты привлечения ресурсов в предыдущих бизнесах. И только после первых результатов начали появляться знакомые, которые готовы проинвестировать.

Знакомство с А. А. произошло благодаря Ступеням. Дело случая, как я и сказал. В прошлом он строитель, сегодня — владелец коммерческой недвижимости.

Закинули ему идею коворкинга, назначили день. И вот, 1 сентября, за большим столом одного из ресторанов Галереи собрались АА, мы втроем и… моя жена. Сейчас объясню.

Жена преподает информатику для школьников. Создает онлайн-курсы для подготовки 9 и 11 классов к экзаменам. Клиентов находит в Инстаграме. Вика — типичный представитель ЦА рабочих пространств. На момент встречи она уже месяц как арендовала место в коворкинге. Я взял ее с собой как аргумент)

АА не понимал, чем офис хуже. Сравнивал коворкинг с модными в 2000х шоколадками: «Сейчас Сникерс никому не нужен». Удивляли АА тарифы на рынке: кто арендует рабочее место за 15-25 тысяч в месяц? А зачем фрилансеру тратить деньги на коворкинг, когда можно работать из дома? Коворкинг — проходной двор, кто отвечает за сохранность имущества? А если пьяный зайдет, разнесет технику? Рассказы моей жены об опыте работы дома, в классическом офисе и коворкинге с понятными сравнениями его убедили. Во всяком случае, мы так подумали. Самым сильным аргументом, я думаю, стал тот факт, что Вика платит за рабочее место 22 тысячи в месяц.

Дальше мы рассказали про концепцию, обсудили математику, обозначили риски и возможности.

После, АА задал вполне конкретный вопрос — что вам надо для реализации? А нужно было нам помещение в центре Питера на 1000-1200 квадратов, его приличный ремонт и оборудование. После встречи мы были уверены, что пора закидывать риэлторам задачу на поиск. Интерес с его стороны был виден, хоть и приправлен сомнениями.

Знаете, какой ответ мы получили? «Либо используйте под коворкинг моё помещение на Звездной, либо идите на*ер»

Вот оно, рядом с предпоследней станцией метро, Космонавтов 65 https://yandex.ru/maps/2/saint-petersburg/house/prospekt_kosmonavtov_65k2/Z0kYdQJoSUQAQFtjfXRyd3prYQ==/?ll=30.358017%2C59.836685&utm_source=main_stripe_big&z=17.17

Фотографий того, как оно выглядело, нет. Есть непонятные фото сразу после того, как оттуда вывезли мебель. И даже я на одном из них. Привет!

Мы очень разозлились. С одной стороны, человек даёт возможность. В своём помещении он снижает риски. Для нескольких электронных писем и одной встречи это уже результат. Это охренеть какой результат. С другой стороны, нас поставили перед фактом, предлагаемый вариант казался полным отстоем.

1. 500 квадратных метров вместо хотя бы 1000. Что будет с арифметикой?

2. Это вообще нахрен не центр Питера) Коворкинг должен быть в центре — туда удобно добираться большему количеству людей. Там, вероятно, лучше инфраструктура. Открывая пространство на окраине, ЦА сокращается минимум в 2 раза, а то и в 4.

3. Окраины разные бывают. Звездная — грань хорошего места. Как бы объяснить… Московский район, на территории которого находится помещение, считается дорогим. Широкие проспекты и чистые улицы, ухоженные дома, парки. Он действительно крутой, такой уютный и просторный. Домашний. Но сама улица Космонавтов на краю района, через километр уже Купчино.

4. У нас была концепция. С конкретной ЦА, с дополнительными ценностями, которые мы сможем дать этой ЦА. Четкое позиционирование. Все это коту под хвост.

С этими мыслями взяли паузу и начали думать. Либо откладываем в долгий ящик, либо берём что есть. День-другой обсуждений, и мы смотрим на предложение как на отличный пилотный вариант. Неожиданно?

Рынок

Мы посмотрели на ситуацию с другой стороны. Вот, например, занятный скриншот.

Карта коворкингов СПб. И мы на ней. https://yandex.ru/maps/

На карте только "классические коворкинги". Не все, большинство из них.

Вот таких мест на карте нет

К карте мы ещё будем возвращаться, а пока бегло поговорим о клиентах, их задачах и вариантах решения.

Говоря поверхностно, всех клиентов коворкингов можно разделить на две группы: фрилансеры и организации. Первые арендуют для себя, вторые — для своей компании, команд или отдельных сотрудников.

Какие задачи могут быть у фрилансера?

