Топ-10 ошибок руководителя, разрушающих бизнес

Предпринимательскую деятельность начал более 8 лет назад. Первый бизнес основывался на онлайн продажах кружек с напечатанными изображениями. Сегодня руковожу двумя предприятиями – в нефтегазовой отрасли и в сфере развлечения. За эти годы совершено немало глупых ошибок, и вот топ 10 из них.

Один в поле не воин

Ни один руководитель не может все делать в одиночку. Неумение делегировать полномочия ведет к неудачам. Я не мог понять, зачем платить за работу другим, если могу ее делать сам. В один из вечеров, подметая офис после ухода сотрудников, я посмотрел на часы и понял, что пора что-то менять. В попытке сэкономить 1000 рублей я терял бесценные часы, которые мог бы уделить своей семье.

Без очерченного круга задач, мероприятий, разделения их по ответственным лицам, хорошего результата ждать не приходится. Я научился поручать задачи сотрудникам, поверив в их силы. Сфокусировался на роста бизнеса. Внимание переключилось на стратегические цели, показатели компании начали расти быстрее.

Нечеткая постановка задач

Умение правильно выражать мысли помогает избежать многих проблем. Люди воспринимают информацию по-разному. Чтобы результат совпал с ожиданием, следует задать пару уточняющих вопросов: «С чего начнешь?», «Как будешь действовать?». Это поможет убедиться, что задача донесена до подчиненных правильно.

Если человек не понимает, что от него хотят, он самостоятельно додумает часть информации и выполнит работу неправильно. Конечно, есть риск столкнуться с некомпетентными сотрудниками. Но если работники снова и снова ошибаются, не торопитесь выказывать недовольство.

Дружба дружбой, а бизнес порознь

Предпринимательство зиждется на деньгах и прибыли. Попытка ведения бизнеса совместно с другом грозила крахом и партнерских, и личных отношений. Сначала оба горели воплощением стартапа в жизнь. Затем наступил период выяснений, какую пользу принес каждый участник дела, каждый «тянул одеяло» на себя.

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, стоит заранее провести четкую грань между дружбой и бизнесом. Договоренности лучше закрепить юридически. Мы с другом определили круг ответственности и задач, обозначили финансовые обязательства. Прагматичный подход помог сохранить дружбу, хотя периодически трудности все равно случаются.

Несовпадение ожидания и реальности

Завышенные ожидания погубили не один хороший проект. Уже на старте стоит определить затраты, понять, какие сложности подстерегают. Не следует отмахиваться от неприятных прогнозов. Мы с другом видели по расчетам, что окупаемость плана не уложится в год. Но не хотели признавать факты.

Когда иссякли деньги для покрытия издержек на банковском счете, пришлось в срочном порядке пересчитывать бизнес-модель и полностью менять ее концепцию. Нам повезло, что удалось избежать точки невозврата и сохранить предприятие жизнеспособным.

Отсутствие опыта в своей нише

Прежде чем начать собственное дело, стоит поработать «на дядю». Это поможет понять специфику работы определенной индустрии. Да, иногда выстреливает стартап у людей без опыта. Но в 9 случаях из 10 неумение выстраивать бизнес-процессы разрушит ваше предприятие.

Работа на чужой бизнес иногда затягивает. В дальнейшем тяжело отказаться от стабильной зарплаты, рискнуть и начать с нуля. Но понимание отрасли, представление портрета аудитории клиентов, дает знания, которые станут конкурентным преимуществом.

Панибратство с подчиненными

Не стоит идти на слишком тесное сближение с подчиненными. Удержание дистанции помогает сохранить рабочие отношения. Личное общение подрывает авторитет руководителя и усложняет решение вопросов кадровых перестановок. Сближение проявляется в мелких деталях, таких, как переход на «ты», использование ненормативной лексики в отношении сотрудников, общение на личные темы. Следует избегать подобных ситуаций.

Приятели не критикуют друг друга, не пытаются исправить. Но эффективный руководитель постоянно оценивает работу подчиненных, критикует, чтобы добиться перемен и развития. Не пытайтесь стать другом, ведь дружба – это союз равных, а отношения «начальник-подчиненный» не предусматривают равенства в полномочиях.

Бесконечные отписки

Сначала практика вопросов и распоряжений в виде электронных писем казалась хорошим решением. Но затем стало понятно, что отправленные емайлы возвращаются бумерангом с еще большим количеством вопросов. Работники не спешили выполнять поручения, надеясь, что удастся их избежать при помощи отписок.

Такой метод взаимодействия хорош только для простых договоренностей, понятных участникам дискуссии. В остальных случаях, сотрудник, получивший письмо, стремился переадресовать его коллеге с помощью шаблонной отписки. Вместо решения проблема только усугублялась, живое обсуждение более конструктивно.

Не радуйтесь успеху раньше времени

Однажды к нам поступил запрос от большой сети магазинов, заинтересовавшихся технологией. Это была оригинальная разработка в виде прототипа. От руководства сети поступил запрос о стоимости поставок в каждый магазин, после мы долго обсуждали условия сделки по телефону.