  • Удобное рабочее место.
  • Коллектив. Деловые и дружеские знакомства, обмен опытом, поддержка.
  • Атмосфера. Ничего не должно отвлекать от работы. Наоборот, должно способствовать концентрации и эффективному решению задач. По словам жены, в коворкинге задачи удается решить значительно быстрее.
  • Допы. Переговорка, хороший интернет, принтер-сканер, игровая приставка в перерывах.

Какие варианты есть у фрилансера?

  • Организовать работу дома. Деньги платить не надо, все всегда под рукой. Если живешь не один, то удобно работать в квартире, если она хотя бы 2хкомнатная. Может отвлекать быт. Вариант для людей с хорошей самоорганизацией.
  • Кофейни, ресторанчики. Есть даже заведения, в которых владельцы отдают под рабочее пространство квадратов 30-50. С почасовой оплатой или без. Коллектива там нет, приходят и уходят. Ну, может пару постоянников. В таких зонах шумно. Удобные рабочие места? Нет. Такое место отлично подойдет для разовых вылазок попить кофе и заодно пару задачек решить. Отдохнуть от квартиры. Или встретиться с кем.
  • Небольшие офисы в БЦ. Будет ли организовано рабочее место? Возможно. Техника для печати? Будет за 30 рублей страница. Переговорка? Скорее всего нет. Коллектив? Нет. Снимаешь квадратные метры, а не рабочее пространство. Недорого.
  • Коворкинг. Удобные рабочие места, переговорка, чай и печеньки, принтеры, быстрый интернет, лаунж зоны, ивенты и коллектив. Дорого.

Фрилансер посмотрит на коворкинг тогда, когда у него есть деньги. Я бы не стал платить за рабочее место 20 тысяч, если бы зарабатывал 50.

Так получается, что первая часть ЦА коворкингов — специалисты с опытом работы, стабильным средним и высоким доходом. Те, которые уже поработали из дома и хотят разделить деловое и личное.

Что им предлагает рынок? Пространства в центре города. Я понимаю основателей коворкингов: есть инфраструктура, люди привыкли добираться на работу в центр. Круто ведь, когда после тяжелого трудового дня можно за 20 минут добраться до Галереи и развлечь себя шоппингом. Или сходить в прикольный бар.

Расположение в центре — также и недостаток. Я пишу этот текст из дома. А вот моя жена, которая арендует рабочее место в центре:

Почти каждый день она решает, ехать ли ей в коворкинг или остаться дома. По сути, Вика оценивает, есть ли у нее время и силы на дорогу туда и обратно. Ответ «да» — раз или два в неделю.

Такими размышлениями появилась идея позиционирования: коворкинг у дома. Или коворкинг на районе.

Собрали все мысли в кучу и посмотрели на вариант в целом:

  • При таком позиционировании 500 квадратов может оказаться вполне достаточно. Забегая вперёд скажу, что мы ошиблись)
  • На 500 квадратах проще разобраться в деталях операционки и построить процесс.
  • «У дома» — сильная позиция. Технологичность можно перекупить, да и затратно всегда быть в тренде. Без позиционирования, просто коворкинг — приводит к борьбе маркетинговых бюджетов. «У дома» решает одну конкретную задачу для небольшой аудитории. В Питере мы будем первыми, кто зайдет с таким подходом.
  • Рядом с нами мы не видели никого. Для пилотного проекта — идеально.
  • С таким подходом мы очень сильно можем порезать затраты на рекламу. Или увеличить бюджет на нужную ЦА. Зачем показываться жителям северной части города? Пусть за них бьются игроки в центре, мы же будем повышать ставки в борьбе за внимание тех, кто живет и работает рядом с нами.

А что с клиентами-организациями? Я скажу коротко — мы не знаем. В этом есть огромная проблема, потому что компании арендуют большУю часть коворкингов, если не бОльшую. Тут будем ориентироваться на ходу.

В результате мы приняли предложение и в первых числах сентября ударили с АА по рукам. Две недели согласовывали договор. Наметили старт стройки на 1 ноября — день, когда с помещения съедет арендатор. Октябрь отвели на подготовительную работу с дизайнером, которого еще предстояло найти.

Все пошло не по плану уже 16 сентября. Об этом в следующей части.

Послесловие к первой части

Мы оказались в стандартной ситуации, когда ничего непонятно и есть риск очень сильно обделаться. Условия у нас простые — 11 месяцев на то, чтобы все работало на плановой математике. Иначе с Космонавтов мы съезжаем. Учитывая, что в плановой математике пока что понятна только целевая прибыль, а расходная часть из головы, задачка становится ещё интереснее))

Да и позиционирование — сработает ли? По опыту, половина предположений из головы не совпадают с реальным миром. Какими окажутся практические выводы?