Я потирал руки в предвкушении прибыли, считал нули на банковском счете и прикидывал, куда вложу полученную выручку. Как вы уже догадались, запрос так и остался запросом. Теперь мы открываем шампанское, только когда деньги оказываются на счету.

Знайте личный предел

У англичан есть хорошая поговорка: «Bite off more than you can chew». Перевести ее можно как «руби сук по себе». Я слышал о профессиональном выгорании, но был уверен, что меня это не коснется. С энтузиазмом тянул любые задачи. Но оказалось, что у каждого человека есть свой предел, и надо его знать.

Я прошел через сложный период, когда взвалил на себя непомерную ношу. Было тяжело, и теперь я понимаю, что тогда достиг своего предела. Знаю, что лимит прочности есть и у сотрудников, его тоже стоит знать. Не следует обещать бонус за переработку на выходных, расплатой будут ошибки в работе, брак на производстве или личностные срывы. Я не предлагаю давать поблажки, но и перегружать сотрудников надо осторожно.

Признавайте свои ошибки

Главное, чему я научился за годы в роли управленца – это умение признавать и принимать ошибки. Раньше всегда искал виноватых среди подчиненных, если дела шли не так, как задумано. Со временем понял что, сначала следует задать вопрос себе: «Что ты сделал, чтобы предотвратить проблему? Был ли запасной план, чтобы исправить ее вовремя?».

Теперь задаю себе эти вопросы каждый раз, даже если уверен, что неприятность произошла не по моей вине. Управленческая работа в нефтегазовой отрасли научила, что цена ошибки может стоить компании миллионов. Этот опыт сделал меня осторожнее в принятии решений, научил принимать в делах личную ответственность.

Любая ошибка – это ценный опыт. Не стоит бояться неправильных действий, но каждая ошибка должна послужить полезным уроком. В моей практике были сотни ошибок, научивших меня тому, что я умею сейчас. А какие ошибки на предпринимательском пути можете вспомнить вы? Что из перечисленного было для вас актуально?

0
184 комментария
Написать комментарий...
Timur Kuzmin

1. Один в поле не воин.
Еще какой воин. Нужны помощники - привлеку, отпадёт надобность - распущу, в соответствии с ТК.
Веник в руках руководителя появляется не от желания сэкономить на уборщице, а от неудовлетворенности чистотой помещения. Иначе, это сомнительный руководитель.
2. Нечеткая постановка задач.
В средней школе пишут сочинения, чтобы научиться внятно излагать мысли. Если с этим проблемы - нужно повторить школьный курс. некоторым помогает.
3. Дружба дружбой, а бизнес порознь.
Акционеры в бизнесах не бывают друзьями? Или кто-то так сильно обидел "по дружбе"?
4. Несовпадение ожидания и реальности.
Это жизнь, дружище. Ожидания не совпадают с реальностью в 90% случаев. Что тут можно посоветовать?))
5. Отсутствие опыта в своей нише.
Зачем для приобретения опыта "работать на дядю"? Дурацкий совет, потому что слишком примитивный. Привлекать проверенных экспертов, руководствуясь собственным же тезисом 1, не пробовали?
6. Панибратство с подчиненными.
Опять чушь. Дисциплина, основанная на деловой мотивации, допускает любые формы комфортной коммуникации, тут главное - результат.
7. Бесконечные отписки.
Как-то неправдоподобно. Сколько человек у вас в штате? Такая проблема может всплыть при >100 участников переписки. Дедлайны по задачам не пробовали устанавливать своим "писателям"?
8. Не радуйтесь успеху раньше времени.
Странный совет. Успех же мой - когда хочу, тогда и радуюсь. Окажется, что радость преждевременна - выдохну и продолжу работу. Или это у вас суеверие такое?
9. Знайте личный предел.
Опять чушь. Свой предел нельзя узнать заранее. Наступит выгорание, только тогда имеет смысл запариваться на эту тему. Пока работается - нужно работать.
10. Признавайте свои ошибки.
Нормально функционирующий мозг делает это автоматически. Нет?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Чиркин

Предел можно узнать заранее. Один раз получив выгорание, побыв унылым говном в депрессии, нормально работающий мозг в следующий раз будет «чувствовать» приближающиеся симптомы.

Если не будет, то печально, мозг не сделал выводов, не научился на своих ошибках.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Не будет чувствовать. 

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Чиркин

У вас нет нейропластичности?

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Депрессия - заболевание. И его наступление не всегда осознаёшь. 

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Чиркин

Согласено, что заболевание. Я проходил через две депрессии.

Возможно, так только у меня, но даже сейчас я чувствую, что немного ощущаю себя унылым говном, а значит, вероятно, подступает депрессия :) 

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Не приписывайте то, чего у вас нет. В депрессии у вас нет ничего. В том числе и эмоций. Ощущение состояния УГ - это апатия. Для начала исключите болезни внутренних органов. 

Ответить
Развернуть ветку
181 комментарий
Раскрывать всегда