С другой стороны. Если мы победим на этом объекте и сможем создать бизнес, который качественно решает задачи клиента, предпринимателей и инвестора — дальше все будет огонь.

В ближайших частях расскажу про стройку, работу с дизайнерами и мебельными произодствами. И про наш тур по коворкингам Питера (там интересно).

Ах, да. У нас до сих пор нет названия)))

В группе ВК и инстаграме есть видео и фото с рабочим процессом. Если хотите посмотреть их до выхода следующей записи, добро пожаловать:

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Евгений Бакулин

Спасибо за интересный рассказ!

Местечко - конечно, так себе...
НО: там действительно много народу в округе живёт - "рядом с домом" может и взлететь (вопрос, конечно, много ли из Вашей целевой аудитории живёт в тех краях + очевидно, что ценник должен быть не 22 тысячи в месяц, а скромнее)

Успехов!

Жду продолжения.

Ответить
Развернуть ветку
Федя Пак

Отличный текст. Ждем продолжения!

Ответить
Развернуть ветку
Жень-Шень

Спасибо большое за информацию. Очень интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Yuri Istomin

"А вот моя жена, которая арендует рабочее место в центре:"
—--—--—--—--—--
Больше на спальню похоже, извините)))

Ответить
Развернуть ветку
Никита Мотыль
Автор

Это она и есть)

Ответить
Развернуть ветку
Yuri Istomin

Коворкинг на Звёздной - это конечно круто, а теперь представьте, что ваш потенциальный клиент захочет назначить переговоры со своим партнёром с Севера города, в итоге этот партнёр затратит лишние 1-2 часа чтобы добраться до вашего коворкинга.
Поэтому и строят офисы в центре - рядом куча офисов и до всех районов одинаково близко.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Мотыль
Автор

Мы думали об этом, решение есть - открыть ещё один объект в центре)

Ответить
Развернуть ветку
Paavo Ulmanis

Удаленная работа превращается в квест "есть безопасный быстрый интернет" в приятном месте. Потому вы вступили на сжимающийся рынок.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Мотыль
Автор

Посмотрим. Не думаю, что рынок сжимается)

Ответить
Развернуть ветку
Paavo Ulmanis

Я живу в обществе, что оставило коворкинги по сути позади - для нас это вчерашний день. Им на смену приходят какие-то классные штуки вроде такого: это центр IT-обучения, где можно зависать бесплатно.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Мотыль
Автор

За чей счёт они живут?

Ответить
Развернуть ветку
Paavo Ulmanis

Там мы стимулируем развитие электронной экономики: часть денег - спонсорство и субсидии, часть - бизнес-ангелы и т.п.
https://delta.ut.ee/en/

Ответить
Развернуть ветку
Никита Мотыль
Автор

Круто, что есть такие проекты. В России маловеровтно что такое сделают

Ответить
Развернуть ветку
Paavo Ulmanis

Мои клиенты в основном работают в инфотехнологиях. Зарабатывают глобально. Я вижу, насколько в разных частях мира находятся части одной компании. Даже ядро компаний обычно находится в течение года в двух-трёх локациях. Офисная культура умирает. Корона поставила на ней жирную точку.

У вашего проекта есть возможность быть более гибким за счёт внутрисуточной трансформации, когда зоны используются в течение суток в совершенно разных форматах: зал для йоги в 11:00 превращается в конференц-зал в 14:00 и танц-площадку в 19:00; зона кафе сменяет формат с завтрака на столовую, кулинарные курсы в 17:00, потом на бар вечером-ночью...

Организаторы получают оборудование в прокат и помещение в короткую аренду. У нас это очень популярно под названием "площадки". 

Самое бешеное, что я как независимый бухгалтер видел в этой новой жизни, - бар-коворкинг с сауной. В Финляндии это был еще и массажный салон, в Таллинне - конференц-рум. 

Ответить
Развернуть ветку
Denis Denis

Как обстоят дела с вашим проектом сегодня?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Мотыль
Автор

Добрый день, до нового года расскажу во второй части)))

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Dremov

Присоединяюсь к вопросу Дениса. Что получилось в итоге?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Мотыль
Автор

Добрый день, до нового года расскажу во второй части)))

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Тещина

Здравствуйте, есть новости проекта?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Мотыль
Автор

Добрый день, до нового года расскажу во второй части)))

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда